Неотомизм (лат. nео — новый и thomismus — учение Фомы Аквинского) — влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII — XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллектуальной жизни Западной Европы мо- дернизированный томизм возродился в силу ряда субъективных причин в конце XIX в. Он не отрицал значения частных наук, признавал в определенных границах роль эмпирического знания, использовал не- которые постулаты рационализма, ставя их на службу теологии. Энцикликой Льва XIII (1810 — 1903) «Aeterni patris» («Отцу вечному», 1879) философия Фомы Аквинского (1225 или 1226 — 1274) была про- возглашена вечной и единственно истинной.
Вскоре после обнародования энциклики Ватиканом была создана сеть институтов, школ и специальных католических центров, задачей которых и ныне является изучение, развитие и популяризация учения Фомы Аквинского. Этим занимаются старейший папский Григорианский университет, основанный в 1552 г. создателем ордена иезуитов Игнатием Лойолой (1491 — 1556), Институт святого Фомы в Лувене (Бельгия), католические институты в Париже, Лионе, Лилле, Турине, Академия Альберта Великого в Кельне и др. Только в Риме и его окрестностях действует около 50 католических вузов и иссле- довательских центров, в том числе 14 вузов, имеющих статус «папских университетов». Католические вузы и научные центры ежегодно изда- ют сотни монографий и наименований журналов, истолковывающих
различные аспекты современной цивилизации в духе неотомизма, ищущих в учении Фомы ключ к решению многих проблем конца XX в. Видные представители неотомизма — Ж. Маритен (1882 — 1973), Э. Жильсон (1884 — 1978), Г. Веттер (род. 1911), И. Бохенский (род. 1902), Г.Манзер (1866—1949), И. де Фриз (1874 — 1959) и др.
Принцип гармонии веры и разума
Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. В свое вре- мя Фома Аквинский, оценивая предшеству- ющие попытки решения указанной дилеммы [иррационализм христианского апологета Тертуллиана (ок. 160 — после 220), рационализм французского философа П.Абеляра (1079— 1142)], пришел к выводу об их неприемлемости и необходимости выработки новой концепции. Тертуллиан утверждал, что разум не в состоянии постичь истины, открывающейся в акте веры, и тем самым признавал неустранимостъ противоречия между разумом и верой, а значит, и не- возможность рационального доказательства бытия Бога. Для воззрений А. Абеляра, напротив, характерен рационализм — предварительным условием веры у него выступает разум («понимаю, чтобы верить»). П. Абеляр подчеркивал преимущества разума перед слепой верой, под- вергал сомнению истинность догматов и тем самым проводил идею ав- тономии науки по отношению к теологии.
Предложенный Фомой Аквинским и его последователями принцип гармонии веры и разума предполагает, что религиозная вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естест- венным образом через познаваемый разумом сотворенный мир и свер- хъестественным образом — через Откровение, божественное слово. Согласно неотомизму, существуют три формы постижения истины: на- ука, философия и теология. Низшая из них наука; она фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление непосредственных ближайших причин, дальше которых наука не идет.
Философия — более высокая ступень рационального знания. Глав- ной ее задачей должно быть познание Бога как первопричины и ко- нечной цели всех вещей. Неотомисты, устанавливая функции философии, особо выделяют следующие два положения: философия, будучи наукой о высших причинах, вместе с тем является учением о первой высшей причине и в этом плане смыкается с теологией; философия посредством своей аргументации и понятийного аппарата должна выполнять служебную роль по отношению к теологии.
Рациональное знание ценно, согласно утверждению теологов, пото- му что оно позволяет более полно понять истины Откровения. Пос- редством «света разума» неотомизм пытается обосновать такие догматы, как существование Бош, бессмертие человеческой души. Но есть и догматы, при постижении которых обнаруживается ограничен-
ность философии и тем более науки. Таковыми являются догматы бо- говошющения, воскресения, троичности Бога, которые постигаются только путем божественного Откровения. В этом смысле теология является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тож- дественным вере.
Понимание неотомистами взаимоотношения науки и философии, с одной стороны, и теологии, с другой, тесно связано с их пониманием взаимоотношения веры и знания. Принцип гармонии веры и знания сводится к следующему: истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо Бог является творцом и Откровения, и разума. Противо- речить же себе Бог не может.
Ныне католическая философско-теологическая мысль обновляет традиционную схему соотношения веры и знания за счет избиратель- ного использования теоретических достижений наук о природе и иде- алистической философии. Основными элементами этого обновления являются обоснование положения о «новом» лице естествознания, признавшего в настоящее время ограниченность своих методов поз- нания природы, и наличие «пограничных вопросов» между теологией, философией и естествознанием. Усилия направлены на обоснование возможности интеграции теоретических достижений науки в целостное религиозное мировоззрение.
Учение о бытии Основным разделом философии неотомизма является онтология (учение о бытии). Ее
предмет и основная категория — бытие — понимается неоднозначно, поскольку неотомизм исходит из признания сверхъестественного и ма- териального (вторичного по отношению к первому) миров. Дать опре- деление бытия, согласно неотомизму, невозможно. Бытие для теологов — это «абсолютно первое понятие», о котором лишь можно сказать, что оно обладает существованием. С одной стороны, бытие в нео- томистской интерпретации предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой — как Бог. По- этому онтология неотомизма выступает и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога.
Идеалистически понятое бытие состоит из потенции (она же воз- можность, или «чистое бытие») и акта (действительности). Потенция означает возможность изменения, становления чем-то определенным, в то время как акт — реализация потенции. Акт бытия в мире опре- деляется божественной первопричиной посредством иерархии причин: материальной, формальной, действующей и целевой. Первые две причины находятся в самих вещах, последние — вне их. Материальная причина, как и вся материя, лишена качественной и количественной определенности; формальная выступает как принцип обретения ма- терией конкретной определенности; действующая означает определен-
ную субстанцию в виде материи и формы, вызывающую какое-либо движение, а затем и возникновение чего-то нового; целевая определяет способ реализации действующей причины, она свидетельствует о на- правленности Божьего плана.
Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции, о ко- торых можно судить по их сущности и существованию. Все, кроме Бош, состоит из сущности, т. е. из того, чем данное бытие является, и из существования, т. е. из того, что определяет существование этого бытия.
Многообразие окружающего мира неотомисты объясняют с помощью идеи гилеморфизма (греч. «гале» — материя и «морфе» — форма) или спецификой соотношения материи и формы. Первая для них — метафизически понятая возможность, вторая — действитель- ность. Материя — это неопределенная, бесформенная и пассивная, не- способная к самодвижению и самосуществованию потенция. Чтобы стать определенной субстанцией, превратиться из возможности в действительность и вообще существовать, материи требуется причина, находящаяся вне ее. В результате действия указанных выше четырех причин форма конституирует содержание — субстанцию.
В гилеморфическом истолковании все сотворенное Богом образует так называемую иерархию бытия. Первые объекты, характеризу- ющиеся материей и формой,— минералы. Над неорганическим миром возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, че- ловек и девять хоров «чистых духов» — ангелов. Человек, как и всякое бытие, есть единство потенции и акта, материи и формы. Человеческая бессмертная душа — это форма, определяющая бытие, человека. Она более благородный элемент, нежели телесная организация, поскольку принадлежит Богу.
Но как соотносится бытие Бога с сотворенным им бытием? Этот вопрос неотомисты решают посредством признания аналогии Бога и мира. Они исходят из того, что Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналоги. В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить определенное пред- ставление о свойствах Бога.
Несмотря на то, что раскрытие любой категории онтологии имеет целью обоснование бытия Бога, неотомисты, не останавливаясь на этом, считают важной частью своего учения специальные доказатель- ства его существования. Они повторяют аргументы, выдвинутые еще Фомой Аквинским: от наличия движения в мире к существованию не- подвижного перводвигателя; от причинной обусловленности всякой вещи к наличию первопричины; от случайности вещей к признанию абсолютно необходимого существа; от градации степеней совершенства вещей к наличию абсолютного совершенства; от целесообразности в природе к существованию сверхприродного разумного существа — источника этой целесообразности.
Теория познания Последователи Фомы Аквинского утвержда- ют, что именно их теория познания позволяет
именовать философию неотомизма реализмом. Основанием для этого является признание ими существования независимой от человека реальности и возможности ее познания, а также критика субъективно- идеалистического понимания процесса познания.
Признание объективной реальности действительно является исход- ной посылкой теории познания неотомизма, он признает значение опыта в процессе познания, поскольку считается, что только опытным путем у человека вырабатываются элементарные понятия. Но опыт не дает знания нематериальной сущности вещей.
Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Субъектом выступает бессмертная душа человека, а объектом — сущность вещи: форма, идея. Таким образом, человек познает не сами материальные объекты, а содержащиеся в них иде- альные сущности. Материя выпадает из неотомистской гносеологии. Более того, поскольку инертная и лишенная формы, а стало быть, способности к саморазвитию материя не есть объект исследования, то непременным условием процесса познания является освобождение от материи (дематериализация формы). Процесс познания выглядит сле- дующим образом. В результате воздействия «внешних бытии» на орга- ны чувств человека у него возникают чувственные подобия вещей, являющиеся посредниками между человеком и вещами. Эти позна- вательные формы не тождественны самим вещам, ибо, по термино- логии Фомы Аквинского, «они не то, что мы видим», а то, «посредством чего мы видим». На основе данных форм у человека возникают образы вещей, понятия, слова, являющиеся конечным результатом познания. Указанный посредник особождает форму от материи, и сущность вещи в неотомистском понимании становится доступной человеческому разуму, разум может воспринимать нематериальную форму вещи. Рациональное неотомистское познание — своего рода приобщение к «разуму Бога».
Вплоть до II Ватиканского собора (1962 — 1965) неотомизм вы- ступал как единственная философская основа не только теории бытия и теории познания, но и социального учения официального ка- толицизма. Однако уже на первых сессиях собора многие теологи отме- чали, что неотомизм стал тормозом на пути католицизма к обновлению. Церковь, доказывали они, поддерживая только нео- томизм, отрезает себе пути к использованию других, более дееспо- собных и современных философских систем.
Внутрицерковная критика неотомизма, как правило, ведется с целью очищения его от всего анахроничного и обогащения элементами других философских систем. В результате тот неотомизм, который су- ществует ныне и признается официальной церковью, есть только
«ассимилирующий неотомизм», т. е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи экзистенциализма, феноменологии, позитивизма и даже отдельные элементы марксизма. Отдельные элементы указанных философских направлений можно обнаружить, в частности, в последних энцикликах папы Иоанна Павла П.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление