Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плата за негативное воздействие на окружающую среду




Природопользование и негативное воздействие на окружающую среду является в России платным. Следует различать плату за использование природных ресурсов (земельный налог, водный налог и т.д.), основания и порядок взимания которых предусмотрен НК РФ, и плату за негатив­ное воздействие на окружающую среду, предусмотренную ст.16 Закона об охране окружающей среды. К видам такого негативного воздействия относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микро­организмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объ­екты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими вида­ми физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вред­ного воздействия, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определяет объекты платежа, базы и порядка исчисления, а также субъектов его уплаты.

Объектом платежа являются следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов. Порядок исчисления и ставок платы за иные виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные излучения и т.д.) пока не установлены.

Порядок исчисления платы дифференцирован по видам платежа, а именно:

— плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превыша­ющих установленные предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни

 

вредного воздействия, определяется путем умножения соответствую­щих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и сумми­рования полученных произведений по видам загрязнения;

2.плата за загрязнение окружающей среды в пределах установлен­
ных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок
платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбро­
сами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов
уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произве­
дений по видам загрязнения;

3.плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды определя­
ется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в
пределах установленных лимитов на величину превышения фактичес­
кой массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размеще­
ния отходов уровней вредного воздействия над установленными лими­
тами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и
умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Ставки обязательного платежа за негативное воздействие на окружа­ющую среду в настоящее время установлены постановлением Прави­тельства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и пере­движными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхност­ные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Контроль за поступлением платежей осуществляется налоговыми органами во взаимодействии с территориальными органа­ми МПР России.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязня­ющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэф­фициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению № 2 и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.

Согласно п.7, п.1 ст.254 Н1К РФ, платежи за загрязнение окружаю­щей среды в пределах установленных нормативов учитываются для целей налогообложения в составе материальных расходов, а платежи за сверхнормативное загрязнение окружающей среды не учитываются в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду под-

т ежегодной индексации. Например, согласно ст. 19 Федерального леУКНна «sO федеральном бюджете на 2006 год» от 26 декабря 2005 г., заК° ати||вы платы за негативное воздействие на окружающую среду, Н°Р' вл1енные в 2003 году, применяются в 2006 году с коэффициентом ycj НОгрмативы, установленные в 2005 г. - с коэффициентом 1,08.

Как следует из ст.ст. 51,57,62 БК РФ, плата за негативное воздействие

оКрудкающую среду является неналоговым доходом бюджета и рас-

Н деляеется в ПрОПОрции: федеральный бюджет - 20 %; бюджет субъекта

рф - 40 %\ бюджет муниципальных районов и городских округов — 40 %.'

Плата;за загрязнение окружающей среды не освобождает природополь-ателей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. В пос­леднем с.;лучае суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружа­ющей срееде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании), подлежат зачислению в бюджеты городов федераль­ного значчения Москвы и Санкт-Петербурга, городских округов и бюджеты муниципальных районов по месту нахождения природного объекта (ст. 20 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год»).

Проблема обоснованности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду неоднократно была в поле зрения судебных орга­нов. Так,:, по иску ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» постаноЕВление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие юиды вредного воздействия», как возлагающее обязанность по уплаете налога, не установленного федеральным законом, решени­ем Верховного Суда РФ от 28 марта 2002 г. № ГКПИ 2002-178 было признашо незаконным. МНС России издало письмо от 23 июля 2002 г. № НА-6-21/1065 «О плате за загрязнение окружающей природной среды», в котором указало, что с 4 июня 2002 г. законных оснований для взимания платы не;т, и с этой даты плату перечислять в бюджет не следует.

Однаю:о Конституционный Суд РФ в Определении от 10 декабря 2002 г. Ж° 284-0 опроверг выводы Верховного Суда. Основной вывод Конституционного Суда РФ состоял в том, что плата за загрязнение окружаюощей среды, размещение отходов, другие виды вредного воз-действияя является сбором и не обладает рядом признаков, присущих налоговсому обязательству в его конституционно-правовом смысле.

При усстановлении сборов вопрос о том, какие именно элементы обло­жения сЙором должны быть закреплены в законе об этом сборе, реша­йся, исжодя из характера конкретного сбора, и в данном случае решен таким оЙразом, что субъект, объект и в общих чертах налоговая база платы отределены в Законе об охране окружающей среды, а остальные ЭДементнл — в Постановлении Правительства РФ. По мнению Консти-тУЦионшого Суда РФ, такой порядок определения элементов сбора не пРотиво[речит Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ определил, что Постановление Прави­тельства РФ № 632, принятое во исполнение полномочий, предостав­ленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание плате­жей неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как непротиворе-чащее Конституции РФ.

Суммы платежей за загрязнение окружающей природной среды, раз­мещение отходов, другие виды вредного воздействия, взысканные с орга­низаций налоговыми органами либо уплаченные ими самостоятельно до 4 июня 2002 г., не подлежат возврату. Суммы платежей, взыскание кото­рых было приостановлено, подлежат взысканию. Если предприятия при­остановили исчисление и уплату указанных платежей, то они обязаны доначислить и уплатить соответствующие суммы и пени, исчисленные за весь период, начиная с момента такого приостановления. После 10 дека­бря 2002 г. исчисление и уплата данных платежей должны осуществлять­ся в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 632. Данное постановление будет иметь юридическое значение до принятия главы 31 НК РФ, предусматривающей экологический налог.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.