Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подробнее функции контроля в организации рассматриваются в гл. 5




Второе обстоятельство — вовлечение работников в процесс организации его труда и управления им. Активное вовлечение работника в этот процесс позволяет ему из пассивного объекта управленческих действий стать активным участником — субъектом управления. Действенность данного подхода проверена на практике путем создания определенных условий (предоставления работнику права голоса при решении проблем организации, совместное принятие решений, делегирование полномочий, улучшение сотрудничества с ведущими специалистами и администрацией и др.).

Конечно, метод партисипативного управления, свойственный японскому менеджменту, еще редко находит применение в европейской, в том числе российской организационной культуре, Однако те мотивационные стимулы, которые заложены в парти-сипативном методе (формирование единого корпоративного духа, культивирование чувства сопричастности к организации, широкое делегирование полномочий и др.), могут найти свое воплощение и в отечественной организационной культуре.

Функция мотивации в управлении играет чрезвычайно важную роль. Сущность мотивации нами рассмотрена в п. 1.4. Вопросы мотивирования и стимулирования работников рассматриваются в п. 5.4. Здесь же лишь подчеркнем два обстоятельства.

Ключевая роль в реализации организационной функции принадлежит процессу делегирования полномочий. Подробнее реализация организационной функции и делегирование полномочий рассматриваются в п. 5.3. Здесь лишь отметим два существенных момента. Первый — полномочия делегируют должности, а не индивиду. Этим обеспечивается устойчивость организационной структуры организации при кадровых перемещениях. Второй момент — делегироваться могут только полномочия, но не ответственность. Тем самым констатируется, что в случае провала исполнителем переданных ему полномочий ответственность за это несет все-таки руководитель.

Во втором значении под организацией понимается функциональное разделение и последующая координация основных видов работ между индивидумами в управляемой системе (подсистеме) — согласованная система обязанностей, прав, полномочий исполнителей и руководителей, определение их функциональных ролей, их согласование и т. п.).

3) Под организацией понимаются и определенные координирующие процессы, необходимые для реализации других управленческих функций. Это отражено, например, в выражениях «организация работ», «организация планирования», «организация отдыха» и т. п.

Здесь мы будем придерживаться второго значения понятия-термина «организация» и адекватного этому термину понятия «функция организации» («организационная функция»).

Необходимость функции организации (организационной функции) диктуется вынужденной групповой, совместной деятельностью людей. Для достижения своих личных целей люди объединяются в группы, в совместной деятельности они распределяют работу между собой, то есть осуществляют функциональное разделение труда. Распределить работу между собой достаточно сложно, но гораздо сложнее согласовать, соорганизовать индивидуальный вклад для достижения личных и общих целей.

Организационная функция имеет два основных аспекта: организацию исполнения и организацию управления. Эти два аспекта действуют взаимосвязанно и протекают примерно в такой последовательности:

• постановка целей, задач и особенностей совместной деятельности;

• установление последовательности действий исполнителей, сроков выполнения поставленных задач;

• выбор средств и способов взаимодействия людей для достижения общей цели функционирования системы;

• установление между членами организации необходимых организационных отношений (соподчиненности, координации);

• уточнение и коррекция согласованных действий, устранение отклонений от заданного организацией режима функционирования системы и др.

Первое — внедрение партисипативного метода в управлении, что характерно для японского менеджмента, является живым свидетельством реализации функции мотивации. Характерными особенностями этого метода являются децентрализация управления, рост профессиональной зрелости работников, формирование коллективной ответственности при оптимальном делегировании и распределении полномочий, улучшение коммуникации в управленческих звеньях организации, улучшение морально-психологического климата, раскрепощение творческой инициативы. В конечном итоге это приводит к значительному росту производительности труда. Характерный пример: в японских промышленных предприятиях на одного работающего японца приходится в среднем 20 рационализаторских предложений в год, в то время как на одного американца — по одному. А вот на одного российского работника — 0,05. Или иначе: один японец в год вносит 20 рацпредложений, американец — одно, а 20 россиян — тоже одно рацпредложение в год. При этом вопрос о внедрении предложений тоже решается в пользу японской организации менеджмента. Так, на предприятиях «Тойоты» на одного занятого работника приходится 35 рацпредложений в год, из которых 95% внедряются в производство. По данным же российской печати, процент внедрения рационализаторских предложений в отечественной индустрии весьма низок.

4. Функция контроля. Функция контроля, учета и анализа деятельности включает комплексное изучение деятельности подчиненных путем:

• наблюдения за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерения, регистрации и группировки данных функционирования объекта;

• количественной и качественной оценки эффективности деятельности управляемой системы;

• выявления отклонений и узких мест в развитии системы;

• определения наиболее целесообразных способов восстановления работоспособности системы (76, с. 44).

Важно уяснить, что сущность контроля следует понимать не как чье-то стремление уличить в неверных действиях или поступках, а как оказание своевременной помощи, одобрение, поощрение, оказание стимулирующих воздействий. «Такой контроль, — отмечает В. А. Розанова, — позволяет своевременно скорректировать программу действий исполнителю, помогает выполнить не только общую управленческую задачу, но и частные задачи самому менеджеру и его подчиненным» (60, с. 65).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.