КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативы качества окружающей среды
Понятие, значение и классификация экологических нормативов План Лекция 5. Нормирование в области охраны окружающей среды
1.Понятие, значение и классификация экологических нормативов 2.Нормативы качества окружающей среды 3.Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду 4.Государственные стандарты в области охраны окружающей среды 5.Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, одним из показателей качества которой является чистота (незагрязненность) каждого из ее компонентов. В целях реализации данного права экологическое законодательство посредством установления экологических нормативов ограничивает уровень негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой могут привести к негативным изменениям качественного состояния окружающей среды, характеризуемого физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Объективная необходимость нормирования обусловлена тем, что человеческое производство в отличие от природного построено по отходной технологии. Экологическое нормирование можно рассматривать в трех аспектах: как правовую меру или инструмент охраны окружающей среды, как правовой институт и как функцию государственного управления охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов.1 Как отмечала О.Л. Дубовик, нормирование «представляет собой процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элементы, позволяющий рассчитывать на непричинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам».2 Роль и значение нормирования подчеркивается в ст.З Закона об охране окружающей среды, устанавливающей, что одним из основных принципов охраны окружающей среды является обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами охраны окружающей сРеды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных фак. торов. Непосредственно же целям, основаниям и порядку установления экологических нормативов посвящена глава пятая данного закона. Одной из целей экологического нормирования является достижение научно обоснованного компромисса между экологическими, экономическими и социальными интересами человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. При этом экологическое законодательство не предусматривает прямое и скорейшее заимствование международных стандартов и правил, а предлагает лишь их учет при разработке российских нормативов Своеобразие экологических нормативов проявляется в том, что они будучи, по сути, техническими нормами, с момента их утверждения компетентными органами государства становятся юридически значимыми. В механизме экологического права институт нормирования занимает особое место. Он содержит критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений, поскольку конкретизирует признаки составов административных (и не только) экологических правонарушений, зафиксированных в бланкетных правовых нормах, выступает в качестве критерия правомерности (противоправности) поведения субъектов экологических правоотношений. Состояние таких институтов, как право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, экологический контроль и экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения зависит от показателей качества окружающей среды. В случае нарушения установленных нормативов специально уполномоченные органы могут приостанавливать или ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов, привлекать их к административной ответственности, либо передавать материалы в компетентные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности. Можно привести следующую классификацию экологических нормативов: нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Каждая из этих двух групп, в свою очередь, содержит свои подгруппы. Принципиальная разница между ними заключается в том, что нормативы качества определяют предельное количество вредных веществ, способных оказать воздействие на здоровье человека, в атмосферном воздухе, воде и т.д. Соответствие количества вредных веществ нормативам качества окружающей среды позволяет говорить о безопасности окружающей среды для здоровья граждан. В отличие от нормативов качества, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду содержат требования не к состоянию окружающей среды, а к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенными рамками. Взаимообусловленность обеих групп экологических нормативов заключается в том, что совокупное количество вредных веществ, которые могут быть размещены промышленными и иными хозяйствующими субъектами в результате выбросов, , осов и размещения отходов, не должно повлиять на безопасное для ' С они и здоровья граждан качество окружающей среды. * В настоящий момент экологическое законодательство не содержит исчер- шаюшего перечня экологических нормативов. В соответствии со ст.28 Закона об охране окружающей среды допускается установление «иных» оомативов обеих групп, а именно нормативов качества и нормативов допус-имых воздействий. Отсутствие исчерпывающего перечня экологических нормативов можно объяснить тем, что законодатель не счел необходимым упоминать о некоторых видах нормативов, которые были в утратившей силу оедакции закона «Об охране окружающей природной среды» и получили широкое развитие в действующем экологическом законодательстве. В их числе — предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве и нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Упоминаемые же в старом законе нормативы санитарных и защитных зон (водоохранные зоны, санитарно-зашитные зоны и др.) в новой редакции Закона об охране окружающей среды 2002 г. не получили закрепления как нормативы, а вошли в него в качестве разновидности требований к отдельным видам деятельности. Рассматриваемая система экологических нормативов будет действовать вплоть до момента разработки и принятия технических регламентов, предусмотренных Законом о техническом регулировании. Как отмечалось в научной литературе, «экологические нормативы должны составить содержательную часть общих технических регламентов в отношении процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации продукции по вопросам экологической, а также санитарной безопасности».1 Аналогичный процесс постигнет СНиПы и СанПиНы, которые фактически уже и так являются, по своей сути, техническими регламентами. Несомненно, к общим техническим регламентам следует отнести различные защитные и охранные зоны. При этом разработка таких технических регламентов будет завершена в ближайшие годы, поскольку их отсутствие препятствует по техническим причинам вхождению России во Всемирную торговую организацию. Первые технические регламенты уже приняты.2 Нормативы качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей См.например: Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609 «Об Утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вРедных (загрязняющих) веществ» // Российская газета. - 2005. - 21 октября. 7 в) Нормативы, установленные в соответствии с биологическими показа г) Иные нормативы качества окружающей среды. При отсутствии ПДК для веществ, содержащихся, например, в сточных водах проектируемых или строящихся предприятий, на стадии предупредительного контроля устанавливаются ориентировочно допустимые уровни (ОДУ) содержания этих веществ в воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности. Сейчас, например, для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения разработано более 1600 вредных веществ и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) более 200 веществ. Законами не предусмотрено установление ОБУВ, хотя их полезность для практики несомненна; как и нормативы, они используются при проектировании и экологической экспертизе проектов строительства новых и реконструкции действующих предприятий, а также для экологического мониторинга.1 Как следует из ст.6 Закона об охране окружающей среды, органы государственной власти субъектов РФ сейчас праве устанавливать нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне. Нормативы качества окружающей среды, наряду с Законом об охране окружающей среды, предусматриваются и актами природоресурсового законодательства. Так, согласно п.5 ст. 13 ЗК РФ для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды, Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы ПДК вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются, исходя из условия Целевого использования водного объекта (ст. 109 ВК РФ). Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов (равно как и воздуха), в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона.устанавливаются санитарными правилами. Согласно ст.47 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. (с изм. от 31 декабря 2005 г.), нормативы качества воды водных объектов рыбохо-зяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, ПДК которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Так, несколько десятилетий назад в связи с ухудшением состояния лесных пород мемориального парка музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», находившегося в зоне влияния промышленных выбросов Щекинского производственного объединения «Азот», были установлены нормативы ПДК ряда загрязняющих веществ, более жесткие, чем ранее. Учет природных особенностей территорий и акваторий прямо предусмотрен и рядом современных нормативных правовых актов. Среди них можно отметить Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 208). Нормативы ПДК вредных веществ в морской среде устанавливаются в целях оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Нормативы ПДК вредных веществ разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, исходя из целевого назначения водного объекта. Так, для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, они утверждаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора; для водных объектов рыбохозяйственного значения — специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |