Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порождение солидарности (осознание и приятие персоналом смыслов и ценностей организации




Третьим параметром структуры организации является централизация, определяемая через функцию принятия решений. Чем больше мера этой функции, сконцентрированной на высшем уровне управления, тем выше централизация, и наоборот, чем больше свободы предоставляется для принятия решений сотрудникам других уровней управления, тем выше децентрализация. Выбор той или иной степени централизации всегда определяется сочетанием ряда факторов, среди которых основными являются профессионализм членов организации, уровень их мотивации, характер и сфера деятельности организации, ее масштабы (25, с. 81—82). Ниже описаны преимущества централизации и децентрализации по А. В. Карпову.

Эффективное функционирование любой организации возможно как на основе дифференциации, так и интеграции. Интеграционным средством здесь как раз и является иерархия соподчиненных частей руководства, обеспечивающая целостность и управляемость всей структуры организации.

Сложность структуры определяется степенью дифференциации и интеграции организации. Согласно А. В. Карпову (25, с. 76), применительно к организации различают горизонтальную, вертикальную и пространственную дифференциацию.

Горизонтальная дифференциация обусловлена принципом разделения труда в организации и описывает степень специализации ее структурных подразделений. Деятельность относительно самостоятельных подразделений координируется в процессе управления (горизонтальная сеть управления).

Вертикальная дифференциация представляет собой меру разделения организации на иерархически соподчиненные уровни управления («управленческая вертикаль»). К примеру, для ВУЗов типичная иерархия по вертикали такова: ректор — проректор — декан — заведующий кафедрой — преподаватель — студент (то есть включает шесть соподчиненных уровней). Вертикальная дифференциация обеспечивает соблюдение принципа единоначалия при оптимальном объеме управления. Объем управления — это количество лиц, находящихся в непосредственном подчинении руководителя. Представления об оптимальном объеме управления различаются, однако чаще всего называют 6-8 человек. Этот объем может существенно варьироваться в зависимости от уровня профессионализма руководителя и сложности организационной деятельности. Возрастание сложности задач требует уменьшения объема управления. Именно объем управления является главным фактором организационной структуры организации. Он позволяет определить число необходимых для организации уровней управления на основе общей численности организации (25, с. 77). Например, если объем управления равен 8, а организация состоит из 512 человек, то иерархия примет следующий вид: один руководитель высшего звена — 8 руководителей второго звена — 64 руководителя третьего звена (8x8). То есть налицо три уровня руководства. Если же при аналогичном объеме управления организация состоит из 40^6 сотрудников, они потребуют уже четырех уровней управления.

Пространственная дифференциация относится к тем организациям, которые строятся по региональному принципу по следующим показателям: 1) количество региональных подразделений; 2) расстояние между ними; 3) соотношение количества работников подразделений; 4) количество управленческого персонала в центральном представительстве.

Вторым параметром структуры организации является ее формализация. Формализованностъ структуры организации зависит от степени жесткости, нормативной предписанности, регламентированности подразделений. В достаточно высоко формализованной структуре организации все «расписано» - инструкции, наставления, предписания, нормативы, правила и прочее. Однако формализованная сторона — это лишь вершина айсберга. В любой организации существуют неформальные организации. Если формальная организация имеет административно-юридический статус, ставит индивида в рамки функциональных связей и нормы поведения, то неформальная организация такого статуса не имеет, а общность индивидов опосредуется в ней личным выбором и непосредственными внеслужебными контактами, личными внепроизводственными интересами.

Одним из требований, предъявляемых к высокому уровню профессионализма руководителя, является знание закономерностей функционирования неформальных организаций и умение их использовать во благо организации. Мотивация положительных сторон неформалов, использование в организации приемов и способов «школы человеческих отношений» (см. гл. 2), разумное внедрение в организации (в определенных пределах) принципа партисипативного управления помогут руководителю ликвидировать или хотя бы свести к минимуму нежелательные явления, возникающие в неформальных организациях предприятия, учреждения или фирмы.

Преимущества централизации: 1) улучшение контроля и координации специализированных независимых функций, уменьшение количества ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями; 2) сильное централизованное управление позволяет избегать ситуаций, при которых одни отделы организации растут и развиваются за счет других; 3) централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.

Преимущества децентрализации: 1) управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся для этого информации и, как следствие, сложности процесса принятия решений; 2) децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает; 3) децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествлять себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью контролировать его; 4) децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высокой должности, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры.

Философия организации — это совокупность смыслов и целей существования организации. Эта совокупность принимается персоналом и реализуется путем соблюдения принятых норм и правил, регламентирующих деятельность организации. Пока существует организация, она всегда будет обладать своей философией, независимо от того, осознается это руководителем или нет. Согласно С. И. Макшанову (Макшанов С. И. Управленческие философии и стратегии // Психология менеджмента: Учебник / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб, 2000. - С. 95-102.), основными функциями философии организации являются:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.