Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативы качества окружающей среды




Понятие, значение и классификация экологических нормативов

План

Лекция 5.

Нормирование в области охраны окружающей среды

 

 

1.Понятие, значение и классификация экологических нормативов

2.Нормативы качества окружающей среды

3.Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

4.Государственные стандарты в области охраны окружающей среды

5.Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны
окружающей среды

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприят­ную окружающую среду, одним из показателей качества которой явля­ется чистота (незагрязненность) каждого из ее компонентов. В целях реализации данного права экологическое законодательство посредс­твом установления экологических нормативов ограничивает уровень негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой могут привести к негативным изме­нениям качественного состояния окружающей среды, характеризуемого физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Объективная необходимость нормирования обусловлена тем, что человеческое производство в отличие от природ­ного построено по отходной технологии.

Экологическое нормирование можно рассматривать в трех аспектах: как правовую меру или инструмент охраны окружающей среды, как правовой институт и как функцию государственного управления охраной окружа­ющей среды и рациональным использованием природных ресурсов.1

Как отмечала О.Л. Дубовик, нормирование «представляет собой про­цесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элемен­ты, позволяющий рассчитывать на непричинение вреда жизни и здоро­вью человека, иным охраняемым правом объектам».2

Роль и значение нормирования подчеркивается в ст.З Закона об охране окружающей среды, устанавливающей, что одним из основных принципов охраны окружающей среды является обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окру­жающую среду в соответствии с нормативами охраны окружающей сРеды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных фак. торов. Непосредственно же целям, основаниям и порядку установления экологических нормативов посвящена глава пятая данного закона.

Одной из целей экологического нормирования является достижение научно обоснованного компромисса между экологическими, экономи­ческими и социальными интересами человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. При этом экологическое законодательство не предусматривает прямое и скорейшее заимствование международных стандартов и пра­вил, а предлагает лишь их учет при разработке российских нормативов

Своеобразие экологических нормативов проявляется в том, что они будучи, по сути, техническими нормами, с момента их утверждения ком­петентными органами государства становятся юридически значимыми.

В механизме экологического права институт нормирования занимает осо­бое место. Он содержит критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений, поскольку конкретизирует признаки соста­вов административных (и не только) экологических правонарушений, зафиксированных в бланкетных правовых нормах, выступает в качестве критерия правомерности (противоправности) поведения субъектов эколо­гических правоотношений. Состояние таких институтов, как право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, экологический конт­роль и экологическая экспертиза, ответственность за экологические право­нарушения зависит от показателей качества окружающей среды.

В случае нарушения установленных нормативов специально уполно­моченные органы могут приостанавливать или ограничивать деятель­ность хозяйствующих субъектов, привлекать их к административной ответственности, либо передавать материалы в компетентные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Можно привести следующую классификацию экологических нормати­вов: нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Каждая из этих двух групп, в свою очередь, содержит свои подгруппы. Принципиальная разница между ними заключается в том, что нормативы качества определяют предельное количество вредных веществ, способных оказать воздействие на здоровье человека, в атмосферном воздухе, воде и т.д. Соответствие количества вредных веществ нормативам качества окружающей среды позволяет говорить о безопасности окружающей среды для здоровья граждан.

В отличие от нормативов качества, нормативы допустимого воздейс­твия на окружающую среду содержат требования не к состоянию окру­жающей среды, а к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенными рамками. Взаимообусловленность обеих групп экологических нормативов заключается в том, что совокупное количество вредных веществ, которые могут быть размещены промыш­ленными и иными хозяйствующими субъектами в результате выбросов,

, осов и размещения отходов, не должно повлиять на безопасное для ' С они и здоровья граждан качество окружающей среды. * В настоящий момент экологическое законодательство не содержит исчер-

шаюшего перечня экологических нормативов. В соответствии со ст.28 Закона об охране окружающей среды допускается установление «иных» оомативов обеих групп, а именно нормативов качества и нормативов допус-имых воздействий. Отсутствие исчерпывающего перечня экологических нормативов можно объяснить тем, что законодатель не счел необходимым упоминать о некоторых видах нормативов, которые были в утратившей силу оедакции закона «Об охране окружающей природной среды» и получили широкое развитие в действующем экологическом законодательстве. В их числе — предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сель­ском хозяйстве и нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Упоминаемые же в старом законе нормативы санитарных и защитных зон (водоохранные зоны, санитарно-зашитные зоны и др.) в новой редакции Закона об охране окружающей среды 2002 г. не получили закрепления как нормативы, а вошли в него в качестве разновидности требований к отдельным видам деятельности.

Рассматриваемая система экологических нормативов будет действо­вать вплоть до момента разработки и принятия технических регламентов, предусмотренных Законом о техническом регулировании. Как отмеча­лось в научной литературе, «экологические нормативы должны составить содержательную часть общих технических регламентов в отношении про­цессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации продукции по вопросам экологической, а также санитарной безопасности».1

Аналогичный процесс постигнет СНиПы и СанПиНы, которые фак­тически уже и так являются, по своей сути, техническими регламентами. Несомненно, к общим техническим регламентам следует отнести различ­ные защитные и охранные зоны. При этом разработка таких технических регламентов будет завершена в ближайшие годы, поскольку их отсутствие препятствует по техническим причинам вхождению России во Всемирную торговую организацию. Первые технические регламенты уже приняты.2

Нормативы качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологи­ческими и иными показателями для оценки состояния окружающей

См.например: Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609 «Об Утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам авто­мобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вРедных (загрязняющих) веществ» // Российская газета. - 2005. - 21 октября.

7 в) Нормативы, установленные в соответствии с биологическими показа­
телями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений,
животных и других организмов, используемых как индикаторы качества
окружающей среды, а также нормативы ПДК микроорганизмов.

г) Иные нормативы качества окружающей среды.

При отсутствии ПДК для веществ, содержащихся, например, в сточных водах проектируемых или строящихся предприятий, на стадии предуп­редительного контроля устанавливаются ориентировочно допустимые уровни (ОДУ) содержания этих веществ в воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности.

Сейчас, например, для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения разработано более 1600 вредных веществ и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) более 200 веществ. Законами не предусмотрено установление ОБУВ, хотя их полезность для практики несомненна; как и нормативы, они используются при проектировании и экологической экспертизе проек­тов строительства новых и реконструкции действующих предприятий, а также для экологического мониторинга.1

Как следует из ст.6 Закона об охране окружающей среды, органы государственной власти субъектов РФ сейчас праве устанавливать нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.

Нормативы качества окружающей среды, наряду с Законом об охране окружающей среды, предусматриваются и актами природоресурсового законодательства. Так, согласно п.5 ст. 13 ЗК РФ для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды, Прави­тельством Российской Федерации устанавливаются нормативы ПДК вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботани­ческие, агрохимические и иные обследования. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются, исходя из условия Целевого использования водного объекта (ст. 109 ВК РФ). Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов (равно как и воздуха), в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона.устанавливаются санитарными правилами.

Согласно ст.47 Федерального закона «О рыболовстве и сохране­нии водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. (с изм. от 31 декабря 2005 г.), нормативы качества воды водных объектов рыбохо-зяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной влас­ти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Сброс в водные объ­екты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, ПДК которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

При установлении нормативов качества окружающей среды учиты­ваются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое при­родоохранное значение. Так, несколько десятилетий назад в связи с ухудшением состояния лесных пород мемориального парка музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», находившегося в зоне влияния промышленных выбросов Щекинского производственного объедине­ния «Азот», были установлены нормативы ПДК ряда загрязняющих веществ, более жесткие, чем ранее.

Учет природных особенностей территорий и акваторий прямо пре­дусмотрен и рядом современных нормативных правовых актов. Среди них можно отметить Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и при­родные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 208).

Нормативы ПДК вредных веществ в морской среде устанавливаются в целях оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Нормативы ПДК вредных веществ раз­рабатываются и утверждаются специально уполномоченными федераль­ными органами исполнительной власти, исходя из целевого назначения водного объекта. Так, для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, они утверждаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора; для водных объектов рыбохо­зяйственного значения — специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны, контроля и регулирова­ния использования водных биологических ресурсов и среды их обитания по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.