Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий конспект лекций по курсу логики




Тема 1 Предмет логики и язык права

Правовая реальность является объектом исследования многих гуманитарных наук. Правовое бытие есть всеобщая реальность права и его взаимоотношений в мире социального бытия. Оно включает в себя все многообразие пространственных и временных характеристик правовой действительности, зависимость и особенности взаимодействия права со всеми сферами общества. Сферой правовой реальности является не только сама система правовых норм, но и правосознание, правовая культура, правовые идеи и понятия.

Право изучается различными юридическими дисциплинами (гражданское, административное, уголовное право и т.д.). Каждая из дисциплин рассматривает правовое бытие сквозь призму своего предмета. В то же время все эти дисциплины имеют один и тот же объект — правовое бытие. Согласно гегелевской концепции философская наука о праве, "имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление" (Гегель. Философия права. М., 1990. С. 59). В этом емком определении в скрытом виде содержится целостная логическая концепция Гегеля, суть его философии — диалектический метод. Д.А.Керимов сегодня считает, что "...предмет философии права можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия". (Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7. С. 4.)

Диалектика выступает здесь, с одной стороны, в качестве объективного процесса развития правового бытия (становление, существование, изменение права и т.д.), т.е. как его объективная логика, а с другой — как наука о законах, категориях и понятиях развития и саморазвития права. Логика — это логические формы и средства познания объективного процесса развития права. Здесь акцент делается на логике движения мысли в процессе познания сложного и многогранного объекта — правового бытия. Гносеология — это раздел философии права, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта познания правового бытия, возможности познания права, критерии истинности и достоверности знания.

Каждая из них — диалектика, логика и гносеология — выступает не обособленно друг от друга, а в виде моментов, сторон единого целого. В данном случае категории: причина и следствие, сущность и явление, содержание и форма и другие — не просто общефилософские категории, а категории, в которых отражается "правовая природа вещей", объективная диалектика. Вместе с тем гносеология лишь тогда может стать элементом права, когда она пропитана духом диалектики. Эти положения предостерегают правоведа от отрыва объективной правовой действительности от законов логического мышления. Так преодолевается противоречие между онтологией — учением о правовом бытии, и гносеологией — теорией познания этого бытия.

Используя логико-гносеологический понятийный аппарат, мы осмысливаем сущность права и его генезис. В чем социальная направленность содержания данной науки, цель и смысл познания правового бытия? Прежде всего, в познании истины и, в конечном счете раскрытии "общественного идеала", познании того, какими должны быть разумный, справедливый, правовой общественный строй и соответствующие ему право и государство. Познание общественного идеала — это не конструирование утопической идеи, а стремление создать модель справедливого и гуманного общества.

Логика — при наиболее широком понимании ее предмета исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности.

Термин «логика» происходит от греческого слова logos (мысль, слово, разум, закономерность). Его используют для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, а также для обозначения науки о правилах рассуждения и формах, в которых эти рассуждения осуществляются. Кроме того, он употребляется для обозначения любых закономерностей (логика событий, логика поступков и т.п.). В данном курсе мы будем изучать логику в двух первых смыслах, т.е. как законы мышления и как науку.

Объектом логики является мышление человека, которое изучается многими науками с разных сторон и аспектов, например философией (происхождение, сущность и его отношение к миру), физиологией (зависимость мышления от состояний мозга), психологией (условия нормального функционирования мышления, влияние на него социально-психологической среды), генетикой (тайны наследования мыслительных способностей), языкознанием (слово, знак, язык и речь в целом как инструменты мыслительной деятельности) и т.д.

Предметом логики выступает понятийное или абстрактное мышление, причем не вообще, а лишь с двух его сторон:

как инструмент познания мира, т.е. с содержательной его стороны, как средство получения истинных знаний;

как правильное мышление, т.е. с формальной стороны, как это мышление соответствует определенным принципам и правилам.

Вот несколько примеров логических, или формальных, требований к мышлению:

- независимо от того, о чем идет речь, нельзя что-либо одновременно и утверждать и отрицать;

- нельзя принимать некоторые утверждения, не принимая вместе с тем все, что вытекает из них;

- невозможное не является возможным, доказанное - сомнительным, обязательное - запрещенным и т.п.

Задача логики – в обнаружении и систематизации определенных схем правильного рассуждения, которые и являются логическими законами. Рассуждать логично – значит рассуждать в соответствии с законами логики. Логические законы не зависят от воли и сознания человека, т.к. являются отображением в голове человека наиболее общих отношений самого реального мира.

Цель логического познания – достижение истины, которая понимается в логике как соответствие умозаключения тем правилам мышления, которые для него установлены.

Познание есть формирование субъективного образа объективного мира в сознании людей. Окружающий мир и его свойства раскрываются в процессе познания двояко: на уровне чувственного и рационального восприятия. Отражение мира на рациональном уровне часто называют теоретическим или абстрактным мышлением, под которым подразумевается процесс рационального отражения мира в понятиях, суждениях и умозаключениях, позволяющий проникать в сущность и закономерные связи действительности.

Само понятие правильности в логике связывается не с содержательной, а с формальной стороной мышления. Как чувственная, так и рациональная стороны познавательного процесса имеют свои формы.

Формы чувственного познания

Ощущение – отражение отдельных свойств предмета или явлений.

Восприятие есть целостное отражение предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Представление – это чувственный образ предмета не воспринимаемого в данный момент, но воспринятого ранее. Представление может быть воспроизводящим и творческим. Первое, воспроизводит реально существующие ранее воспринимавшиеся нами объекты. Второе может возникнуть и по словесному описанию.

 

Основные формы абстрактного мышления

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение может быть простым или сложным, а также истинным или ложным.

Умозаключение – форма мышления, благодаря которой из одного или нескольких истинных суждений, которые называются посылками, можно по определенным правилам вывода получить заключение. Видов умозаключений много.

Абстрактное мышление в целом тесно связано с языком. Любое словосочетание, предложение или сочетание предложений имеет определенный логический смысл.

 

Мышление и язык неразрывны, они формировались в непосредственной связи друг с другом настолько, что можно утверждать: нет языка вне мышления, как нет и мышления вне языка. При этом мышление и язык – разные сущности, обладающие разной не сводимой друг к другу природой. Так, например, элементами языка являются буквы (знаки), буквенные сочетания, слова, словосочетания, предложения, а элементами мышления отдельные формы мысли (понятия, суждения, умозаключения) и их сочетания. В принципе, речь здесь идет лишь об абстрактном мышлении.

В языке мысль получает свое непосредственное выражение. Язык участвует не только в выражении, но и в формировании мысли. Логический анализ мышления всегда предполагает анализ языка. В этом отношении логика в равной мере есть наука и о мышлении и о языке.

В наиболее общем смысле язык можно определить как систему знаков, используемую в целях коммуникации и познания. Помимо словаря каждый язык имеет синтаксис и семантику. Синтаксические правила языка устанавливают способы образования сложных выражений из простых. Семантические правила определяют способы придания значений выражениям и знаковым системам языка, что достигается указанием обстоятельств, в которых должны приниматься предложения определенного вида. Семантика исследует отношения знаков языка и объектов, которые ими обозначаются. Правила значения обычно делятся на три группы: аксиоматические, дедуктивные и эмпирические.

Аксиоматические правила значения требуют принятия предложений определенного вида во всех обстоятельствах. Например, правила русского языка предписывают всегда принимать предложения «Каждый холостяк не женат», «Метр равен одной сотой километра», «Зло не является добром» и т.п.

Дедуктивные правила значения требуют принятия следствий, вытекающих из некоторых посылок, если приняты сами посылки. Например, если приняли предложение «Человек смертен» и «Козьма Прутков – человек», – следует принять и предложение «Козьма Прутков – смертен».

Эмпирические правила значения предполагают выход за пределы языка и внеязыковые наблюдения. Например, при ощущении боли правила требуют принять предложение «Больно», при восприятии розового тумана правила требуют принять предложение «Этот туман – розовый» и т.п.

Языки, включающие эмпирические правила значения, принято называть эмпирическими. Язык логики и язык математики не являются эмпирическими языками. Все языки могут быть разделены на естественные, искусственные и частично искусственные.

Естественные языки складываются постепенно и стихийно, они неотделимы от истории народа владеющего ими. Их часто называют еще «повседневными», «разговорными», «обычными».

Искусственные языки создаются людьми для каких-либо специальных целей на базе естественных и могут функционировать только в связи с ними (языки математики, логики, языки программирования). Важной их особенностью является строгая определенность словаря, синтаксиса и семантики.

К частично искусственным относятся языки естественных и гуманитарных наук. Например, учебник биологии написан всегда на каком-либо естественном национальном языке (русском, английском, немецком) и вместе с тем, всегда включает собственно биологическую терминологию и символику, являющуюся по преимуществу интернациональной.

В современной логике разработаны основные принципы построения искусственного языка логики, который организован по строгим правилам и предназначен лишь для выявления логических связей наших мыслей. Этот язык получил название формализованного языка, в котором слова обычного языка заменяются отдельными буквами и различными специальными символами.

Функциями языка обычно называют задачи, которые решаются им в процессе коммуникации и познания. Все функции языка можно свести к шести основным.

Описание – это сообщение о реальном положении вещей. Оно может быть истинным или ложным в зависимости от того соответствует описание действительности или нет. Описание может быть и неопределенным. Например: «Вода жидкая» - истинное описание; «Лед горит» - ложное; «Через год в этот день здесь будет солнечно» - неопределенное.

Принудительная функция языка связана с нормой, она предполагает возможность заставить человека что-либо сделать с помощью языка. Выражения, в которых осуществляется эта функция многообразны: команды, приказы, требования, предписания, законы, правила, одним словом, нормы. Например: «Стой, и молчи!»; «Старайтесь быть внимательным к своему собеседнику»; «Следует быть умным стойким и выносливым». В отличие от описаний, нормы не являются истинными или ложными, но могут быть обоснованными или необоснованными, полезными или бесполезными, т.п.

Экспрессивная функция языка выражает определенные психические состояния, чувства (экспрессивы) или отношение к свойству либо говорящего, либо слушающего. Оно может быть ложным или истинным в зависимости от того имеется для него реальное основание или нет, искреннее Ваше высказывание или нет. Например: поздравление друга с открытием закона всемирного тяготения было бы насмешкой, а не искренним поздравлением, так как всем известно, что этот закон давно уже открыт; высказывание «Я искренне сочувствую Вам» будет истинным, если Вы действительно сочувствуете.

Декларативная функция языка направлена на изменение мира словом. Декларация не описывает мир, она не направлена на изменение мира в будущем, как принудительная функция, декларация непосредственно, самим фактом произношения, изменяет его. Например: «Я назначаю Вас председателем правительства Земли»; «Увольняю Вас»; «Объявляю военное положение». Декларации не являются истинными или ложными, но могут быть обоснованными или необоснованными (если у меня есть право назначать председателем, то назначение обоснованное), способствующими каким либо целям, задачам или нет и т.п.

Оценочная функция языка служит для выражения положительного, отрицательного или нейтрального отношения к рассматриваемому объекту, также для предпочтения одного объекта другому или утверждения их равноценности, если сопоставляются более двух объектов. Например: «Хорошо, что сегодня идет снег»; «Лучше пойти сейчас, чем когда наметет сугробы». Оценки не могут быть истинными или ложными, но могут быть лишь глубокими или поверхностными, общепринятыми или нет, эффективными или нет и т.п.

Выделение функций языка зависит в основном от цели исследования. Для логического исследования важнейшими являются описательная и оценочная функции языка, все другие, в рамках логического отношения к языку, могут быть сведены к ним. Экспрессивы являются своеобразными описаниями, и как все описания, являются истинными или ложными. Декларация – норма, адресованная всем, кого она касается, и кто должен будет считаться с теми изменениями, которые произошли, благодаря произнесенным словам. Сами же нормы представляют собой частный случай оценок: это оценки с предполагаемым потенциальным наказанием. Например, норма (команда): «Стой, и молчи!» означает, что выполнение команды оценивается положительно, а не выполнение влечет отрицательную оценку в виде определенного наказания. Таким образом, оценка и описание являются двумя полюсами, к которым тяготеют все другие употребления языка. Цель описания – привести слова в соответствие с действительностью, цель оценки – преобразовать действительность в соответствие со словами. Описание и оценка – это две диаметрально противоположные и не сводимые друг к другу функции. Также, нет оснований считать, что описательная функция языка является первичной или более фундаментальной, чем его оценочная функция. Описание и оценка являются пределами, в рамках которых умещаются все другие употребления языка. Существует множество разновидностей описаний и оценок. «Чистые» описания и «чистые» оценки встречаются редко, большинство языковых выражений носит двойственный, или смешанный, описательно-оценочный характер.

Под законом в науке в наиболее общем виде понимают необходимую связь между явлениями. Зная закономерность, можно отталкиваясь от конкретного явления предвидеть другое, связанное с ним. В логике законы отражают необходимые, нерасторжимые связи между мыслями. Зная истинность или ложность исходного суждения, можно с необходимостью установить истинность или ложность всех взаимосвязанных и вытекающих из него суждений. Знание законов логики и умение пользоваться ими избавляет от ошибок в рассуждениях, исключает необоснованные выводы и путаницу в мыслях.

Как и во всякой иной науке, законов и правил логики много. В данном случае речь пойдет только об основных законах, по отношению к которым остальные являются производными. Три из них сформулированы Аристотелем: закон противоречия, закон тождества, закон исключенного третьего, четвертый, закон достаточного основания, выдвинут немецким математиком и философом Лейбницем.

Объективный характер и сущность закона тождества вытекает из предположения, что самому объективному миру принадлежит некая определенность, выражающаяся в способности самих предметов при всех изменениях до поры до времени оставаться тождественными себе.

Закон тождества предписывает, чтобы значения понятий и утверждений в процессе рассуждения не изменялись. Они должны оставаться тождественными самим себе, иначе свойства одного объекта незаметно окажутся приписанными совершенно другому. Или – всякая мысль должна быть тождественна сама с собой, сколько бы раз она не появлялась в рассуждении и в какие бы взаимоотношения не вступала с другими мыслями. Иначе это будет уже другая мысль.

Закон тождества выражается формулой «А есть А» или «А = А», где под «А» разумеется всякая мысль вообще.

Действие закона тождества распространяется на понятия, суждения, умозаключения и доказательства.

Требования, вытекающие из закона тождества, можно свести к двум:

1. Каждое понятие, суждение и т.д. должны употребляться в одном и том же определенном смысле и сохранять его в процессе всего рассуждения.

2. Нельзя отождествлять различные мысли и нельзя тождественные мысли принимать за различные.

Логические ошибки, вытекающие из нарушения требований.

Закон противоречия выражает последовательность, непротиворечивость мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.