Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И иной деятельности 11 страница




Закон о промышленной безопасности прямо не предусматривает требований, направленных на защиту от негативного биологического воздействия при осуществлении производственной деятельности. Тем не менее его положения направлены на обеспечение требований промышленной безопасности, под которыми в соответствии со ст. 3 данного законодательного акта понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в действующем законодательстве, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. К таким требованиям относятся: проведение экспертизы промышленной безопасности, декларирование промышленной безопасности особо опасных производств, лицензирование видов деятельности, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов, осуществление производственного контроля на таких объектах и другие требования.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. В качестве конечной цели рассматриваемых требований видится обеспечение промышленной безопасности различных видов опасных производств.

Требования об обеспечении защиты от негативного биологического воздействия при функционировании опасных производственных объектов являются в основном предметом регулирования природоохранного законодательства. Например, положения комментируемого Закона содержат требования к установлению нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду (ст. 21, 22).

Одной из разновидностей нормативов качества окружающей среды являются нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов. ПДК микроорганизмов являются гигиеническими нормативами, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ - главой Роспотребнадзора, и устанавливаются для воздушной среды.

В отношении концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе существуют две разновидности ПДК - максимально-разовая и среднесуточная, отличие которых обусловливается лимитирующим показателем вредности вещества. Лимитирующий (определяющий) показатель вредности характеризует две направленности биологического действия вещества:

рефлекторное действие, т.е. реакция со стороны рецепторов верхних дыхательных путей - ощущение запаха, раздражение слизистых оболочек, задержка дыхания и т.п. Указанные эффекты возникают при кратковременном воздействии вредных веществ, поэтому рефлекторное действие лежит в основе установления максимально-разовой ПДК (ПДК м.р.), учитывающей так называемые залповые, массивные выбросы загрязняющих веществ, и характеризует разовое, одномоментное рефлекторное влияние загрязнения атмосферного воздуха на организм человека;

резорбтивное воздействие, т.е. возможность развития общетоксических, мутагенных, канцерогенных и других эффектов, возникновение которых зависит не только от концентрации вещества в воздухе, но и длительности его вдыхания. С целью предупреждения развития резорбтивного действия устанавливается среднесуточная ПДК (ПДК с.с.), которая учитывает как пиковые, так и наименьшие концентрации атмосферных загрязнений, которые имеют место в течение суток.

В отличие от загрязняющих веществ ПДК м.р. для микроорганизмов в воздухе не устанавливаются, поскольку микроорганизмы обладают только резорбтивным воздействием на организм человека и присутствуют в атмосферном воздухе и в воздухе рабочей зоны в виде аэрозоля. Санитарное законодательство закрепляет две разновидности ПДК микроорганизмов в воздухе: ПДК с.с. в атмосферном воздухе населенных мест; ПДК с.с. в воздухе рабочей зоны. ПДК микроорганизмов в атмосферном воздухе населенных мест устанавливаются ГН 2.1.6.1763-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в атмосферном воздухе населенных мест" и действуют на всей территории Российской Федерации. Данные гигиенические нормативы распространяются на атмосферный воздух городских и сельских населенных пунктов и используются при проектировании технологических процессов, оборудования и вентиляции, для санитарной охраны атмосферного воздуха, для профилактики неблагоприятного воздействия загрязняющих атмосферный воздух микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов на здоровье населения городских и сельских населенных пунктов.

ПДК микроорганизмов в воздухе рабочей зоны являются гигиеническим нормативом - ГН 2.1.6.1762-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в воздухе рабочей зоны" для использования при проектировании производственных зданий, технологических процессов, оборудования, вентиляции, для контроля за качеством производственной среды и профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье работающих.

Такие нормативы устанавливаются на основании комплексных токсикологических, иммунологических и бактериологических исследований и представляют собой концентрации микроорганизмов, которые при ежедневной, кроме выходных дней, работе в течение 8 часов и не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека, а также не оказывать воздействия на будущие поколения людей. Рабочей зоной, на которую распространяется действие нормативов, является пространство высотой до двух метров над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

В части третьей комментируемой статьи содержится обязанность юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с возможностью негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, обеспечивать экологически безопасное производство, транспортировку, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов. Закрепленные рассматриваемой частью комментируемой статьи обязанности корреспондируют с иными статьями данного Закона и положениями иных нормативно-правовых актов.

Во-первых, ст. 22 и 23 закрепляют основы нормирования допустимого воздействия на окружающую среду и предусматривают установление нормативов выбросов и сбросов микроорганизмов в окружающую среду исходя из нормативов допустимой нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Как и в отношении осуществления деятельности, сопряженной с выбросами и сбросами химических веществ в атмосферу и водные объекты, поступление микроорганизмов в окружающую среду в результате антропогенной деятельности является правомерным лишь при наличии разрешения, выданного компетентным органом исполнительной власти - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Основанием для выдачи разрешения на выбросы микроорганизмов в атмосферный воздух служит разработка хозяйствующим субъектом и утверждение в установленном порядке проекта предельно допустимых выбросов, а разрешения на сброс в водные объекты - наличие у водопользователя утвержденных нормативов предельно допустимых сбросов (НДС) или установленных лимитов на сбросы.

Во-вторых, на реализацию положений ч. 3 направлена ст. 67 комментируемого Закона, которая регулирует порядок осуществления производственного экологического контроля, и ст. 11 Закона о промышленной безопасности, закрепляющая обязанность эксплуатирующей организации организовывать и осуществлять производственный контроль за требованиями промышленной безопасности.

В-третьих, существует целый комплекс нормативно-технических документов, регламентирующих правила безопасности в биологической промышленности. Например, утвержденные Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России 7 июля 1999 г. Правила безопасности, производственной санитарии, охранно-карантинного и ветеринарно-санитарного режимов на предприятиях биологической промышленности определяют порядок работы с микроорганизмами и ядами биологического происхождения, а также их учета, хранения и обращения. Данный документ был разработан на основе Санитарных правил: СП 1.2.011-94 "Эпидемиология. Безопасность работы с микроорганизмами I и II групп патогенности" и СП 1.2.036-95 "Эпидемиология. Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I - IV групп патогенности".

В-четвертых, имеются требования к содержанию микроорганизмов в пищевых продуктах. Например, СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" и принятые к нему дополнения содержат требования об обязательном указании на упаковке пищевых продуктов сведений о том, что продукт был получен с использованием генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов. В соответствии с п. 4.1 данных Санитарных правил и норм новые пищевые продукты, полученные из ГМО растительного происхождения, подлежат обязательной государственной регистрации, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

 

Комментарий к статье 51

 

1. Комментируемая статья содержит экологические требования при обращении с отходами производства и потребления. Выделение в отдельную группу таких требований обусловлено увеличивающимися объемами образования отходов и, как следствие, все возрастающим их негативным воздействием на окружающую среду. Сложившаяся в стране ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны. Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28,6%. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. тонн только твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд. тонн.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.) понимает под отходами вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства. В законодательстве Российской Федерации отходы определяются как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Закона об отходах). В соответствии со ст. 4.1 Закона об отходах отходы подразделяются на 5 классов в зависимости от степени их опасности для человека и окружающей среды.

Если ранее к видам деятельности, подлежащим лицензированию, относились сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение опасных отходов, то в настоящий момент лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов 1 - 4-го классов опасности. Не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов 1 - 5-го классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 5-го класса опасности. Это объясняется тем, что реальную опасность для окружающей среды, жизни и здоровья человека представляют отходы 1 - 4-го классов опасности, где 4-й класс - малоопасные отходы, а 1-й класс - чрезвычайно опасные отходы. Руководствуясь предложенной законодателем классификацией, к 5-му классу опасности отходов относятся практически неопасные отходы, при этом отсутствие четких указаний в законе относительно лицензирования деятельности по обращению с отходами 5-го класса опасности до недавнего времени означали обязательность лицензирования такой деятельности.

Необходимо отметить, что приведенная в ст. 4.1 Закона об отходах классификация отходов не является единственной. По степени токсичности отходы подразделяются на 4 класса в соответствии с положениями Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 г. N 144: 1-й класс - чрезвычайно опасные; 2-й класс - высокоопасные; 3-й класс - умеренно опасные; 4-й класс - малоопасные.

Эта градация отходов не распространяется на радиоактивные, взрыво- и пожароопасные отходы, а также отходы, способные вызвать инфекционные заболевания (пищевые отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений, осадки хозяйственно-бытовых сточных вод и т.п.).

В соответствии с СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 1999 г. N 2, отходы здравоохранения подразделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности на пять классов опасности: класс А - неопасные отходы лечебно-профилактических учреждений; класс Б - опасные (рискованные) отходы лечебно-профилактических учреждений; класс В - чрезвычайно опасные отходы лечебно-профилактических учреждений; класс Г - отходы лечебно-профилактических учреждений, по составу близкие к промышленным; класс Д - радиоактивные отходы лечебно-профилактических учреждений. В зависимости от класса отходов санитарным законодательством устанавливаются особенности сбора, хранения и утилизации отходов здравоохранения.

В пункте 3 ст. 10 Закона об отходах содержится обязанность различных субъектов хозяйственной деятельности предусматривать места (площадки) для сбора отходов на стадии проектирования различных объектов.

Фактически в действующем законодательстве существуют два понимания сбора отходов. Во-первых, согласно ст. 1 Закона об отходах под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Таким образом, предполагается, что лицо, осуществляющее сбор отходов, совершает определенные действия по приему отходов от третьих лиц. Во-вторых, сбор отходов означает их складирование в специально отведенных для этого местах, при этом деятельность по сбору отходов может осуществлять как собственник отходов, так и специализированная организация (ст. 10 Закона об отходах). В действующих государственных стандартах дано понятие сбора отходов, близкое ко второму его законодательному определению: в ГОСТ 30772-2001 сбор отходов понимается как деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами. В соответствии с положениями ГОСТ 3.1603-91 сбор отходов предполагает определенные действия исполнителей, регламентированные документами и обеспечивающие соблюдение соответствующих требований по охране и сохранению окружающей среды, связанные с удалением отходов из мест образования и накоплением их с целью последующего использования или уничтожения (захоронения).

Сбор отходов осуществляется в мусоросборочные контейнеры. В проектной документации предусматриваются места для размещения контейнерных площадок, которые должны соответствовать требованиям нормативных документов. Например, Постановлением главы администрации муниципального образования "Холмский городской округ" от 23 июня 2008 г. N 577 "Об утверждении Порядка организации сбора и вывоза отходов на территории МО "Холмский городской округ" закреплено, что контейнерной площадкой является ровное асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном (0,02%) в сторону проезжей части дороги, имеющее ограждение (кирпичное, бетонное, сетчатое и т.п.) высотой 1,2 - 1,5 м, расположенное на расстоянии не менее 20 метров от окон жилых зданий, детских площадок и других мест постоянного пребывания людей, но не более 100 метров от наиболее удаленного входа в жилое здание. С учетом плотности застройки возможна установка на расстоянии менее 20 метров от указанных объектов. В соответствии с Правилами обращения с отходами в г. Санкт-Петербурге (утв. Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 г.) мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий и посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Нормативно-правовыми актами или нормативно-техническими документами могут устанавливаться особенности сбора отходов, образуемых при различных видах хозяйственной и иной деятельности. Например, СанПиН 2.1.7.728-99 устанавливает правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. В частности, все отходы ЛПУ подразделены на классы опасности, в зависимости от которых устанавливаются требования к организации площадок по сбору отходов.

Захоронение опасных отходов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производится на специальных объектах только по разрешению (лицензии), при этом на них должен быть составлен паспорт опасных отходов на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Определение "объект размещения отходов" раскрывается в ст. 1 Закона об отходах. Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. В соответствии с п. 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации. Разновидностями объектов размещения отходов являются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, отвалы горных пород и другие объекты, на которых могут быть размещены отходы, отвечающие всем законодательным требованиям.

Одна из разновидностей объектов размещения отходов - полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) представляют собой специальные сооружения, предназначенные для изоляции и обезвреживания ТБО, которые должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения (п. 2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2001 г. N 16). Для создания объектов размещения отходов необходимо разрешение компетентного государственного органа, которым является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Увеличение количества опасных отходов ставит перед юридическими лицами и предпринимателями, чья деятельность связаны с их образованием, задачу обезвреживания, утилизации либо переработки этих отходов. При этом основная трудность для данных субъектов состоит в том, что отходы, как правило, приходится перевозить, а риск, связанный с хранением, перегрузкой, транспортировкой опасных веществ, весьма велик.

Законодательство в этой связи призвано установить необходимые нормы, при соблюдении которых будет обеспечена безопасность людей, имеющих отношение к транспортировке опасных отходов, а также людей, которые могут оказаться (и пострадать) в случае возникновения аварийных ситуаций. Важное значение имеет также экологический аспект перевозки опасных веществ, поскольку воздействие опасных веществ, перевозимых различными видами транспорта, на окружающую среду может вызвать необратимые изменения (вплоть до гибели) флоры и фауны.

В пункте 1 ст. 16 Закона об отходах обозначен закрытый перечень требований для транспортирования и передачи опасных отходов.

Первое требование - это наличие паспорта опасных отходов. Паспорт опасных отходов - основной документ, достоверно свидетельствующий о степени и виде опасности, основных ресурсных и сырьевых характеристиках отходов, распространяется на любые отходы производства и потребления, образующиеся, складируемые и потребляемые, включая отходы, являющиеся результатами трансграничных перевозок из-за рубежа и за рубеж.

Второе требование напрямую вытекает из первого - наличие специально оборудованного и снабженного специальными знаками транспортного средства для перевозки опасных отходов.

Третье обязательное условие касается соблюдения требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах. Приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995 г. N 73 утверждены Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Контроль за соблюдением Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом осуществляет Российская транспортная инспекция.

Данные Правила определяют основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов. Перевозка железнодорожным транспортом осуществляется на основании ст. 3, 31 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утв. МПС России в 2003 году.

Четвертое требование - наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Требования обеспечения безопасности при трансграничном перемещении отходов содержатся в ст. 17 Закона об отходах. В российском законодательстве под трансграничным перемещением отходов понимается перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств.

Базовым международным документом, регулирующим трансграничное перемещение отходов, является Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Она была принята в Базеле 22 марта 1989 г., подписана СССР в Нью-Йорке 23 марта 1990 г. Федеральным законом от 25 ноября 1994 г. N 49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" она была ратифицирована и вступила в силу для России 1 мая 1995 г.

Положения этой Конвенции, а также положения принятой в ее развитие Резолюции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) "О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации", предусматривают существование национального нормативного и правового обеспечения регулирования ряда важнейших вопросов, касающихся обращения с отходами, в частности вопросов определения степени опасности тех или иных отходов, а также национальной системы контроля за достоверностью определения опасных характеристик отходов. Названные межгосударственные соглашения рассматривают в качестве основных два аспекта регулирования обращения с отходами: безопасность обращения и повторное вовлечение отходов в промышленное производство, т.е. наиболее полное использование их ресурсных качеств.

Порядок трансграничного перемещения отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2003 г. N 442 "О трансграничном перемещении отходов" в виде Правил. Правила трансграничного перемещения отходов устанавливают общий порядок ввоза опасных и других отходов, в приложении к данным правилам сформированы два списка: Перечень опасных отходов, ввоз (вывоз) которых на территорию (с территории) РФ осуществляется по лицензии Минэкономразвития РФ, выдаваемой на основании разрешения МПР РФ (его территориальных органов) на трансграничное перемещение отходов, и Перечень опасных отходов, ввоз (транзит) которых на территорию (по территории) России запрещается, а вывоз с территории РФ осуществляется по лицензии Минэкономразвития РФ, выдаваемой на основании разрешения МПР РФ (его территориальных органов) на трансграничное перемещение отходов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 выдачу разрешений на трансграничное перемещение отходов осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Вывоз отходов, указанных в данных Перечнях с территории РФ на территорию государства, не являющегося стороной Базельской конвенции, запрещается.

Трансграничное перемещение отходов производства взрывчатых веществ осуществляется в соответствии с Положением об осуществлении ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 г. N 512.

Частью второй комментируемой статьи устанавливаются правовые запреты на осуществление отдельных видов деятельности в области обращения с отходами. Установление указанных запретов продиктовано значительным негативным воздействием таких видов деятельности на окружающую среду и, как следствие, высокой степенью их общественной опасности.

Во-первых, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Подобный запрет является предметом регулирования и природоресурсного законодательства. Так, ст. 56 ВК РФ запрещает сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), и сброс сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, а также захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ. Юридические и физические лица, нарушающие указанные требования, в зависимости от общественной опасности правонарушения несут административную или уголовную ответственность.

Так, лица, осуществляющие сброс отходов в водные объекты, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ ("Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами") и ст. 8.13 КоАП РФ ("Нарушение правил охраны водных объектов"). Если такая деятельность причинила существенный вред животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству либо вред здоровью человека или повлекла массовую гибель животных, то виновное лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 250 УК РФ. Преступлением считается также сброс отходов производства и потребления в водные объекты, расположенные на территории заповедников, заказников, в зонах чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия.

Причиненный ущерб окружающей среде в результате сброса отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву подлежит возмещению в полном объеме в порядке, определенном гражданским законодательством.

Во-вторых, запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским населенным пунктам, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Данный запрет реализуется в процессе принятия решений о сооружении объектов размещения отходов: ст. 12 Закона об отходах устанавливает основное правило определения мест строительства объектов размещения отходов, которое осуществляется только при условии проведения специальных гидрологических, геологических и иных исследований; проектная документация на объекты размещения и обезвреживания отходов 1 - 4-го классов опасности подлежит обязательной экологической экспертизе (п. 7.2 ст. 11 Закона об экологической экспертизе). Вокруг объектов размещения отходов устанавливаются санитарно-защитные зоны. В соответствии с действующей редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74, санитарно-защитная зона (СЗЗ) является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, в частности, в санитарно-защитной зоне объектов размещения отходов запрещается размещение жилой застройки, скважин и колодцев для питьевых целей. В отношении особо опасных объектов размещения отходов, к которым относятся, например, захоронения крупного рогатого скота, зараженного сибирской язвой, размер СЗЗ устанавливается постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.179 сек.