Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое просвещение




' Экологическое просвещение - распространение знаний об экологичес-

I кой безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологичес­кой культуры населения.

Субъектами экологического просвещения можно признать лиц, могу­щих осуществлять просветительскую деятельность, для которой при­сущи эколого-нормативные черты. В числе таких субъектов выступают государство в лице уполномоченных органов и должностных лиц, цер­ковь, общественные организации, СМИ, организации граждан, осущест­вляющих деятельность в сфере эколого-правового просвещения.

Средствами экологического просвещения являются СМИ, художес­твенная литература, семинары и лекции. Процессы эколого-правового просвещения, воспитания и образования осуществляются в заповедни­ках и национальных парках. На указанных категориях особо охраняемых природных территорий осуществляется подготовка кадров, проводятся конференции, выпускаются сувениры экологической направленности, проводятся конференции, семинары и круглые столы по вопросам охра­ны окружающей среды и рационального природопользования.

Несмотря на эпизодичность эколого-правового просвещения, его значение состоит в непрерывном контакте с проблемами охраны природы посредс­твом научно-популярной и художественной литературы, СМИ, привлечение граждан к решению конкретных экологических проблем. Основной целью таких мероприятий является усвоение навыков к самостоятельному наблю­дению, оценке и прогнозу возможных изменений в окружающей среде под воздействием хозяйственной и иной деятельности человека.

Не менее значимыми в формировании эколого-правовой культуры населения являются посещения музеев, библиотек, заповедников, заказ­ников, национальных парков, что обеспечивает наиболее эмоционально кРащенный процесс общения с природой. Например, в Республике

Беларусь имеются уникальные музеи природы в Национальн ом парк «Беловежская пуща», в школе деревни Домжерицы Лепельского район Витебской области, где находится дирекция Березинского биосферног заповедника. Но даже и сам факт созерцания практически исчезнувщег беловежского зубра оставляет незабываемые воспоминания больщинг тва людей и лучше всякой агитации стимулирует к соблюдению эколо­гических требований в повседневной деятельности1.

Огромная роль в решении задач экологического просвещения принадле­жит органам местного самоуправления, что в ряде муниципальных обра­зований стало сегодня реальностью. Так, в городе Бронницы Московской области рядом с озером «Вельское» строится детский экологический парк регулярно проводятся дни защиты от экологической опасности. При про­ведении таких акций в муниципальных образованиях Московской области ликвидируются несанкционированные свалки, локальные загрязнения почв и вод. В этом направлении по Московской области наибольшая активность отмечается в Ступинском, Коломенском, Пушкинском, Балашихинском, Подольском, Одинцовском, Истринском, Мытищинском районах. Муни­ципальные органы организуют экологические выставки, на которых пред­ставляют перспективные экологические технологии и экспонаты2. Эколо­гическое просвещение, составным элементом которого является получение экологической информации, вытекает из конституционного права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Участие органов государственной власти в экологическом просве­щении населения вытекает из ст.ст. 5-6 Закона об охране окружающей среды, определяющих в числе полномочий Российской Федерации и ее субъектов организацию и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры. Реализация данных полномочий может проявляться в разработке федеральных и региональных целевых программ в области экологического просвещения, в работе по совершенс­твованию нормативно-правовой базы и системы управления экологичес­ким просвещением и образованием, их кадрового обеспечения и т.д.

Кроме того, экологическое просвещение населения обеспечивается через средства массовой информации, музеи, библиотеки, эколого-про-светительские центры, лектории, экологические инициативы и акции, конференции и выставки. Публичные и научные библиотеки, библиоте­ки образовательных учреждений и общественных организаций, краевед­ческие музеи также являются центрами распространения и пропаганды экологических знаний, комплектуют соответствующие фонды, целе­направленно проводят мероприятия по экологическому просвещению населения в соответствии с их профилем.

„дарственные природные заповедники, национальные и природ-парки, ботанические сады, детские эколого-биологические центры, Н нции юных натуралистов осуществляют эколого-просветительскую сТ еЛЬНОсть посредством создания соответствующих центров, музеев при-де экологических троп, экологических лагерей, развития зкологическо-Р призма и других эффективных форм экологического просвещения. Г В целях обеспечения общественности своевременной, полной и досто-еоной экологической информацией, издаются общероссийские экологи­ческие газеты «Спасение» и «Зеленый мир», а в ряде регионов печатаются свои экологические издания («Набат» в Саратовской области, «Эковест-ник» в Астраханской области и т.д.). С 1998 г. ЗАО «Юрист» выпускает федеральный экологический журнал «Экологическое право».

В целях оперативной работы с обращениями граждан по поводу предоставления экологической информации в большинстве федераль­ных природоохранных органов и их территориальных подразделениях созданы специальные информационные службы. Об эффективности их работы могут говорить следующие данные. Так, в общественную приемную Главного управления природных ресурсов и охраны окружа­ющей среды МПР России по Волгоградской области в 2002 г. поступило 250 жалоб и обращений граждан. Все жалобы и обращения были рас­смотрены, а в ходе работы по ним сотрудниками Управления проводи­лась эколого-просветительская разъяснительная работа с населением по соблюдению природоохранного законодательства.

На федеральном и региональном уровне определенное содействие в экологическом просвещении населения мог бы оказать ежегодный Государственный доклад о состоянии окружающей среды Российской Федерации, а также аналогичный доклад в каждом из субъектов РФ. Проблема, правда, заключается в маленьком тираже данного издания и отсутствии его в свободной продаже.

 

 

5. Научные исследования в области охраны окружающей среды

Научные исследования в области охраны окружающей среды прово­дятся в целях социального, экономического и экологически сбаланси­рованного развития Российской Федерации, создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероп­риятий по улучшению и восстановлению окружающей среды, обеспе­чению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводству природных Ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Закрепление данного направления экологической политики Российс­кой Федерации в ст. 70 Закона об охране окружающей среды является пРодолжением и дальнейшей конкретизацией положений утратившего

силу закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 де,,. бря 1991 г. За десятилетний срок его действия сложилась определеныd~ практика развития научных исследований в области охраны окруж^51 щей среды, основания и порядок привлечения научных работников практической деятельности (например, в качестве экспертов при Пв ведении различных видов специальных экспертиз), определен порядок-финансирования научно-технических исследований в области экологии и т.д. Указанные общие направления использования научного потенци­ала российских ученых получили свое конкретное закрепление в следу ющих нормативно-правовых актах.

Во-первых, российское экологическое законодательство регламенти­рует порядок участия представителей науки, обладающих специальны­ми знаниями, в проведении экспертиз в области охраны окружающей среды. Так, одним из принципов экологической экспертизы является принцип научной обоснованности ее заключений. Для его реализации на специально уполномоченный государственный орган, ответственный за проведение государственной экологической экспертизы, возлагается ряд обязанностей, в частности, по научному и методическому обеспече­нию ее проведения. В связи с этим, экспертом государственной эколо­гической экспертизы признается специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, при­влекаемый к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Аналогичная ситуация складывается и при проведении иных специаль­ных экспертиз. Так, государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится экспертными центрами, кото­рые формируют экспертные комиссии, к участию в работе которых могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.

Наряду с экспертизой, федеральные нормативно-правовые акты уста­навливают возможность привлечения в установленном порядке науч­но-исследовательских и других организаций для проведения соответс­твующих работ, анализов, регистрационных испытаний, выполнения измерений и выдачи заключений и т.д. Так, например, регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов осуществляют юридические лица, которые имеют необходимое для этого научное и материально-техническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации и допущены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти к проведению данных испытаний.

Во-вторых, в ряде случаев предусматривается необходимость получения заключения научных организаций как одно из условий получения разреше­ний компетентных органов для осуществления отдельных видов хозяйствен­ной деятельности. Так, акклиматизация новых для фауны Российской Феде­рации объектов животного мира, переселение объектов животного мнра в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению соответствующих спе-130 но уполномоченных государственных органов по охране, контролю и ЦИ ированию использования объектов животного мира и среды обитания ^еТ^яаличии заключения компетентных научных организаций с учетом требо- пРи " экологической безопасности (ст.25,27 Закона о животном мире). BSR соответствии со ст. 1 Закона о природных лечебных ресурсах,

чебные свойства природных объектов устанавливаются на основании ле нЫХ исследований, многолетней практики и утверждаются феде-Ндльны.м органом исполнительной власти, ведающим вопросами здраво-Р нения. Статья 61 Л К РФ устанавливает, что обоснование возраста убок проводится при лесоустройстве или по результатам научных исследований. Установление возраста рубок осуществляется федераль­ным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства. Ука­занный перечень может быть продолжен.

В-третьих, на научный орган могут возлагаться некоторые функции, вытекающие из международных договоров, ратифицированных Российс­кой Федерацией. Так, для обеспечения выполнения Россией обязательств, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., Правительством Российской Федерации определен Научный и Административный орган Конвенции. Например, научным органом, обес­печивающим выполнение обязательств России, вытекающих из Конвен­ции, в отношении осетровых видов рыб, является ГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии».

В-четвертых, за последние годы сложился порядок финансирования научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды. Так, Закон об атомной энергии предусматривает создание специального фонда для финансирования, в том числе, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопас­ности этих объектов (ст. 34). Финансирование государственных природ­ных заповедников и иных аналогичных федеральных природоохранных научных учреждений осуществляется из средств федерального бюдже­та, однако они самостоятельно могут распоряжаться средствами, полу­ченными от научной и иной деятельности, не противоречащей целям и задачам заповедников. Отдельной разновидностью финансирования научных экологических исследований является включение некоторых научно-исследовательских организаций в число субъектов выполнения отдельных работ в рамках федеральных целевых программ.

В-пятых, федеральные законы регулируют вопросы использования различ­ных природных объектов для научных, учебно-воспитательных и иных целей. Например, в случае создания государственного природного заповедника пол­ностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые при-РОДные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный ^Р), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение ^ образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, '1еста сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

i! Для научного изучения и сохранения этих уникальных комплект-создаются специальные природоохранные, научно-исследовательски6 и эколого-просветительские учреждения - государственные природнь 6 заповедники, одной из главных задач которых является организац/6 и проведение научных исследований. В заповедниках осуществляют* ся прикладные и фундаментальные научные исследования в облает" экологии, биологии, почвоведения, физической географии и охрань' окружающей среды, направленные на изучение природных комплек­сов и объектов и долговременное слежение за динамикой природных и антропогенных процессов с целью оценки и прогноза экологичес­кой обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохране­ния ландшафтного и биологического разнообразия, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов и предотвращения ущерба экосистемам заповедников. Принцип научной ценности имеет значение при создании практически любой категории особо охраняемых природных территорий, однако регулярная научная работа специально созданным органом (Дирекция и т.д.) ведется только в национальных, природных, дендрологических парках и в ряде иных категорий особо охраняемых природных территорий.

В-шестых, особо регламентируется порядок использования отдельных природных объектов, ценных в научном отношении (см., например, ст. 22 Закона о животном мире). Леса, имеющие научное значение, отнесены ст. 56 ЛК РФ к числу лесов 1 группы, что обусловливает основное их неэксплуатационное назначение. Общая задача лесов данной группы - выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций. Поэтому в лесах, имеющих научное значение, допускаются только рубки промежуточ­ного пользования и прочие рубки (ст. 114 ЛК РФ).

В-седьмых, государство определяет приоритетные направления науч­но-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыска-тельских работ (включая организацию их проведения), создания новой техники и прогрессивных технологий в установленных сферах веде­ния. Для координации государственно-важных научных исследований создаются научно-технический, экспертные и другие советы, временные рабочие комиссии и группы (например, в МПР России). В результа­те, в федеральные нормы и правила могут быть внесены изменения и дополнения, не только учитывающие изменения законодательства Рос­сийской Федерации, рекомендации международных организаций, но и результаты научных исследований и накопленный отечественный и международный опыт. В связи с этим не удивительно, что на индивиду­альных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации пред­приятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, возложена, среди прочих, и обязанность внед­рять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений (ст. 11 Закона об отходах).

Контрольные вопросы

Что такое экологическая культура, экологическое воспитание и (т язование? Как соотносятся друг с другом данные понятия? О Назовите основные задачи экологического образования. ч Какими нормативными актами определены меры по формированию ологической культуры, экологическому воспитанию и образованию? ЭКД Какие меры могут быть приняты субъектами РФ в целях создания допол-ггельных условий повышения уровня экологической культуры населения? Н 5 Разъясните особенности, цели и задачи преподавания основ эколо­гических знаний в образовательных учреждениях.

1.В чем заключается необходимость экологической подготовки руко­
водителей организаций и специалистов в области охраны окружающей
среды и экологической безопасности?

2.Объясните понятие, основные средства и задачи осуществления
экологического просвещения. Какова роль в этом процессе органов
государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправ­
ления? Приведите примеры данного вида деятельности.

 

3.Сформулируйте понятие и задачи научных исследований в области
охраны окружающей среды. Покажите основные направления данного
вида деятельности.

4.Существует ли преемственность в нормативно-правовом регулирова­
нии формирования основ экологической культуры в Законе РСФСР «Об
охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и действую­
щем Законе об охране окружающей среды? В чем она заключается?

Литература

1. Бринчук М.М. Юридическое экологическое образование в аспекте раз­
вития права окружающей среды. // Государство и право. - 1995. - № 10.

2. Васильева М.И. О факторах влияния на преподавание экологичес­
кого права. // Экологическое право. - 2003. - № 3.

3. Вершок И.Л. Об экологическом правосознании. // Государство и
право. - 2003. - № 3.

5. Казанцев Н.Д. Из истории науки советского земельного и природо­
охранительного права. // Экологическое право. - 2001. - № 2.

6. Суров А.Ф. Особенности эколого-правового обучения в военных
вУзах ФПС России // Экологическое право. - 2002. - № 3.

6. Шестерюк А.С. Методические проблемы экологического обра­
зования юристов // Вестник Московского университета. Серия 11.
Право. - 1996. - № 1.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.