Процесс адаптации религиозно-философских и правовых норм ислама к новым историческим условиям сопровождался переосмыс- лением исламских воззрений, связанных с политической сферой, и прежде всего идей исламского единения как метода разрешения обще- ственно-политических проблем мусульманского Востока.
В последней четверти XIX в. была сформулирована концепция панисламизма, опиравшаяся на представления о единстве и солидар- ности всех членов мусульманской общины и утверждавшая необ- ходимость объединения мусульман в рамках единого теократического государства. В основу этой доктрины был положен тезис о руководящей роли ислама как в духовной, так и в общественной жизни арабо-му- сульманского Востока. Наиболее последовательное выражение идеи исламского единения получили в творчестве Джамалъ ад-Дина аль- Афгани, одного из основателей панисламизма. Он рассматривал ислам как единую идейную платформу, способную сплотить мусульман в борьбе против экспансии колониальных держав и вселить в них уве- ренность в возможность возрождения. Объявляя приверженность
религии выше любой другой приверженности, в том числе националь- ной, аль-Афгани вместе с тем поддерживал идеи национализма, признавал их значимость в борьбе против иностранного засилья. В то же время многие мусульманские идеологи противопоставляли панисламизм буржуазному национализму, который трактовался как идеология западного образца.
Лозунги реформаторов вдохновляли многих общественных и политических деятелей арабо-мусульманского Востока. Вместе с тем отсутствие в этом движении организационного единства, узость социальной базы и секуляризация общественно-политической жизни привели к его оттеснению на второй план.
Религиозно-философские Сохранение за религией в значительной части
традиции и современность арабо-мусульманского мира доминирующей
роли в формировании духовного климата,
глубокое внедрение в повседневную жизнь стереотипных религиозных нормативов и установок в значительной мере определили специфику ситуации, характеризующейся менее динамичным по сравнению с Ев- ропой развитием философской мысли (с XIV в.). Собственно фило- софская мысль, возникшая на Ближнем и Среднем Востоке в раннее средневековье, достигла апогея к XII столетию, но жесткие условия преобладания религиозной идеологии, а затем и установление почти безраздельного господства теологического взгляда на мир обусловили постепенное иссякание творческих потенций средневековой философ- ской мысли арабо-мусульманского региона.
Возрождение интереса к средневековой мусульманской философии, к традициям рационализма произошло во второй половине XIX в., ознаменовавшейся коренной ломкой традиционных структур восточ- ного общества. Арабская общественность ознакомилась с публикациями трудов виднейших философов и теологов средневековья. Представители различных идейных направлений на мусульманское Востоке, обратившиеся к изучению духовного наследия, придавали большое значение критике европоцентристских толкований значимости арабской культуры, философии и религии, попыток опро- тестовать самобытность арабо-мусульманской мысли.
Интерпретация духовного наследия мусульманского мира в насто- ящее время является предметом идейной полемики и острых дискуссий.
Многие мусульманские теологи и религиозные деятели традиционалистской направленности отстаивают безусловный приоритет религиозной и культурной самобытности арабов. Они сводят понятие духовных ценностей прошлого к исламской религии и призы- вают к возрождению «подлинного» ислама времен его основателя — пророка Мухаммеда, исходя из тезиса, что «наследие повторяет себя». Наследие ислама, по мнению традиционалистов, не может являться
предметом научно-исторических исследований. Они настаивают на строгом следовании выработанным в эпоху средневековья спеку- лятивным подходам к сакральным текстам, подчеркивают незыбле- мость традиции прошлого и непререкаемость мнения религиозных авторитетов. Для их позиции характерно резко критическое отношение к рационалистическому анализу религиозных догматов. Традиционалисты отвергают учение средневековых арабо-мусуль- манских мыслителей, ориентировавшихся на античные модели фило- софствования, как явление, коренным образом чуждое исламу, или дают ему религиозно-теологическое толкование.
Оппоненты теологов традиционалистского толка, в том числе светские, видят в наследии прошлого — и в религиозном, и в фило- софском — действенный фактор, положительно влияющий на эво- люцию общественно-политической мысли и сознание людей. Они стремятся выявить в средневековой арабо-мусульманской мысли те рационалистические тенденции, которые, по их убеждению, наиболее созвучны современности. Особая роль отводится каламу, и прежде все- го его мутазилитской школе. В качестве выдающихся достижений му- тазилитской традиции отмечаются признание решающей роли разума в процессе познания, оценка разума как высшей инстанции при решении мировоззренческих, в том числе религиозных, вопросов, ут- верждение свободы человеческой воли, призыв к активной созидатель- ной деятельности. Распространение антиавторитарных и антидогматических установок различных школ калама, призывавших подвергать сомнению религиозные постулаты, наряду с широкомасш- табной просветительской деятельностью средневековых мыслителей признаются актуальными для современности способами воспитания в людях критического нестандартного мышления.
При поисках путей культурного возрождения и идейной кон- солидации обсуждается вопрос о значимости суфизма для развития ду- ховной культуры и общественно-политической жизни стран мусульманского Востока, о возможностях использования софийского наследия при решении проблем современного мусульманского обще- ства. Как и в предшествующие столетия, среди части традиционно на- строенных мусульман сохраняется негативное отношение к суфизму как явлению, противоречащему духу и букве ислама, отвергаются присущие суфизму мистический иррационализм, созерцательность и аскетизм. Другую точку зрения отстаивают те, кто причисляет суфизм к исламским ценностям и рассматривает заложенные в нем элементы свободолюбия и морально-нравственного подвижничества как одно из средств побуждения общественной активности.
Расширение исследований духовного наследия мусульманского мира, направленных на воссоздание реальной картины развития религиозной и философской мысли его народов, знаменует качественно новый этап в развитии философии на арабо-мусульманском Востоке.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление