КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объекты и субъекты приватизации
Каждый объект, будь то индивидуально определенное имущество (например, станок) или недвижимость (здание, сооружение), имеет особенности постановки на учет, использования, налогообложения и т.п. Приватизация гибко учитывает такие особенности, поделив все объекты приватизации на группы, исходя из возможности получения прибыли, необходимости дополнительных капиталовложений, значения объекта для экономики и безопасности Украины и других факторов. К группе А Программа относит: а) целостные имущественные комплексы государственных и арендных предприятий, структурные подразделения пред приятий, выделенные в самостоятельные предприятия, со б) гостиницы, объекты санаторно-курортных учреждений и дома отдыха, находящиеся на самостоятельных балансах; в) отдельное индивидуально определенное имущество (например, оборудование, нежилые помещения); г) имущество предприятий, которое не было продано как целостный имущественный комплекс ранее. Примерами объектов группы А могут служить небольшие магазины, оборудование, санатории, являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Группа Б в Программе приватизации не сформирована. Ранее объекты данной группы отчуждались за приватизационные бумаги. Однако в 2000 году был проведен последний аукцион с их участием и необходимость формирования этой группы отпала. К группе В относятся: а) целостные имущественные комплексы предприятий со средне учетной численностью работающих более 100 человек и стоимость основных фондов которых достаточна для формирования уставных фондов ОАО; б) акции ОАО, выпуск которых зарегистрирован до 22.06.2000 г. — даты опубликования последней Программы (кроме предприятий группы Г); в) акции ОАО, созданных на базе предприятий агропромышленного комплекса. Примером могут служить достаточно крупные предприятия, при этом не имеющие стратегического значения для Украины и не занимающие монопольное положение на украинском рынке. К группе Г относятся целостные имущественные комплексы предприятий или пакеты акций ОАО, которые на момент принятия решения о приватизации занимают монопольное положение на общегосударственном рынке соответствующих товаров и услуг или имеют стратегическое значение для экономики и безопасности Украины. Ежегодно Кабинет Министров утверждает перечни таких предриятий. К группе Д отнесены объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты. Объекты незавершенного строительства — это объекты, начатые строительством, но не введенные в эксплуатацию; законсервированные объекты — объекты, которые ранее работали, однако в связи с изменениями политического, экономического и иного курса страны были закрыты, в частности, предприятия оборонной промышленности по производству и хранению ядерного оружия, которые в связи с объявлением Украиной себя безъядерной державой были закрыты (законсервированы) государством. Данные объекты требуют дополнительных вложений после приватизации (достройка, утилизация отходов, перепрофилирование объекта и т.п.). В частности, В.Костицкии1 указывает на необходимость снижения стоимости объекта повышенной опасности, поскольку приватизация таких объектов, как правило, влечет за собой возникновение дополнительных платежей и штрафов за загрязнение окружающей природной среды. Группа Е включает акции (части, паи), которые принадлежат государству в уставных фондах хозяйственных обществ (в том числе предприятий с иностранными инвестициями), расположенных на территории Украины или за рубежом. К данной группе фактически относятся все объекты, не подпадающие под правила группы В и Г. К группе Ж относятся независимо от стоимости объекты здравоохранения, образования, культуры и иные объекты социально-бытового назначения, которые состоят на балансе предприятий, т.е. не являются самостоятельными юридическими лицами, как в группе А. Следует обратить внимание на то, что рассмотренные группы не включают двух категорий объектов — жилой фонд и земельные участки, приватизация которых осуществляется в соответствии с Законом Украины «О приватизации государственного жилого фонда», Земельным кодексом Украины и Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков». Тому есть простое объяснение: приватизацию земли и жилого фонда осуществляют местные советы, в ведение которых в соответствии с законодательством Украины переданы данные объекты, а не ФГИУ. Именно поэтому здесь действуют другие правила, стадии, сроки приватизации, сохранена бесплатная передача в частную собственность земельного участка и квартиры (помещения) определенного размера и т.п. Законом Украины «О приватизации государственного имущества» установлены общие критерии объектов, приватизация которых запрещена. Кроме того, Верховная Рада отдельным Законом «О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации» от 07.07.99 г. утвердила перечни конкретных предприятий, не подлежащих приватизации. Ст. 5 Закона «О приватизации государственного имущества» указывает, что приватизации не подлежат казенные предприятия и объекты, основным видом деятельности которых является производство товаров (работ, услуг), имеющих общегосударственное значение. К ним относятся: 1) объекты, обеспечивающие выполнение государством своих функций, обороноспособность, экономическую независимость, а также имущество, составляющее материальную основу суверенитета Украины (например, имущество Вооруженных Сил Украины, СБУ, Пограничных войск Украины, правоохранительных и таможенных органов; недра, полезные ископаемые общегосударственного значения, золотой и валютный фонды и т.п.); 2) объекты, деятельность которых обеспечивает социальное развитие, сохранение и повышение культурного, научного потенциала, духовных ценностей (например, архивы, объекты 3) объекты, контроль за деятельностью которых гарантирует защиту граждан от последствий влияния опасной продукции, услуг или производств (например, имущественные комплексы предприятий по выпуску наркотических, бактериологических, биологических, психотропных и ядовитых средств, по изготовлению и ремонту всех видов оружия и т.п.); 4) объекты, которые обеспечивают жизнедеятельность государства в целом (например, автомобильные дороги, метрополитен, городской электротранспорт, атомные электростанции, Субъекты приватизации можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В узком смысле под субъектами приватизации понимаются две стороны процесса приватизации — орган приватизации и покупатель. В широком смысле субъектами также являются посредники. Рассмотрим каждую категорию субъектов. Орган приватизации. В соответствии с Указом Президента Украины «О единой системе органов приватизации в Украине» № 56 от 19.02.94 г. приватизацию государственного имущества в Украине осуществляют: — Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ); — региональные отделения ФГИУ — в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе; — представительства ФГИУ — в районах и городах. для приватизации коммунального имущества соответствующей административно-территориальной единицы. Например, в Одессе для приватизации городской коммунальной собственности создано Представительство по управлению коммунальной собственностью Одесского городского совета1, а приватизацию имущества области осуществляет Управление Одесского областного совета по вопросам использования имущества и приватизации. Спорным представляется точка зрения некоторых авторов2 о том, что после признания Конституцией Украины коммунальной собственности в качестве самостоятельной формы собственности органы самоуправления могут самостоятельно изменять порядок отчуждения таких объектов. Данная позиция не соответствует нормам законодательства Украины о приватизации, в частности, в настоящий момент противоречит пункту 2 ст. 146 Хозяйственного кодекса Украины. Данная норма ХК Украины определяет, что приватизация государственных (коммунальных) предприятий осуществляется не иначе, как во исполнение государственной программы приватизации, определяющей цели, приоритеты и условия приватизации, а также основывается на порядке, установленном законом. Такой же позиции придерживается Конституционный Суд Украины при принятии решения по делу № 01/1501-97 от 1 июля 1998 г. Таким образом, приватизация коммунального имущества производится в соответствии с нормами приватизационного законодательства, а органы местного самоуправления могут в пределах своей компетенции утверждать перечни объектов, подлежащих и не подлежащих приватизации, определять в пределах закона способы приватизации конкретных объектов и т.д. Основными задачами органов приватизации являются: — защита имущественных прав Украины на ее территории и зарубежом; — осуществление прав распоряжения имуществом государственных предприятий в процессе их приватизации; — осуществление полномочий по организации и осуществлению приватизации имущества предприятий, находящегося в общегосударственной собственности;
— осуществление полномочий арендодателя имущества государственных предприятий и организаций, их структурных под разделений; — содействие процессу демонополизации экономики и созданию условий для конкуренции производителей. Во исполнение данных полномочий органы приватизации утверждают планы приватизации имущества, создают комиссии по приватизации, заключают соглашения по проведению подготовки объектов к приватизации, проведению экспертной оценки стоимости объектов и их продаже, осуществляют полномочия владельца государственного имущества в процессе приватизации, контролируют выполнение условий договоров купли-продажи государственного и коммунального имущества и осуществляют иные полномочия, предусмотренные приватизационным законодательством. ФГИУ действует на основании Временного положения о Фонде государственного имущества Украины, утвержденного Постановлением Верховной Рады Украины от 07.06.92 г. № 2558-ХИ. Согласно данному Положению ФГИУ является государственным органом, который осуществляет государственную политику в сфере приватизации государственного имущества, выступает арендодателем имущественных комплексов, являющихся общегосударственной собственностью. Фонд в своей деятельности подчинен и подотчетен Верховной Раде Украины. Во исполнение основных задач и приоритетов приватизации ФГИУ осуществляет ряд функций, в частности: а) разрабатывает и представляет Кабинету Министров проекты государственных программ приватизации, организует и контролирует их выполнение; б) выдает лицензии посредникам; в) осуществляет связь с местными органами приватизации; г) принимает меры к привлечению иностранных инвесторов к процессу приватизации; д) обеспечивает систематическое информирование населения, Верховной Рады, органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления о ходе приватизации государственного имущества; е) ежегодно составляет отчет о ходе приватизации и представляет его на рассмотрение и утверждение Верховной Раде после согласования с Кабинетом Министров; ж) участвует в создании совместных предприятий, в уставный фонд которых передается имущество, являющееся общегосударственной собственностью; з) участвует в разработке проектов нормативных актов по вопросам управления имуществом, находящимся в государственной собственности, и его приватизации; и) представляет интересы Украины за рубежом по вопросам, касающимся защиты имущественных прав Украины. ФГИУ возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины с согласия Верховной Рады. Председатель ФГИУ имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются с должности Президиумом Верховной Рады по представлению председателя Фонда. Руководителей региональных отделений ФГИУ назначает на должности и освобождает с них Председатель ФГИУ, а руководителей представительств в районах и городах назначают на должности и освобождают с них руководители региональных отделений. Председатель ФГИУ, его заместители, руководители региональных отделений и представительств, ответственные работники этих органов не могут быть народными депутатами, членами руководящих органов политических партий, других общественных объединений, занимать должности в хозяйственных и коммерческих организациях. Работники Фонда, его региональных отделений и представительств не могут быть покупателями объектов приватизации (кроме случаев, когда они использовали приватизационные бумаги). Региональные отделения и представительства являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.1994 г. №412. Согласно ст. 8 Закона «О приватизации государственного имущества» покупателями объектов приватизации могут быть: — граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства; — юридические лица, зарегистрированные на территории Украины; — юридические лица иных государств. Для совместного участия в приватизации могут создаваться хозяйственные общества, в том числе из членов трудового коллектива, причем в последнем случае такое общество учреждается на основании решения общего собрания, на котором принимали участие более 50 % работников предприятия или их уполномоченных представителей. Не могут быть покупателями: — органы государственной власти; — работники государственных органов приватизации; — юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25 %. Государственной программой приватизации в отношении конкретных объектов (групп объектов) могут быть установлены иные ограничения или особенности участия покупателей в приватизации. Так, пунктом 2 ст. 5 Закона Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)» установлено, что покупателями также не могут быть «лица, которым в соответствии с действующим законодательством запрещено заниматься предпринимательской деятельностью», т.е. имеется не погашенная судимость за совершение корыстных преступлений. Пункт 4 ст. 22 Земельного кодекса Украины устанавливает прямой запрет передачи в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам земель сельскохозяйственного назначения. Посредниками в приватизационном процессе признаются оценщики и фондовые биржи. Отдельными законодательными актами может быть разрешена деятельность и иных видов посредников. Так, с целью развития рынка ценных бумаг и дальнейшего его обслуживания, снижения риска покупателей при размещении вкладов в объекты приватизации создаются доверительные общества, инвестиционные фонды и инвестиционные компании, другие финансовые посредники. Однако следует отметить, что обращение покупателей к услугам посреднических организаций в ходе приватизации не является обязательным.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |