КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Я как сат-чит-ананда
Каждый из нас, как бы велик или мал он ни был, будь он святой или грешник, богач или бедняк, король или нищий, стремится к счастью, а не к несчастью. Мы желаем приятного, а не неприятного. Это инстинктивное желание — испытывать радость... Какой процент удовольствия требуется человеку? Ответ — 100%. Как можем мы получить 100% счастья? Возьмем человека, который имеет все, что он хочет, и миллионы долларов в банке — разве он доволен? Если у него есть миллион долларов, он будет желать два миллиона; и в тот момент, когда его желание будет исполнено, он попробует умножить два миллиона до четырех, и так будет продолжаться бесконечно. Есть ли какая-то грань, где он получит удовлетворение? Зачем все эти деньги и все имущество? Простой ответ — для удовольствия, но получит ли он всю радость, которую он ищет, после этого умножения своих желаний? Опять здесь нет ответа, как получить 100% счастья. Этот поиск счастья продолжается бесконечно, потому что человек тщетно ищет снаружи что-то, что он потерял, и он никогда не сможет этого найти, если будет продолжать поиск в мире своих чувств. Это что-то — радость Я или души. Одна старая леди потеряла в своей спальне золотую иглу. Хотя игла была потеряна в её спальне, она продолжала искать её снаружи дома, в саду. Не только она сама искала потерянную иглу, но позвала и соседа помочь ей. Когда сосед спросил ей, почему она ищет иглу в саду, она отвечала: "Потому что у меня в комнате нет света, я ищу иглу там, где светло". Точно так же человек ищет потерянное счастье своей души в мире чувств. Это причина неудовлетворенности, потому что он не может найти внутреннюю радость души, Сегодня, завтра или в следующей жизни каждый из нас перестанет искать свое счастье снаружи и повернется внутрь к своему Я или душе. Чистое Я — это само блаженство; поэтому у нас есть внутреннее желание быть счастливыми. В Санскрите этот аспект блаженства Я называется АНАНДА, и аспект познания — ЧИТ, а аспект существования — САТ. Поэтому Я известно как САТ-ЧИТ-АНАНДА (существование, знание, блаженство). Тройная природа Я выражается в человеке как тройное желание: первое — желание существовать; второе — желание знать; третье — желание иметь радостную природу. Теперь возникает вопрос: если радость в природе Я, так почему человек чувствует несчастье? Ответ в том, что есть два источника несчастья — это чувство Я в теле ("Я есть") и чувство "моего". Даже человек ученый страдает от болезни или какого-то внешнего вреда, потому что он ошибается, принимая временное тело за Я и испытывает крайнюю печаль при потере жены, сына или богатства, но не при потере врага, так как в случае врага нет этого ощущения принадлежности Я или принадлежнсти "мне". Блаженство Я мы называем любовью, привлечением к телам и внешним вещам. Это только искаженное проявление нашей способности к блаженству. Боль не присуща природе души. Вопрос "почему вода горячая?" показывает, что природа воды — не быть горячей, и если она горячая, то для этого должна быть причина (в данном случае союз с огнем). Так же когда огонь (причина тепла) уходит, тепло исчезает, и вода существует в своем исходном холодном состоянии, так же как боль и печаль, вызванные принадлежностью Я и принадлежностью "мне", исчезают с исходом времени. Так же как тепло не является свойством воды, так же печаль не является свойством человека. Поэтому человек будет вечно искать только радость Я. Каждый человек существует, каждый человек должен знать и каждый человек создан для любви. Настоящее существование безгранично, не смешивается, не сочетается ни с чем, и не изменяется, это свободная душа. Когда она смешивается с умом, то становится тем, что мы называем индивидуальным существованием. Когда мы слышим о смерти человека, всегда спрашиваем: "Почему он умер?" Этот вопрос показывает нам, что смерть — не присущее душе свойство. Когда мы слышим о рождении ребенка, мы не спрашиваем "почему он живет? Это значит, что существование, жизнь — это свойства, присущие Я. Если у ребенка есть два доллара и один из них он теряет, он спрашивает, куда делся этот доллар. Даже ребенок не верит, что существующая вещь может перестать существовать. Поэтому природа Я — это вечное существование, и не существует ни смерти, ни рождения для Я, так как его природа — это само существование. Третий аспект Я — это знания. Каждый хочет быть независимым и знающим; каждый хочет быть учителем. Никто не хочет, чтобы им руководили другие. Каждый в глубине своего сердца хочет знать все, если только он это усвоит. Никто не хочет верить, что кто-то знает больше, чем он. Что бы он ни думал, его религия, философия, наука или Бог — это величайшие знания. Настоящая причина такого мышления в том, что его чистое Я само по себе является знанием, и когда это чистое знание связывается с умом, оно становится объективным знанием. Так же как человек в поисках вечного наслаждения во внешнем мире обнаруживает, что эта радость находится внутри его, так же и поиск человека с целью найти познание никогда не будет полным, пока он не обернется видением внутрь. Есть ли какая-то граница познанию человека? Ученые день и ночь работают, раскрывая тайны природы и человека, и знания человека все возрастают и возрастают день ото дня. Некоторые поднимаются на гору Эверест для того, чтобы что-то узнать, другие плавают по Ледовитому океану, а третьи летят в космос. Некоторые удаляются от мира и скрываются в Гималайских пещерах, в то время как другие странствуют с места на место и все ищут знания. Но откуда человек получит полное знание? Упанишады заявляют, что все знания находятся в Я и само знание — это Я. Это вершина знания или Веданта. Вечное знание Я, отраженное через ум и мозг человека, становится интуицией, рассудком и инстинктом. Его проявление изменяется соответственно среде, через которую оно светит. У низших животных оно проявляется как инстинкт, в человеке как разум, а у человека усовершенствованного как интуиция. Индивидуальное существование есть проявление реального существования Я и блаженство, которое выражается как любовь или привлечение, является отражением полного блаженства Я. Абсолютное блаженство, знание и существование не являются качествами Я, но являются одним и тем же. На чистое Я накладываются ограничения умом, и когда эти ограничения уничтожены, неограниченное Я сияет как САТ-ЧИТ-АНАНДА (существование, знание, блаженство), как солнце, когда исчезли облака. Даже небольшое теоретическое знание относительно Я приносит большую радость и отвагу тем, кто поражен болью и несчастьями мира. Тогда какое же будет состояние радости и блаженства при осознании Я как САТ-ЧИТ-АНАНДЫ. Хотя абсолютное осознание Я для обычных людей на настоящей стадии эволюции может потребовать длительного времени, можно получить большую радость и утешение, следуя путем йоги и Веданты и в то же время выполняя свои мирские обязанности. Хотя он и живет в доме, выполняет свои обязанности, мудрый человек остается там как почетный гость, не затронутый. Так же не чувствует человек ни счастья, ни несчастья, если живет как хозяин в своем теле. Не привязанность к телу, а отождествление с абсолютным существом во всех обстоятельствах — это настоящее знание, приносящее настоящее счастье.
Глава 12 ПОКОРЕНИЕ СМЕРТИ
Мысли о смерти и страх перед адом — вот одни из самых сильных движущих сил религии и религиозного сознания. Обычный человек боится смерти. Он желал бы жить вечно. Он хотел бы знать, что с ним станет, даже после того, как тело его распадется. С этого начинается настоящая философия, занимающаяся вопросом: что есть смерть. Великие философы, пророки и религиозные деятели согласны в том, что ясное понимание отношения человека к Богу и вселенной — это единственный путь уйти от страха смерти, а в духовном понимании, и от самой смерти. Когда человек понимает, что бессмертное я суть верховное я Бога, что есть в таком случае смерть и где страх? Одним из предметов, которыми занимается философия Веданты, является поиск единства своего я со всеобщим я Бога. Когда достигнуто такое единство, не остается места страху или смерти. Теперь давайте посмотрим, что означает смерть в обычном понимании и что происходит с душой после смерти. Смерть означает распад, а распасться могут только сложные вещи, соединенные из простых; все, что состоит из двух или трех частей, должно распасться. Но не душа — она состоит не из частей, она представляет собой единую сущность, отличную от разума и тела. Таким образом, она не может распасться и, поэтому, не может никогда умереть. Душа бессмертна. Она существовала вечно и никогда не была создана. Никогда ничего не вышло из ничего. Все мы знаем о сознании — это соединение существующих вещей новым способом. Поскольку это так, человеческая душа, которая не состоит из нескольких частей, должна была существовать вечно и будет существовать вечно. Когда умирает тело, жизненные силы человека переходят в его астральное тело и душа человеческая вновь оказывается в астральном теле, состоящем из разума, чувства и жизненных сил. В астральном теле находятся все САМСКАРЫ (впечатления) человека. Что есть САМСКАРЫ, или впечатления? Разум подобен озеру, а мысли — как волны на поверхности озера. Волны поднимаются, опадают и исчезают, так и мысли возникают па поверхности разума и исчезают, но они не исчезают навсегда. Пользуясь другим образом, можно сказать, что мысли остаются в виде семян, которые готовы взойти по первому зову. Память вызывает семена мыслей из глубин подсознания. Таким образом, все, о чем человек думал или что сделал, сохраняется в подсознании в виде семян, и когда тело умирает, душа перемещается в свою тонкую оболочку, астральное тело, вместе со всеми семенами впечатлений, и душа направляется силой этих впечатлений. В соответствии с силами прошлых мыслей и дел душа проходит по одному из трех путей в своем временном астральном существовании. Когда умирают истинно и совершенно духовные люди, их души по солнечным лучам попадают в солнечную сферу и, в конце концов, встречает на своем пути другую душу, уже получившую благодать, и эта душа провожает новую душу в высшую сферу, которая называется сферой Брахмы. В этой сфере, как думают дуалисты, душа обретает всеведение и всемогущество и живет вечно; по мнению не-дуалистов, души сливаются со всеобщей сущностью — круг замыкается. Это называется последовательным освобождением КРАМАМУКТХИ. Души другого разряда добродетельных людей, добрые дела которых, однако, сопровождались корыстными желаниями, переносятся после смерти, благодаря их добрым делам, в лунную сферу, где находятся различные небеса, в которых души получают тонкие тела — богов или ангелов. Там они живут в блаженстве длительное время, пока позволяют их добрые дела, благодаря которым они попали на небеса. После этого они падают обратно на землю, или в материальную плоскость, и рождаются в человеческом обличьи. Таким образом, небеса — это только временный отдых, в течение которого душа пожинает плоды своих добрых дел, покуда их хватит, но на небесах нельзя находиться вечно. В новом теле душа должна вновь бороться за свое дальнейшее развитие. На более высокий уровень, находясь в астральных или небесных мирах, подняться нельзя, поскольку они предназначены только для наслаждения, а не для новых дел. Для того чтобы развиваться далее, душа должна облачиться в новое физическое тело. Это называется рождением новой души, хотя душа всегда одна и та же и несет в себе все впечатления и знания своего предыдущего физического существования. Идущие друг за другом рождение и смерть повторяются бесконечно, пока душа не освободится от закона КАРМЫ, или действия и противодействия; действия, направленные на добрые дела, приносят добрые плоды, а направленные на плохие дела — плохие плоды. Следует сразу пояснить, что понятия "добрый" и "плохой" используются здесь (и, на самом деле, во всей философии Веданты) в относительном смысле. Нет действия, которое было бы добрым или плохим само по себе: все зависит от помысла, с которым оно было предпринято. По этому же признаку даже убийство человека, совершенное с самоотверженными помыслами, например, полицейским при защите невинного человека или солдатом при защите Отечества, не может рассматриваться как плохое действие. Солдат и полицейский выполняют свой долг и потому не имеют корысти. Так во всех делах помыслы определяют, доброе или порочное это дело. В конце концов, однако, все действия, будь они хорошими или плохими, подобны цепям, которые приковывают душу к колесу рождения и смерти. Хорошие дела приковывают душу золотыми цепями, а плохие — железными. Но золотые или железные цепи приковывают душу (или те и другие) — она все равно пленница. Разорвать эти цепи можно только одним способом — отбросить всякие помыслы о пользе для себя от результатов своих действий. Таким отречением душа освобождается от круговорота рождения и смерти. Это великая философия просто и ясно высказана в ветхозаветной притче об Адаме и Еве. Господь попросил Адама и Еву не есть плод с дерева. С какого ж дерева? Это было дерево АСВАДХА, чувственный мир, в котором имеется только два вида плодов: добрые плоды от добрых дел и плохие плоды от плохих дел. Покуда Адам и Ева (души) не были заинтересованы в плодах своих действий, они были свободны от закона КАРМЫ. Но как только они вступили в отношения с КАМА НАНАС, или низшим разумом, представленным змием, души (Адам и Ева) захотели насладиться и узнать чувственный мир, вместо того, чтобы внимать голосу Бога в себе, или чистого я. Таким образом, чистая безгрешная душа, соблазненная низшим разумом (змием) становится грешной, или личностью, ограниченной КАРМОЙ, законом действия и противодействия. Для того чтобы наслаждаться плодами действий, необходимо физическое тело. Таким образом, только съев плоды, Адам и Ева поняли, что они были наги, что означает, что они вновь были рождены в человеческом облике, подверженные страданиям физического мира. Страдания эти суть промысел Божий, или чистое сознание. Таким образом, в Библии выражена та же мысль, что и в ГИТЕ, когда Бог Кришна дает указания Арджуне: "Выполняй свой долг или работай, но не ожидай плодов дел своих". Вывод в том и другом случае может быть сделан один: существует единственный путь быть чистой безгрешной душой — внимать внутреннему голосу души, или Бога, и отказаться от наслаждений, освободив таким образом себя от замкнутого круга рождения и смерти. Наконец, последний вид людей, порочные. После смерти их души превращаются в приведения или демонов и живут где-то между лунной сферой и землей. Некоторые из них пытаются тревожить человечество, как они делали это в своем физическом существовании. Некоторые из них ведут себя дружественно, и после пребывания в течение некоторого времени в промежуточной сфере они, как и души с небес, падают назад и возрождаются в теле животного или какого-нибудь неразвитого бушмена. После существования в теле животного они вновь возвращаются в человеческое тело, чтобы снова трудиться для своего спасения. Души людей, наиболее продвинутых духовно, пребывают в БРАХМА ЛОКА, ожидая воссоединения с Высшей Сущностью; души тех, кто благодаря своим добрым делам находится в середине пути к совершенству, направляются на небеса; души последнего вида переходят в нижнюю сферу. Следует, однако, помнить, что душа, или я, одинакова и у продвинутого человека и у грешника. Только действия могут затуманить душу, которая сияет как солнце. Когда душа затянута толстым слоем облаков, мы называем такого человека грешником, если же облаков мало — добрым человеком. Но каким бы добрым и чистым не было дело, в нем все равно есть засоряющая примесь, поскольку доброе и плохое суть относительные понятия. Всякое действие — плод разума и, следовательно, мира. В физическом мире человек ощущает все предметы телом, разумом и чувствами. Такая же философия справедлива и для астральных сфер, потому что небеса и преисподняя происходят от разума. Без разума нельзя ни наслаждаться раем, ни страдать в аду. Итак, когда разум чист, благодаря добрым делам, человек ощущает наслаждение. Такое состояние разума в астральной сфере называется раем. Точно так же, когда разум затемнен из-за жестоких действий, тогда после смерти разум оказывается на низком уровне, который называется адом, или преисподней. Из вышесказанного вытекает, что человек по философии Веданты представляет собой высшее существо во вселенной, а этот мир труда (КАРМА БХУМИ) — лучшее место в ней, потому что только здесь имеется самая верная и замечательная возможность для него стать совершенным и покорить смерть. Веданта заявляет, что весь этот мир, в том числе небеса и преисподняя, и все тела в этом мире не существуют, кроме как в воображении разума человека. Только воображение и поток мысли, поворачивающий в неверном направлении, приносят всю скорбь, боль, беспокойство и смерть. Именно разум, неверно направленный, принимает тело за бессмертное я и сковывает душу, разум же, направленный по верному пути, освобождает душу от круговорота рождения и смерти. Образно говоря, человек падает вниз с той же самой лестницы, по которой он и взбирается наверх. Нужно повторить свой путь, по которому спустился в этот смертный мир, но в обратном направлении. Вид воображения, предлагаемый Ведантой, противоположен тому воображению, которое создает приземленные мирские мысли, порабощает, сковывает и бросает человека на милость различных обстоятельств. Во сне человек видит множество вещей. Эти вещи всего лишь сны, просто мысли и игра воображения, но для того, кто видит сон, снящийся тигр или лев столь же реален, как и настоящий, и человек в страхе просыпается. Но проснувшись, человек уже не боится ни тигра, ни льва, и без дальнейших объяснений понимает, что предметы в мире сна были ненастоящими. Также и весь мир есть сон. Картины рождения и смерти, великого и малого, богатства и бедности, хорошего и плохого, боли и наслаждения — не что иное как игра воображения. Занятия йогой и Ведантой приводят человека в то место, где нет воображения, где нет языка, где есть только одна неописуемая реальность. В этом состоянии душа больше не рождается и не умирает и сияет сама в себе. Большинство тех — у кого душа неразвита, возразят: "Если мы попадаем в сверхсознательное состояние, в котором прекращаются мысли и нет сознания, разве это не состояние отчуждения, или пустоты? Разве это не самогипноз? Что толку стараться попасть в состояние бессознательности? На эти возражения Веданта отвечает, что между состоянием осознания или сверхсознания и состоянием бессознательным — целый мир различий, хотя есть и одно общее: в обоих мысль останавливается. Как известно, луч солнца, пройдя через призму, разделяется на семь видимых цветов. Но на обоих краях спектра имеются невидимые невооруженным глазу лучи: с одной стороны — инфракрасные, с другой — ультрафиолетовые. То, что оба вида лучей невидимы глазом, не означает, что они суть одно и то же. Разница в том, что длина волн инфракрасных лучей слишком велика, а ультрафиолетовых — слишком мала, чтобы возбудить сетчатку. Точно так же сверхсознательное состояние — это такая остановка мыслей, при которой прошлое и будущее смыкаются с настоящим; а бессознательное состояние иного рода, там нет мысли, а только одна пустота. Бессознательное состояние, в котором мозг перестает думать, поскольку прекращается его деятельность, напоминает смерть; сверхсознательное же состояние, или состояние осознания, суть вся энергия, всемогущество, всевединие, всеблаженство. Возвращаясь к тому же, невозможно видеть в отсутствии света, но и невозможно видеть, когда света слишком много. Темнота, порожденная отсутствием света — это одно, а темнота, порожденная его избытком — это другое. Точно так же прекращение мысли в состоянии осознания себя (сверхсознания) противоположно прекращению сознания в бессознательном состоянии или в глубоком сне. Те, кто думает, что Веданта учит пессимизму, ошибаются. Веданта учит, как владеть собой и всем миром. Веданта не предполагает, что нужно вести бездеятельную жизнь. Настоящий последователь Веданты любит своих братьев больше, нежели так называемые гуманитарии. Он видит себя во всем и чувствует свое единство со всем. Это не просто философия, но его жизненный опыт. Он не может терпеть страдания других существ, поскольку все они, как его собственное я. Для последователя Веданты вся вселенная состоит из одного океана любви. Эта бесконечная любовь, проявленная в материальном мире, представляет собой конечную человеческую любовь. Бесконечная любовь, будучи преломленной в материальном мире и ограниченной чем-нибудь меньшим, чем весь мир, к примеру, семьей, друзьями или даже соседями, но не расположенной на каждое существо или предмет как на продолжение самого себя, называется ограниченной, или человеческой любовью. Ограниченной любви всегда сопутствует ее противоположность — ненависть. Бесконечная любовь в душе, познавшей бога, не содержит ненависти. Любовь похожа на гравитацию. Звезды удерживаются гравитацией, и в этом проявляется великое тяготение. Любовь есть между отдельными атомами, так создаются молекулы. На самом деле, йоги представляют себе весь мир как волны великого океана любви. Любое желание есть любовь, и Бог есть любовь и "В вас Бог" (— выражение из Библии. Прим. переводчика). Осознание этой любви и единства с Богом суть сверхсознание. Возникает следующий вопрос: действительно ли это состояние не вызвано самогипнозом? Веданта так отвечает на этот вопрос: это не самогипноз, а наоборот, освобождение от гипноза. Ежедневно человек гипнотизирует себя, отождествляя самое себя с бренным телом. Выражает он это, говоря: "Я г-н Такой-то". Для того, чтобы преодолеть состояние гипнотического внушения, Веданта ищет пути, как вызвать противоположные течения мысли, чтобы помочь человеку подняться над своим телесным сознанием.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |