И вот мы приблизились к заключению. Мученик – свидетель не только крестной смерти, но воскресения. Мученичество нередко сопряжено с невыносимыми телесными и душевными страданиями, но страдания мученика – это скорбь, творящая радость и в других, и в нем самом. В свидетельствах постоянно подчеркивается, что мученик не боится смерти, но ждет ее и с готовностью принимает. Узнав о том, что его приговорили к сожжению живым, святитель Поликарп сказал проконсулу: "Что же ты медлишь? Делай, что задумал"[38], и был, как явствует из жития, "исполнен мужества и радости, и лицо его было исполнено благодати". Новомученик св. Николай Огородник, идя на смерть, был, "словно идущий на брак"[39], а когда вели на казнь св. Иордана Трапезундского, он "радостно бежал по улицам, как жаждущая лань, что стремится к потокам воды". [40]
Не зря многие песнопения в честь мучеников Церковь начинает словом "Радуйтесь!"
[1] Constance Babington Smith, Julia de Beausobre: A Russian Christian in the West (London: Darton, Longman & Todd, 1983), pp. 26-27. Юлия Михайловна де Бособр, леди Нэмьер, известна, главным образом, своими книгами The Woman Who Coudn't Die (London. Chatto & Windus, 1938), Creative Suffering (Westminster: Dacre, 1940), Macarius, Starets of Optino: Russian Letters of Directions 1834-860 (Westminster: Dacre, 1944), Flame in the Snow (London Constable, 1945).^ [2] Цит по: Charles Williams, The Passions of Christ (London: Oxford University Press, 1939), 1. ^ [3] Блез Паскаль. Мысли. М, с.^ [*] Текст приводится по: Т. С. Элиот. Убийство в соборе. Пер. В. Топорова. СПб, 1999, с. 228, 232, 233.^ [**] Говоря о намеренной перекличке с Писанием, автор имеет в виду английскую версию соответствующего стиха: "I am now ready to be offered" (буквально – "Я готов быть принесенным в жертву"). – Прим. пер.^ [4] Мученичество святого Поликарпа, с. 236. ^ [5] Nilus, Letters 4. 1 and 17 (PG 79, 541С и 557D); On the superiority of desert hesychasts 1 (PG79: 1061A); Palladius, Life of St. John Chrysostom 8: ed. Coleman-Norton, 50, 6.^ [6] о. Сергий Гаккель. Мать Мария. М, 1992.^ [7] A Treasury of Divine Knowledge, tr. Philokalia, 3: 87, 161, 183, 281 Ср.: David Balfour, "Extended Notions of Martyrdom in the Byzantine Ascetical Tradition", Sobornost' 5: 1 (1983), 20-35.^ [8] N. F. Robinson, Monasticism in the Orthodox Churches (London: Cope & Fenwick, 1916), 83. ^ [9] Лествица, 7.^ [10] См. The Image of the City and Other Essays, ed. Anne Ridler (London: Oxford University Press, 1958), pp. 137-154.^ [11] 4. 4. 2: ed. Kelley, 233.^ [12] Мартин Бубер. Хасидские предания. М, 1997. С. 221, 225; Tales of the Hasidim: The Later Masters (New York, Shocken Books, 1966), 93.^ [13] о. Александр Ельчанинов. Записи. К, 1999, с. 221.^ [14] Мученичество св. Поликарпа, 8. 1.^ [15] Neon Martyrologion, 72, lr. Papandopoulos and Lizardos, 46.^ [16] Neon Martyrologion, 42, tr. Papandopoulos and Lizardos, 330.^ [17] прот. Сергий Гаккель. Мать Мария. М. 1992, с. 34.^ [18] Archimandrite Lazarus Moore, St. Seraphim of Sarov: A Spiritual Biography (Blanco, TX: New Sarov Press, 1994), pp. 382-387.^ [19] Discourse 8: 62-64; ed. Krivochuine, 2: 90; tr. De Catanzaro, 1945 Ср. молитву св. Варсануфия (сноска 22).^ [20] Ap, anonymous collection 179: ed. Nau, ROC 13(1908), 269-70. Цит по Отечник, составленный св. Игнатием Брянчаниновым. М, 1996 с. 414. ^ [21] Св. Симеон Метафраст, Житие св. Иоанникия.... Цит по: прот. Сергий Гаккель, "Мать Мария", с. 78. Аналогичный сюжет, в котором также присутствует мотив возлагания руки на шею, см; Лествица, 23.^ [22] См. мое введение; см. также предисловие к Ср. Достопамятные сказания..., с. 99 (Лот, 2)^ [23] Questions and Answers, ed. Schoinas, §§ 39, 110, 353; tr. Regnault and Lemaire, §§ 39, 187, 239, 353.^ [24] Св. Иоанн Лестничник. К Пастырю, 5.^ [25] Miscellanies 2. 20; ed. Stahlin, 170, 10f.^ [26] Exhortations to Matryrdom 21; tr. Greer, 55. Об аскетической жизни Оригена см: Евсевий Кесарийский, Церковная история, 6. 3.^ [27] On works and almsgivings, 26.^ [28] См. J. Ryan, Irish Monasticism (Dublin: Talbot, 1931, pp. 197-198, где приводится фрагмент так называемой Кэмбрэйской проповеди (конец VII – начало VIII века), опубликованной в: W. Strokes and J. Strachan, Thesaurus Palaeohibernicus, 3 vol (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1901-1903), 2: 246-247. "Белым мученичеством" Райан называет начало монашеского пути, т. е. отречение от мира, "зеленым" – более высокую ступень аскетического делания.^ [29] Life of Antony, 47, tr. Gregg, 66. Авторство жития св. Антония по-прежнему до конца не установлено, однако традиционно оно приписывается св. Афанасию, и у нас, как представляется, нет веских причин ставить под сомнение традиционную атрибуцию.^ [30] Patriarch Philotheos, Life of St Gregory of Thessalonica (PG 151, 573В-574В).^ [31] Discourses 5, 122-141: 6, 153-161: ed. Krivocheine, 1: 286-8 2 260-28; tr. DeCantazaro, 93, 123.^ [32] Достопамятные сказания... Пимен 27, с. 138.^ [33] Barsanuphius and John, Questions and Answers, § 554. ^ [34] Этот обычай сохранился в традиции Русской Православной Церкви^ [35] Archimandrite Lazarus Moore, St. Seraphim of Sarov, 126.^ [36] Цит по: игумен Харитон. Искусство молитвы, с. 233. ^ [37] Banquet 7. 3 ^ [38] 38 Мученичество св. Поликарпа, 8. 4.^ [39] Neon Martyrologion, 87.^ [40] Там же, 72.^
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление