Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория черт. Теории, разрабатываемые на основе поведенческого подхода, до конца еще не разработаны




Теории, разрабатываемые на основе поведенческого подхода, до конца еще не разработаны. Однако они являются ведущими среди других теорий лидерства.

Поведенческий подход

Теория черт

Согласно теории черт (теории «великих людей») лидер обладает определенными свойствами (чертами), благодаря которым он становится референтным лицом, лидером. В 40—50-х гг. XX в. разработкой этой теории занимались Р. Стогдилл, Г. Кунц, С. О'Доннелл, Р. Манн. Ими были обобщены и сгруппированы все раннее выявленные лидерские качества по пяти основным позициям: интеллектуальные способности, доминантность (преобладание над другими), уверенность в себе, активность (энергичность), компетентность (знание своего дела). Дальнейшие исследования показали, что этих черт недостаточно для становления лидера. Выявились случаи, когда люди, обладавшие перечисленными качествами, не могли стать лидерами. К. Кэрд показал, что эффективность управленческой деятельности во многом определяется не только личностными качествами, но и стилем поведения по отношению к подчиненным.

Важнейшим вкладом этого подхода в теорию управления явилось понятие стилей руководства (три стиля руководства Курта Левина), исследование Р. Блейка и Дж. Моутон (управленческая решетка — «решетка менеджмента»), Р. Лайкерта (альтернативный способ реализации поведенческого подхода — «ориентация на работу — ориентация на человека») и др.

Стили лидерства были выделены в качестве главного критерия реализации руководителем своих властных полномочий. Согласно поведенческому подходу стиль лидерства зависит от типа власти и степени делегирования полномочий, которая в наибольшей степени присуща руководителю (лидеру). Если руководитель стремится сконцентрировать власть в своих руках, рассматривает своих сотрудников только как своих подчиненных (исполнителей), оставляет за собой последнее и решающее слово в каком-либо вопросе, то следует говорить об авторитарном стиле руководства. На противоположном полюсе располагается тип либерального руководителя. Он склонен в максимальной степени делегировать ответственность другим, учитывать их мнения при принятии решения. Выделенные крайние стили руководства привели к континууму стилей руководства (А. В. Карпов, 25, с. 508): авторитарный - демократический — либеральный (подробнее см. п. 3.4.3.).

К настоящему времени сформировалось несколько подходов к изучению теорий лидерства. Основными из них являются теория черт, поведенческий подход (теории на основе поведенческого подхода), ситуационная теория и адаптивный подход.

Согласно теории черт (теории «великих людей») лидер обладает определенными свойствами (чертами), благодаря которым он становится референтным лицом, лидером. В 40—50-х гг. XX в. разработкой этой теории занимались Р. Стогдилл, Г. Кунц, С. О'Доннелл, Р. Манн. Ими были обобщены и сгруппированы все раннее выявленные лидерские качества по пяти основным позициям: интеллектуальные способности, доминантность (преобладание над другими), уверенность в себе, активность (энергичность), компетентность (знание своего дела). Дальнейшие исследования показали, что этих черт недостаточно для становления лидера. Выявились случаи, когда люди, обладавшие перечисленными качествами, не могли стать лидерами. К. Кэрд показал, что эффективность управленческой деятельности во многом определяется не только личностными качествами, но и стилем поведения по отношению к подчиненным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.