КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовка руководителей организаций
Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях План Лекция 8. Правовые основы формирования эколого-правовой культуры 1 Понятие и задачи экологического образования 4.Преподавание основ экологических знаний в образовательных 5.Подготовка руководителей организаций и специалистов в области 6.Экологическое просвещение 7.Научные исследования в области охраны окружающей среды
1. Понятие и задачи экологического образования Осуществление конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи требует высокой экологической культуры граждан, достигаемой в процессе непрерывного экологического образования в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, охране окружающей среды, о средствах массовой информации и иным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На содержании данных терминов следует остановиться подробнее. Экологическая культура - это совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентации и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений. В структуре экологической культуры для практических целей можно выделить несколько относительно самостоятельных ее видов. В зависимости от характера объекта экологическая культура подразделяется на материальную и духовную. По субъектам экологическая культура подразделяется на социальную и личную. В зависимости от сфер приложения экологической культуры выделяют: экологическую культуру материального производства; государственно-го управления; научного, технического и художественного творчества1. Экологическое образование — целенаправленный процесс формирования ценностных ориентации и норм поведения, воспитания и обучения населения основам экологических знаний, умениям и навыкам в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений укрепления правопорядка и обеспечения экологической безопасности
Объективная необходимость включения ст.71-74 в Закон об не окружающей среды, регулирующих рассматриваемые вопросы обусловлена тем, что продолжающийся экономический кризис и возрастание ресурсопотребления влечет за собой и трансформацию правосознания как государственных служащих, так и предпринимателей и граждан. Указанные нормы как раз и направлены ца формирование экологического правосознания в целях оптимизации деятельности указанных субъектов и учета ими в своей деятельности экологических требований. Актуальность данной проблематике придает и тот факт, что охрану окружающей среды невозможно обеспечить бессистемными воспитательными мерами, требованиями и запретами. Доведение до широкого общественного сознания эколого-правовых-знаний карательного характера, посвященного ответственности за экологические правонарушения, также не позволит достигнуть надлежащего эффекта в деле повышения уровня эколого-правовой культуры населения. И только комплексное, сбалансированное эколого-воспитательное воздействие на сознание, в первую очередь, молодежи 10-14 лет позволит сформировать у наиболее социально-активной части населения внутреннюю убежденность в недопустимости причинения вредных последствий окружающей среде. Как уже отмечалось в научной литературе, природоохранительные правовые нормы в большинстве своем закрепляют научно обоснованные экологические правила (о предотвращении эрозии почв, о порядке использования и восстановления лесов, о поддержании экологического режима водоемов, чистоты воздуха и т.д.). Вот почему экологическое воспитание, направленное на распространение и внедрение в практику необходимых знаний и навыков, вытекающих из современных проблем охраны природы, косвенно способствует и соблюдению правового режима охраны природных объектов, и предупреждению соответствующих правонарушений. Важно укреплять в обществе сознание того, что природные богатства не беспредельны. Нужно сохранить и оставить природу будущему 1 поколению не только не оскудевшей, но и обогащенной. Экологическое просвещение, «экологизация» общественного сознания средствами воспитания и образования создает благоприятные предпосылки для успешной реализации требований законодательства об охране природы'. В числе субъектов, осуществляющих экологическую образовательную деятельность, следует выделить школы, гимназии, лицеи, профтехучилища, техникумы, вузы, специальные курсы. Объектом данного процес- выступает сознание лиц, получающих среднее, среднее специальное,, сащее" (второе высшее) образование, проходящих курсы переподго-в ки кадров и повышения квалификации, а также тех, кто получает Tg„аз0Вание для осуществления профессиональной преподавательской ичи природоохранной деятельности1. Органы публичной власти не остаются в стороне от участия в решении вопросов координации и государственного контроля за содержанием и осуществлением экологического образования на всех уровнях. Дяя наиболее оптимального решения вопросов в сфере экологического образования Правительство РФ вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ (ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 1 июня 2005 г.) «О Правительстве Российской Федерации». На уровне субъектов РФ принимаются специальные законы об экологическом образовании (Волгоградская область, Республика Дагестан, Приморский край и т.д.), в которых определяются цели и задачи экологического образования и воспитания с учетом региональных особенностей. Для решения на региональном уровне экологических вопросов при исполнительных органах власти субъектов РФ создаются межведомственные комиссии по экологическому образованию населения (Саратовская, Амурская, Астраханская, Курганская, Кемеровская области, Хабаровский край, Республика Марий Эл, Ханты-Мансийский автономный округ), принимаются специальные региональные целевые программы по вопросам экологического воспитания и образования (Свердловская, Тюменская области, Республика Саха), разрабатываются концепции непрерывного экологического образования (Вологодская область). На современном этапе правовой реформы увеличивается в этом процессе роль и влияние органов местного самоуправления, разрабатывающих специальные программы экологического образования, просвещения и воспитания. В результате реализации таких программ ожидается привлечение широких слоев населения к решению вопросов экологического оздоровления территории, в первую очередь городских муниципальных образований, а также улучшение состояния окружающей среды. Но несмотря на принимаемые меры, состояние экологического образования и воспитания вызывает серьезную озабоченность и тревогу. Это связано во многом с недооценкой в обществе экологических проблем, экологическим нигилизмом и экологическим невежеством, недостатком °юджетного финансирования, отсутствием эффективного государственно-го Управления экологическим образованием и надлежащей координации данного процесса с негосударственными структурами. Последнее обстоя тельство приобретает особую важность потому, что отличительной особен ностью современного периода является усиление роли негосударственного сектора на всех уровнях и в различных странах мира. Значение процесса вовлечения общественности в решение важнейших проблем, связанных с окружающей средой и устойчивым развитием, признается сегодня исследователями, правительствами и международными организациями. Процесс создания системы экологического образования имеет свою историю и начинается с принятием закона РСФСР «Об охране природы в РСФСР» от 27 октября 1960 г. Указанным законом предусматривалась двухступенчатая система преподавания основ охраны природы в учебных заведениях. Для этого в школьные программы и соответствующие учебники по естествознанию, географии и химии было включено преподавание основ охраны природы, а в высших и средних специальных учебных заведениях вводились курсы охраны природы и воспроизводства ее ресурсов. Поворотным пунктом в развитии системы экологического образования было проведение в 1977 г. в г. Тбилиси Межправительственной конференции по образованию в области охраны окружающей среды, а также в 1984 г. в г. Иваново Всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды. Это позволило активизировать и международное сотрудничество в области экологического образования, что проявилось в форме участия советских ученых в международном конгрессе ЮНЕ-СКО/ЮНЕП (Москва, 1987 г.). В 1990 г. на Всесоюзной конференции в г. Казани была уже обнародована общенациональная перспективная программа по образованию в области окружающей среды1. С постепенным изменением государственной политики в деле экологического образования появляются первые учебники (а в учебный процесс вводятся новые учебные дисциплины) по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования. В юридической науке в этом отношении многое было сделано коллективом Всесоюзного института юридических наук. Достаточно назвать такую работу, как «Правовые вопросы охраны природы в СССР» (под ред. Г.Н. Полянской. - М., Госюриздат, 1963). Если в Томском университете пионером в деле преподавания правовой охраны природы был О.С. Колбасов, то в Московском университете им была Е.Н. Колотинская, подготовившая этот раздел и прочитавшая его впервые студентам юридического 12 льтета в jggQ г jre лекции легли в основу учебного пособия для сту- «тов-заочни'ков университетов по курсу «Правовая охрана природы в ГССР» (Изд. МГУ, 1962). В следующем, 1961 г., Н.Д. Казанцевым был подготовлен спецкурс «Правовая охрана природы в СССР» для стар-тих курсов студентов дневного отделения юридического факультета МГУ- Материалы этого курса легли в основу значительного количества зделов СООТВетствующего учебного пособия1. В дальнейшем большую роль в развитии системы экологического образования и воспитания сыграл закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., которому удалось в ст 73-76 определить основы экологического воспитания, образования и просвещения в условиях правовой реформы и построения рыночной экономики. Закон об охране окружающей среды во многом воспроизводит указанные нормы и продолжает заложенные более 10 лет назад тенденции экологического образования. Указанным законом закрепляется обязательность преподавания основ экологических знаний в образовательных учреждениях, чем развиваются положения Конституции России, гарантирующей право каждого на образование (ст. 43). При этом именно Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 13 января 1996 г. (ред. от 31 декабря 2005 г.) понимает под образованием «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Особое место среди различных видов и форм образования занимает экологическое образование. Система экологического образования - достаточная для реализации целей и задач непрерывного экологического образования совокупность необходимых и взаимодействующих организационных форм, включающая в себя инфраструктуру экологического образования, управление, кадровое обеспечение, нормативное правовое управление, научно-методическое и информационное обеспечение и экономическую составляющую, а также распространение экологических знаний (средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма). Экологическое образование как один из элементов общего образования и профессиональной подготовки кадров представляет собой единую систему всеобщего и комплексного экологического образования, включающую; дошкольное образование; начальное и среднее образование казанцев Н.Д. Из истории науки советского земельного и природоохранительного пРава. // Экологическое право. - 2001. № 2. - С. 12. 123экспертизы. // Государство и право. - 2000. - № 8. учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей; подготовку специалистов в сфере охраны окру^. ющей среды со средним специальным и высшим образованием; природоохранную подготовку специалистов различных профессий; повышение квалификации и переподготовку должностных лиц, специалистов народного хозяйства и педагогических кадров в системе послевузовского образования; подготовку кадров высшей научной квалификации-подготовку специалистов в сфере экологического просвещения. Образовательные экологические программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными. В дошкольных и общеобразовательных учреждениях могут организовываться детские экологические организации, экологические лагеря, экспедиции, походы и экскурсии. В учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляется эколого-ориентирован-ная подготовка специалистов путем введения соответствующих курсов и вовлечения учащихся и студентов в практическую природоохранную деятельность, в том числе посредством создания научных экологических школ, «малых академий», проведения семинаров, конференций и конкурсов, а также профессиональная подготовка специалистов-экологов на специальных отделениях, курсах и факультетах. Высшие учебные заведения и учреждения дополнительного образования организуют специализированные экологические курсы послевузовского профессионального образования для должностных лиц, контролирующих деятельность организаций и предприятий, оказывающих вредное влияние на окружающую среду, с выдачей им соответствующих документов (сертификатов). Основы природопользования (или основы охраны природы и рационального природопользования) теперь преподаются во всех государственных школах, частных, общественных, религиозных и других средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля (в рамках среднего или высшего образования). Эта дисциплина получает и другие названия: основы экологии, охрана окружающей среды и т.д. В средних школах данная тематика чаще всего охватывается такими дисциплинами, как обществоведение, биология, основы права и др. В специальных средних и высших учебных заведениях вводятся курсы по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Содержание этих курсов зависит от профиля данного учебного заведения. Могут устанавливаться специализированные курсы охраны природы. Преподавание экологических знаний в учебных заведениях,.предполагает обязательность разработки полноценных учебных программ. Эти программы должны охватывать, как минимум, «основы экологических знаний», необходимые не только для всякого специалиста, но и для каждого гражданина нашего общества, обязанного соблюдать возлагаемые на него ст. 58 Конституции России требования. Программы предусматривают задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного 124 вня, подготовку специалистов соответствующей квалификации (напри-УР° экологов в системе промышленности, водного хозяйства и т.д.). ^Основными организационными формами экологического образования яяются: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная формы, самообразование, ЯВ^трпнат в системе непрерывного образовательного процесса; эколого-про-ветительская работа, в том числе распространение экологических знании через средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма; экологическая пропаганда. В настоящее время как в средних, так и в высших юридических учебных заведениях экологическое право является самостоятельным курсом. В тех вузах, где изучается раздельно «Экологическое право» и «Земельное право», и этого требует специализация вуза, разрабатываются самостоятельные программы по указанным предметам. В специализированных вузах (например, военных, технических и других) процесс получения экологических знаний, умений и навыков имеет свою специфику. Особое значение имеет включение эколого-правового блока учебных дисциплин в программы обучения будущих офицеров Вооруженных сил РФ. Так, ключевое место в подготовке офицеров-пограничников занимает блок административно-служебных дисциплин. При изучении данных предметов затрагиваются и изучаются вопросы охраны морских биологических ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны"* РФ, особенности природопользования в пограничной зоне, правового режима пограничной зоны. Вопросы экологической безопасности изучаются также и при прохождении курса «Радиационная, химическая и биологическая защита». Однако основное место в эколого-правовой подготовке офицеров-пограничников играют юридические дисциплины эколого-земельного блока1.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |