Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевод с английского пол редакцией С. М. Костикова. Художник Н. Збарская 3 страница




Кроме того, мы подошли к такому моменту, когда уже можем осознать, что христианская жизнь - это «победа», что «Иисус - это больше чем достаточно». По наивности эти слова можно истолковать неверно, ибо «победа» еще не означает конца войны, а вера в Триединого Бога не может быть сведена к «Иисусопоклонству». Тем не менее, это драгоценные слова, ибо они указывают на связующее звено между познанием Бога, с одной стороны, и человеческим удовлетворением, с другой. Именно на это звено мы указываем особо, говоря, что на Бога можно полностью, во всем положиться, и в этом связующем звене заключена сущность христианства. Те, кто знает Бога во Христе, раскрыли тайну истинной свободы и истинной человеческой природы. Но для того чтобы подробно об этом поговорить, потребуется еще одна книга!

И наконец, мы подошли к такому моменту, когда одновременно и способны, и обязаны определить, что же в нашей жизни должно быть на первом месте. Читая сегодняшние христианские публикации, можно подумать, что для каждого христианина, или будущего христианина, самое жизненно важное - это вопросы о единении церкви, о христианском свидетельстве обществу или о диалоге с другими христианами и людьми других вероисповеданий, об обличении того или иного «-изма» или о развитии христианской философии и культуры - или о чем-то еще. Сосредоточенность на подобных вещах начинает походить на гигантский заговор с целью направить христиан по ложному пути. Конечно же, это не так; проблемы эти существуют, и им должно быть отведено подобающее место. Трагедия в том, что уделяя все внимание этим вопросам, многие из нас сегодня отвлекаются от того, что было, есть и всегда будет воистину первостепенным для каждого человека - а именно, от познания Бога во Христе. «Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Пс.26:8). Если эта книга хоть кому-нибудь поможет от всего сердца повторить эти слова псалмопевца, то она написана не напрасно.


[1] Кл. С. Льюис, «Четыре вида любви., с. 128 - Тhe Four Loves, Fontana ed., р. 128.

[2] Пересмотренная нормативная версия Библии (ПНВ) – The Revised Standard Version of the Bible

[3] Англ. «Будучи познанными Богом» - прим.перев.

[4] Англ. «с Богом» - прим.перев.

[5] Англ. «все сотворено Им» - прим.перев.

[6] Новый Завет на современном английском Дж.Б.Филлипса (ДБФ) (Коллинз, 1958) The New Testament in Modern English by J.B.Phillips (Collins, 1958).

[7] Д.Денни, «Смерть Христа», 1902, с.235 – James Denney, The Death of Christ, 1902, p.235 f.

[8] Новый Завет нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа в переводе Рональда Нокса – The New testament of our Lord and Saviour Jesus Christ translated by Ronald Knox

[9] Новая английская Библия (Новый Завет, 1961; Ветхий Завет, 1970) Тhe New Eпglish Вible (NT 1961; ОТ 1970)

[10] «Систематическое богословие», с.70, цит. Пс.144:9,15,16; ср. Лк.6:29; Деян.14:17

[11] «Библейский словарь Гастингса., III, 153

[12] Отклик на Втор.7:8

[13] Леон Моррис, «Библейское учение о суде», с.72 - Тhe Вiblical Doctrine оf Judgтeпt, р.72

 

[14] А.У.Пинк, «Атрибуты Бога», с. 75 - А.W.Рink, Тhe Attrivutes оf God, р.75

 

[15] Систематическое богословие», стр.1035

[16] Указ. соч., с.77

[17] англ. «блаroсть» - прим. перев.

[18] Англ. «вызывать Его ревность» - прим. перев.

[19] Р.Тэскер, «Послание Иакова» с.106

[20] Кальвин Жан, «Наставление в христианской вере» (или «Институты») – «Institutes”, II, viii, 18.

[21] Райл Дж. С. «Практическая религия», изд. 1959, с.130 – Practical Religion 1959 ed., p.130

[22] См., например, книгу Леона Морриса «Апостольская проповедь креста», с.125-185 - Leon Morris; Тhe Apostolic Preaching оf Cross, рр. 125-185.

[23] Джон Мюррей, «Послание к Римлянам», том 1, стр. 34 - John Мurraу Тhe Epistle to the Romans, vol. 1, р. 34

[24] «Новый библейский словарь», статья «Гнев» - New Bible Dictionary

[25] Джон Мюррей, указ. соч.

[26] Джон Мюррей, «Искупление», с. 15 - The Atonement, р. 15.

[27] Англ. «выставил» - прим. перев.

[28] Д. Денни, «Смерть Христа», изд. 1911 г., с. 46.

[29] «Евангельский журнал», № 7, с. 19-20.

[30] «Гимн обращения Уэсли», сборник гимнов методистской церкви, № 361.

 

[31] Р.Хэлдан, «Послание к Римлянам», с. 363.

[32] «Групповые движения», с. 184. 245. 198.

[33] О.Р.Бэркли, «Божье водительство», с. 29-30.

 

[34] Журнал «Eternity», январь 1969 года, с. 18.

[35] Посвящение к книге Э. Элтона «Описание победы истинного христианина», где подробно исследуется Послание к Римлянам.

[36] Как он и переведен в русской Библии; в английском переводе: «не дарует ли нам» - прим. перев.

 

 

 

Йога — это путь к здоровью и счастью, это путь духовного совершенства.

Прочитав эту книгу. Вы убедитесь, что йогом может стать каждый независимо от возраста и рода занятий.

"Полная иллюстрированная книга йоги" содержит не только сведения о физических и дыхательных упражнениях, в ней также рассказывается о таких важных аспектах, как питание и философия.

Автор книги — Свами Вишну-девананда,

возглавляет международный Ашрам Шивананды. Он ученик известнейшего во всем мире учителя йоги Свами Шивананды. Свами Вишну имеет большой опыт пропаганды йоги в Европе и Америке.

Книга написана очень популярно и рассчитана на широкий круг читателей.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1988 г.

 

ОМ ШРИ ГАНЕШАЯ НАМАХ

ОМ САРАВАНАБХАВАЯ НАМАХ

ОМ АИМ САРАСВАТЬЯИНАМАХ

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ШИВАНАНДАЯ

ОМ НАМАХ ШИВАЯ

ОМ НАМО НАРАЯНАЯ

 

Когда я пишу это введение к "Полной иллюстрированной книге йоги " человечество все глубже и глубже погружается в кризис. Но все же нас ждет светлое будущее. Переход от 20 к 21 столетию может принести нам технологический рай. Настает век, в котором суперкомпьютеры помогут решить общественные и экологические проблемы, в котором сверхпроводники сведут к минимуму расход энергии, а роботы будут выполнять неподходящую для людей работу, что позволит увеличить время досуга и продолжительность жизни. Новые медицинские препараты приведут, возможно, к контролю над СПИДом и другими страшными болезнями. Возможно, вскоре выращивание овощей на космических станциях станет таким же обычным делом, как сейчас в наших домах, а, возможно, мы и сами сможем совершить перелет на другие планеты, кок в древности люди переселялись в новые страны.

Однако, мы еще не владеем в полной мере своим разумом.

Мировой кризис — лишь отражение хаотического состояния коллективного сознания.

Человек, овладевший своим разумом, способен сам без посторонней помощи направлять свои мысли в русло позитивного мышления. Никогда внешнее воздействие не может в полной мере унять нахлынувшие эмоции и стабилизировать воображение. Нельзя надеяться, что всевозможные успокоительные, снотворные и возбуждающие средства в состоянии в течение длительного времени решать проблему массовой умственной пассивности. Эти химические вещества разрушают не только ум и тело того, кто их использует, но и его потомство, создавая генетические нарушения и разбалансируя умственную деятельность. Настоящего мира достигает только тот, кто контролирует как ум, так и тело надлежащей самодисциплиной.

Эта книга адресована принявшим твердое решение жить в гармонии с Богом и сложными законами природы, имеющим волю и желание реализовать свой безграничный духовный потенциал.

 

Практические методы йоговской самодисциплины и контроля ума, описанные в этой книге, окажутся для таких людей неоценимыми.

Я назвал эту книгу "Полная иллюстрированная книга йоги", так как йога — сложная наука о самодисциплине. Йога уравновешивает, гармонизирует, очищает и делает более сильным Тело, Ум и Душу того, кто ее практикует. Она показывает путь к совершенному Здоровью, к совершенному контролю Ума, к совершенному миру человека с самим собой, окружающей природой и Богом. Уже миллионы людей занимаются йогой, используя простую проверенную временем методику, описанную в данной книге. Хотя для современного читателя разработаны научные примеры и термины, я всей душой предан древним учениям Хатха Йоги, также как Кундалини Йоге, Раджа Йоге, Джнани Йоге. Я не внес ничего нового, только представил эту совершенную науку саморазвития в форме, приемлемой для эры аналитического мышления.

Йог рассматривает жизнь как некий треугольник. Рождение — это первая точка этого треугольника жизни. Линия, идущая вверх, представляет период роста, верхняя точка — молодость, линия, идущая вниз, — распад. Последняя точкасмерть, но линия, лежащая в основе треугольника — жизнь после смерти, которая кончается при новом рождении. Процесс роста известен как "анаболический процесс", достигающий плато в возрасте 18—20 лет. В течение периода "молодости" скорость омоложения клеток больше или равна скорости их распада. У здоровых людей тело сохраняет свое здоровое молодое состояние примерно до 30 лет. В возрасте примерно 35 лет начинает преобладать разложение"катаболический" процесс, объем анаболических процессов сокращается и тело начинает приходить в упадок. Этот процесс в дальнейшем приводит к состоянию, называемому старость, с сопутствующими болезнями — как физическими, так и умственными.

Однако йоги говорят, что мы рождены не только для того, чтобы стать объектом страдания и боли, болезни и смерти. Существует более важная цель жизни. Ее использование с точки зрения развития духа требует проницательного ума и сильной воли, которые возможны только при здоровом теле и разуме.

По этой причине древние мудрецы разработали интегральную систему предупреждения преждевременного разложения и усиления катаболического процесса, направленную на поддержание физических и умственных способностей высокого уровня. Изучая стиль жизни и нужды современных мужчин и женщин этой планеты, я сформулировал древнюю мудрость йоги в виде пяти принципов, которые легко могут быть включены в схему жизни любого человека. Этими принципами являются: (1) соответствующая физическая подготовка; (2) правильное дыха­ние; (3) правильная релаксация; (4) правильная диета; (5) положительное мышление и меди­тация.

Правильная система упражнений действует как смазка для суставов, мускулов, связок, сухожилий, улучшая циркуляцию крови и увеличивая гибкость. В деле капитального ремонта всего человека в целом с системой йогов не может сравниться ни одна другая система. Йоговская асана (или поза) предполагает удержание тела в течение некоторого времени неподвижно (термин "асана" означает "постоянная поза"). Асаны, выполняемые медленно и сознательно, не только дают физическую пользу, но и являются умственными упражнениями в концентрации или медитации.

Йоговские упражнения направлены прежде всего на поддержание здорового состояния позвоночника. Позвоночный столб заключает в себе центр нервной системы — телеграфную систему тела. Являясь непосредственным продолжением головного мозга, он обеспечивает здоровье всего тела. Поддерживая гибкость и силу позвоночника соответствующими упражнениями, йоги улучшают циркуляцию крови, в результате нервы снабжаются азотом и кислородом, и тело поддерживает свое молодое состояние. Как гласит китайская пословица: "Правду говорят, гибкая спина продлевает жизнь".

Асаны действуют на внутренние механизмы всего тела, в частности, на ключевые точки давления, такие, как области китайской акупунктуры. Стимулирование этих точек увеличивает поток нервной энергии или Праны (санскрит), или Чи (китайский). Асаны также влияют на глубокие и более тонкие части тела. Внутренние органы получают массаж: и стимуляцию через различные движения в асанах, в результате чего повышается эффективность их деятельности. Так как йоговские позы всегда практикуются с глубоким дыханием, релаксацией и концентрацией, асаны развивают умение контролировать умственную деятельность. Ум, который не стабилен по своей природе и постоянно подвергается влиянию приходящих импульсов, становится отстраненным и независимым от объектов чувств, невозмутимым, и постепенно переходит под контроль (см. гл.4).

Правильное дыхание подключает тело к его батареесолнечному сплетению, где хранится огромный потенциал энергии. Через специальную йоговскую технику дыхания (Пранаяму) эта энергия высвобождается для физического и умственного восстановления.

Большинство людей дышит поверхностно, используя лишь часть емкости легких. Их лопатки сгорблены, у них отмечается напряжение в верхней части спины и шеи, они страдают из-за недостатка кислорода. Эти люди легко устают и не знают, почему устали.

Сегодня, как никогда необходимо уметь дышать правильно. Это нам поможет при работе за нашими письменными столами, кухонными плитами и машинами. Напряжение или даже депрессия могут быть преодолены путем правильного дыхания.

Результатом правильного дыхания является концентрация праны или нервной энергии, которая поднимает уровень нашей жизненной энергии. Контроль над праной приводит к контролю над умом.

Все болезни тела могут быть уничтожены в корне регулированием праны, или нервной энергии; это тайное знание об исцелении. Акупунктура, исцеление с помощью молитв, лечение с помощью наложения рук и так далее — все это примеры, демонстрирующие возможность сознательного или бессознательного контроля над праной. При обычном дыхании мы получаем очень мало праны, но когда сознание или концентрация регулирует наше дыхание, мы способны накопить в наших различных нервных центрах и мозгу больше энергии. Тот, кто имеет много праны, излучает жизненность и силу, сразу заметную входящим с ним в контакт (см. гл. 8).

Правильная релаксация охлаждает систему подобно радиатору машины. Релаксация — это естественный способ перезарядки тела. Когда тело и ум постоянно перегружены, эффективность их деятельности уменьшается. С целью регулирования баланса тела и ума необходимо знать, как экономить энергию, производимую нашим телом. Это и есть основная цель изучения релаксации.

Современная социальная жизнь, пища, работа и даже так называемые социальные развлечения, такие, например, как танцы, рок-н-ролл мешают современным людям расслабиться. Больше энергии тратится на поддержание наших мускулов в состоянии готовности к работе, чем на фактическое выполнение работы. Даже оставаясь в покое, обычно человек тратит много энергии на физические и умственные напряжения, которые не нужны. Таким образом, большая часть энергии тела тратится бесполезно.

Вспомним, что в течение дня наше тело обычно производит все вещества и энергию, необходимые для следующего дня. Но часто все это растрачивается за несколько минут из-за плохого настроения, гнева, обиды или раздражения, доходящих до крайней степени.

Во время релаксации прана практически не расходуется. Хотя небольшое количество расходуется для поддержания основной обменной активности, оставшаяся часть энергии сохраняется. Для полной релаксации необходимо достижение трех ее уровней: физического, умственного и духовного. Релаксация не может быть полной, пока все три уровня не достигнуты (см. гл. 6).

Правильная диета дает топливо для тела. Йоговская диета — это вегетарианская диета, состоящая из чистых, простых, натуральных продуктов, которые легко перевариваются и усваиваются. Необходимо иметь некоторые знания о диетологии, чтобы сбалансировать диету. Необходимые питательные вещества тела делятся на пять категорий: белки, углеводы, минералы, жиры, витамины. Употребление необработанной пищи, непосредственно взятой из природы (предпочтительно органической, свободной от химикатов и пестицидов), будет в большей степени удовлетворять потребность организма в питательных веществах, так как обработка, рафинирование и переваривание во многом обесценивают пищу.

В природе существует цикл, который известен как 'пищевой цикл", или "пищевая цепочка". Солнце — источник энергии для всей жизни на нашей планете. Вегетарианцы едят верхнюю часть это цепи — растения, которые получают свое питание непосредственно от солнца.

Йоговское отношение к диете такое: есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Используя как знания о пище, так и внутренний опыт, йоги смотрят, какая пища может быть употреблена, с одной стороныминимального количества с наибольшими положительным эффектом для тела и ума, а с другой — с наименьшим отрицательным воздействием на окружающую среду и с минимальным страданием для других существ. С точки зрения единства мира, голод, защита животных, состояние окружающей среды связаны с проблемами диетологии. Уделяя системе питания должное внимание, мы проявляем ответственное отношение к судьбе планеты.

Голод также является частью диетического режима йогов. Голод и покой — это природное универсальное средство от всех болезней — от лихорадки до перелома конечностей. Вместе с молитвой он рекомендуется всеми религиями мира для очищения, самодисциплины и самоконтроля (см. гл. 7).

Позитивное мышление и медитация приводят вас в состояние самоконтроля. Интеллект очищается. Низкая природа берется под контроль средствами уравновешенности и концентрации Ума.

Йога дает возвышенную философию. Великий мастер йоги Свами Шивананда говорил: "Единственной основой истинного и прочного единства человечества является религия сердца. Религия сердца — это религия любви". И Самадхи (состояние суперсознания) есть божественное единство с супер Я. Оно приводит к прямому интуитивному пониманию бесконечности. Это внутренний божественный опыт, который находится за пределами рассудка и того, что можно выразить словами. Вы должны будете понять это сами через глубокую медитацию. Чувства, ум и рассудок прекращают функционировать. Там нет ни времени, ни причинной обусловленности. (Если вы хотите понять практическую технику медитации, вам может помочь моя книга "Медитации и мантры").

Йога — это жизнь с самодисциплиной, построенной по принципам простой жизни и высокого мышления. Не сбрасывайте со счета ценность комбинированного подхода к самой культуре йоги. Если вы будете следовать пяти пунктам, которые составляют правильный, углубленный подход к нашей полной системе тела, ума и души, вы приобретете силу и устойчивость, чтобы стойко выдержать все испытания в эту решающую эру. Когда ум, тело и душа здоровы и гармоничны, высший ум может легко победить злобный инстинктивный низший ум. Препятствия становятся средствами для достижения успеха, а жизньшколой для развития характера, сострадания и понимания Божественного Всезаполняющего Я. Вы приобретете новую точку зрения на здоровье и позитивность. Если вы сможете вылечить собственное тело и ум, то вы будете способны проявлять заботу и о планете. Я молюсь о том, чтобы вы практиковали древнюю проверенную временем методику и философию, изложенную в этой книге, и этим вы достигнете Здоровья, Счастья и Внутреннего мира. Да благословит вас Бог.

ОМ ТАТ САТ.

 

Свами Вишну Девананда

Шнвананда Ашрам Йога-Кемп. Вел-Морин, Квебек, Канада, Июль 1988.

 

 

Глава 1 ФИЛОСОФИЯ И ЦЕЛЬ ЙОГИ

 

Человек, не удовлетворенный современными изобретениями и знанием бесчисленных тайн природы, неустанно занят поиском цели в других плоскостях. Когда человек наблюдает за чудесами природы сквозь призму загадочного атома, являющегося кирпичиком мироздания, когда он видит, как движутся, отделяясь друг от друга и сталкиваясь друг с другом, бесчисленные звезды и планеты, то полностью осмыслить все это не представляется возможным.

И на этот усталый рассудок, взирающий на галактики в космическом пространстве, в котором наша планета — всего лишь маленькая песчинка, наваливается усталость, разочарование и жалость.

Человека не удовлетворяет деятельность его интеллекта, так как эта «думающая машина» не дает ответа на такие вопросы, как, например: «Какова цель жизни?», «Кто я такой?», «Что ждет меня в будущем?», «Является ли физическая смерть концом всего?» и т. д. И этот рассудок, который, как хвастливо заявляет человек, знает все, в конце концов не может постичь, где же кончаются галактики, и может только лишь приблизительно установить формы электронов — функционирует в пределах этих двух полюсов макро- и микромиров. За пределами этих миров интеллект человека не может проникнуть сквозь толщу неизвестных ему законов. Глупо заниматься поиском истины с помощью такого несовершенного и ограниченного прибора, каким является интеллект человека, — ему не суждено постичь глубины вечного вопроса о цели жизни. Тем не менее нам не следует забывать и об истине. В действительности есть люди, хотя их и немного, которые вышли за границы пространства и времени и могут видеть прошлое, настоящее и будущее без помощи ограниченного интеллекта. Таких людей называют провидцами или святыми, и у них есть научно разработанный метод обнаружения истины, удовлетворяющий интеллект человека, хотя их знания и находятся за пределами рассудочной деятельности. Этот метод, несмотря на то, что может показаться, с первого взгляда, простым, на самом деле является очень сложным для нетренированного и затуманенного ума.

Провидцы используют те же самые рассеянные излучения разума, которые большинство людей используют для внешних наблюдений и чувств, концентрируя их на темных внутренних глубинах сердца. Эти сконцентрированные излучения разума освещают темные тайники неизвестного.

До тех пор пока ум сосредоточен на внешних объектах, он не может постичь истину или Бога.

Ответы на трансцендентальные вопросы даются провидцами и святыми не на основе их рассудочной деятельности или лабораторных экспериментов. Их источником является неведомая, неограниченная мудрость и знания, полученные в результате многих часов безмолвного созерцания, когда рассудочная деятельность прекращается. Постижение Бога или истины происходит только тогда, когда ум и чувства безмолвствуют.

Теперь возникает вопрос: что дает нам такого рода знание? Существует ли Бог? Есть ли жизнь после смерти? Какова цель жизни? Не ставя перед собой какой-либо цели, мы вряд ли сможем ответить на эти вопросы.

Те немногие, кто постигает истину, говорят, что истина освободит нас от наших бед. Когда человек постигает истину, он сталкивается с тем, что по своей природе всегда чисто и совершенно. Причина всех наших бед заключается в страхе смерти, болезней и нереализованных желаний. Когда человек постигает истину или свою истинную природу, он обнаружит, что он бессмертен. Следовательно, он поймет, что смерть ему чужда и у него не будет страха смерти. Когда человек поймет, что он совершенен и безграничен, им не будут владеть эгоистические желания. Таким образом, освободившись от страха смерти, познав свою истинную природу и обнаружив, что царство небесное внутри него, человек испытывает полное блаженство, даже пребывая в физическом теле.

Цель человека заключается в том, чтобы еще при жизни достичь такого состояния, в котором нет места смерти, боли, печали, старости, болезням и перерождениям.

Для того чтобы избавиться от этих бед, различные религии используют различные учения.

Многие верующие слепо повинуются служителям культа, не зная ни цели жизни, ни цели религии. Такие люди довольствуются лишь одной верой, точно так же, как и представители верхушки различных вероучений требуют от людей слепо повиноваться им. Если слепые указывают путь слепым, то это приводит к тому, что многие праведные люди сходят со своего истинного пути, так как им недостает веры в теоретическое знание.

Все основатели религий, когда созерцали Бога, видели их собственные души, они понимали, что вечность — это их будущее. Они проповедовали то, что они сами видели. Они дали методы достижения такого состояния или знания, когда каждый может видеть истинную сущность своей вечной и бессмертной души.

Современные верующие и проповедники заняты, скорее, проповедями, а не практикой. Они утверждают, что описанные выше состояния могут испытывать только создатели религии, так как никто не может обрести истинную духовность, до тех пор пока он не достигнет их уровня восприятия. Каждому человеку необходимо самому постичь истину, так как только после этого все его печали и горести исчезнут. Христос сказал: "Если вы будете следовать моему учению, тогда вы будете моими истинными учениками, и вы постигнете истину, и она сделает вас свободными". (Св. Джон 8:31,32).

Наука йога дает практический и научно обоснованный метод постижения истины в религии. Подобно любой науке, имеющей свой собственный метод исследования, йога тоже имеет свой метод и заявляет, что постижение истины возможно. Истина открывается только тогда, когда мы выходим за пределы чувственных ощущений и рассудочной деятельности.

Учитель йоги не пытается доказать правоту своего учения по мере того, как он его излагает, он также не пытается показать своим ученикам или убедить их в том, что его учение заслуживает доверия, так как он на собственном опыте постиг то, чему его учил его учитель. Истина, которую он учит постигать, является признанной истиной, и те, кто готов воспринять ее, будет интуитивно ее переживать.

С другой стороны, никакие аргументы и обсуждение не могут помочь воспринять истину тем, кто еще не готов к ее постижению.

Учитель знает, что во многом его задача заключается в том, чтобы посеять семена знания и что каждая идея, понятая учеником, повлечет за собой сотни идей только в том случае, если его разум готов к восприятию этих идей. Все это вовсе не означает, что все учителя йоги настаивают на слепом усвоении их учений. Учитель йоги знает, что на первоначальном этапе ученик не может постичь все то, чему его учат, и поэтому он настаивает на усвоении учеником только той части учения, которую он может постичь на основе своего собственного опыта. Ученику дают понять, что для более глубокого понимания он должен совершенствоваться путем практики, ревностного служения идеалам и соблюдения моральных принципов. По мере того как ученик продвигается по пути Йоги, он начинает постигать многие идеи, которые уже были теоретически переданы ему его учителем. Ученику советуют следовать учениям в той мере, в которой он может сам воспринимать истину. В начале пути ученик может извлечь пользу из советов и опыта его учителей, прошедших путь, который ему еще предстоит пройти. Ибо каждый человек должен учиться на основе своего собственного опыта. Идя по пути знания, ученик увидит знаки-вехи, оставленные теми, кто уже прошел этот путь, и в свою очередь он оставит за собой вехи для его последователей. Истинный ученик не будет слепо идти по пути, а будет использовать имеющиеся знаки-вехи, до тех пор, пока он не достигнет своей цели, не сбившись с трудного, тернистого пути.

Для объяснения данного положения мы приведем следующий анекдот. Однажды учитель в Индии отправился вместе со своими преданными последователями к святой реке для совершения обряда очищения. Согласно существующему обычаю, люди должны были принести небольшой сосуд для того, чтобы взять святой воды из святой реки. Святой принёс такой сосуд. Придя на песчаный берег реки, он выкопал яму, опустил в нее сосуд и насыпал кучу песка, чтобы не потерять сосуд. Его последователи, хотя они и не видели, что он делал, заметили, что он насыпал кучу песка. Подумав, что такое действие является частью ритуала, они насыпали такие же кучи по всему берегу реки. Когда учитель закончил омовение, он стал искать свой сосуд. Вместо одной кучи песка он увидел на большом берегу реки их огромное количество. Придя в изумление, он спросил, что все это значит. Услышав, что его ученики пытались подражать ему, святой был ошарашен глупостью его последователей, слепо последовавших его примеру. Понадобилось много времени для того, чтобы найти сосуд святого. Сегодня мы видим таких последователей во всех религиях. Эти люди слепо следуют за своими учителями, не пытаясь искать истину. Философия йоги и ее учителя не требуют такой слепой веры, но требуют от учеников набраться терпения, так как многие вещи, кажущиеся сначала неясными, проясняются по мере совершенствования ученика.

Существуют различные разновидности йоги, с помощью которых можно достичь единения с высшим началом. Йога—это наука, с помощью которой человек постигает истину. Целью практики Йоги является достижение истины, то есть такого состояния, когда индивидуальная душа отождествляет себя с высшей душой или богом.

Для достижения такого состояния необходимо преодолеть границы индивидуального сознания.

В действительности, дух или чистое сознание является по своей природе целым, неделимым, неподвижным и неизменным, тот же самый дух мы обнаруживаем везде — от минерала до человека. Ибо разум и материя являются отражением духа или чистого сознания, а их творческая сила образует среду, маскирующую сознание, и образует формы из бесформенного духа, превращая бесконечное в конечное в форме самосознания или личности. Дух или чистое сознание никогда не изменяется. Мы находим его как в неорганических веществах, так и в человеке. По мере того как дух эволюционирует от неорганических веществ к человеку, он меняется в своем выражении. В неорганических веществах дух проявляет себя в самой примитивной форме, где сознание едва различимо. Современные ученые в некотором смысле доказали, что живые организмы могут быть созданы из неорганических веществ, причем экспериментальная работа в этом направлении продолжается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.