Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный статус обеспечивается соблюдением конституционных прав и обязанностей, общественными полномочиями и правопорядком




Важнейшим условием завоевания доверия людей является активная деятельность руководителя по обеспечению у них чувства социального оптимизма, здорового гражданского самочувствия. Только в этом случае, как отмечает В. М. Шепель, могут быть соблюдены социальный, служебный и персональный статусы работников.

В последнее время в российской действительности дело несколько улучшается. Деловые люди понимают важность инновационных перемен, у них зарождается дух новаторства. Но об этом у нас речь еще впереди.

Третья страта. К ней принадлежат предприниматели из научной среды. Профессионализм - их главная ценность. Это выходцы из интеллигентных семей, их родители — специалисты, профессионалы. Некоторые из них мечтают заработать деньги и уехать за границу. Бизнес для них — шаг назад, своего рода деградация в отношении их потенциальных возможностей. Вынуждены терять квалификацию, менять профессиональные ориентации и мотивацию. Считают, что страна не дает им возможности для самореализации. Главная проблема для них — проблема невостребованности.

Вторая страта. К ней принадлежат предприниматели номенклатурно-командной среды. За плечами у них успешная карьера в различных звеньях партийного и комсомольского аппарата — хороший трамплин для карьеры в сфере управления. Толковые, честолюбивые специалисты. Характерной чертой их личности являются цепкость, деловая хватка, широкие неформальные связи, неплохие организаторские способности. Молодые, дееспособные люди этой номенклатуры заняли наиболее стабильные ниши бизнеса. Доминирующими ориента-циями таких предпринимателей являются карьера руководителя, высокий социальный статус, высокие материальные доходы. Средствами достижения жизненных целей являются личные связи, умение общаться с людьми. Конкретные профессии не стоят для них в центре внимания.

В разных национальных культурах разное отношение к бизнесу. В западной культуре, например в США, бизнес, предпринимательство — это престижная область деятельности с признаками индивидуальной психологии. В японском бизнесе превалирует групповая психология. А вот в России и в других странах СНГ отношение к предпринимательству у некоторой части населения носит негативный оттенок.

Деловые люди (прежде всего предприниматели) действуют в ситуациях постоянной борьбы и соперничества, основу которой составляет универсальное противоречие между ограниченными ресурсами и неограниченными притязаниями людей. Предприниматель в этих условиях находится в состоянии неудовлетворенности своей работой, особенно тогда, когда принимает рискованные решения. Это в свою очередь вызывает тревожное состояние, обусловленное страхом перед возможными промахами и неудачами. В этих экстремальных ситуациях у предпринимателя вырабатываются специфические качества и способности, позволяющие выдерживать большие психологические нагрузки и в то же время оставаться рациональным в своем поведении и деятельности.

Социально-психологическая характеристика субъекта управленческой деятельности

При реализации функций управления перед организацией встает вопрос об определении минимальных затрат на реализацию этих функций при требуемом качестве их осуществления. Эти затраты называются функционально необходимыми затратами. Затраты на реализацию бесполезных и вредных функций должны быть исключены. Общие затраты на реализацию функций управления определяются по специальной методике, основой которой являются диаграммы значимости функций и диаграммы затрат на их реализацию. Совмещение этих диаграмм покажет оценку соответствия значимости функций, управления и затрат на их осуществление. Аналогичным образом определяется и качество осуществления функций.

Предприниматель, бизнесмен является носителем неуемной энергии, ему присущи настойчивость, устремленность, безудержная кипучая деятельность. Однако, как отмечает классик теории экономического развития австрийский экономист Й. Шумпетер, в состоянии предпринимательской активности нельзя пребывать долго. Это особый вид поведения в условиях хозяйственной среды, требующий отступления от обычных правил (Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М., 1982.).

По данным периодической печати и социологических исследований (О. В. Перепелкин, О. Г. Раховская и др.), в России в настоящее время предпринимателей молодого и среднего возраста подразделяют на четыре страты.

Первая страта. Это деловые люди, вышедшие из сферы теневой экономики. Они рано начали заниматься бизнесом, не успев приобрести профессию. В школе учились «делать деньги» (фарцовка, перепродажа одежды, косметики, западной электроники). Накопив капитал, пришли в легальный бизнес, создали официально зарегистрированные фирмы. Характерной их чертой является высокий уровень притязаний. Стремятся быстро сколотить миллионные состояния. Этим определяется и выбор сферы бизнеса: посредническая деятельность, торгово-закупочные функции, услуги по организации коммерческого туризма и т. п. Свои собственные ориентации такие бизнесмены противопоставляют ориентациям своих же работников. У этих деловых людей ориентация направлена не на профессионализм, а на «делание денег» и использование связей.

Четвертая страта. В нее входят предприниматели, родители которых по своей профессии и месту работы принадлежат к военно-промышленному комплексу. Здесь явно просматривается связь поколений. У таких деловых людей ориентация направлена на культуру семейного клана, на замещение отца в семейном деле. Профессионализм — основное средство на пути к карьере. Представители этого класса занимаются в основном производством, в том числе по линии конверсии военного производства. Умеренность, последовательность, систематичность в достижении жизненных целей, ориентация на производство и профессионализм, на высокий социальный статус и материальное благополучие - характерные черты менталитета представителей данной страты.

Какая же вырисовывается картина из краткого рассмотрения страт? Прежде всего в доминирующем положении оказались первые две страты, характеризующиеся стремлением предпринимателей к быстрому обороту капитала и высокой рентабельности, стремлением получить максимальную прибыль. Этому способствуют коммерческая деятельность, торгово-закупочные операции, биржевое и банковское дело. У них нет четкой направленности на инновационную деятельность и перспективу. Несколько иное положение в третьей и четвертой стратах, где основным ориентиром в предпринимательской деятельности является достижение высокого профессионализма, что само по себе важно, хотя здесь возникают и некоторые негативные моменты. Например, в третьей страте это связано с проблемой «утечки мозгов», стремлением уехать за границу. Правда, это стремление у творческой интеллигенции выражено в большей степени по сравнению со стремлением истинных предпринимателей-профессионалов.

Важнейшей составной частью предпринимательской активности является сфера общения. В своей кипучей предпринимательской деятельности деловой человек во многом предопределяет характер взаимоотношений и взаимопонимания между людьми в системах социального управления, выступает в качестве субъекта управления и социального действия, в качестве лидера, за которым признается право принимать решения в соответствующих ситуациях. Так, Генри Минтиберг выделяет восемь личностных качеств, которыми должен обладать такой лидер (* Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Под ред. В. Е. Хрупкого. - М., 1991. - С. 147-148.):

• способность быстро устанавливать и поддерживать систему культурных отношений с равными себе людьми;

• умение разрешать конфликты, выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликтных ситуациях, регулируя порожденные психологическим стрессом поведенческие аспекты;

• искусство правильно и грамотно обрабатывать и эффективно оценивать поступающую информацию, создавать адекватную и надежную коммуникацию в своей организации;

• умение руководить подчиненными, справляться с проблемами, которые возникают у человека, наделенного властными полномочиями;

• способность принимать нестандартные управленческие решения, разрешать проблемные ситуации в условиях как избытка информации, так и ее неопределенности;

• искусство правильно распределять ресурсы в организации (выбирать нужные альтернативы, оптимальные варианты в условиях

ограниченного времени и нехватки соответствующих средств);

• дар предпринимателя, то есть способность идти на определенный риск и на внедрение нововведений в организации (фирме);

• искусство самоанализа, то есть способность понимать занимаемую позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то влияние, которое он оказывает на организацию.

Среди психологических свойств, которыми должен обладать руководитель, Б. М. Теплов отметил практический ум, основными характеристиками которого являются быстрота, решительность, способность предвидеть и находить нестандартные решения, в необходимых случаях идти на риск, осторожную смелость. И хотя Б. М. Теплов писал о практическом уме применительно к полководческой деятельности, основные его характеристики существенны и для деятельности предпринимателя. В своей замечательной работе «Ум полководца» Б. М. Теплов отмечает, что ум полководца представляет собой единство интеллектуальных и волевых моментов: «Когда говорят, что какой-либо военачальник имеет выдающийся ум, но лишен таких волевых качеств, как решительность или моральное мужество, то это значит, что ум у него не тот, который нужен полководцу. Подлинный ум полководца не может быть у человека безвольного, робкого и слабохарактерного». Именно таким практическим умом, представляющим собой единство интеллектуальных и волевых моментов, обладали великие полководцы древности — Александр Македонский, Ганнибал, Цезарь. Таким практическим умом в недавнем прошлом обладали Суворов, Наполеон, Кутузов. В наше время — великий полководец суворовской школы маршал Г. К. Жуков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.