КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды
План Лекция 4. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93} 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 № 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003) 3. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 № 167-ФЗ (ред. от 30.06.2003) 4. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.0J.97 № 22-ФЗ (ред. от 25.07.2002) 5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.98 № 73-ФЗ (ред. от 10,01.2003) 6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.06.2003) 7. Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 (ред. от 06.06.2003) "О недрах" 8. Закон РФ от 05.03.92 № 2446-1 (ред. от 25.07.2002) "О безопасности" 9. Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации" 10. Федеральный закон от 23.02.95 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" П. Федеральный закон от 14.03.95 № 33-ФЗ (ред. от 30.12.2001) "Об особо охраняемых природных территориях" 12. Федеральный закон от 24.04.95 № 52-ФЗ "О животном мире" 13. Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ (ред. от 25.07.2002) "Об общественных объединениях" 14. Федеральный закон от 21.11.95 № 170-ФЗ (ред. от 28.03.2002) "Об использовании атомной энергии" 15. Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ (ред. от 15.04.98) "Об экологической экспертизе" 16. Федеральный закон от 30.11.95 № 187-ФЗ (ред. от 30.06.2003) "О континентальном шельфе Российской Федерации" 17. Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ (ред. от 30.06.2003) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" 18. Федеральный закон от 04.05.99 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" 19. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" 20. Постановление Правительства РФ от 19.02.96 № 158 "О Красной книге Российской Федерации" Литература 1. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М, 1998. 2. Ерофеев Б. В. Экологическое право: Учебник для вузов. М., 1998. 3. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов, М, 1995. 4. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М., 1995. 5. Никаноров A.M., Хоружая Т.А. Экология. М.: Издательство Приор, 1999. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды 1 Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды 2 Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Мировой опыт свидетельствует, что использование экономических рычагов воздействия на природопользователей дает больший эффект в деле охраны природы, чем применение к последним административных санкций. Поэтому во всем мире задача охраны окружающей среды решается путем сочетания этих двух методов. Не является исключением и Россия. Экономическое регулирование отношений в области охраны окружающей среды (экономического механизма охраны окружающей природной среды) связано с Постановлением Правительства СССР от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Впоследствии заложенные в нем конструкции экономического воздействия на природопользователей были расширены и дополнены в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и других нормативных актах. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды — это совокупность способов воздействия со стороны государства на поведение субъектов экологических правоотношений для формирования у них экономической заинтересованности в соблюдении экологических правил и норм в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества. Анализ российского экологического законодательства позволяет выделить несколько принципиально разных направлений экономического регулирования деятельности субъектов экологических правоотношений. Во-первых, экономические санкции — меры принудительного взимания с природопользователей платы за негативное воздействие на окружающую среду. Во-вторых, экономические стимулы — предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации. В-третьих, экономические гарантии — система условий реализации и средств защиты права каждого на благоприятную окружающую среду включая финансирование природоохранной деятельности из бюджетов всех уровней, разработку государственных прогнозов социально-экономического развития и экологических программ, экологическое страхование и аудирование, учет экологических факторов при приватизации государственных и муниципальных предприятий, поддержку предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды и т.д. Однако не все положения главы четвертой Закона об охране окружающей среды, посвященные вопросам экономического регулирования охраны окружающей среды, можно назвать удачными. Во-первых, закон относит к числу экономических методов возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Такой подход вряд ли обоснован, поскольку это мера гражданско-правовой ответственности, а, следовательно, составная часть правового механизма (а не экономического) реализации экологического законодательства.' Во-вторых, отдельные элементы экономического механизма не до конца продуманы и включены в систему иных нормативно-правовых актов. Так, ст. 14 Закона об охране окружающей среды предусматривает возможность предоставления юридическим лицам и гражданам налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, однако подобная мера «не вписана» в банковское и налоговое законодательство, что затрудняет ее исполнение. В-третьих, в отличие от ранее действовавшего закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., действующий Закон об охране окружающей среды не предусматривает в качестве метода экономического регулирования возможность создания экологических фондов как формы консолидации денежных средств, расходуемых исключительно на цели охраны окружающей среды. В связи с этим, в некоторых субъектах РФ приняты региональные законы, например, закон Удмуртской Республики от 20 апреля 2001 г. «Об экологическом фонде Удмуртской Республики». Данный закон установил правовые основы функционирования этого целевого бюджетного фонда республики. Утверждено положение о фонде, его цели и задачи, в частности, финансирование экологических программ и мероприятий. В-четвертых, необходимо дополнить главу IV Закона об охране окружающей среды отдельной статьей, посвященной экологическому аудиту, поскольку данный термин раскрывается (ст. 1), но далее по тексту нигде не используется. Существует ряд причин, по которым экономическое регулирование в области охраны окружающей среды пока не заняло достойного места механизме охраны окружающей среды. К их числу следует отнести. В яжной экономический кризис, непоследовательность в экономичес-За х реформах (в том числе налоговой), что не приводит к появлению альной экономической заинтересованности у тех субъектов, которым Адресованы такне нормы. Кроме того, следует отметить чересчур схема- чный характер правового обеспечения экономических инструментов, наличие норм, отсылающих «в никуда».1 Последний недостаток прояв- ется и в0 многих иных эколого-правовых институтах.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |