Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И иной деятельности 12 страница




В-третьих, недопустимо захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов. Охрана водосборных площадей водных объектов (ст. 102 ВК РФ) регламентируется отдельной статьей ВК РФ. Под водосборной площадью понимается территория, сток с которой формирует водный объект. Охрана водосборных площадей водных объектов предполагает восстановление их экологического режима и объема стока, водохранилищ, пойм, водоохранных зон, берегоукрепление, компенсационные меры при мостовых и на водозащитных сооружениях. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод.

В-четвертых, запрещается ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания. Данный запрет означает, что в принципе в целях дальнейшего вторичного использования в коммерческих целях отходы, в том числе и опасные, могут быть ввезены из-за границы. Примером неоднозначности положений комментируемой статьи является длительный судебный процесс, инициированный в 2007 г. общественной организацией "Гринпис" против голландского правительства по делу о прекращении ввоза радиоактивных отходов в Россию. По данным "Гринпис", лишь 10% ввезенного обедненного гексафторида урана (ОГФУ), который является радиоактивным, вернется в Нидерланды. Около 125 000 тонн опасных отходов навсегда останутся в России и присоединятся к 700 000 тонн уже накопленного ОГФУ отечественного происхождения. Кроме того, условия хранения металлических контейнеров с ОГФУ и отходами его переработки на российских предприятиях не соответствуют не только международным требованиям, но даже и требованиям, действующим в Российской Федерации. Кроме того, Россия в настоящее время является единственной страной в мире, принимающей в промышленных масштабах ОГФУ из-за рубежа, при этом страна уже пострадала от деятельности атомной отрасли: в 15 субъектах РФ существуют радиационно зараженные территории, на которых в большинстве случаев проживают люди.

2. Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется нормативными правовыми актами экологического законодательства. Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере обращения с отходами. Из анализа ч. 4 ст. 15 Конституции РФ следует вывод о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, несмотря на то что указанные международно-правовые акты не упомянуты в комментируемой статье, они действуют на территории России и определяют поведение и деятельность субъектов, которым они адресованы.

В числе таких международных актов следует выделить:

Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.);

Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Вена, 5 сентября 1997 г.);

Модельный закон "Об отходах производства и потребления" (новая редакция) (принят Постановлением на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 31 октября 2007 г. N 29-15);

Межправительственное соглашение государств - участников СНГ "О контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов" (Москва, 12 апреля 1996 г.) и т.д.

Основополагающим законодательным актом в сфере обращения с отходами является Закон об отходах. Наряду с данным Законом деятельность в сфере обращения с отходами регулируется и иными актами экологического законодательства, в том числе следующими Федеральными законами: Законом об охране атмосферного воздуха (ст. 18, 30); Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст. 22, 27, 30, 40, 51); Законом об атомной энергии (ст. 22, 25, 28, 44, 47); Законом об экологической экспертизе (ст. 11); Законом об охране озера Байкал (ст. 6, 14) и т.д.

Ряд вопросов в сфере обращения с отходами регулируется нормативными актами иной отраслевой принадлежности. В их числе следует выделить ГК РФ (ст. 226), ВК РФ (ст. 56 - 59, 65), ГрадК РФ (ст. 35, 49), ЗК РФ (ст. 13, 27, 75, 89), Таможенный кодекс РФ (ст. 183), КоАП РФ (ст. 8.2, 8.6, 8.13, 8.19, 8.31, 14.26 и т.д.), УК РФ (ст. 247) и т.д.

Помимо федеральных законов деятельность в области обращения с отходами является предметом регулирования иных нормативно-правовых актов, среди которых следует выделить:

а) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена");

б) Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение");

в) акты федеральных органов исполнительной власти (например, Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июля 2008 г. N 258 "О дополнительных мерах по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов при обращении с отходами производства и потребления").

Полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами изложены в ст. 6 Закона об отходах. Необходимо отметить, что большинство субъектов РФ конкретизировало свои полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления в региональных Законах "Об охране окружающей среды" и/или специальных Законах об отходах. В качестве примера приведем: Закон Кировской области от 6 июня 2007 г. N 131-ЗО "Об отходах производства и потребления в Кировской области"; Закон Московской области от 8 ноября 2001 г. N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области"; Закон Владимирской области от 9 октября 2007 г. N 130-ОЗ "Об отходах производства и потребления во Владимирской области".

В сфере регулирования обращения с отходами производства и потребления могут действовать и муниципальные правовые акты. При этом нормы об обращении с отходами могут находиться:

а) в уставах муниципальных образований. Как правило, в уставах констатируется, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения, а также уточняется, что непосредственной организацией таких работ занимается орган исполнительной власти муниципального образования (администрация муниципального района, поселения, городского округа);

б) в специальных муниципальных правовых актах. В качестве примера следует привести Правила по регулированию очистки территории муниципального образования "Город Ижевск" от отходов (утверждены решением городской Думы города Ижевска от 3 октября 2006 г. N 146); Постановление администрации г. Тюмени от 18 октября 2007 г. N 24-пк "Об утверждении порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Тюмени"; решение Азовского районного собрания депутатов Ростовской области N 124 от 20 февраля 2007 г. "Об утверждении Правил обращения с отходами на территории Азовского района" и т.д.;

в) в муниципальных целевых программах в сфере обращения с отходами. Наиболее ярким примером тут является муниципальный правовой акт города Владивостока - муниципальная целевая программа "Отходы" на 2006 - 2015 годы (принята Думой города Владивостока 9 июня 2006 года).

В пункте 2 ст. 2 Закона об отходах содержится ряд исключений из общего правила о том, что отношения в сфере обращения с отходами регулируются федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами. Применительно к отношениям в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты действует только федеральное законодательство.

Такие законодательные акты (помимо комментируемого Закона) приняты и действуют, в том числе:

а) в сфере обращения с радиоактивными отходами: Закон об атомной энергии;

б) в сфере обращения с биологическими отходами (биологические отходы - это отходы, образующиеся в результате практической деятельности научных, медицинских или ветеринарных учреждений (при экспериментах с использованием животных, живых организмов, биологических жидкостей, материалов и тканей), гибели скота, других животных и птицы (включая скотомогильники прошлых лет, собственники которых неизвестны), а также отходы, образующиеся в биотехнологической промышленности при переработке сырья животного происхождения, подлежат особому регулированию в связи с их высокой потенциальной опасностью для окружающей среды. Они подлежат утилизации путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах), обеззараживанию в биотермических ямах, уничтожению сжиганием или, в исключительных случаях, захоронению в специально отведенных местах - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

в) в сфере обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений (под таковыми понимаются все виды отходов, образующихся в: больницах (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в составе научно-исследовательских, учебных институтов), поликлиниках (в том числе взрослых, детских, стоматологических), диспансерах; станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови; учреждениях длительного ухода за больными; научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля; ветеринарных лечебницах; аптеках; фармацевтических производствах; оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах); санитарно-профилактических учреждениях; учреждениях судебно-медицинской экспертизы; медицинских лабораториях; частных предприятиях по оказанию медицинской помощи) - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

г) отношения по выбросам вредных веществ в атмосферу регулируются комментируемым Законом, Законом об охране атмосферного воздуха, Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

д) отношения по сбросу вредных веществ в водные объекты регулируются ВК РФ, Федеральным законом от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

 

Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон

 

Комментарий к статье 52

 

1. Положения комментируемой статьи содержат экологические требования при установлении зон с особым режимом использования территорий - охранных и защитных зон. В статье 1 ГрадК РФ перечислены разновидности таких зон, в том числе и не упоминаемых в комментируемой статье, - зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от цели, преследуемой при их установлении, все охранные и защитные зоны можно разделить на две группы:

а) зоны, предназначенные для охраны объекта от антропогенного загрязнения или вредного физического воздействия, поступающего извне. К таким объектам относятся природные объекты, особо охраняемые природные территории, а также объекты, созданные человеком и имеющие особое значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической и государственной безопасности, иных общественно полезных целей;

б) зоны, устанавливаемые для защиты населения и территорий от негативного воздействия опасного промышленного или иного экологически опасного объекта. Общим для двух рассматриваемых разновидностей охранных и защитных зон является установление в пределах их территорий ограничений на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с загрязнением окружающей среды.

Типичным примером первой разновидности охранных зон являются водоохранные зоны, особенности правового режима которых определяются в ст. 65 ВК РФ. В соответствии с положениями данной статьи водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Например, в водоохраной зоне нельзя использовать сточные воды для удобрения, размещать кладбища, устраивать свалки, организовывать автостоянки и т.п. Строительство на территории водоохранной зоны не запрещено законодательством, но его осуществление возможно лишь при жестком соблюдении существующих экологических требований.

В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы с еще более строгим режимом охраны: на их территориях вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В частности, данные полосы должны быть свободны от каких-либо застроек.

Порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов определяется в Постановлении Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17. Границы водоохранных зон и прибрежных полос устанавливаются:

а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении водных объектов, расположенных на территории субъекта РФ, используемых для питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения при реализации полномочий, переданных РФ по охране водных объектов и их частей, находящихся в федеральной собственности;

б) Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении морей и их отдельных частей, а также в отношении водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ, а использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ и которые входят в перечень водохранилищ, установленный Правительством РФ.

Основными задачами данных органов государственной власти являются: определить ширину водоохраной зоны и прибрежной полосы водного объекта в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 65 ВК РФ, описать границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, отобразить границы прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах, установить границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности.

После установления водоохраной зоны и прибрежной полосы сведения об их границах, в том числе картографические материалы, в течение одного месяца должны быть направлены в Федеральное агентство водных ресурсов для занесения в Государственный водный реестр.

Другим примером охранных зон, устанавливаемых в целях защиты природного объекта, являются зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Правовым основанием для установления данных зон является Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В статье 18 данного Закона в числе санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, используемым в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, называется установление зон санитарной охраны таких водных объектов. Для каждой такой зоны готовится проект, утверждаемый органами исполнительной власти субъектов РФ, при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. В пределах такой зоны ограничивается хозяйственная деятельность, являющаяся источником биологического, химического и физического вредного воздействия на водный объект.

Кроме зон санитарной охраны в законодательстве указаны и так называемые зоны специальной охраны водных объектов. В статье 34 ВК РФ предусмотрено создание таких зон при резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Правовой режим зон специальной охраны соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

К первой разновидности охранных и защитных зон относятся зоны, устанавливаемые вокруг особо охраняемых природных территорий, предусмотренные Законом об ООПТ. Согласно п. 3 ст. 2 данного Закона в целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности (п. 3 ст. 8 Закона об ООПТ предусматривает создание охранных зон государственных природных заповедников на прилегающих территориях; п. 7 ст. 12 говорит об охранных зонах вокруг национальных парков и т.д.).

В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона об ООПТ решение об образовании охранной зоны заповедников принимается органом государственной власти субъекта РФ, так же, как и положения о таких зонах утверждаются на уровне субъекта РФ. При этом в некоторых случаях имеет место превышение органами государственной власти субъекта Российской Федерации своих полномочий, что подтверждается судебной практикой.

Так, Определением Верховного Суда РФ от 21 января 2009 г. N 11-Г08-19 признан недействующим п. 12 Положения об охранной зоне Волжско-Камского государственного заповедника, согласно которому запрещалось изъятие и предоставление земельных участков для всех видов хозяйственной и иной деятельности (строительства объектов производственного назначения, жилищного, дачного, гаражного и пр.), ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. Позиция Суда основывалась на конституционных положениях о разграничении предметов федерального ведения и ведения субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые территории находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. С данным положением корреспондирует правило ст. 1 Закона об ООПТ, согласно которому отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. При этом отношения, регулируемые п. 12 Положения об охранной зоне по изменению размеров земельных участков, предоставленных гражданам ранее в результате сделок с ними (наследование, дарение, купля-продажа и пр.), выходят за рамки ст. 72 Конституции РФ о совместном ведении, так как являются гражданско-правовыми по своей природе и попадают в исключительное федеральное ведение (ст. 71 Конституции). Таким образом, Кабинет Министров РТ, лишив граждан-собственников права на совершение гражданско-правовых сделок с земельными участками, вышел за рамки компетенции субъекта РФ, что послужило основанием признания нормативно-правового акта в рассматриваемой части не соответствующим федеральному законодательству.

Из общего числа ООПТ особое правовое положение занимают лечебно-оздоровительные местности и курорты, охрана которых осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Так, согласно п. 3 ст. 16 Закона о природных лечебных ресурсах в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Примером зоны, предназначенной для охраны объектов, имеющих особое значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, могут служить охранные зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, создаваемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 972. Стационарные пункты наблюдений государственной наблюдательной сети, предназначенные для осуществления государственного мониторинга за состоянием окружающей среды, представляют собой комплексы, включающие в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения. Охранные зоны вокруг данных пунктов создаются в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, так как хозяйственная деятельность может негативно повлиять на точность измерений. Например, размещение автостоянки в непосредственной близости от пункта наблюдений за загрязнением атмосферы может служить причиной необоснованно высоких показателей диоксида углерода в воздухе населенного пункта. Охранной зоной стационарного пункта наблюдений является земельный участок или часть акватории, ограниченные на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны, в пределах которого устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность. Необходимо отметить, что точный размер охранной зоны в законодательстве не определен и размеры и границы таких зон устанавливаются в каждом конкретном случае органами местного самоуправления в зависимости от рельефа местности и от других условий.

В качестве охранных зон объектов, созданных человеком, устанавливаемых с целью предотвращения негативного воздействия на объекты и обеспечения безопасности, могут рассматриваться охранные зоны железных дорог, создаваемые в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Постановлением Правительства от 12 октября 2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог". Согласно положениям указанных нормативно-правовых актов охранные зоны могут устанавливаться по решению Федерального агентства железнодорожного транспорта вдоль полосы отвода железных дорог в случае прохождения железнодорожных путей в местах, подверженных снежным лавинам, оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию и другим опасным геологическим воздействиям, в районах подвижных песков, по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, или по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов, вызвать появление селевых потоков и снежных лавин, повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей. В целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление строительства капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубку древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, распашку земель, выпас скота, выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.

2. Не меньший интерес представляет вторая разновидность защитных и охранных зон, устанавливаемых для защиты населения и территорий от негативного воздействия опасного промышленного или иного экологически опасного объекта. Наиболее распространенным видом таких зон является санитарно-защитная зона, представляющая собой своего рода барьер, отделяющий промышленную площадку от жилой застройки в целях охраны жизни, здоровья людей, условий их жизнедеятельности, среды обитания растений, животных и других организмов. Наряду с комментируемым Законом обязанность по установлению санитарно-защитных зон содержится в законодательстве об охране отдельных компонентов окружающей среды. Так, ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха говорит об установлении санитарно-защитных зон организаций в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения, размеры которых определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) устанавливаются вокруг предприятий, зданий и сооружений, являющихся источниками вредного воздействия на окружающую среду, уровень которого за пределами промышленной площадки превышает ПДК, ПДУ или дозы облучения. По данным Роспотребнадзора, в 2008 г. на территории РФ находилось 168 618 промышленных объектов и производств, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Из них к предприятиям 1 и 2-го классов опасности было отнесено 7626 объектов <1>. В связи с увеличивающимся негативным воздействием на окружающую среду экологически опасных производств основная цель организации СЗЗ видится в снижении уровня негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека до пределов, устанавливаемых действующими гигиеническими и экологическими нормативами. Правила установления СЗЗ - предмет регулирования санитарного законодательства. В настоящее время действующим нормативно-правовым документом в данной области является СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" с последующими изменениями и дополнениями. Согласно его положениям все объекты, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду, подлежат разделению на пять классов, в зависимости от которых определяется ширина санитарно-защитной зоны (от 50 до 1000 м).

--------------------------------

<1> См.: Материалы заседания коллегии Роспотребнадзора от 8 августа 2008 г., Протокол N 10 // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

 

В пределах СЗЗ запрещается размещать жилые здания, дошкольные учреждения, школы, университеты, коллективные или индивидуальные дачно-садовые участки, предприятия по производству лекарственных средств и пищевой промышленности, объекты хозяйственной деятельности, оказывающие воздействие на окружающую среду такого же или большего класса вредности, и т.п. Объекты, которые разрешено размещать в границах СЗЗ, перечислены в п. 2.26 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Возможны два варианта установления СЗЗ: для уже действующих и для проектируемых предприятий, зданий, сооружений. В обоих случаях необходимо разработать проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.

Данный проект определяет ориентировочную ширину СЗЗ на основании санитарной классификации предприятий, расчетов ожидаемых загрязнений атмосферного воздуха (с учетом фона), уровней физического воздействия на атмосферный воздух и результатов натурных исследований и измерений.

Санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: 1 этап - расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); 2 этап - установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Проводимые в целях установления СЗЗ лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух на территории СЗЗ и на ее границе осуществляются службами промышленных объектов и производств, а также органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. На данном этапе проекты СЗЗ получают санитарно-эпидемиологическое заключение.

В настоящее время законодательно не урегулирован вопрос об установлении единой охранной зоны для группы промышленных предприятий, находящихся в непосредственной близости друг от друга. В пункте 2.16 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 закреплено правило, согласно которому для групп промышленных предприятий или промышленного узла устанавливается единая СЗЗ с учетом суммарных выбросов и физического воздействия всех источников, а также результатов годичного цикла натурных наблюдений для действующих предприятий. Данная норма в настоящее время на практике не применяется, поскольку отсутствует механизм ее реализации. Судебная практика лишь подтверждает сложность и неоднозначность ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.