Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка руководителей организаций




Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях

План

Лекция 8.

Правовые основы формирования эколого-правовой культуры

1 Понятие и задачи экологического образования

4.Преподавание основ экологических знаний в образовательных
учреждениях

5.Подготовка руководителей организаций и специалистов в области
охраны окружающей среды и экологической безопасности

6.Экологическое просвещение

7.Научные исследования в области охраны окружающей среды

 

 

1. Понятие и задачи экологического образования

Осуществление конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и кон­ституционной обязанности каждого по сохранению природы и окру­жающей среды в целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи требует высокой экологической культуры граждан, достигаемой в процессе непрерывного экологи­ческого образования в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, охране окружающей среды, о средствах массовой информации и иным законодательством Российской Феде­рации и субъектов Российской Федерации. На содержании данных терминов следует остановиться подробнее.

Экологическая культура - это совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентации и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений. В структуре экологической культуры для практических целей можно выделить несколько относительно самосто­ятельных ее видов. В зависимости от характера объекта экологическая культура подразделяется на материальную и духовную. По субъектам экологическая культура подразделяется на социальную и личную. В зависимости от сфер приложения экологической культуры выделяют: экологическую культуру материального производства; государственно-го управления; научного, технического и художественного творчества1.

Экологическое образование — целенаправленный процесс формирова­ния ценностных ориентации и норм поведения, воспитания и обучения населения основам экологических знаний, умениям и навыкам в сфере

охраны окружающей среды и рационального природопользования целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений укрепления правопорядка и обеспечения экологической безопасности

охра-

Объективная необходимость включения ст.71-74 в Закон об

не окружающей среды, регулирующих рассматриваемые вопросы обусловлена тем, что продолжающийся экономический кризис и возрастание ресурсопотребления влечет за собой и трансформацию правосознания как государственных служащих, так и предпри­нимателей и граждан. Указанные нормы как раз и направлены ца формирование экологического правосознания в целях оптимизации деятельности указанных субъектов и учета ими в своей деятельнос­ти экологических требований.

Актуальность данной проблематике придает и тот факт, что охрану окружающей среды невозможно обеспечить бессистемными воспита­тельными мерами, требованиями и запретами. Доведение до широкого общественного сознания эколого-правовых-знаний карательного харак­тера, посвященного ответственности за экологические правонарушения, также не позволит достигнуть надлежащего эффекта в деле повышения уровня эколого-правовой культуры населения. И только комплексное, сбалансированное эколого-воспитательное воздействие на сознание, в первую очередь, молодежи 10-14 лет позволит сформировать у наибо­лее социально-активной части населения внутреннюю убежденность в недопустимости причинения вредных последствий окружающей среде.

Как уже отмечалось в научной литературе, природоохранительные пра­вовые нормы в большинстве своем закрепляют научно обоснованные экологические правила (о предотвращении эрозии почв, о порядке исполь­зования и восстановления лесов, о поддержании экологического режима водоемов, чистоты воздуха и т.д.). Вот почему экологическое воспитание, направленное на распространение и внедрение в практику необходимых знаний и навыков, вытекающих из современных проблем охраны природы, косвенно способствует и соблюдению правового режима охраны природ­ных объектов, и предупреждению соответствующих правонарушений.

Важно укреплять в обществе сознание того, что природные богатс­тва не беспредельны. Нужно сохранить и оставить природу будущему 1 поколению не только не оскудевшей, но и обогащенной. Экологическое просвещение, «экологизация» общественного сознания средствами вос­питания и образования создает благоприятные предпосылки для успеш­ной реализации требований законодательства об охране природы'.

В числе субъектов, осуществляющих экологическую образовательную деятельность, следует выделить школы, гимназии, лицеи, профтехучи­лища, техникумы, вузы, специальные курсы. Объектом данного процес-

выступает сознание лиц, получающих среднее, среднее специальное,, сащее" (второе высшее) образование, проходящих курсы переподго-в ки кадров и повышения квалификации, а также тех, кто получает Tg„аз0Вание для осуществления профессиональной преподавательской ичи природоохранной деятельности1.

Органы публичной власти не остаются в стороне от участия в реше­нии вопросов координации и государственного контроля за содержа­нием и осуществлением экологического образования на всех уровнях. Дяя наиболее оптимального решения вопросов в сфере экологического образования Правительство РФ вправе учреждать организации, образо­вывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ (ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 1 июня 2005 г.) «О Правительстве Российской Федерации».

На уровне субъектов РФ принимаются специальные законы об эко­логическом образовании (Волгоградская область, Республика Дагес­тан, Приморский край и т.д.), в которых определяются цели и задачи экологического образования и воспитания с учетом региональных особенностей. Для решения на региональном уровне экологических вопросов при исполнительных органах власти субъектов РФ созда­ются межведомственные комиссии по экологическому образованию населения (Саратовская, Амурская, Астраханская, Курганская, Кеме­ровская области, Хабаровский край, Республика Марий Эл, Ханты-Мансийский автономный округ), принимаются специальные регио­нальные целевые программы по вопросам экологического воспитания и образования (Свердловская, Тюменская области, Республика Саха), разрабатываются концепции непрерывного экологического образова­ния (Вологодская область).

На современном этапе правовой реформы увеличивается в этом процессе роль и влияние органов местного самоуправления, разра­батывающих специальные программы экологического образования, просвещения и воспитания. В результате реализации таких программ ожидается привлечение широких слоев населения к решению воп­росов экологического оздоровления территории, в первую очередь городских муниципальных образований, а также улучшение состоя­ния окружающей среды.

Но несмотря на принимаемые меры, состояние экологического обра­зования и воспитания вызывает серьезную озабоченность и тревогу. Это связано во многом с недооценкой в обществе экологических проблем, экологическим нигилизмом и экологическим невежеством, недостатком °юджетного финансирования, отсутствием эффективного государственно-го Управления экологическим образованием и надлежащей координации

данного процесса с негосударственными структурами. Последнее обстоя тельство приобретает особую важность потому, что отличительной особен ностью современного периода является усиление роли негосударственного сектора на всех уровнях и в различных странах мира. Значение процесса вовлечения общественности в решение важнейших проблем, связанных с окружающей средой и устойчивым развитием, признается сегодня иссле­дователями, правительствами и международными организациями.

Процесс создания системы экологического образования имеет свою историю и начинается с принятием закона РСФСР «Об охране природы в РСФСР» от 27 октября 1960 г. Указанным законом предусматрива­лась двухступенчатая система преподавания основ охраны природы в учебных заведениях. Для этого в школьные программы и соответству­ющие учебники по естествознанию, географии и химии было включено преподавание основ охраны природы, а в высших и средних специаль­ных учебных заведениях вводились курсы охраны природы и воспроиз­водства ее ресурсов.

Поворотным пунктом в развитии системы экологического образования было проведение в 1977 г. в г. Тбилиси Межправительственной конфе­ренции по образованию в области охраны окружающей среды, а также в 1984 г. в г. Иваново Всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды. Это позволило активизировать и международное сотрудничество в области экологического образования, что проявилось в форме участия советских ученых в международном конгрессе ЮНЕ-СКО/ЮНЕП (Москва, 1987 г.). В 1990 г. на Всесоюзной конференции в г. Казани была уже обнародована общенациональная перспективная программа по образованию в области окружающей среды1.

С постепенным изменением государственной политики в деле эколо­гического образования появляются первые учебники (а в учебный про­цесс вводятся новые учебные дисциплины) по вопросам охраны окру­жающей среды и рационального природопользования. В юридической науке в этом отношении многое было сделано коллективом Всесоюзного института юридических наук. Достаточно назвать такую работу, как «Правовые вопросы охраны природы в СССР» (под ред. Г.Н. Полянс­кой. - М., Госюриздат, 1963). Если в Томском университете пионером в деле преподавания правовой охраны природы был О.С. Колбасов, то в Московском университете им была Е.Н. Колотинская, подготовив­шая этот раздел и прочитавшая его впервые студентам юридического

12 льтета в jggQ г jre лекции легли в основу учебного пособия для сту-

«тов-заочни'ков университетов по курсу «Правовая охрана природы в ГССР» (Изд. МГУ, 1962). В следующем, 1961 г., Н.Д. Казанцевым был подготовлен спецкурс «Правовая охрана природы в СССР» для стар-тих курсов студентов дневного отделения юридического факультета МГУ- Материалы этого курса легли в основу значительного количества

зделов СООТВетствующего учебного пособия1.

В дальнейшем большую роль в развитии системы экологического образования и воспитания сыграл закон РСФСР «Об охране окру­жающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., которому удалось в ст 73-76 определить основы экологического воспитания, образования и просвещения в условиях правовой реформы и построения рыночной экономики. Закон об охране окружающей среды во многом воспроиз­водит указанные нормы и продолжает заложенные более 10 лет назад тенденции экологического образования.

Указанным законом закрепляется обязательность преподавания основ экологических знаний в образовательных учреждениях, чем развивают­ся положения Конституции России, гарантирующей право каждого на образование (ст. 43). При этом именно Российская Федерация уста­навливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 13 января 1996 г. (ред. от 31 декабря 2005 г.) понимает под образова­нием «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интере­сах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Особое место среди различных видов и форм образования занимает экологическое образование.

Система экологического образования - достаточная для реализации целей и задач непрерывного экологического образования совокупность необходимых и взаимодействующих организационных форм, включаю­щая в себя инфраструктуру экологического образования, управление, кадровое обеспечение, нормативное правовое управление, научно-мето­дическое и информационное обеспечение и экономическую составляю­щую, а также распространение экологических знаний (средства массо­вой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма).

Экологическое образование как один из элементов общего образова­ния и профессиональной подготовки кадров представляет собой единую систему всеобщего и комплексного экологического образования, вклю­чающую; дошкольное образование; начальное и среднее образование

казанцев Н.Д. Из истории науки советского земельного и природоохранительного пРава. // Экологическое право. - 2001. № 2. - С. 12.

123экспертизы. // Государство и право. - 2000. - № 8.

учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей; подготовку специалистов в сфере охраны окру^. ющей среды со средним специальным и высшим образованием; приро­доохранную подготовку специалистов различных профессий; повыше­ние квалификации и переподготовку должностных лиц, специалистов народного хозяйства и педагогических кадров в системе послевузовс­кого образования; подготовку кадров высшей научной квалификации-подготовку специалистов в сфере экологического просвещения.

Образовательные экологические программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования явля­ются преемственными. В дошкольных и общеобразовательных учреж­дениях могут организовываться детские экологические организации, экологические лагеря, экспедиции, походы и экскурсии. В учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляется эколого-ориентирован-ная подготовка специалистов путем введения соответствующих курсов и вовлечения учащихся и студентов в практическую природоохранную деятельность, в том числе посредством создания научных экологических школ, «малых академий», проведения семинаров, конференций и кон­курсов, а также профессиональная подготовка специалистов-экологов на специальных отделениях, курсах и факультетах. Высшие учебные заведе­ния и учреждения дополнительного образования организуют специали­зированные экологические курсы послевузовского профессионального образования для должностных лиц, контролирующих деятельность орга­низаций и предприятий, оказывающих вредное влияние на окружающую среду, с выдачей им соответствующих документов (сертификатов).

Основы природопользования (или основы охраны природы и рацио­нального природопользования) теперь преподаются во всех государс­твенных школах, частных, общественных, религиозных и других сред­них и высших учебных заведениях, независимо от их профиля (в рамках среднего или высшего образования). Эта дисциплина получает и другие названия: основы экологии, охрана окружающей среды и т.д. В средних школах данная тематика чаще всего охватывается такими дисциплина­ми, как обществоведение, биология, основы права и др. В специальных средних и высших учебных заведениях вводятся курсы по охране окру­жающей среды и рациональному природопользованию. Содержание этих курсов зависит от профиля данного учебного заведения. Могут устанавливаться специализированные курсы охраны природы.

Преподавание экологических знаний в учебных заведениях,.предполага­ет обязательность разработки полноценных учебных программ. Эти про­граммы должны охватывать, как минимум, «основы экологических зна­ний», необходимые не только для всякого специалиста, но и для каждого гражданина нашего общества, обязанного соблюдать возлагаемые на него ст. 58 Конституции России требования. Программы предусматривают задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного 124

вня, подготовку специалистов соответствующей квалификации (напри-УР° экологов в системе промышленности, водного хозяйства и т.д.). ^Основными организационными формами экологического образования яяются: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная формы, самообразование, ЯВ^трпнат в системе непрерывного образовательного процесса; эколого-про-ветительская работа, в том числе распространение экологических знании через средства массовой информации, учреждения культуры, природоохран­ные учреждения, организации спорта и туризма; экологическая пропаганда. В настоящее время как в средних, так и в высших юридических учебных заведениях экологическое право является самостоятельным курсом. В тех вузах, где изучается раздельно «Экологическое право» и «Земельное право», и этого требует специализация вуза, разрабатыва­ются самостоятельные программы по указанным предметам.

В специализированных вузах (например, военных, технических и дру­гих) процесс получения экологических знаний, умений и навыков имеет свою специфику. Особое значение имеет включение эколого-правового блока учебных дисциплин в программы обучения будущих офицеров Вооруженных сил РФ. Так, ключевое место в подготовке офицеров-пог­раничников занимает блок административно-служебных дисциплин. При изучении данных предметов затрагиваются и изучаются вопросы охраны морских биологических ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны"* РФ, особенности природополь­зования в пограничной зоне, правового режима пограничной зоны. Воп­росы экологической безопасности изучаются также и при прохождении курса «Радиационная, химическая и биологическая защита». Однако основное место в эколого-правовой подготовке офицеров-погранични­ков играют юридические дисциплины эколого-земельного блока1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.