Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты и субъекты приватизации




Каждый объект, будь то индивидуально определенное имущество (например, станок) или недвижимость (здание, сооружение), имеет особенности постановки на учет, использования, налогообложения и т.п. Приватизация гибко учитывает такие особенности, поделив все объекты приватизации на группы, исходя из возможности по­лучения прибыли, необходимости дополнительных капиталовло­жений, значения объекта для экономики и безопасности Украины и других факторов.

К группе А Программа относит:

а) целостные имущественные комплексы государственных и арендных предприятий, структурные подразделения пред­ приятий, выделенные в самостоятельные предприятия, со
средне учетной численностью работающих до 100 человек включительно или более 100 человек, если стоимость основ­ных фондов недостаточна для формирования уставных фондов
ОАО (1250 минимальных заработных плат);

б) гостиницы, объекты санаторно-курортных учреждений и дома отдыха, находящиеся на самостоятельных балансах;

в) отдельное индивидуально определенное имущество (напри­мер, оборудование, нежилые помещения);

г) имущество предприятий, которое не было продано как целост­ный имущественный комплекс ранее.

Примерами объектов группы А могут служить небольшие мага­зины, оборудование, санатории, являющиеся самостоятельными юридическими лицами.

Группа Б в Программе приватизации не сформирована. Ранее объекты данной группы отчуждались за приватизационные бумаги. Однако в 2000 году был проведен последний аукцион с их участием и необходимость формирования этой группы отпала.

К группе В относятся:

а) целостные имущественные комплексы предприятий со сред­не учетной численностью работающих более 100 человек и стоимость основных фондов которых достаточна для форми­рования уставных фондов ОАО;

б) акции ОАО, выпуск которых зарегистрирован до 22.06.2000 г. — даты опубликования последней Программы (кроме предпри­ятий группы Г);

в) акции ОАО, созданных на базе предприятий агропромышлен­ного комплекса.

Примером могут служить достаточно крупные предприятия, при этом не имеющие стратегического значения для Украины и не за­нимающие монопольное положение на украинском рынке.

К группе Г относятся целостные имущественные комплексы предприятий или пакеты акций ОАО, которые на момент принятия решения о приватизации занимают монопольное положение на общегосударственном рынке соответствующих товаров и услуг или имеют стратегическое значение для экономики и безопасности Украины. Ежегодно Кабинет Министров утверждает перечни таких предриятий.

К группе Д отнесены объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты. Объекты незавершенного строитель­ства — это объекты, начатые строительством, но не введенные в эксплуатацию; законсервированные объекты — объекты, которые ранее работали, однако в связи с изменениями политического, эко­номического и иного курса страны были закрыты, в частности, предприятия оборонной промышленности по производству и хра­нению ядерного оружия, которые в связи с объявлением Украиной себя безъядерной державой были закрыты (законсервированы) го­сударством. Данные объекты требуют дополнительных вложений после приватизации (достройка, утилизация отходов, перепрофи­лирование объекта и т.п.). В частности, В.Костицкии1 указывает на необходимость снижения стоимости объекта повышенной опасно­сти, поскольку приватизация таких объектов, как правило, влечет за собой возникновение дополнительных платежей и штрафов за загрязнение окружающей природной среды.

Группа Е включает акции (части, паи), которые принадлежат государству в уставных фондах хозяйственных обществ (в том числе предприятий с иностранными инвестициями), расположенных на территории Украины или за рубежом. К данной группе фактически относятся все объекты, не подпадающие под правила группы В и Г. К группе Ж относятся независимо от стоимости объекты здра­воохранения, образования, культуры и иные объекты социально-бытового назначения, которые состоят на балансе предприятий, т.е. не являются самостоятельными юридическими лицами, как

в группе А.

Следует обратить внимание на то, что рассмотренные группы не включают двух категорий объектов — жилой фонд и земельные участки, приватизация которых осуществляется в соответствии с Законом Украины «О приватизации государственного жилого фон­да», Земельным кодексом Украины и Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков».

Тому есть простое объяснение: приватизацию земли и жилого фонда осуществляют местные советы, в ведение которых в соответ­ствии с законодательством Украины переданы данные объекты, а не ФГИУ. Именно поэтому здесь действуют другие правила, стадии, сроки приватизации, сохранена бесплатная передача в частную собственность земельного участка и квартиры (помещения) опреде­ленного размера и т.п.

Законом Украины «О приватизации государственного имуще­ства» установлены общие критерии объектов, приватизация ко­торых запрещена. Кроме того, Верховная Рада отдельным Законом «О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации» от 07.07.99 г. утвердила перечни конкретных предприятий, не подлежащих приватизации.

Ст. 5 Закона «О приватизации государственного имущества» указывает, что приватизации не подлежат казенные предприятия и объекты, основным видом деятельности которых является произ­водство товаров (работ, услуг), имеющих общегосударственное значение. К ним относятся:

1) объекты, обеспечивающие выполнение государством своих функций, обороноспособность, экономическую независи­мость, а также имущество, составляющее материальную основу суверенитета Украины (например, имущество Воору­женных Сил Украины, СБУ, Пограничных войск Украины, правоохранительных и таможенных органов; недра, полезные ископаемые общегосударственного значения, золотой и ва­лютный фонды и т.п.);

2) объекты, деятельность которых обеспечивает социальное раз­витие, сохранение и повышение культурного, научного по­тенциала, духовных ценностей (например, архивы, объекты
культуры, искусства, архитектуры, мемориальные комплек­сы, заказники, парки общенационального значения);

3) объекты, контроль за деятельностью которых гарантирует защиту граждан от последствий влияния опасной продукции, услуг или производств (например, имущественные комплек­сы предприятий по выпуску наркотических, бактериологи­ческих, биологических, психотропных и ядовитых средств, по изготовлению и ремонту всех видов оружия и т.п.);

4) объекты, которые обеспечивают жизнедеятельность государ­ства в целом (например, автомобильные дороги, метрополи­тен, городской электротранспорт, атомные электростанции,
пенитенциарные заведения, крематории, кладбища и иные ьобъекты).

Субъекты приватизации можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В узком смысле под субъектами приватизации понимаются две стороны процесса приватизации — орган привати­зации и покупатель. В широком смысле субъектами также являют­ся посредники. Рассмотрим каждую категорию субъектов.

Орган приватизации. В соответствии с Указом Президента Украины «О единой системе органов приватизации в Украине» № 56 от 19.02.94 г. приватизацию государственного имущества в Украине осуществляют:

— Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ);

— региональные отделения ФГИУ — в Республике Крым, об­ластях, городах Киеве и Севастополе;

— представительства ФГИУ — в районах и городах.
Местные советы также могут создавать органы приватизации

для приватизации коммунального имущества соответствующей административно-территориальной единицы. Например, в Одессе для приватизации городской коммунальной собственности создано Представительство по управлению коммунальной собственностью Одесского городского совета1, а приватизацию имущества области осуществляет Управление Одесского областного совета по вопросам использования имущества и приватизации.

Спорным представляется точка зрения некоторых авторов2 о том, что после признания Конституцией Украины коммунальной собствен­ности в качестве самостоятельной формы собственности органы са­моуправления могут самостоятельно изменять порядок отчуждения таких объектов. Данная позиция не соответствует нормам законода­тельства Украины о приватизации, в частности, в настоящий момент противоречит пункту 2 ст. 146 Хозяйственного кодекса Украины. Данная норма ХК Украины определяет, что приватизация государ­ственных (коммунальных) предприятий осуществляется не иначе, как во исполнение государственной программы приватизации, определяющей цели, приоритеты и условия приватизации, а также основывается на порядке, установленном законом. Такой же позиции придерживается Конституционный Суд Украины при принятии ре­шения по делу № 01/1501-97 от 1 июля 1998 г.

Таким образом, приватизация коммунального имущества про­изводится в соответствии с нормами приватизационного законода­тельства, а органы местного самоуправления могут в пределах своей компетенции утверждать перечни объектов, подлежащих и не подлежащих приватизации, определять в пределах закона спо­собы приватизации конкретных объектов и т.д.

Основными задачами органов приватизации являются:

— защита имущественных прав Украины на ее территории и зарубежом;

— осуществление прав распоряжения имуществом государствен­ных предприятий в процессе их приватизации;

— осуществление полномочий по организации и осуществлению приватизации имущества предприятий, находящегося в обще­государственной собственности;

 

— осуществление полномочий арендодателя имущества государ­ственных предприятий и организаций, их структурных под­ разделений;

— содействие процессу демонополизации экономики и созда­нию условий для конкуренции производителей.

Во исполнение данных полномочий органы приватизации утверж­дают планы приватизации имущества, создают комиссии по прива­тизации, заключают соглашения по проведению подготовки объектов к приватизации, проведению экспертной оценки стоимости объектов и их продаже, осуществляют полномочия владельца государствен­ного имущества в процессе приватизации, контролируют выполнение условий договоров купли-продажи государственного и коммуналь­ного имущества и осуществляют иные полномочия, предусмотренные приватизационным законодательством.

ФГИУ действует на основании Временного положения о Фонде государственного имущества Украины, утвержденного Постанов­лением Верховной Рады Украины от 07.06.92 г. № 2558-ХИ. Со­гласно данному Положению ФГИУ является государственным ор­ганом, который осуществляет государственную политику в сфере приватизации государственного имущества, выступает арендодате­лем имущественных комплексов, являющихся общегосударствен­ной собственностью. Фонд в своей деятельности подчинен и подот­четен Верховной Раде Украины.

Во исполнение основных задач и приоритетов приватизации ФГИУ осуществляет ряд функций, в частности:

а) разрабатывает и представляет Кабинету Министров проекты государственных программ приватизации, организует и кон­тролирует их выполнение;

б) выдает лицензии посредникам;

в) осуществляет связь с местными органами приватизации;

г) принимает меры к привлечению иностранных инвесторов к процессу приватизации;

д) обеспечивает систематическое информирование населения, Верховной Рады, органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления о ходе приватизации государственного имущества;

е) ежегодно составляет отчет о ходе приватизации и представляет его на рассмотрение и утверждение Верховной Раде после со­гласования с Кабинетом Министров;

ж) участвует в создании совместных предприятий, в уставный фонд которых передается имущество, являющееся общегосу­дарственной собственностью;

з) участвует в разработке проектов нормативных актов по вопросам управления имуществом, находящимся в государственной собственности, и его приватизации; и) представляет интересы Украины за рубежом по вопросам,

касающимся защиты имущественных прав Украины. ФГИУ возглавляет Председатель, который назначается на долж­ность и освобождается с должности Президентом Украины с согла­сия Верховной Рады. Председатель ФГИУ имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются с должности Президиумом Верховной Рады по представлению председателя Фонда.

Руководителей региональных отделений ФГИУ назначает на должности и освобождает с них Председатель ФГИУ, а руководите­лей представительств в районах и городах назначают на должности и освобождают с них руководители региональных отделений.

Председатель ФГИУ, его заместители, руководители региональ­ных отделений и представительств, ответственные работники этих органов не могут быть народными депутатами, членами руководящих органов политических партий, других общественных объединений, занимать должности в хозяйственных и коммерческих организаци­ях. Работники Фонда, его региональных отделений и представи­тельств не могут быть покупателями объектов приватизации (кроме случаев, когда они использовали приватизационные бумаги).

Региональные отделения и представительства являются юри­дическими лицами и действуют на основании положений, ут­вержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.1994 г. №412.

Согласно ст. 8 Закона «О приватизации государственного иму­щества» покупателями объектов приватизации могут быть:

— граждане Украины, иностранные граждане, лица без граж­данства;

— юридические лица, зарегистрированные на территории Укра­ины;

— юридические лица иных государств.

Для совместного участия в приватизации могут создаваться хозяй­ственные общества, в том числе из членов трудового коллектива, при­чем в последнем случае такое общество учреждается на основании решения общего собрания, на котором принимали участие более 50 % работников предприятия или их уполномоченных представителей.

Не могут быть покупателями:

— органы государственной власти;

— работники государственных органов приватизации;

— юридические лица, в имуществе которых доля государствен­ной собственности превышает 25 %.

Государственной программой приватизации в отношении кон­кретных объектов (групп объектов) могут быть установлены иные ограничения или особенности участия покупателей в приватизации. Так, пунктом 2 ст. 5 Закона Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)» установлено, что покупателями также не могут быть «лица, которым в соответ­ствии с действующим законодательством запрещено заниматься предпринимательской деятельностью», т.е. имеется не погашенная судимость за совершение корыстных преступлений.

Пункт 4 ст. 22 Земельного кодекса Украины устанавливает пря­мой запрет передачи в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам земель сельскохозяйственного назначения.

Посредниками в приватизационном процессе признаются оцен­щики и фондовые биржи. Отдельными законодательными актами может быть разрешена деятельность и иных видов посредников. Так, с целью развития рынка ценных бумаг и дальнейшего его обслуживания, снижения риска покупателей при размещении вкладов в объекты приватизации создаются доверительные общества, инве­стиционные фонды и инвестиционные компании, другие финансо­вые посредники.

Однако следует отметить, что обращение покупателей к услугам посреднических организаций в ходе приватизации не является обязательным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.