Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И иной деятельности 7 страница




Органами классификации морских и речных судов совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проводятся проверки морских судов на соответствие техническим нормативам выбросов судов смешанного плавания (река - море), судов внутреннего плавания, кроме спортивных судов, прогулочных судов пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности двигателя, самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт независимо от количества пассажиров на них. Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС РФ совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования осуществляются проверки судов с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности (кроме спортивных судов), водных мотоциклов (гидроциклов), эксплуатируемых во внутренних водах или используемых в целях мореплавания, а также прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей, используемых для мореплавания.

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проводятся проверки на соответствие техническим нормативам выбросов спортивных судов.

Проверки маневровых, магистральных тепловозов и путевой техники организуются и проводятся Федеральной службой по надзору в сфере транспорта совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, воздушных судов гражданской авиации - Федеральной службой по надзору в сфере транспорта совместно с Росприроднадзором.

Если в ходе проведения регулярных проверок транспортных или иных передвижных средств на соответствие осуществляемых ими выбросов техническим нормативам выбросов выявится их превышение, эксплуатация указанных средств запрещается в соответствии со ст. 17 Закона об охране атмосферного воздуха, п. 2 Положения об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 847.

Способствовать снижению выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта могут мероприятия, проводимые на уровне муниципальных образований, чему имеются примеры в зарубежной практике.

Например, в Германии с 1 января 2008 г. в центральных районах некоторых городов начали действовать так называемые экологические зоны. Это районы города, закрытые для въезда автомобилей, не выполняющих нормы по ограничению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Подобные экологические зоны созданы в Кельне, Ганновере, Берлине. Так, в Кельне всего зарегистрировано 420 тыс. машин, из них 21 тыс., или около 5%, не выполняют норму по выбросам загрязняющих веществ. Владельцы этих автомобилей не смогут получить специальные наклейки для лобового стекла, без которых въезд в центр запрещен. При этом водители автомобилей без специальных наклеек, которые въехали в центр города, должны будут заплатить штраф в 40 евро <1>.

--------------------------------

<1> www.ecology.ru

 

В Лондоне действует новая штрафная система для экологически грязного транспорта. В 2008 году на территории площадью свыше 1,5 тыс. квадратных километров были установлены камеры слежения, при помощи которых ведется наблюдение за автомобилями. Номерные знаки транспортных средств, которые выбрасывают большое количество загрязняющих веществ, фотографируются, а их владельцам рассылаются квитанции об уплате штрафа, который составляет 200 фунтов стерлингов (почти 400 долларов) за один день, проведенный в границах "чистой зоны" <1>.

--------------------------------

<1> www.dorprobka.ru/news

 

За нарушение экологических требований при выпуске в эксплуатацию и эксплуатации механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума действующим законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 8.22, 8.23 КоАП РФ).

По элементам составов административные правонарушения в сфере загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом имеют много общих черт: они являются формальными, т.е. наступления вредных последствий для квалификации деяния как правонарушения не требуется, объектом правонарушений являются общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, с субъективной стороны такие правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Основное отличие рассматриваемых правонарушений наблюдается в их объективной стороне: ст. 8.22 предусматривает ответственность за действия или бездействия должностных лиц, допускающих выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума, при этом совершение данного правонарушения возможно как при производстве таких транспортных средств, так и при выпуске судов, летательных аппаратов, автомобилей в рейс; правонарушения, предусмотренные ст. 8.23, предусматривают ответственность именно за действие - эксплуатацию указанных механических транспортных средств в соответствии с целевым назначением, но с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, а также уровня производимого шума.

Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (милиции); органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также органов Государственной инспекции по маломерным судам; органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации; органов, осуществляющих государственный экологический контроль независимо от вида транспорта; органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

Практика применения ст. 8.22 и 8.23 КоАП РФ свидетельствует о том, что к административной ответственности в большей степени привлекаются за правонарушения, предусмотренные ст. 8.23 КоАП РФ. Например, по данным прокуратуры Саратовской области, при проведении проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха при эксплуатации передвижных источников загрязнения выявлены следующие сведения: при проведении государственного технического осмотра транспорта в 2007 г. с применением диагностического оборудования было проверено 614 012 единиц транспортных средств, из которых 40 237 не соответствовали требованиям экологических стандартов. В качестве мер реагирования сотрудниками ГИБДД в 2007 г. возбуждено 91 дело об административном правонарушении по ст. 8.22 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, и 1918 административных дел по ст. 8.23 КоАП РФ за эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ <1>.

--------------------------------

<1> http:// www.sarprok.ru/ ViewNews.aspx? NewsID= 4516

 

Статья 46. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки

 

Комментарий к статье 46

 

1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки сопровождается неизбежным техногенным воздействием на объекты окружающей среды:

химическим загрязнением почв, грунтов, горизонтов подземных вод, поверхностных водоемов и водотоков, атмосферного воздуха веществами и химреагентами, используемыми при проходке скважин, буровыми и технологическими отходами, а также природными веществами, получаемыми в процессе испытания скважин;

физическим нарушением почвенно-растительного покрова, грунтов зоны аэрации, природных ландшафтов на буровых площадках и по трассам линейных сооружений (дорог, трубопроводов), прокладываемых при строительстве скважин;

нарушением естественного режима многолетнемерзлых грунтов в криолитозоне с возможной деградацией верхних горизонтов;

изъятием водных ресурсов;

нарушением температурного режима экзогенных геологических процессов (термоэрозия, заболачивание, просадки и др.) с их возможным негативным проявлением в техногенных условиях на буровых площадках, по трассам дорог и трубопроводов, линий электропередач.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. Эти специальные требования установлены комментируемой статьей:

должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды;

должны предусматриваться эффективные меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

должны предусматриваться эффективные меры по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов;

наличие проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель;

наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

В связи с отсутствием единого закона, регулирующего правоотношения в сфере добычи, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки требования в области охраны окружающей среды при осуществлении этих процессов можно найти в различных нормативных правовых актах. Поскольку нефтегазодобывающее производство, переработка, хранение нефти, газа и продуктов их переработки происходит с непосредственным использованием недр, пользователи обязаны соблюдать требования Закона о недрах: обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Разработка месторождений полезных ископаемых должна осуществляться в соответствии с утвержденными техническими проектами, которые подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить: строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья; наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты. Пользователями недр должны соблюдаться требования по обеспечению безопасного ведения работ: систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей; осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов (ст. 24 Закона о недрах).

Так как добыча нефти и газа происходит всегда с нарушением почвенного слоя земли, пользователи обязаны соблюдать земельное законодательство. В соответствии с ЗК РФ при проведении работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель (ст. 13). Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода (ст. 88 ЗК РФ).

ВК РФ установлены требования по охране подземных водных объектов: физические и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов. В случае если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов (ст. 59).

Законом об охране атмосферного воздуха установлены требования при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности: при проектировании, размещении, строительстве должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами; в проектах строительства должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию; при вводе в эксплуатацию должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух; на объектах хозяйственной и иной деятельности должны быть предусмотренные правилами охраны атмосферного воздуха установки очистки газов и средства контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст. 16).

В соответствии с ЛК РФ для разработки месторождений полезных ископаемых в аренду предоставляются лесные участки (ст. 43). В целях размещения объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Обустройство объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории. При осуществлении использования лесов в целях разработки месторождений полезных ископаемых не допускается: валка деревьев и расчистка лесных участков от древесной растительности с помощью бульдозеров, захламление древесными остатками приграничных полос и опушек, повреждение стволов и скелетных корней опушечных деревьев, хранение свежесрубленной древесины в лесу в летний период без специальных мер защиты; затопление и длительное подтопление лесных насаждений; захламление лесов строительными, промышленными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором; загрязнение лесов химическими и радиоактивными веществами; проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.

Лица, осуществляющие использование лесов в целях разработки месторождений полезных ископаемых, обеспечивают: регулярное проведение очистки используемых лесов и примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, промышленными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором; восстановление нарушенных производственной деятельностью дорог, осушительных канав, дренажных систем, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек, аншлагов, элементов благоустройства территории лесов; консервацию или ликвидацию объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, по истечении сроков выполнения соответствующих работ и рекультивацию земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации указанных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии с законодательством Российской Федерации; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц; максимальное использование земель, занятых квартальными просеками, лесными дорогами, и других непокрытых лесом земель в целях планирования и проведения сейсморазведочных работ, в том числе перебазировки подвижного состава и грузов <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Приказ МПР РФ от 24 апреля 2007 г. N 109 "Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых" // БНА ФОИВ. 2007. N 24.

 

2. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Строительство скважины по добычи нефти и газа может быть начато только при наличии утвержденного в установленном порядке проекта. Скважина любой категории должна закладываться за пределами охранных зон линий электропередач, магистральных нефтегазопроводов, водозаборных и других промышленных и гражданских объектов. При строительстве скважин на плодородных землях и землях активного сельхозпользования в процессе проведения подготовительных работ к монтажу бурового оборудования необходимо снимать и отдельно хранить плодородный слой для последующей рекультивации. Площадки для буровой установки следует планировать с учетом естественного уклона местности и обеспечения движения сточных вод в систему их сбора. Сточные воды установок подготовки нефти, газа и газового конденсата должны подвергаться нейтрализации, очистке и утилизации согласно техническим решениям, установленным проектом.

Объекты обустройства нефтяного месторождения (здания и сооружения по добыче нефти) должны иметь следующие минимальные расстояния: до жилых зданий - 300 м, до общественных зданий (здравпункты и т.п.) - 500 м, до сельскохозяйственных предприятий - 100 м и т.д.

Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов проводится в строго установленном порядке. При приемке в эксплуатацию помимо проверки соответствия объектов проектной документации и требованиям безопасности устанавливается готовность организации к эксплуатации объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства.

В последние годы нефтедобывающими предприятиями в производство внедряются различные технологические решения, направленные на утилизацию отходов бурения. Все известные технологии переработки нефтешламов по методам переработки можно разделить на следующие группы:

термические - сжигание в открытых амбарах, печах различных типов, получение битуминозных остатков;

физические - захоронение в специальных могильниках, разделение в центробежном поле, вакуумное фильтрование и фильтрование под давлением;

химические - экстрагирование с помощью растворителей, отвердение с применением цемента, жидкого стекла, глины и органических (эпоксидные и полистирольные смолы, полиуретаны и др.) добавок;

физико-химические - применение специально подобранных реагентов, изменяющих физико-химические свойства, с последующей обработкой на специальном оборудовании;

биологические - микробиологическое разложение в почве непосредственно в местах хранения, биотермическое разложение.

Большие объемы отходов преимущественно накапливаются в шламовых амбарах. В процессе эксплуатации амбары заполняются буровыми и тампонажными растворами, буровыми сточными водами и шламом, пластовыми водами, продуктами испытания скважин, материалами для приготовления и химической обработки буровых и тампонажных растворов, ГСМ, хозяйственно-бытовыми сточными водами и твердыми бытовыми отходами, ливневыми сточными водами. Строительство амбаров практически заключается в выемке определенного объема грунта и обваловании полученного котлована. Гидроизоляция дна и стенок амбара не производится. При такой конструкции избежать фильтрации жидкой фазы и попадания ее на окружающий ландшафт практически невозможно. Наиболее распространенный способ ликвидации шламовых амбаров выглядит следующим образом. Амбары освобождают от жидкой фазы, которую направляют в систему сбора и подготовки нефти с последующим использованием ее в системе поддержания пластового давления. Оставшийся шлам засыпают минеральным грунтом. Описанный способ ликвидации шламовых амбаров имеет ряд серьезных недостатков, одним из которых является содержание в буровом шламе достаточно высоких концентраций нефтеуглеводородов, тяжелых металлов в подвижной форме, АПАВ и других токсичных веществ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шорникова Е.А. Некоторые возможные способы утилизации отходов бурения и нефтедобычи // Экономика. Наука и технологии. Neftegaz.RU.

 

Одним из наиболее безопасных способов утилизации амбаров является рекультивация шламовых амбаров без их засыпки. При этом сохраняется экосистема на территории водоохранных зон за счет отказа от размещения карьеров для добычи песка, стимулируется процесс восстановления растительного покрова и ускоряется включение нарушенных земель в биосферный процесс аккумуляции углекислого газа в биомассе растений; происходит увеличение биоразнообразия природных ресурсов; предотвращение развития водной и ветровой эрозий, ведущих к образованию микропустынь.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств должны предусматриваться эффективные меры по сбору нефтяного (попутного) газа. Ежегодно в России в результате сжигания попутных нефтяных газов в атмосферу попадает более миллиона тонн загрязняющих веществ, включая углекислый газ, диоксид серы и сажевые частицы. Выбросы, образующиеся при сжигании попутных нефтяных газов, составляют 30% от всех выбросов в атмосферу в Западной Сибири, 2% от выбросов от стационарных источников в России. Специфика добычи попутного нефтяного газа состоит в том, что он является побочным продуктом нефтедобычи. Попутный нефтяной газ представляет собой смесь газо- и парообразных углеводородных и неуглеводородных компонентов, выделяющихся из нефтяных скважин и из пластовой нефти при ее разгазировании. В России ежегодно извлекается около 55 млрд. куб. м попутного нефтяного газа и лишь порядка 15 - 20 млрд. куб. м используется в химической промышленности.

Остальной объем газа, как правило, просто сжигается в факелах. Общее количество факельного хозяйства в России - 1841. Обеспечено приборами учета сжигаемого попутного газа на 49%, всего в наличии 902, отсутствуют 939. В Приволжском округе общее количество факельных систем 830, обеспечено приборами учета сжигаемого попутного газа 319, на 511 такие приборы отсутствуют. По Уральскому федеральному округу - 711 факельных установок; обеспечены приборами учета 437, отсутствуют 274. Приборы учета извлекаемых ресурсов попутного нефтяного газа на объектах отсутствуют, учет ведется расчетным путем. То есть сама добыча газа на скважине никаким образом не фиксируется. Учет ведется расчетным путем - умножением объемов добываемой нефти на величину газового фактора. Погрешность таких измерений достаточно высока <1>. Таким образом, подсчитать точно, сколько сжигается попутного газа, невозможно. По неофициальным данным, в РФ ежегодно сжигается порядка 20 - 25 млрд. куб. м попутного газа.

--------------------------------

<1> Стенограмма заседания Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии от 10 марта 2009 года // http:// www.duma.gov.ru/ cnature/ ves/ st100309.doc.

 

В США законодательно запрещено сжигание более трех процентов попутного нефтяного газа, в Норвегии полностью запрещено сжигание газа. Казахстан запретил промышленную разработку нефтегазовых месторождений без утилизации попутного нефтяного газа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" поставлена задача - к 1 января 2012 года перерабатывать не менее 95 процентов попутного газа.

Решение проблемы утилизации попутного газа - это не только вопрос экологии и ресурсосбережения, попутный нефтяной газ - ценнейшее топливно-энергетическое и химическое сырье. Только утилизация объемов попутных нефтяных газов, переработка которых является экономически рентабельной, позволила бы ежегодно производить до 5 - 6 млн. тонн жидких углеводородов, 3 - 4 млрд. куб. м, этана, 15 - 20 млрд. куб. м сухого газа или 60 - 70 тыс. ГВт.ч электроэнергии <1>.

--------------------------------

<1> http:// www.ekoholding.ru/ index.php? page= text&url= poput_neft_gaz

 

3. При разработке проектной документации на строительство скважин, обустройство и разработку нефтяных и газовых месторождений проектная организация должна осуществить анализ опасности и риска проектируемых объектов. Проектная документация на строительство, реконструкцию, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, технические устройства, здания и сооружения, используемые на таких объектах, а также декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности <1>. В предпроектной документации и рабочем проекте на строительство скважин для добычи нефти и газа должны быть обоснованы: изъятие природных ресурсов; уровень экологической опасности получаемого сырья (нефть, конденсат, минерализованная вода, газ) и образующихся отходов бурения; уровень экологической опасности (возможный экологический риск) строительства скважин и дальнейшей их эксплуатации, включая оценку воздействия скважин на нефть и газ на окружающую среду при нормальном режиме работы скважин и при возникновении аварий.

--------------------------------

<1> Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 5 июня 2003 г. N 56 "Об утверждении Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности" // Российская газета (специальный выпуск). N 120/1. 2003. 21 июня.

 

Кроме этого, при экологическом обосновании планируемого строительства скважин должны быть учтены: региональные особенности территории, потенциал ландшафта; состояние экосистем, их устойчивость к возможному воздействию, способность к восстановлению; перспективы социально-экономического развития региона, исторические, культурные, этнические и другие интересы местного населения.

Экологическое обоснование строительства скважин в предпроектных (проектных) материалах должно содержать: информацию о природной среде (природные условия) и хозяйственном использовании территории, количественные показатели состояния компонентов экосистемы (воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир); данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия; ограничения по использованию природных ресурсов (нормы использования природных ресурсов, санитарные, гигиенические и др.); прогноз изменений состояния окружающей среды вследствие реализации намечаемой деятельности; сведения о социальной среде и здоровье населения; выявление возможного воздействия строительства скважин на окружающую среду, на здоровье и условия жизни населения; характеристику природоохранных мероприятий; оценку техники, технологии, методов по снижению воздействия строительства скважин на природную среду, включая очистку сточных вод и утилизацию отходов; оценку эффективности и достаточности природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия строительства скважин; организацию локального экологического мониторинга окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.