КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мышления. Отношения между понятиями
ЗАНЯТИЕ 1. ПОНЯТИЕ КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Основные вопросы: · Понятие как логическая форма мышления. Языковые формы выражения понятий. Способы образования понятий. · Объём и содержание понятия. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием. Виды понятий. · Отношения принадлежности части к целому и элемента к классу. Включение подкласса в класс: родовидовые понятия. Понятия собирательные и разделительные. · Отношения между понятиями по содержанию и объёму. Круговые схемы Эйлера. Отношения совместимости объёмов: тождество, включение (подчинение), пересечение объёмов. · Отношение несовместимости объёмов: исключение, соподчинение, противоположность, противоречие.
Контрольные вопросы: 1. Что такое понятие «понятие» и как оно выражается в языке? 2. Каковы основные способы формирования понятий? 3. Что подразумевают под «объёмом» и «содержанием» понятий? 4. Чем отличаются отношения принадлежности части к целому и элемента к классу? Каков критерий отличия собирательных и разделительных понятий? 5. Какие виды признаков, обобщаемых в понятиях, Вы можете назвать? 6. Чем сравнимые понятия отличаются от несравнимых, а совместимые от несовместимых? 7. Каким образом выражаются на кругах Эйлера понятия, относящиеся друг к другу как «часть» и «целое»?
Упражнения: 1. Найдите единичные и общие понятия, укажите имена собственные: Нечётное число, юридическое лицо, квадрат, озеро, первый космонавт Земли, участник войны, депутат, Екатеринбург, самое глубоководное озеро в мире, Кемеровская область, преступное деяние, рыночная экономика, экономика России, бескорыстие, столица Российской Федерации, культура Индии, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., мудрец, мудрость, Томь. 2. Укажите конкретные и абстрактные понятия: Адвокат. Женщина. Женственность. Двуличие. Преступник. Преступление. Преступность. Экономист. Юридический закон. Закон. Изображение. Изобразительное искусство. Зазнайство. Хамство. Взаимодействие. Бескорыстный человек. Диктатура. Белизна. Спрос и предложение. Космический корабль. Вселенная. Солнце. Солнечная система. Солнечность. Солнечный день. Солнечная улыбка. Трудовое законодательство. Легитимность. 3. Укажите, в каких случаях выделенные понятия употреблены в собирательном, а в каких – разделительном смысле: Современная наука превратилась в ведущую производительную силу. Среди наук одной из ведущих является физика. Человек осваивает космическое пространство. Человек – разумное существо. Книга – источник знаний. Эти книги – мои. Учебники представляют собой книги. Я люблю читать книги. Знание – сила. Астрологическое знание не является научным. Древние греки внесли большой вклад в развитие философии. Спартанцы – древние греки. Вода – источник жизни на Земле. Родниковая вода обладает чистотой и свежестью. Вода имеет определённый химический состав. Студент всегда жизнерадостен и находчив. Студент обязан сдавать экзамены. Студенты нашей группы уже сдали зачёт по логике. 4. Найдите понятия, относящиеся друг к другу как «часть» и «целое» и как «род» и «вид»: Час – минута; школа – лицей; школа – выпускной класс школы; школа – высшая школа; год – месяц; месяц – январь; високосный год – год; месяц – полмесяца; месяц – неделя; неделя – предпраздничная неделя; сутки – вечер; вечер – сумрачный вечер; образное выражение – поговорка; юрист – прокурор; прокурор – генеральный прокурор – юрист; прокуратура – представитель прокуратуры; представитель прокуратуры – юридическое лицо; экономический закон – экономика; факультет – юридический факультет; факультет – деканат факультета; система права – уголовное законодательство; право – уголовное право; дерево – крона; дерево – ствол; дерево – сосна; часть Азии – Сибирь; Сибирь – Азия; Кузбасс – часть Российской Федерации; состав поезда – локомотив; поезд – скорый поезд; скорый поезд – вагон скорого поезда; военно-морской флот – корабль; корабль – корабль ВМФ.
· Определите отношения между объёмами следующих понятий и выразите их на кругах Эйлера: Юрист – прокурор – адвокат. Красивый – безобразный – сильный. Институт – часть института – факультет – деканат. Моряк – офицер – адмирал – спортсмен. Год – високосный год – месяц – январь - неделя января. Море – океан – вода – морская вода в банке – банка морской воды – банка с морской водой. Экономика – рыночная экономика – экономика России – экономические отношения – предприятие. Отец – сын – племянник – брат. Родственники – родственные отношения – супружеские отношения – жена – муж – сын. Мать – бабушка – дочка – внучка – сестра. Пожар – стихийное бедствие – молния – явление природы. Населённый пункт – город – город России – город на Оби – столица. Животное – организм – вирус- растение. Ромб – квадрат – прямоугольник – параллелограмм. Европеец – горожанин – крестьянин – феодал. Россия – Австралия – Франция – Италия – страны Европы. Спутник планеты – естественный спутник – искусственный спутник – спутник Юпитера – планета Юпитер – спутник Земли. Животное – растение – хищник – плотоядное животное. Каменный дом – недостроенный дом – фундамент дома – квартира в трёхэтажном доме. Деньги – бумажные деньги – монеты – фальшивые деньги – российские деньги. Первопроходец – казак – путешественник – мореплаватель. Студент, сдавший экзамен по философии – студент, не сдавший экзамен по философии – неуспевающий студент – студент отличник. Юрист – юридическое лицо – член суда.
Литература к занятию: · Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996. С. 5-27. С.37-57. С. 70 – 77. · Гетманова А.Д. Учебник логики для вузов. М., 1998г. С.27-32. · Иванов Е. А. Логика. М., 1997г. С. 5-77. · Ивлев Ю.В. Логика: Учебник для вузов. М., 1999г. с.135-157. · Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М., 1998г. с.30-40. · Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994г. с.10-46. · Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989г. с.87-103. с.136-142. с. 168-178.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |