Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду




Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воз­действия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Характерно то, что нормативы ПДК используются в природоохрани­тельной практике России с конца 30-х годов (по воде), регулирование сброса сточных вод стало осуществляться с 1974 г., а необходимость установления нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу была предусмотрена только в 1980 г. Следовательно, долгое время в механизме обеспечения нормативов качества окружающей среды отсутствовали важнейшие правовые инструменты.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, иногда называемые производственно-хозяйственные нормативы, устанавлива­ют требования не к качеству окружающей среды, а к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенными рамками. Для каждого источника вредного воздействия (например, каждой трубы на предприятии) устанавливаются определенные пределы (параметры) выбросов, сбросов или иных видов вредного воздействия. Специально уполномоченные органы рассчитывают суммарный показатель загряз­нения от всех антропогенных объектов, который не должен в совокуп­ности привести к превышению показателей ПДК. В составе данной группы экологических нормативов выделяется шесть подгрупп:

1.нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микро­
организмов;

2.нормативы образования отходов производства и потребления и
лимиты на их размещение;

3.нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла,
уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности
электромагнитных полей и иных физических воздействий);

4.нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

5.нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую
среду;

6.нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду
при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавлива­
емые законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов РФ в целях охраны окружающей среды (ст. 22 Закона об
охране окружающей среды).

Наименование последней подгруппы «нормативы иного допустимого воздействия» означает, что данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен федеральными или региональными нормативно-правовыми актами в случае такой необходимости. Объективных причин, которые могут побудить органы государственной власти субъектов РФ

разработать дополнительные экологические нормативы, может быть как минимум две: необходимость ужесточения экологических требований на особо охраняемых природных территориях либо в зонах экологическо­го неблагополучия регионального значения (в случае принятия закона субъекта РФ о порядке их создания). Примечательно, что ст.6 Закона об охране окружающей среды упоминает лишь право органов государствен­ной власти субъектов РФ на установление дополнительных нормативов качества окружающей среды. В этом смысле ст.22 расширяет их полно­мочия, что было бы более целесообразным отразить в ст.6 Закона.

Рассмотрим по порядку указанные подгруппы.

а) Нормативы допустимых выбросов и сбросов (далее — ПДВ) хими­ческих веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроор­ганизмов — нормативы, которые установлены для субъектов хозяйс­твенной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, при соблюдении кото­рых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Необходимость данной разновидности нормативов допустимых воз­действий обусловлена тем, что на qocтoяниe окружающей среды в отдельно взятом городе или регионе оказывают негативное воздействие многочисленные стационарные и передвижные источники таких воздейс­твий. Соблюдение норматива ПДК возможно лишь при установлении конкретных величин допустимых выбросов вредных веществ для каждо­го источника. Отсутствие таких нормативов выбросов обрекает механизм охраны окружающей среды на низкую эффективность. Примером тому является практика охраны атмосферного воздуха, существовавшая в СССР в течение нескольких десятилетий, когда были нормативы ПДК, но не предусматривались технико-юридические средства обеспечения их соблюдения в виде ПДВ для каждого источника загрязнения атмос­ферного воздуха. Норматив ПДВ вредных веществ является величиной, выражающей предельное количество загрязняющего вещества, которое разрешается выбрасывать в окружающую среду (атмосферу, водный объ­ект) в единицу времени из данного источника выброса или сброса.

Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилуч­ших существующих технологий с учетом экономических и социаль­ных факторов. Под технологическим нормативом понимается норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции. Наилучшей существующей

схнологией является технология, основанная на последних достижениях

уки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на кружающую среду и имеющая установленный срок практического при­менения с учетом экономических и социальных факторов.

Данную норму нельзя понимать в том смысле, что технологические нормативы для всех хозяйствующих субъектов и видов деятельности уже сегодня должны отражать последние достижения науки и техники. Ъна содержит лишь указание на цель, к которой законодатель готовит хозяйствующих и иных субъектов, осуществляющих негативное воз­действие на окружающую среду, но будет достигнута в обозримой перс­пективе развития экономики России.

Согласно п.З ст.23 Закона об охране окружающей среды при невоз­можности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведе­ния мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохран­ных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормати­вов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Данное исключение из общего правила предусмотрено в связи с тем, что многие хозяйствующие субъекты по объективным технологическим при­чинам не в состоянии соблюдать нормативы ПДВ. Подобные исключения практиковались и ранее под названием «норматив временно согласован­ного выброса» (ВСВ). Например, согласно ст. 1 Закона об охране атмос­ферного воздуха, временно согласованный выброс — временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух,. который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономи­ческих условий развития соответствующей территории в целях поэтапно­го достижения установленного предельно допустимого выброса.

Экологическое и природоресурсовое законодательство различает два вида лимитов, действующих в сфере взаимодействия природы и обще­ства: природоресурсовые лимиты и экологические лимиты. В вышеу­казанном случае речь идет о последней разновидности. Под лимитами на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (эко­логическими лимитами) понимаются ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, уста­новленные на период проведения мероприятий по охране окружающей сРеды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов охраны окружающей среды. Целью Установления экологических лимитов является поэтапное снижение объемов ПДВ загрязняющих веществ в окружающую среду, а также °оъемов размещения отходов производства и потребления с учетом эко­логической обстановки в регионе, обеспечение рационального природо­пользования и благоприятного качества окружающей среды.

б) Нормативы образования отходов производства и потребления ц
лимиты на их размещение. Отходы производства и потребления — остат­
ки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов
которые образовались в процессе производства или потребления, а также
товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охра­ны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юри­дическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами.

Согласно ст. 11 Закона об отходах, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обя­заны, в числе прочего, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения коли­чества их образования. Таким образом, следует разграничивать понятия «нормативы образования отходов» и «лимиты на их размещение». Под нормативом образования отходов понимается установленное количес­тво отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определен­ным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются: экологическая обстановка на данной территории; предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению на окружающую среду; наличие имею­щихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов.

в) Нормативы допустимых физических воздействий — нормативы,
которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздейс­
твия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении
которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Под
указанными факторами физического воздействия традиционно пони­
мается шум, вибрация, электромагнитное излучение и т.д., хотя уже с
начала 90-х годов прошлого века получило нормативное закрепление
тепловое загрязнение водных объектов.

Как и в случае с установлением нормативов ПДВ и ПДС, установле­ние рассматриваемой разновидности нормативов допустимого воздейс­твия предполагает следующую процедуру. На основании комплексных нормативов допустимой антропогенной нагрузки для определенной территории (например, городского округа) определяются нормативы

чества окружающей среды в целях оценки ее состояния и благопри-тности для жизни и здоровья граждан и иных живых организмов. Для я ижения данной цели каждому источнику физических воздействий на окружающую среду определяется максимально допустимый показа­тель его негативного воздействия на нее.

Нормативы уровней радиации, шума, вибрации и иных физических воздействий должны обеспечивать сохранение здоровья населения, его генофонда и отсутствие метаболизма в биологической среде. Для особо ценных территорий (курортные и рекреационные зоны, особо охраняе­мые территории) предельно допустимые показатели воздействия долж­ны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в эко­системах этих территорий. Для зон экологического бедствия нормативы воздействия должны быть направлены на улучшение экологического состояния данных территорий.

Рассматриваемая разновидность физических воздействий на окру­жающую среду наиболее проработана применительно к атмосферному воздуху. Под предельно допустимым нормативом вредного физического воздействия на атмосферный воздух понимается норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допусти­мых уровней физических воздействий на атмосферный воздух.

Юридические лица, имеющие источники вредного физического воз­действия на атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмос­ферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и пре­дельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

г) Нормативы изъятия компонентов природной среды. Под компонен­тами природной среды понимается земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благопри­ятные условия для существования жизни на Земле.

Нормирование изъятия природных компонентов означает определе­ние пределов и ограничений по использованию различных видов при­родных компонентов в целях недопущения превышения допустимого воздействия на окружающую среду, сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Другими словами, целью введения данной разновидности нормативов является обеспечение рационального природопользования для подде­ржания природного баланса в интересах настоящего и будущего поко­лений людей.

Основным инструментом по регулированию изъятия природных богатств является установление лимитов природопользования. Лими­ты являются своеобразным видом нормативов, а их выделение пре­допределяется двумя способами природопользования: путем изъятия ресурсов из природных объектов и внесением в окружающую среду антропогенных веществ, включая отходы.

В связи с этим экологическое и природоресурсовое законодательство выделяет две принципиальных разновидности лимитов в сфере взаимо­действия природы и общества: природоресурсовые и экологические. При-родоресурсовые лимиты - это система ограничений по объему изъятия или иного использования конкретного природного ресурса, устанавливаемых природопользователям компетентными органами на определенный срок в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. К их числу относятся, в первую очередь, ограничения (квоты) на изъятие природных богатств — добычу полезных ископаемых, вылов водных биоресурсов, заготовку древесины и т.д.

Основной причиной введения природоресурсовых лимитов является ограниченность запасов природных ресурсов, необходимость сохране­ния экологических связей между компонентами окружающей среды, а также получения финансовых средств на природоохранные меропри­ятия. Таким образом, данная подгруппа лимитов регулирует исполь-■зование природных ресурсов, то есть их эксплуатацию, вовлечение в хозяйственный оборот, включая при этом все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Так, лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок (ст. 90 ВК РФ). Согласно ст. 17 Закона о животном мире, нормирование в облас­ти использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в установлении лимитов их использования, а также в уста­новлении стандартов, нормативов и правил использования и охраны животного мира и среды его обитания. В соответствии со ст. 35 Закона о недрах одной из задач государственного регулирования отношений недропользования является определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам.

Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) при­родных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потреб­ности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.

Наряду с ограничением объемов изъятия природного ресурса, эколо­гическое и природоресурсовое законодательство предусматривает уста-

новление природоохранных ограничений по характеру использования определенного вида природного ресурса. Типичным примером в данной подгруппе является ст. 100 ЗК РФ, которая относит к особо ценным земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования и т.д.). На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

д) Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ПДН). В течение более четырех лет действия Закона об охране окружающей среды нормативы данной группы не были разработаны и официально утверж­дены. Однако это не мешает определить их сферу действия и юридическое зна­чение. ПДН — это нормативы, которые установлены в соответствии с величи­ной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные ее компоненты в пределах конкретных территорий и (или) акваторий, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функ­ционирование естественных экологических систем и сохраняется биологичес­кое разнообразие. Целью разработки и применения ПДН является обеспече­ние рационального сочетания хозяйственной и рекреационной деятельности по использованию природных ресурсов с охраной природы.

Нормативы ПДН занимают особое место в системе экологических нор­мативов, характеризуя пороговые свойства устойчивости территорий. Они являются комплексным, территориальным стратегическим нормативом, позволяющим прогнозировать экологическую ситуацию на определенной территории еще на стадии планирования определенных видов деятель­ности (строительство и реконструкция городских и сельских поселений, размещение объектов промышленности, энергетики, транспорта, а также иных экологически вредных объектов) с учетом каждого вида антропоген­ных воздействий и их совокупности. Разработка и учет показателей ПДН позволит избежать ситуации с возможным превышением емкости окружа­ющей среды (т.е. ее способности выдержать совокупную антропогенную нагрузку без нарушения ее экологической функции) при планируемом осуществлении хозяйственной или иной деятельности.

При установлении нормативов ПДН учитываются природные осо­бенности конкретных территорий и (или) акваторий. Одним из при­меров учета таких особенностей является экологическое зонирование Байкальской природной территории, которое осуществляется в целях сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и пре­дотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятель­ности на ее состояние. Экологические зоны Байкальской природной территории (центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния) выделяются в соста-Ве территорий, предусмотренных ст. 2 Закона об охране озера Байкал.

Согласно ст. 14 данного закона, предельно допустимый объем сбро­сов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей природной среды Байкальской природной тер­ритории. Концентрации вредных веществ всех категорий опасности для уникальной экологической системы озера Байкал в сбросах, и выбросах не должны превышать нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных для каждой из экологических зон.

Другим примером действия данной группы экологических норма­тивов является установление ограничений по пребыванию граждан на особо охраняемых природных территориях. Так, согласно п.5 ст. 9 Закона об особо охраняемых природных территориях, пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников. Сле­довательно, ограничение количества граждан-посетителей заповедника направлено на недопущение превышения норм антропогенной нагрузки на его экосистемы в целях сохранения данной ООПТ своих экологичес­ких функций и избежания негативных экологических последствий.

Представляется, что значение данной группы экологических нормативов в будущем будет возрастать в силу ратификации в ноябре 2004 г. Россией Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении клима­та. Данный протокол определяет для каждой из подписавших ее сторон обязательства по количественным показателям сокращений эмиссии пар­никовых газов в атмосферу, а, следовательно, для выполнения этих между­народных обязательств на определенных территориях будут ужесточаться как сами экологические нормативы, так и контроль за их соблюдением. В первую очередь, это должно затронуть нормативы ПДН.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.