Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение экологических требований




К различным видам хозяйственной и иной деятельности.

Понятие и значение экологических требований

План

Лекция 11.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Правовая охрана окружающей среды при строительстве хозяйственных и иных объектов

1. Понятие и значение экологических требований к различным видам
хозяйственной и иной деятельности. Соотношение экологических тре­
бований и технических регламентов

2.Экологические требования на стадии размещения объектов

3.Экологические требования на стадии проектирования объектов

 

1. Экологические требования при строительстве и реконструкции
хозяйственных и иных объектов

2. Экологические требования при вводе в эксплуатацию хозяйствен­
ных и иных объектов

3. Экологические требования при эксплуатации и выводе из эксплуа­
тации хозяйственных и иных объектов

и технических регламентов

 

Для реализации задач по обеспечению надлежащего качества окружа­ющей среды в России экологическое законодательство предусматривает систему мероприятий, в состав которой, наряду с приданием особого правового статуса отдельным территориям либо установлением норм и правил по охране и рациональному использованию природных объек­тов, включены и определенные экологические требования, обязательные для соблюдения и исполнения всеми должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами Требования в области охраны окружающей среды (экологические тре­бования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установлен­ные законами, иными нормативными правовыми актами, природоох­ранными нормативами, государственными стандартами и иными норма­тивными документами в области охраны окружающей среды.

Такие требования могут предусматриваться к хозяйственной и иной деятельности в различных сферах и отраслях экономики - промышлен­ности, энергетике, сельском хозяйстве, обороне, при обращении с отхо­дами и т.д. Закон об охране окружающей среды устанавливает в самом 156

fl обшем виде требования на доэксплуатационной стадии (размещение, проектирование, строительство объекта и т.д.), стадии эксплуатации и стадии вывода из эксплуатации (консервация, ликвидация) хозяйс­твенного объекта.

Экологические требования могут выступать в качестве общих, при­меняемых к деятельности или процессам, не оказывающих значи­тельного негативного воздействия на состояние окружающей среды, специальных, применяемых только в силу прямого указания закона к особо опасным для состояния окружающей среды видам деятельности и дополнительных, обусловленных задачами охраны отдельных видов природных объектов в ходе осуществления хозяйственной и иной ант­ропогенной деятельности.

Вышеуказанные требования, содержащиеся как в Законе об охране окружающей среды, так и в иных федеральных законах, законах субъек­тов РФ и подзаконных нормативно-правовых актах, достаточно подроб­но раскрывают их содержание, составляя в своей совокупности инсти­тут особенной части экологического права. При этом данный институт не является новым для экологического законодательства, поскольку он существовал в утратившем силу законе «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. (раздел VI-VII). Отдельные нормы, содержащие экологические требования к различным видам деятельности, перешли в новую редакцию закона без особых изменений (ст. 38 Закона); ряд других был скорректирован (ст. 41); третьи появи­лись впервые (ст. 46 Закона). В целом же данная глава закона подвер­глась наименьшим изменениям (по сравнению, например, с главой об экономическом регулировании охраны окружающей среды).

Рассматривая экологические требования к отдельным видам хозяйс­твенной и иной деятельности, необходимо упомянуть о происходящей в России реформе действующих стандартов, правил и нормативов. Начало данной реформе положил Закон о техническом регулировании, всту­пивший в силу с 1 июля 2003 г. Смысл данной реформы заключается в замене системы ГОСТов, СНиПов, СанПиНов и иных стандартов и правил двухуровневой системой: технических регламентов и нацио­нальных стандартов. В соответствии с постановлением Госстандарта России от 30 января 2004 г. «О национальных стандартах Российской Федерации» со дня вступления в силу Закона о техническом регули­ровании, национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г. Впредь до вступления в силу соответствующих техничес­ких регламентов требования к продукции, процессам производства, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установлен­ные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, госу­дарственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды,

жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий вводящих в заблуждение приобретателей.

Технический регламент - документ, который принят международ­ным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке установленном законодательством Российской Федерации, или феде­ральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавлива­ет обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строе­ниям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В связи с этим наибольшее значение (для особенной части экологи­ческого права) Закон о техническом регулировании имеет в части соот­ношения технических регламентов и санитарных правил.

Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения устанавливает, что санитарные правила содержат санитарно-эпиде­миологические требования, включая критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Как вытекает из данного закона, санитарные правила являются обязательными для соблюдения и охватывают практичес­ки все стороны жизни общества, включая требования к планировке и застройке поселений, качеству атмосферного воздуха, размещению отходов и т.д.

Закон о техническом регулировании не упоминает санитарных пра­вил, хотя последние и находятся в сфере его действия. Это означает, что в Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния (и не только в него) будут внесены соответствующие изменения. Действующие же санитарные правила будут сохранять юридическую силу вплоть до вступления в силу соответствующего технического регламента. Такой вывод следует из п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании. Следовательно, с учетом этих положений, продол­жают действовать санитарные правила, экологические нормативы, СНиПы и иные подобные акты в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, закон специально подчеркивает, что до принятия общего технического регламента по ядерной и радиационной безопасности техническое регулирование в области ядерной и радиационной безо­пасности осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об использовании атомной энергии» и «О радиационной безопас­ности населения».

Согласно п. 1 ст. 9 Закона о техническом регулировании, правовой формой принятия технических регламентов является федеральный закон, а сами технические регламенты должны быть приняты до 1 июля 2010 г. (п.7 ст. 46). 158




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.