КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творческий путь. Характеристика творчества
Камерно-вокальные произведения Камерно-инструментальные произведения Концерты Произведения для оркестра и для голоса с оркестром Оперы СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «Воццек», либретто А.Берга по пьесе Г.Бюхнера, ор. 7 (1917—1921) «Лулу», либретто А. Берга по трагедиям Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры» (1929—1935, завершена Ф. Черней) Пять песен для голоса и оркестра на тексты к почтовым открыткам П. Альтенберга, ор. 4 (1912) Три пьесы для оркестра, ор. 6 (1914) Концертная ария «Вино» на текст Ш. Бодлера (1929) Лулу-симфония (1934) Камерный концерт для фортепиано, скрипки и тринадцати духовых инструментов (1925) Концерт для скрипки с оркестром (1935) Соната для фортепиано, ор. 1 (1908) Струнный квартет, ор. 3 (1910) Четыре пьесы для кларнета и фортепиано, ор. 5 (1913) Лирическая сюита для струнного квартета (1926) Семь ранних песен для голоса и фортепиано на тексты разных авторов (1905—1908) Четыре песни для голоса и фортепиано на тексты разных авторов, ор. 2 (1910) «Закрой мне глаза», песня для голоса и фортепиано на слова Т. Шторма (1925) РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Берг А. О музыкальных формах в моей опере «Воццек» // Зарубежная музыка XX века. М., 1975. Воробьев Д. О некоторых противоречиях идейно-эстетической концепции оперы А. Берга «Лулу» // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1976. Вып. 3. Глебов Игорь [Б. В. Асафьев]. «Воццек» Альбана Берга // Зарубежная музыка XX века. М., 1975. Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976. Холопова В. О композиционных принципах скрипичного концерта А.Берга // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6. Шёнберг А. Об Альбане Берге // Зарубежная музыка XX века. М., 1975. [Тараканов М.] Берг // Музыка XX века: Очерки. М., 1984. Ч. 2.: 1917—1945. АНТОН ВЕБЕРН (1883—1945) Музыка Веберна в творческом наследии нововенской триады занимает особое место, сильно отличаясь от музыки как Шёнберга, так и Берга – прежде всего преобладанием миниатюрных музыкальных форм, в которых плотность и организованность звуковой ткани достигают предела возможного. Антон Веберн родился 3 декабря 1883 года в Вене, в семье горного инженера. Ребенком он не проявил особо выдающейся музыкальной одаренности, хотя тяготение к музыке было сильным. Его духовная жизнь с раннего возраста отличалась глубиной и серьезностью. Он с увлечением занимался игрой на виолончели, мечтал стать дирижером (позже эта мечта сбылась). Но первые опыты сочинения музыки вовсе не дали блестящих результатов. Решающую роль в жизни Веберна сыграли занятия с Шёнбергом, у которого он учился в 1904—1908 годах. Именно в эти годы он обрел себя как композитор. Однако на жизнь он зарабатывал дирижированием, сначала в ненавистной ему оперетте и только с 20-х годов – занимая более престижные должности (с 1927 года он стал дирижером Австрийского радио). Берг считал Веберна одним из величайших современных дирижеров, но сенсационные гастрольные поездки на его долю не выпали, если не считать отдельных выступлений в Испании и Англии, где он исполнял и собственные произведения. Большое просветительское значение имела деятельность Веберна в качестве дирижера венских рабочих симфонических концертов и хормейстера Рабочего певческого объединения, которая длилась с 1922 года до февраля 1934 года, когда в связи с наступлением фашизма в Австрии рабочие организации были разгромлены. Жизнь композитора протекала скромно, вдали от суеты, не балуя его шумным успехом; как и жизнь Берга, она небогата внешними событиями. Наиболее интенсивным оказался контакт Веберна со слушательской аудиторией в столь счастливые для нововенцев 20-е годы. Во всяком случае, его авторитет в композиторских кругах Австрии и Германии был тогда уже достаточно высок, сочинения его исполнялись и издавались, они вызывали интерес и за рубежом, особенно в Англии и США. Положение стало ухудшаться в начале 30-х годов, в пору постепенного сползания государственного строя Австрии к фашизму, и особенно после окончательного захвата этой страны Гитлером в 1938 году. Веберн, оказавшийся неспособным к открытой конфронтации с новым строем, тем не менее страстно отвергал нацистское варварство в области политики и культуры. Он тяжело переживал свое положение внутреннего эмигранта, свое одиночество. К тому времени Шёнберг, с которым ему более не суждено было встретиться, находился в эмиграции, а Берга уже не было в живых. Материальное положение Веберна резко ухудшилось, так как почти все его должности были упразднены: нацисты причислили его – чистокровного «арийца», но ученика Шёнберга к разряду «еврейских прихвостней». Приходилось перебиваться переложением произведений второстепенных авторов по заказу издательств. Веберн продолжал сочинять музыку, но совершенно без надежды быть услышанным: совсем другое искусство было нужно заправилам Третьего рейха. Большой моральной поддержкой для композитора явилось дружеское общение со скульптором Йозефом Хумпликом и его женой, поэтессой и художницей Хильдегард Йоне, автором текстов поздних вокальных произведений Веберна. В тесном кругу немногочисленных преданных друзей, понимавших и разделявших его художественные устремления, прошли последние годы его жизни, оборвавшейся в результате трагической случайности: 15 сентября 1945 года, уже после крушения нацистской империи, он погиб в Миттерзиле (близ Вены) от пули американского военнослужащего. Творчество Веберна можно разделить на три периода.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |