Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация трудящихся




Донбасская национальная академия строительства и архитектуры

 

Данная статья посвящена мотивации трудящихся. Почему выбор пал именно на эту тему? Думаю в наше время у всех возникает проблема, заставить себя сделать какое-то определенное действие. Думаю, что нехотя делая определенные действия, мы выкладываемся не на полную силу по причине отсутствия должной мотивации. Поэтому от мотивации, как очень важного аспекта трудовой деятельности, во многом зависит судьба как любого ее субъекта, так и общества в целом.

Поначалу я бы хотела рассказать немного теории. Вот что вообще такое эффективная трудовая деятельность?

n Исполнение своих непосредственных обязанностей,

n готовность в интересах коллектива выходить за их пределы, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность,

n готовность к сотрудничеству и помощи,

n И наконец удовлетворенность своим трудом.

А как человек будет выполнять свою работу, будет зависеть от:

- Профессиональные качества;

- Квалификационные качества;

- Ценности человека;

- Мотивы.

Это все предпосылки трудового поведения.

Мотив выполняет функцию побуждения человека к активности и придает смысл отдельным действиям, целям и условиям их достижения.

n А вот мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.

Значимость мотивов различная, поэтому выделяют такие их критерии:

n — значимость для жизни и развития субъекта;

n — социальная адекватность;

n — место в иерархической структуре потребностно-мотивационной сферы;

n — источник побуждения к решению определенной задачи;

n — отношение к сознанию.

Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать лю­дей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Но в большинстве случаев это неверно.

Исследователи потребителя и менеджеры сталкиваются с проблемой того, что не существует универсального или всеми при­знанного описания мотивации человека.

Одна из самых известных теорий принадлежит Абрахаму Маслоу,выдвинувшему идею об иерархии человеческих потребностей. А.Маслоу делит потребности на низшие физиологические побуждения (жажда и проч.), потребности в безопасности (жилище), аффективные потребности (любовь) и потребности высшего порядка — в самооценке и самовыражении (по сути, это потребность человека выразить лучшее, что в нем есть).

Когда-то, разыскивая различную интересную информацию, автору этой статьи попалось на глаза следующее выражение немецкого канцлера О.Бисмарка: «Россия опасна мизерностью своих потребностей». Социологи и психологи помогли компании ЭФКО создать систему мотивации эффективной работы для сельских жителей Белгородской области. Мне кажется, что их проблемы подобны проблемам и на Украине. Вот в чем суть статьи. Опасна Россия не только для врагов, но и для самой себя. Западные системы мотивации эффективного труда кое-как приживаются в крупных городах, но терпят полное фиаско за их пределами. Да и Советский Союз погиб в первую очередь из-за того, что социалистическая концепция «морального и материального поощрения ударного труда» не работала.

В российской провинции большинство составляют люди, которых работать не заставят ни деньги, ни власть, ни слава, потому что они им не нужны. А что нужно? Когда провели социологические исследования местного населения, оказалось, что материальных потребностей у этих людей нет, эмоциональных тоже. То есть мотивировать их нечем. Каждый второй сказал, что ему не нужен туалет в доме. Двадцать восемь процентов не видят необходимости в душе, тридцать пять — в легковом автомобиле. Шестьдесят процентов ответили, что не стали бы расширять свое личное подсобное хозяйство, даже если бы представилась такая возможность. Такое же количество, шестьдесят процентов, открыто признались чужим людям — опрашивающим, что не считают воровство зазорным. А сколько еще просто постеснялись об этом сказать! При этом значительное число «неворующих» отметили, что им просто нечего красть. Оказалось, что нет и лидеров: пять процентов в принципе готовы к предпринимательской деятельности, но прогнозируют очень негативную реакцию окружающих на свои действия и не решаются.

Что еще показало исследование? - Очень много всего. Оказалось, что в среднем каждая девятая-десятая опрошенная семья живет на уровне нищеты (из нескольких стандартных вариантов ими выбран ответ «Живем очень бедно, не всегда даже едим досыта»). Пятьдесят девять процентов просто бедны («Слава Богу, кое-как концы с концами сводим, скромно питаемся, одеты в прочное, но старое, новую одежду и что-нибудь в дом не приобретаем — нет средств»). То есть уровень жизни семидесяти процентов опрошенных сельских семей оказался неудовлетворительным.

При этом преобладающая в среде мотивация — неопределенно-мечтательная. На вопрос, стремятся ли они к достижению более высокого уровня жизни, осуществляют ли для этого необходимые усилия, каждый второй выбрал ответ: «Мечтаем, надеемся, что как-нибудь положение улучшится». Смирение с нынешним положением и покорность высказала треть опрошенных. И только каждый пятый имеет в каком-то виде достиженческую мотивацию, стремление за счет дополнительных серьезных усилий улучшить свою жизнь.

Вообще жители склонны снимать с себя ответственность за свою жизнь. Абсолютное большинство считает, что их личное благосостояние зависит от того, как развивается общество в целом. К противоположному мнению («при всех перипетиях нашей жизни в конечном итоге все зависит от самого человека») склонились двадцать два процента — в три раза меньше. Пятьдесят процентов согласились, что они «такие, какими их сделала жизнь». И только треть ссылается на собственный выбор.

Итак, вырисовалась катастрофическая мотивационная ситуация: пассивность, мечтательность, минимизация потребностей и, соответственно, усилий, просто лень.

Социологи и психологи долго проводя различные эксперименты, все-таки нашли точку опоры, или, точнее, почву, на которой можно построить всю систему мотивации.

Оказалось, что единственно значимыми вещами для крестьян являются мнение окружающих людей и искренность. Общественное мнение значимо настолько, что крестьяне не хотят об этом говорить с исследователями. Например, когда им задавали вопрос: «Вам мнение вашего соседа Васи важно?», — ответ был: «Да вы что, да я его, да пошел он!» А когда спросили не его вербальное сознание, а его душу (через тесты), оказалось, что ради мнения этого соседа он готов на Луну запрыгнуть.

Также я вычитала об интересном эксперименте в книге Брайана Трейси: «В начале шестидесятых годов в районе залива Сан-Франциско был проведен доктором Розенталем эксперимент. В начале школьного года три учителя были приглашены в кабинет директора. Он сказал им примерно следующее: «Наблюдая за вашим стилем преподавания, мы пришли к выводу, что вы являетесь тремя лучшими учителями в нашей школе. В качестве специальной награды за превосходное преподавание каждый из вас получит по классу, составленному из лучших учеников нашей школы.

Эти дети были выбраны на основе результатов последних тестов на уровень коэффициента интеллекта, и мы рассчитываем, что за год они повысят уровень своей успеваемости на двадцать—тридцать процентов. Но так как мы не хотим, чтобы нас обвинили в дискриминации, мы требуем, чтобы вы сохранили это в тайне. Мы не скажем родителям, а вы не должны говорить ученикам, что их специально отобрали в класс повышенного уровня».

Учителя были в восторге. Мечта преподавателя - учить класс, полный одаренных детей. Они приступили к занятиям с невероятным энтузиазмом. На протяжении года проводились проверки класса и наблюдение за учителями. Учителя преподавали с большей преданностью своему делу. Они были более терпеливы в том случае, когда ученик не мог сразу усвоить новую мысль. Они проводили с учениками больше времени после уроков. Когда у ребенка были проблемы с усвоением материала, учитель считал, что весь вопрос в том, как он учит, а не в ученике.

В конце учебного года эти три класса лидировали не только в школе, но и в целом районе по результатам стандартных тестов. Они достигли также и скачка успеваемости на двадцать—тридцать процентов по сравнению с предыдущим годом, в точности как от них и ожидалось.

Когда были готовы результаты тестов, директор школы пригласил учителей в свой кабинет и поздравил их с отличным окончанием года. Учителя единогласно поблагодарили директора за то большое число одаренных учеников, которых им довелось учить. Они сказали, что, имея таких учеников, преподавать легко и что они получали такое удовольствие от своей работы в течение этого года, как никогда прежде.

Тогда директор объяснил им, что все это было экспериментом. В действительности ученики вовсе не были особенными. Их имена были выбраны посредством лотереи из всего числа учеников этой школы. Затем их наугад распределили по классам этих трех учителей. На самом деле эти дети были совершенно обычными.

Нет необходимости говорить, что преподаватели были крайне удивлены. Как же ученики могли так хорошо учиться, именно так, как и было предсказано? Тут им и стала понятна причина, по которой они оказались такими хорошими преподавателями. Именно их учительский опыт был ответствен за полученные результаты. После этого директор объяснил им, что и преподаватели были выбраны наугад. «Вы — отличные преподаватели, и мы ожидаем, что вы добьетесь с этими учениками прекрасных результатов».

Очень важно, чем больше вы уважаете того или иного человека, тем большее влияние он окажет на ваши ожидания применительно к себе. Это кстати, большая ошибка многих руководителей. Ничего хорошего не ожидая от своих сотрудников, улучшение работоспособности не будет!

Также к одной из наиболее популярных процессуальным теориям можно отнести комплексную теорию Портера-Лоулера и «Двухфакторная» теория Ф.Герцберга.

Модель мотивации Портера-Лоулера рассматривает мотивацию как функцию затраченных усилий, полученных результатов, восприятия работниками вознаграждения (справедливое-несправедливое), степень удовлетворения.

Результаты труда зависят от затраченных усилий и способностей человека к выполнению конкретной работы. В свою очередь усилия, затрачиваемые работником для достижения результата, будут зависеть от оценки вероятности получения вознаграждения и его ценности для работника. Вознаграждение, воспринимаемое как справедливое, повышает мотивацию, и наоборот. Степень удовлетворенности есть результат как внешнего, так и внутреннего вознаграждения. Причем именно степень удовлетворенности является мерой ценности вознаграждения.

Внешнее вознаграждение дается организацией в виде заработанной платы, похвалы, поощрений, продвижения по службе и т. п.. Внутреннее вознаграждение, исходит от самой работы, реализует потребности высокого уровня, и, как правило, является наиболее вероятной причиной чувства удовлетворенности (значимости, признания, самовыражения).

Важный вывод: результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как это принято считать..!!!

В основе «двухфакторной теории» Ф.Герцберга лежат две большие категории потребностей: гигиенические факторы и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие — с характером работы.

Герцберг назвал первую категорию потребностей гигиеническими, употребив медицинское значение слова «гигиена» (предупреждение), так как, по его мнению, эти факторы описывают окружение сотрудника и обслуживают первичные функции, предупреждая неудовлетворенность работой. Вторую категорию факторов Герцберг назвал мотивирующими или способствующими, так как они побуждают сотрудников к лучшему исполнению.

В заключении хотелось бы отметить следующее. Если вы никак не можете заставить себя работать, если вы часто думаете, как бы побыстрее уйти домой, если вокруг вас все раздражает или, в конце – концов, у вас просто плохое настроение, подумайте вот о чем: представьте, если бы вы были оленеводом Крайнего севера. На что была бы похожа ваша жизнь?

Понедельник. Вы пасете оленей.

Вторник. Вы пасете оленей.

Среда. Вы пасете оленей.

Четверг. Вы пасете оленей.

Пятница. Вы пасете оленей.

Суббота. Думаете выходной? Нет, Вы пасете оленей. И в воскресенье также.

У вас выходной раз в год. Дома вас ждут голодная жена и семеро голодных детишек. Купаетесь два раза в жизни: при рождении и после смерти. Никогда не видели горячую воду. Если вы плохо пасете оленей, то умрете от голода.

Сравните эту жизнь с той, которая у вас сейчас. Радуйтесь жизни и возможности быть здесь и сейчас, возможности реализоваться. И помните - вся ваша жизнь зависит только от вас!

 

Литература:

1. Брайан Трейси. Достижение максимума. Последовательный план для обретения успеха. – Попурри, 2014. – 352 с.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

3. Хасимова Зарина. Возрождение универмага Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.sostav.ru/articles/2005/08/30/mark300805-2/

4. Хисамова Зарина. Мотивации эффективной работы для сельских жителей Электронный ресурс – Режим доступа: vrot.su›archives/1007

5. Хисамова Зарина. Что подумает сосед Василий? Электронный ресурс – Режим доступа: http://nasheselo.pp.ua/publ/chto_podumaet_sosed_vasilij/1-1-0-23

 

 

СТАСЕНКО С.О.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.