КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и признаки экологической экспертизы
Экологическое законодательство Российской Федерации выделяет несколько видов государственных экспертиз в области охраны окружающей среды. Наряду с экологической экспертизой, о которой пойдет речь ниже, предусмотрены санитарно-эпидемиологическая экспертиза, экспертиза промышленной безопасности и ряд других. Не следует считать, что экологическая экспертиза является комплексной или базовой экспертизой, а остальные экспертизы в области охраны окружающей среды являются специальными видами экологической экспертизы. Напротив, следует согласиться с высказанным в юридической литературе мнением о том, что все виды указанных государственных экспертиз в сфере охраны окружающей среды и обеспечения безопасности населения следует относить к специальным государственным экспертизам с независимым и самостоятельным их проведением. У каждой из них имеется свой собственный правовой режим, нормативная база, субъекты и объекты, требования к объему специальных знаний экспертов и т.д. Экспертные заключения, правда, по необходимости могут сводиться в единый документ и их результаты комплексно оцениваться для определенных целей. Однако такое сводное заключение не будет считаться заключением экологической экспертизы.' В ряде необходимых случаев федеральные законы прямо предусматривают обязательность проведения нескольких экспертиз в отношении отдельных объектов или видов деятельности. Так, ст. 42 Закона об электроэнергетике устанавливает, что инвестиционные проекты, связанные со строительством объектов электроэнергетики, в соответствии с законодательством об инвестиционной деятельности подлежат следующим природопользования (находится в ведении МПР России). Субъектам РФ переданы полномочия Российской Федерации по при нятию нормативно-правовых актов в области экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики субъекта Рф организации и проведению государственной экологической экспертизь' объектов регионального уровня, а также осуществлению контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе и информированию населения о намечаемых и проводимых экспертизах и их результате (ст.6 Закона об экологической экспертизе). Заказчики - это юридические и физические лица, которые заказывают и оплачивают специально уполномоченным органам организацию и проведение работы по выявлению соответствия предполагаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям. При этом в случае отступления от проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, заказчик обязан пройти экспертизу повторно. Объектом экологической экспертизы являются материалы и документы, представляемые заказчиком на государственную или общественную экологическую экспертизу.. Их перечень представлен ст. 11-12 Закона об экологической экспертизе. Разграничение объектов экологической экспертизы между федеральными и региональными органами исполнительной власти в области экологической экспертизы осуществляется следующим образом. Объекты федеральной экологической экспертизы указаны в ст. 11 Закона об экологической экспертизе. Ее проводят два специально уполномоченных федеральных органа. 1.Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом 2.Федеральная служба по надзору в сфере природопользования организует Органы исполнительной власти субъектов РФ проводят государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в ст. 12 Закона ft экологической экспертизе, в том числе: проектов нормативных пра-°овых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых в жет привести к негативному воздействию на окружающую среду; н0„мативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Россий- кой Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность; материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов РФ; материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта РФ, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения; все виды градостроительной документации и т.д. Анализ положений Закона об экологической экспертизе позволяет выделить три этапа проведения государственной экологической экспертизы: а) научно-исследовательский этап, включая его элементы - ОВОС и экологическое обоснование; б) получение от государства официального разрешения на реализацию проекта; в) контроль за исполнением заключения. Первый этап государственной экологической экспертизы начинается с представления экспертам соответствующего объекта (объектов). Обязательным условием принятия документов и материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них данных по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации. На этом же этапе происходит исследование экспертными комиссиями (экспертами) представленного объекта, выявление его соответствия установленным экологическим и другим специальным нормам, правилам и нормативам. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев (обычно составляет 30 дней для простых объектов и 60 дней для сложных). На втором этапе представленные объекты получают экспертную оценку посредством принятия заключения государственной экологической экспертизы. Данное заключение должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы. Наличие положительного заключения подтверждает соблюдение заказчиком экологических требований при подготовке рассмотренной документации и дает право на финансирование этого объекта из любых источников. В случае отрицательного заключения реализация объекта экологической экспертизы запрещена. Следует иметь в виду, что существует два вида отрицательного заклю- ения государственной экологической экспертизы – (а) заключение о недопустимости реализации проекта и ( б) заключение о необходимое^ доработки предоставленных материалов. Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Так, 1994 году прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением в интересах государства и граждан о признании незаконными и необоснованными выводов государственной экологической экспертизы по проекту перекладки коксовой батареи на Кузнецком металлургическом комбинате, из заключения которой вытекает, что права граждан на охрану здоровья не нарушаются воздействием хозяйственной деятельности комбината на окружающую среду. Однако проектные решения по охране воздушного бассейна не обеспечивали достижения санитарных норм в жилой зоне города Последующая перекладка коксовой батареи, по утверждению прокурора, будет оказывать вредное воздействие на природную среду не только на территории комбината, но и нарушит право на благоприятную среду обитания граждан, проживающих в этом регионе. Президиум Верховного Суда РФ согласился с доводами прокурора, указав в Постановлении от 2 февраля 1994 г., что предметом судебного обжалования может быть заключение государственной экологической экспертизы, выводы которой могут нарушить права на благоприятную сферу обитания граждан. Между тем, как справедливо отмечалось в научной литературе, законодательством не определен механизм реализации вышеуказанных запретов (третий этап). Для повышения эффективности данной нормы необходимо предусмотреть в законе о банках и банковской деятельности норму о том, что в качестве одного из условий финансирования или предоставления кредита по объектам экологической экспертизы, является положительное экспертное заключение. В этом случае банк станет требовать экспертное заключение и не выдаст без него кредит (в противном случае он может быть лишен лицензии).1 В числе федеральных заключений, получивших особый общественный резонанс, следует отметить государственнуюэкологическую экспертизу высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург. В ходе проведения этой экспертизы были осуществлены многочисленные нарушения земельного законодательства, законодательства об ООПТ (трасса пролегала через территорию Валдайского национального парка), лесного законодательства (осуществлялась вырубка лесов первой и второй группы без соответствующего постановления Правительства РФ). Проект ТЭО не прошел общественных слушаний в субъектах РФ. Однако Минприроды РФ дало положительное заключение. Впоследствии это заключение было обжаловано в Генеральную прокуратуру РФ, обнаружившую в ходе проведения проверок нарушения основополагающих1 Храмова Ю.Р. К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической экспертизы. // Государство и право. - 2000.- № 8. - С. 16. 114 ципов экологической экспертизы - законности ее выводов и независимости экспертов. Анализ материалов государственной экологической экспертизы на оовне субъектов РФ позволяет говорить об определенной региональной лецифике документов и материалов, предоставляемых на экспертизу. С финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, которые он перечисляет «а специальный счет государственного органа РФ или субъекта РФ в об пасти экологической экспертизы. В заключение данного вопроса нельзя не отметить проходящую в России реформу градостроительной деятельности, которая, в том числе, повлечет неизбежное сокращение сферы действия государственной экологической экспертизы с 1 января 2007 г. Такой вывод следует из ч.б ст.49 ГрадК РФ.. Единая государственная экспертиза градостроительной документации прямо вытекает из идеологии перехода в сфере проектирования и строительства на требования безопасности из серии технических регламентов. Это приведет к неизбежному внесению изменений в законы: О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Об экологической экспертизе, О промышленной безопасности, Об охране окружающей среды и ряд других. В итоге почти десяток специальных экспертиз различных аспектов безопасности жизнедеятельности человека будет заменен одной, градостроительной экспертизой. Остальные либо прекратят свое существование, либо сфера их действия изменится (уменьшится).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |