Всегда ли сумасшествие Христа ради юродивых является мнимым и притворным, или иногда оно может быть примером настоящего психического заболевания? Данный вопрос предполагает, что существуют чёткие различия между здоровой психикой и умопомешательством; но только ли в этом дело? Называя одних людей "нормальными", а других – "ненормальными", не предполагаем ли мы, будто знаем, что такое "норма"? Но настолько, насколько эта грань всё-таки существует, думается, что безумие юродивого может быть только мнимым, и лишь в этом случае его поступки будут добровольно избранным юродством Христа ради, а не проявлениями недуга[63]. На самом же деле провести эту грань не так-то легко. Безумие Симеона было, конечно же, напускным, хотя один невролог, специально исследовавший текст Леонтия, предположил, что Симеон очень умело и точно имитировал симптомы настоящей мании[64]. Сумасшествие также представлено в житии как мнимое. Но в других случаях понять, что стоит за очевидными признаками, не так-то легко: так, Исаак Киевский (по крайней мере, часть жизни) и некоторые другие русские юродивые действительно страдали психическим расстройством. Поэтому рядом с теми, кто сознательно выбрал для себя роль безумца, очень важно заметить и тех юродивых, которые и в самом деле были подвержены психическим болезням. Неужто благодать Христова не может действовать и через них? Человек может быть болен психически, но здоров духовно, умственная отсталость отнюдь не противоречит нравственной чистоте. Таких людей, несомненно, стоит причислить к Христа ради юродивым, и у нас есть все основания полагать, что они получили от Бога дар пророчества, ибо пророк не всегда сознаёт то, о чём говорит. Как сказано о Каиафе в Четвёртом Евангелии: "Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ" (Ин. 11:51). Каиафа – пророк помимо собственной воли и желания. Умом он не понимает тех истин, о которых говорит, но изрекает больше, чем способен уразуметь. Если Бог, не посягая при этом на свободу пророка, может его устами возвещать недосягаемую для него истину, почему бы не предположить, что подобное происходит и с Христа ради юродивым? Даже если человек на самом деле психически болен, Святой Дух посредством его немощи способен исцелять и спасать других.
Иногда говорят, что юродивый идёт по канату, натянутому над адской пропастью. Его пророческая невинность может обернуться эксцентричным своеволием Слишком велик соблазн бежать от рутинных общественных норм, не устремляясь при этом к Царству Небесному. Истинных юродивых Христа ради крайне мало, и не случайно в православной традиции юродство считается крайне опасным призванием. У многих юродивых были ученики, но вряд ли нам удастся найти хоть один случай, когда юродивый намеренно выталкивает последователя на свой путь. Симеон Эмесский понял, что должен выйти из пустыни, чтобы "поглумиться" над миром; его сотаинник Иоанн решил остаться, так как чувствовал, что ему не хватит духовных сил: "Я ещё не достиг такого совершенства, чтобы мог глумиться над миром". Пустынножительство куда легче юродства. Недаром многие сомневались в призвании Симеона и подозревали, что "его пророчества исходят от сатаны"[65]. Но ему вряд ли удалось бы стать юродивым, если бы он не услышал, что его призывает Господь[66]. Так же и преп. Серафим Саровский постоянно напоминал о том, что юродство – это призвание, и не очень-то одобрял мечтания о таком пути:
"Иные приходили к старцу испросить благословения и одобрения своему желанию стать юродивыми Христа ради. Он не только не советовал этого, но сердито восклицал: "Все, кто принимают на себя подвиг Христа ради юродства, не имея на то особого призвания от Господа, впадают в прелесть. Едва можно найти хоть одного юродивого, который бы не впал в прелесть, не погиб или не вернулся в мир. Старец [в нашем монастыре] никогда никому не благословлял стать Христа ради юродивым. В моё время только один монах подавал признаки юродства: начал мяукать в церкви, как кот. Старец Пахомий [игумен] немедленно распорядился вывести его вон из церкви и отвести к монастырским воротам"[67].
Так стоит ли удивляться тому, что церковные власти крайне настороженно относились к Христа ради юродству. Так, Трулльский Собор (692 г.) в своём шестидесятом каноне строго осуждает "лицемерно беснующихся и таковый образ действий по злости нравов притворно на себя приемлющих". В комментарии к этому правилу канонист ХII века Феодор Вальсамон заключает, что оно относится к Христа ради юродивым – и делает такой вывод, несмотря на то, что, по его мнению, наряду со злонравными" обманщиками вполне могут существовать истинные юродивые Христа ради[68]. Любопытна дата появления этого канона: он был принят примерно через полтора века после появления жития Симеона Эмесского и, возможно, выражает официальную реакцию на популярность этого текста[69]. А другой канонический источник, осуждающий юродство – "Толкования" Никона Черногорского – прямо упоминает житие Симеона: "Божественные законы осуждают предающихся юродству по образу великих Симеона и Андрея; подобное также запрещено и в наши дни[70]".
Однако, несмотря на все опасности, юродство существует и по сей день. В Православной Церкви по-прежнему находится место для этого необычного, но живительного призвания. И этому стоит только радоваться.
Хотя юродивые Христа ради не входят в церковную иерархию, они, несомненно, входят в "апостольскую иерархию" пророков и провидцев, духовных отцов и матерей, составляющих свободную, неуправляемую "харизматическую" жизнь Церкви. Но всегда ли мы готовы принять их в наши общины? Ведь община, которая не терпит юродивых, может однажды обнаружить, что захлопывает дверь перед лицом Божественного Юродивого, Самого Христа.
[1] Л. Н. Толстой Детство Отрочество Юность М, 1974, с. 31-33.^ [2] L. Е. Berry and R. О. Crummey (ed.), Rude and Barborous Kingdom:Russia in the Accounts of Sixteenth-Century English Voyagers(Madison 1968), pp. 218-19.^ [3] The Monks of Mounts Athos (London, 1960), p. 37.^ [4] А. И. Солженицын. В круге первом. М, 1990, с. 110. ^ [5] Блестящий пример научного подхода к предмету можно найти в: John Saward, Perfect Fools. Folly for Christ's Sake in Catholic and Orthodox Spirituality (Oxford, 1980); его интересуют главным образом юродивые в западной культуре; см. также его статью "Христа ради юродивый в монашестве, восточном и западном" в А. М Allchin (ed), Theology and Preyer (Studies Supplementary to Sobornost 3) (London, 1975), pp. 29-55.; Irina Gorainoff, Lesfolsen Christ dans la tradition orthodoxe (Paris, 1983) – работа посвящена юродству в русской культуре; яркое, увлекательное исследование, но, к сожалению, без детальных ссылок на источники. См. также более общие работы: Т. Spidlik and F. Vandenbrouke, Dictionnaire de Spiritualite 5 (1963), cols. 752-70; E. Behr-Sigel, Priere et saintete dans I'Eglise russe (1950), 2nd ed. (Bellefontaine 1982), pp. 98-108, G. P. Fedotov, The Russian Religious Mind (Cambridge, Mass., 1966) pp. 316-43; Lennart Ryden, "The Holy Fool, " Sergey Kackel (ed.), The Byzantine Saint, Studies Supplementary to Sobornost 5 (London Fellowship of St Alban and St Sergius, 1981), pp. 106-113 Ewa M. Thompson, Understanding Russia: The Holy Fool in Russian Culture (Lanham, MD: University Press of America, 1987). О частичной секуляризации юродивого на Западе см.: ЕЕ. Welsford The Fool. His Social and Literary History (London, 1935).^ [6] Палладий. Лавсаик. 34. В позднейших источниках она иногда отождествляется со св. Исидорой (1 мая).^ [7] Церковная история. IV,. 34.^ [8] Критический греческий текст: ed. L. Ryden Das Leben des Heilegen Warren Symeon von Leontios von Neapolis (Uppsala 1963); исправленный текст: A. J. Festugiere and L. Ryden, Vie de Symeon le Fou et Vie de Jean de Chypre (Paris 1974); мои цитаты взяты из последнего. См. также: L. Ryden, Bemerkungen zum Leben des heiligen Narren Symeon von Leontios von Neapolis (Uppsala, 1970). ^ [9] Греческий текст в PG 111. 628-888; есть независимое издание, местами более полное, архимандрита Андреаса Политопулоса (Афины, 1911), с которым я также сверялся. Наиболее подробный анализ см. в: Panagiotis S. Marlines, Но Salos Hag. Andreas kai he Saloteta sten Orthodoxe Ecclessia (Athens: Ekdoseis Tenos, 1986), автор которой, в противовес наиболее распространенной точке зрения, пытается доказать, что Андрей вполне мог быть исторической личностью, жившей во второй половине IX века. Кроме того, см.: Jose Crosdidierr de Matons, "Les themes d edification dans la Vie d'Andre Salos/" Travaux et Memoires3 (1970), 277-328: John. T. Wortly, "The Life of St Andreas the Fool", Studia Patristica 10 (Texte und Untersuchungen 107) (Berlin 1970), pp. 315-19; idem, "The Vita Sancti Andreae Sali as a Source of Byzantine Social History, Societas (1974), pp. 1-20; Cyril Mango, "The Life of Saint Andrew the Fool Reconsidered, " Rivista di Studi Bizantini e Slavi 2 (1982), pp. 297-313; L. Ryden "Styke and Historical Fiction in the Life of St. Andreas Salos, " Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik 32 (19820, pp. 175-183. В данном случае я не обращался к работе Sara. Murray, A Study of the Life of Andreas, the Fool for the Sake of Christ (Borna – Leipzig 1910). Точная датировка жития Андрея неизвестна. Манго датирует его 674-695 годами; по мнению Райдена, оно возникает не ранее 950-959 гг. ^ [10] H. -G. Beck, Kirche und theologische Literaturin Byzantinischen (Munich 1959), p. 568.^ [11] Это произошло в 1861 году, в Дивеевской обители, духовником которой до самой смерти оставался преп. Серафим Саровский. Во время посещения обители правящий архиерей, епископ Нижегородский Нектарий, самовольно и беззаконно сместил прежнюю игуменью и назначил на ее место другую, нелюбимую большинством насельниц монахиню. Когда же Пелагея ударила его по щеке, епископ, должно быть, вспомнив Нагорную проповедь, подставил другую щеку. На что Пелагея отвернулась и презрительно произнесла: "С тебя и одной довольно". К чести епископа, следует заметить, что он настоял на том, чтобы Пелагею не наказывали. См. об этом: Rochau, Saint Seraphim, 100; см. также Seraphim's Seraphim. The Life of Pelagia Ivanovna Serebrennikova, Fool for Christ's Sake in Seraphim-Diveyevo Convent (Boston, MA: Holy Transfiguration Monastery, 1979), pp. 57-58.^ [12] См. Gorainoff, Les fols en Christ, p 191.^ [13] Ed. Ryden, 125. 2-7; tr. Krueger, 135.^ [14] Великий канон Андрея Критского. М., 2000, с. 46.^ [15] Ed. Ryden, 133. 3; tr. Krueger, 141 ^ [16] Ed. Ryden, 139. 17-19; tr. Krueger, 146.^ [17] Ed. Ryden, 142. 14-15; tr. Krueger, 135. ^ [18] Ed. Ryden, 142. 25-26; tr. Krueger, 148.^ [19] См. армянский Синаксарий, составленный Тэр Израэлем (13 столетие) на основе древнейших источников: Patrologia Orientalis 21 (1930), p. 753. Армянская версия представлена Festugiere в Vie de Symeon, pp. 41-3. ^ [20] Ed. Ryden, 142. 27-143. 1; tr. Krueger, 148.^ [21] Ed. Ryden, 144. 5-6; tr. Krueger, 149. ^ [22] Ed. Ryden, 144. 23-25; tr. Krueger, 150.^ [23] Ed. Ryden, 145. 20-146; tr. Krueger, 150-151. Женщины, скорее всего, находились на галереях, а столы хлеботорговцев, по всей видимости, стояли во дворе храма. ^ [24] Ed. Ryden, 146. 5-17; tr. Krueger, 151-152. ^ [25] Ed. Ryden, 148. 1-10; tr. Krueger, 153.^ [26] Ed. Ryden, 148. 24-149. 9; tr. Krueger, 159.^ [27] Ed. Ryden, 155. 20-21; tr. Krueger, 159, 160^ [28] Ed. Ryden, 155. 15; 156. 5; tr. Krueger, 159, 160.^ [29] Ed. Ryden, 160. 10-12; tr. Krueger, 163. ^ [30] Достопамятные сказания, Арсений, 27. ^ [31] Ed. Ryden, 154. 28-155. 4; tr. Krueger, 159.^ [32] Ed. Ryden, 149. 13-16; tr. Krueger, 154.^ [33] Ed. Ryden, 168. 12-13; tr. Krueger, 169. Иоанн Диакон, заметим, прибыл после этих поспешных похорон. Он нашёл гробницу открытой и пустой (Ed. Ryden, 168. 26-7; tr. Krueger, 170). Тому, кто склонен отмахиваться от этого, как от обыкновенной легенды, хорошо бы познайомиться с работой J. А. Т. Robinson, The Human Face of God (London, 1973), p. 139.^ [34] Ed. Ryden, 149 16-18; tr. Krueger, 154^ [35] Ed. Ryden, 122. 29-123. 1; tr. Krueger, 133.^ [36] G. P. Fedotov, The Russian Religious Mind ii, p. 322 ^ [37] Gorainoff, Les fols en Christ, p. 27.^ [38] The Freedom of Morality (Crestwood. NY: ST Vladimir's Seminary Press, 19840, pp. 74, 75.^ [39] Приводится по: Saward, Perfect Fools, p. ix.^ [40] См.. Bishop Savva of Edmonton, Blessed John: the Chronicle of the Veneration of Archbisop John Maximovich (Platina 1979), pp. 106-7.^ [41] Фрагмент 79; См.: Hugo Ranner, Man at Play (New York 1972), especially pp 58-60.^ [42] Ed. Ryden, 144. 23-24; tr. Krueger, 150.^ [43] Ed. Ryden, 147. 24; tr. Krueger, 153.^ [44] С. Collins, The Vision of the Fool (Chipping Norton 1981), p. 4. Этот прекрасный очерк был написан еще в 1944 г. 44. 142, 14-15.^ [45] Ed. Ryden, 142. 14-15; tr. Krueger, 148. ^ [46] Ed. Ryden, 123. 20-24; tr. Krueger, 133-134.^ [47] См. об этом также вошедшую в наш сборник статью "Семя Церкви: мученичество как всеобщее призвание". ^ [48] Ed. Ryden, 155. 13-14; tr. Krueger, 159. ^ [49] Life 28 (PG 111: 661 A).^ [50] The Vision of the Fool, p. 8. ^ [51] Ed. Ryden, 145. 11-14; tr. Krueger, 150^ [52] Ed. Ryden, 162. 12-14; tr. Krueger, 165^ [53] The Vision of the Fool, p. 7.^ [54] Creative Suffering, 32-33, 34. Creative Suffering (1940), переизданное как Fairacres Publication 88 (Oxford 1984), pp. 12-14. ^ [55] Ed. Ryden, 150. 20-151. 9; tr. Krueger, 155.^ [56] The Russian Religious Mind, ii. 329, 337-8. ^ [57] Ed. Ryden, 147. 12-24; tr. Krueger, 152-153.^ [58] Ed. Ryden, 156. 20-21; tr. Krueger, 160.^ [59] Ed. Ryden, 159. 4-15; tr. Krueger, 162.^ [60] См., например, Life 205 (PG III: 849B).^ [61] Berry and Crammey, Rude and Barborous Kingdom, p. 220.^ [62] Gorainoff, Les fols en Christ, p. 92.^ [63] См.: V. Rochcau, "Que savons-nous des Fous-pour-le-Christ? Irenikon 53 (1980), pp. 343-4.^ [64] См.: Grosdidier de Matons, TM 4 (1970), p. 303.^ [65] Ed. Ryden, 152. 4; tr. Krueger, 159. Примерно то же говорили и Христе (см. Мк. 3, 22).^ [66] Ed. Ryden, 144. 5-6; tr. Krueger, 149.^ [67] Фрагменты из жизнеописания преп. Серафима приводятся по: G. P. Fedotov (ed,), A Treasury of Russian Spirituality (London 1950), p. 261. Однако были три случая, когда Серафим сам благословлял своих чад на подвиг юродства. См. об этом, например, Archimandrite Lazarus Moore, St. Seraphim of Sarov, p. 319. ^ [68] G. A. Rallis and M. Potlis (ed.), Syntagmaton Theion kai leron Kanon ii (Athens: G. Chartophylax, 1852-1859), 2, pp. 440-442.^ [69] СM. John Wortley, "The Sixtieth Canon of the Council in Troullo, " Studia Patristica 14, Texte und Unterschungen 128 (Berlin: Akademie Verlag, 1984), 255-60. ^ [70] PG 106. 1372B^
Каллист (Уэр), епископ Диоклийский
ВРЕМЯ: ТЕМНИЦА ИЛИ ПУТЬ К СВОБОДЕ?[*]
"Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, а как мудрые, дорожа временем... " (Еф. 5:15-16)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление