Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интервью представляет собой способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В интервью принято предупреждать интервьюируемого об исследовании




Беседа. С помощью данного метода раскрываются последовательность и аналитичность мышления, качества речи и памяти, компетентность, инициативность и другие психологические черты личности.

Наблюдение — один из основных методов психологической науки. Наблюдение зависит от цели и объекта, а также от предмета конкретного исследования. Например, наблюдение поведения руководителя при контактах с сотрудниками или с вышестоящими руководителями включает регистрацию его эмоциональных реакций (тона голоса, жестикуляции, мимики, часто употребляемых слов и выражений), а также регистрацию эмоциональных реакций сотрудников и вышестоящих руководителей. На основе полученных данных можно составить характеристику поведения

Методами исследования психологии управления являются наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетный метод, метод тестов, контент-анализ, социально-психологический тренинг (ролевые и деловые игры), метод социометрии. Это методы психологической науки. Отметим кратко назначение каждого из них.

Предметом психологии управления являются психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организации или, короче, — психологические аспекты управленческих отношений. Конкретные проявления предмета психологии управления происходят на трех уровнях психолого-управленческой проблематики.

К специалистам аппарата управления обычно относят инженеров, экономистов, юристов, психологов, бухгалтеров и др. Специалисты занимаются сбором, обработкой и анализом информации, разработкой отдельных функциональных вопросов, подготовкой конкретных управленческих решений, а также осуществляют контроль над реализацией управленческих решений по направлениям.

Предметом науки управления являются управленческие отношения, то есть отношения между субъектом и объектом управления. Управленческая деятельность - это особым образом организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации.

Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленный на определенный объект управления. Субъектами управления могут выступать как отдельный человек, так и социальная группа. Между субъектом и объектом управления существует диалектическое взаимодействие и определенное взаимовлияние. Субъект и объект управления можно рассматривать как управляющую и управляемую подсистемы. В совокупности они составляют систему управления, характеризующуюся информационным обеспечением, процедурой принятия и исполнения решений.

Актуальность и острота вопроса о психологии управления объясняется необходимостью разрешить важнейшую теоретическую и практическую проблему по управлению различными социальными объектами и группами. В США данная проблема разрешается в рамках самостоятельной психологической отрасли, названной организационной психологией.

Содержание и специфика психологии управления

Психология управления как самостоятельная отрасль прикладной психологии

Целеобразование как механизм целеполагания. Сущность, основные формы.

Предвидение и его основные виды (прогнозирование, антиципация, экстраполяция). Их сущность.

Дайте характеристику формализации как одному из параметров структуры организации.

6. В чем заключается влияние формальных групп в организации? Как они влияют на характер межличностного взаимодействия в коллективе?

7. В чем состоит сущность централизации и децентрализации в организации? Дайте краткую характеристику этим понятиям.

8. Дайте характеристику понятия «философия организация».

9. Что такое базовые и сквозные стратегии организации. Каково их содержание?

10. Дайте развернутую характеристику понятию «управление по целям».

11. В чем заключается сущность целеполагания в управленческой деятельности?

Вначале следует уточнить, что мы понимаем под управлением. Существует множество определений понятия «управление». В самом общем виде под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры (системы), поддержание режима ее деятельности, реализацию ее программы. Система же — это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления и выступающее во взаимодействии с внешней средой как целостное единство.

В управлении под социальной системой следует понимать социальный объект: либо индивид (биологическая особь из рода Homo sapiens), либо (и) социальную общность — группу. Главным компонентом здесь выступают люди или организационное подразделение. Люди в этих

подразделениях вступают между собой в субъект-объектные отношения (то есть рассматриваются как субъекты и объекты управления).

В процессе управления выделяются три основные категории персонала управления:

• руководители или линейные менеджеры (составляют около 10% работников аппарата управления);

• специалисты или функциональные менеджеры (60-70% работников аппарата);

• служащие аппарата управления (20—30%).

Основная задача руководителя — общее руководство процессом функционирования и развития системы управления. Главное внимание руководитель сосредоточивает на решении важнейших стратегических проблем (подбор, расстановка, обучение и воспитание кадров, координация работы исполнителей и т. д.).

Служащие аппарата управления (секретари, стенографисты, технологи, лаборанты и др.) осуществляют текущий учет и делопроизводство в аппарате управления. Главная их задача — информационное и техническое обслуживание руководителей и специалистов.

Человек — основной компонент социальной системы. Все многообразие социальных систем сводится к четырем типам: «человек — человек», «человек — коллектив», «коллектив — человек», «коллектив — коллектив». Для оптимального функционирования любой системы требуется определенное поведение человека как в руководимой, так и в руководящей подсистемах. А это происходит тогда, когда руководитель и исполнитель обладают необходимой подготовкой и готовностью действовать в определенное время и надлежащим образом. Вот почему совершенствование системы социального управления невозможно без совершенствования деловых и личностных качеств руководителя и исполнителей. Здесь можно выделить два момента. Во-первых, психология управления изучает психологические закономерности и возможности развития способностей и качеств личности, то есть все то, что связано с определенными изменениями как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сферах человека при выполнении им управленческих и исполнительских функций. Во-вторых, эффективность деятельности человека определяется не только степенью его профессиональной подготовки, но и психическим состоянием, в котором он находится в любой данный момент времени. А это связано с межличностными отношениями, которые складываются в управляющей и управляемой подсистемах (взаимоотношениями между руководителями и исполнителями или между самими исполнителями).

Исходя из этого, можно заключить, что объектом исследования психологии управления является система «человек — человек», рассматриваемая с позиции оптимизации управления системой. Наряду с этой рассматриваются и другие системы как объекты управления: личность — группа, группа — группа, личность — организация, организация — организация.

Другая точка зрения на объект психологии управления связана с включением наряду с системой «человек — человек» и системы «человек — техника». Это вполне оправдано в тех случаях, когда осуществляется функционально-структурный анализ управленческой деятельности и эффективности использования автоматизированных систем управления (АСУ).

1. Психологические аспекты деятельности руководителя:

• психологические особенности управленческого труда, его специфика в различных сферах деятельности;

• психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;

• психологические аспекты принятия управленческих решений;

• индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции.

2. Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления:

• возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;

• закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;

• закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации, проблема психологической совместимости и сработанности;

• формальная и неформальная структуры организации;

• мотивация труда членов организации;

• ценностные ориентации в организации, управление процессом их формирования.

3. Психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации:

• проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;

• проблемы управленческого общения;

• оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель — подчиненный»;

• информированность как фактор эффективности управления.

Исходя из вышеизложенного, можно дать такое определение психологии управления: психология управления — это прикладная отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на повышение эффективности этого процесса.

Основной задачей психологии управления является анализ условий и психологических особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы всей системы социального управления.

руководителя, сравнить его поведение при контактах с сотрудниками или с вышестоящими руководителями.Эксперимент, лабораторный или естественный. При эксперименте с помощью различных технических средств и приборов исследуются внимание, мышление, память, направленность сознания, быстрота реакции, эмоциональная уравновешенность, субъективность оценки, мускульные усилия и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.