Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И иной деятельности 8 страница




Проектирование производства нефтяной и газовой промышленности, в том числе строительства, реконструкции, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, осуществляется организациями, имеющими лицензию на право ведения такой деятельности. Разработка проектной документации производится на основании задания на проектирование, выдаваемого пользователем недр проектной организации. Наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору России или его территориальным органом, является обязательным условием утверждения проектной документации.

Технические, технологические, организационные и природоохранные решения утвержденных проектов являются окончательными и обязательными для выполнения всеми организациями (в том числе подрядными), принимающими участие в реализации проекта. Отклонения от проектной документации в процессе производства не допускаются.

Утверждение заключения экспертизы промышленной безопасности проектов производится на: разведку, разработку и обустройство нефтяных, газовых, газоконденсатных месторождений и подземных хранилищ газа в пористой среде; строительство объектов сбора и подготовки нефти и газа, содержащих агрессивные примеси (сероводород более 6% (объемных)); строительство скважин на шельфе морей, месторождениях, содержащих в пластовых флюидах свыше 6% (объемных) сероводорода, месторождениях с высоконапорными горизонтами при коэффициенте аномальности более 1,3, а также месторождениях, содержащих продуктивные отложения на глубинах 4000 м и более. После окончания работ по добыче нефти, газа пользователь должен вести работы по восстановлению земельного участка в соответствии с проектными решениями. После выполнения всего комплекса работ, предусмотренных проектом по рекультивации, земли передаются соответствующим землепользователям. Приемка-передача рекультивированных земель соответствующим землепользователям производится комиссией, назначаемой органами местного самоуправления.

При приемке рекультивированных участков комиссия проверяет: соответствие выполненных работ утвержденному проекту; качество планировочных работ; мощность и равномерность насыпки плодородного слоя почвы; уровень плодородия почвенного слоя и основные показатели свойств почв; качество потенциально-плодородного слоя почвы и подстилающих пород на корнеобитаемой глубине (на участках сельскохозяйственного использования); качество корнеобитаемого горизонта на глубине, необходимой для произрастания древесно-кустарниковой растительности (на участках для лесохозяйственного использования); качество работ по созданию мелиоративных, гидротехнических, противоэрозионных и других сооружений; уровень залегания и качество грунтовых вод; наличие подъездных дорог.

Мероприятия по восстановлению плодородия земель осуществляются землепользователями, которым возвращаются земли, за счет средств предприятий, проводивших на этих землях работы, связанные с нарушением почвенного покрова. До восстановления плодородия рекультивированных земель они, как правило, находятся в стадии мелиоративной подготовки. Продолжительность мелиоративной подготовки устанавливается проектом по рекультивации земель. В период нахождения рекультивированных земель в стадии мелиоративной подготовки в случае образования провалов, просадок, оползней, развития процессов, ухудшающих состояние почв (заболачивание, засоление), а также выхода из строя дренажных систем, гидротехнических и других сооружений и коммуникаций по вине организации, выполнявшей работы по рекультивации, устранение недостатков осуществляется силами и за счет средств этой организации.

4. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и иных установленных законодательством государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель. Потенциальные запасы нефти на шельфе морей России оцениваются в 13 млрд. т, газа - 52 трлн. куб. м.

Мировая тенденция постепенного смещения добычи углеводородов с суши на море находит подтверждение и в нашей стране. Свидетельством тому является развитие работ на шельфе арктических и дальневосточных морей, в Каспийском и Черном морях. При строительстве морских скважин основными видами воздействия на окружающую среду являются выбросы в атмосферу и сбросы в морскую среду. Из всех загрязняющих веществ нефть и ее производные являются одними из наиболее опасных и распространенных. Нефтепродукты попадают в море различными путями: несанкционированные разливы нефти при проведении погрузо-разгрузочных операций и при бункеровке морских судов; аварийные ситуации на береговых объектах и морских судах; утечки с береговых баз хранения нефтепродуктов; сбросы нефтесодержащих льяльных вод; сбросы нефтесодержащих отходов береговых объектов через канализационные системы и др.

Загрязнения подразделяются на две группы:

постоянное загрязнение (малые и труднообнаруживаемые выбросы нефтепродуктов в море, утечки с баз хранения нефтепродуктов, а также сбросы нефтесодержащих льяльных вод);

залповые сбросы (разливы) нефти (ошибки или нештатные ситуации при проведении погрузо-разгрузочных работ или бункеровке, а также аварийные ситуации на береговых объектах или морских судах). Залповые сбросы нефти в море представляют собой достаточно серьезные инциденты, особенно если масштабы разлива велики. Значительные объемы нефтепродуктов, попадая в море, могут перемещаться на значительные расстояния под воздействием внешних условий, загрязняя обширные прибрежные акватории и береговую полосу, где в основном сконцентрированы наиболее чувствительные к загрязнению ресурсы.

Попадающие в морские воды отходы - это токсичные технологические отходы бурения, буровой шлам, буровые сточные воды. Экологическая опасность бурового шлама определяется: токсическим воздействием; повышением мутности воды, что нарушает жизнедеятельность молоди рыб, планктонных и бентоносных организмов-фильтраторов; физическим воздействием на донные организмы. В соответствии с Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещаются. Сбросом вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества, признается любой сброс с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. При этом сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

В соответствии с Законом о континентальном шельфе захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов. Перечень отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, публикуется в "Извещениях мореплавателям". Захоронение отходов и других материалов допускается на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, а также с уведомлением субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение. Выдаче разрешения на захоронение отходов на континентальном шельфе должна предшествовать государственная экологическая экспертиза.

Нормы, правила и меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, действующие в пределах территориального моря и внутренних вод России, распространяются на исключительную экономическую зону (ст. 33 Закона об исключительной экономической зоне). Постановлением Правительства РФ установлен Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне запрещен, среди которых находятся балластные воды, промывочные воды или иные остатки и смеси, содержащие химические вещества, указанные в перечне <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 251 "Об утверждении Перечня вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен" // СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1490.

 

В качестве обязательной меры при строительстве и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств и т.п. необходимо проведение государственной экологической экспертизы. В исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности независимо от их сметной стоимости. Все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Объектами государственной экологической экспертизы должны быть проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к изучению водных биоресурсов и рыболовству, разведке и разработке неживых ресурсов, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов (ст. 27 Закона об исключительной экономической зоне; ст. 31 Закона о континентальном шельфе).

 

Статья 47. Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов

 

Комментарий к статье 47

 

1. В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р, среди основных приоритетных направлений экологической безопасности Российской Федерации называется обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, в перечне которых ведущее место занимают ядерно- и радиационно-опасные виды деятельности, утилизация отходов, обращение с опасными химическими веществами.

Для целей разъяснения положений комментируемой статьи все потенциально опасные вещества можно классифицировать на две основные группы: во-первых, недавно открытые вещества, или вещества, полученные в результате абсолютно новых, "революционных" технологий (к примеру, био- и нанотехнологий), безопасность которых в настоящее время является предметом изучения многих прикладных наук и которые в силу своей малоизученности оказались за пределами правового регулирования; во-вторых, потенциально опасные вещества, используемые в хозяйственной деятельности на протяжении многих лет, позволяющие с достаточной степенью определенности судить об их экологической опасности; основы правового обеспечения обращения с ними уже имеются в действующем законодательстве (например, в законодательстве об атомной энергетике, космической деятельности, химической промышленности и пр.).

Положения комментируемой статьи, содержащей экологические требования, касающиеся производства, обращения и обезвреживания потенциально опасных химических веществ, конкретизируются санитарным законодательством. В статье 14 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что все потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации. В соответствии со ст. 43 указанного Закона государственной регистрации подлежат впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека, отдельные виды потенциально опасной для человека продукции, пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации. Государственная регистрация проводится на основании оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания, установления гигиенических и иных нормативов содержания опасных веществ в среде обитания, разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания.

Под потенциально опасным химическим и (или) биологическим веществом можно понимать индивидуальное вещество (соединение) природного или искусственного происхождения, способное в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. В целях реализации требований о регистрации потенциально опасных химических веществ на федеральном уровне ведется федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. N 869 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ".

Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ является государственным регистром, в котором производится обязательная запись или постановка на государственный учет по единой форме потенциально опасных химических и биологических веществ; а также содержится исчерпывающая информация об их номенклатуре, производстве, применении и токсичных свойствах, предназначенная для использования в целях защиты людей, сельскохозяйственных животных и растений от этих факторов и воздействий этих веществ. В регистр подлежат занесению сведения об индивидуальных химических и биологических веществах (соединениях), в том числе входящих в состав смесевой продукции как природного, так и искусственного происхождения, производимых и применяемых на территории Российской Федерации и за рубежом. Специально для ведения данного регистра было создано государственное учреждение - Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ.

Требования о государственной регистрации не распространяются на химические и биологические средства защиты растений, регуляторы роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтические препараты, а также радиоактивные вещества, учитываемые или регистрируемые в установленном ранее порядке соответствующими организациями.

Процесс регистрации включает в себя прием заявочных материалов, рассмотрение и принятие решения о регистрации, выдачу свидетельства о регистрации. Вещества, для которых информация к моменту регистрации не может быть представлена в полном объеме, но свойства и область применения которых позволяют считать опасность вещества для человека и окружающей среды несущественной, подлежат регистрации сроком на 3 года с присвоением номера государственной регистрации и выдачей свидетельства о регистрации с пометкой "сроком на 3 года".

В целях государственного регулирования воздействия на окружающую среду загрязняющих веществ, обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности устанавливаются нормативы качества окружающей среды в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда, и нормативы допустимого воздействия - в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды (см. подробно комментарий к гл. V).

2. В настоящее время открытым остается вопрос об урегулировании правом обеспечения экологической безопасности при получении и использовании в производстве наноматериалов, использовании наночастиц в готовой продукции. Как известно, в последнее десятилетие в мире широко проводятся исследования и ведутся разработки по широкой номенклатуре развития наноиндустрии. Практическое использование нанотехнологий, являющихся технологиями целенаправленного получения и использования частиц материалов нанометрового размера - до 100 нм в одном измерении с заданными структурой и свойствами, представляется перспективным и планируется во многих отраслях хозяйственной деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, медицине и др. Наряду с тем, что использование нанотехнологий, бесспорно, является одним из самых перспективных направлений науки и техники, немаловажным является и изучение вопросов потенциальной опасности использования наноматериалов и нанотехнологий, а также разработка критериев их безопасности для здоровья человека.

В ряде стран Европейского союза и США уже начаты работы по разработке нормативной и методической базы, направленной на оценку безопасности производства и использования продуктов нанотехнологий.

Интенсивное внедрение нанотехнологий в разных отраслях хозяйственной деятельности неизбежно ставит и проблему воздействия наноматериалов на среду обитания человека. Важнейшим объектом внимания при оценке риска для здоровья, связанного с наноматериалами, является использование нанотехнологий при производстве электронной техники, строительных материалов, пищевых продуктов, парфюмерно-косметической продукции, как при непосредственном их использовании или употреблении, так и при воздействии поступления наночастиц и наноматериалов в окружающую среду в процессе их производства. Вместе с тем возможные биологические эффекты поступления наноматериалов в организм человека изучены пока недостаточно, однако имеются данные, свидетельствующие о том, что различные вещества и материалы при переводе их в форму наночастиц могут значительно изменять свои физико-химические свойства, что может отразиться на их физиологических эффектах в процессе их усвоения в организме.

Приоритетными задачами в данной области являются, во-первых, пересмотр действующих гигиенических нормативов - ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде, почве, в целях предотвращения негативного воздействия наночастиц на здоровье человека, и во-вторых, поскольку наночастицы и наноматериалы обладают комплексом физических, химических свойств и биологическим действием, которые часто радикально отличаются от свойств этого же вещества в его нормальном состоянии, предусмотреть возможность регистрации таких веществ в федеральном регистре потенциально опасных химических и биологических веществ.

В настоящее время определенные меры по обеспечению безопасности в наноиндустрии уже приняты. В частности, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2007 г. N 54 "О надзоре за продукцией, полученной с использованием нанотехнологий и содержащей наноматериалы" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, производящим и импортирующим такую продукцию, рекомендовано:

указывать в информации для потребителей сведения об использовании при изготовлении продукции нанотехнологий или наноматериалов;

при предоставлении документов для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции представлять сведения об использовании нанотехнологий или наноматериалов с подтверждением безопасности их использования для человека.

Эти требования существуют в виде рекомендаций, что объясняется недостаточной изученностью негативного воздействия наноматериалов на человека. Представляется, что в дальнейшем правовое обеспечение экологической безопасности при использовании новых технологий должно строиться на принципе устойчивого инновационного развития, направленного на построение инновационно-развитого общества, интегрированного в мировую экономику, при обеспечении благоприятной для человека окружающей среды. Такое понимание развития на настоящий момент становится экологическим императивом, безусловным требованием для всех субъектов развития.

3. Наряду с обязательностью регистрации химических и иных веществ санитарное законодательство предусматривает необходимость проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок. Целью таких мероприятий является установление и предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания на человека, установление причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также установление соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг требованиям санитарного законодательства, включая санитарные правила.

Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" устанавливаются терминологические различия проводимых органами санитарно-эпидемиологического надзора мероприятий:

санитарно-эпидемиологической экспертизой является деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, иных органов и организаций, уполномоченных осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор или аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных ст. 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

под санитарно-эпидемиологическим обследованием понимается деятельность органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест;

санитарно-эпидемиологическим исследованием является деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений;

санитарно-эпидемиологическое испытание - это установление соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями в установленном порядке;

санитарно-эпидемиологическая оценка - действия органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки.

Основанием для проведения вышеуказанных мероприятий являются предписания главных государственных санитарных врачей, определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с КоАП РФ, заявления граждан и организаций о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.

На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами даются санитарно-эпидемиологические заключения (ст. 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). Применительно к производству, обращению и обезвреживанию определенных химических веществ и их соединений (включая отходы) действуют более конкретные требования и правила. Наиболее характерным примером их установления являются требования и правила в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами.

В соответствии со ст. 9 Закона о пестицидах и агрохимикатах для разработки и обоснования регламентов применения пестицидов и агрохимикатов проводятся их регистрационные испытания в целях оценки их безопасности для здоровья человека и окружающей среды. Результаты данных регистрационных испытаний подлежат экспертизе, которая включает в себя государственную экологическую экспертизу пестицидов и агрохимикатов; токсиколого-гигиеническую экспертизу и экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов (ст. 10 Закона о пестицидах и агрохимикатах).

Гражданину или юридическому лицу по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката. Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, который ведет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Обезвреживание потенциально опасных химических и биологических веществ осуществляется при наличии согласованной в установленном порядке проектной и технологической документации в соответствии с законодательством. В качестве таких федеральных законов следует выделить, например, Закон об отходах. Указанный Закон формулирует понятие обезвреживания отходов, понимая под таковым обработку отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

 

Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов

 

Комментарий к статье 48

 

1. Положения комментируемой статьи направлены на обеспечение экологической и радиационной безопасности. Понятие "экологическая безопасность" раскрывается в ст. 1 комментируемого Закона, согласно которой под ней понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Определение радиационной безопасности закреплено в ст. 1 Закона о радиационной безопасности. Согласно данной статье радиационная безопасность понимается как "состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для здоровья воздействия ионизирующего излучения". В представленном определении четко установлена угроза - ионизирующее излучение, направленное на человека. Угроза исходит от источников ионизирующего излучения, а одним из основных принципов обеспечения радиационной безопасности служит "непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения" (ст. 3 Закона о радиационной безопасности).

В юридической литературе существует мнение, согласно которому радиационная безопасность считается составляющей экологической безопасности <1>. В основу данной позиции положена идея о том, что самым слабым звеном биосферы является человек, которого нужно защищать всеми возможными способами, и если человек будет должным образом защищен от вредных воздействий ионизирующего излучения, то и окружающая среда также будет защищена. Это дискуссионный подход. Очевидно, что экологическая и радиационная безопасность имеет много общих черт, что отнюдь не означает возможность трактовать их как часть и целое.

--------------------------------

<1> Талевлин А.А. Понятие радиационной безопасности в российском законодательстве // Юрист. 2004. N 8. С. 140.

 

Скорее, данные виды безопасности соприкасаются по некоторым параметрам, в частности, одной из их задач является защищенность человека от негативного техногенного воздействия, объектом охраны в обоих случаях является человек, за тем исключением, что экологическая безопасность понимается как защищенность жизненно важных интересов человека, так и окружающей среды. В качестве существенного отличия рассматриваемых видов безопасности можно рассматривать более широкий круг общественных отношений, регулируемых при обеспечении защиты человека от радиационного воздействия по сравнению с обеспечением экологической безопасности. Например, в качестве объекта регулирования радиационной безопасности выступают общественные отношения в сфере обеспечения средствами индивидуальной защиты работников АЭС, физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов, что в большей степени попадает в сферу регулирования отношений в области производственной безопасности, охраны труда, предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, а не экологической безопасности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.