Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия хинаяны




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Религиозная философия представляет собой совокупность
различных посол и течений, конкурирующих друг с другом. Фило-
софские направления имеются в буддизме, христианстве, исламе и
других религиях. Религиозная философия дает свое решение онто-
логических, гносеологических, космологических, социальных и иных
проблем. Главным в ней является учение об отношении человека к
Богу и Бога к человеку. Ее теоретическую базу образует теология,
богословие, ее положения и выводы так или иначе согласуются с дог-
матикой, с основополагающими идеями Священного Писания, с ве-
роучением. Тем не менее между религиозной философией и теологией
нельзя поставить знак равенства, хотя разграничивающие их отличия
условны и подвижны. Они различаются по составу, понятийному ап-
парату, приемам и способам рассуждения и аргументации и т. д.

Глава XII
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философское, или, лучше сказать, теоретическое, обоснование
положений буддизма, начало вырабатываться в период становления
этой религиозной системы. При всем разнообразии буддийских фило-
софских школ их можно разделить на два типа, радикально отлича-
ющихся в исходных посылках: хинаянистские и махаянистские.

Главную роль в теоретическом обосновании хинаяны сыграло
учение о дхармах, которое крупнейший русский буддолог Ф. И. Щер-
батской (1866 — 1942) назвал «центральной концепцией буддизма».
Дхармы — некие непознаваемые (что-то подобное кантовской «вещи
в себе») единичные сущности, и только они истинно реальны. Дхармы
не рождаются и не исчезают, число их бесконечно. Каждая дхарма
обладает определенным неизменяющимся набором признаков. Дхармы,
как и все единичное, могут находиться в должном или недолжном
бытии, причем под первым понимается состояние абсолютного покоя.
Человек и окружающий его мир конституируются проявлениями
дхарм, не находящихся в состоянии покоя, «волнующихся».
Комбинация таких проявлений образуется только на кратчайший про-

 


межуток времени, «мгновение», после чего возникает другая
комбинация из проявлений того же самого или несколько иного набора
дхарм. Следовательно, все происходящие и существующие во времени
и пространстве «дела и вещи», если воспользоваться буддийской
терминологией, не что иное, как бесконечно сменяющие друг друга
сочетания проявлений дхарм.

Из данных онтологических посылок следует, что должное бытие
дхарм — абсолютный покой, «неволнение», что предполагает не-
возникновение каких-либо их сочетаний. Наличие же «дел и вещей»,
т. е. существование человека и окружающего мира, уже само по себе
является свидетельством «волнения» дхарм, т. е. их недолжного бытия,
а последнее отождествляется со страданием. Освобождением от стра-
дания является «успокоение» дхарм, что означает прекращение суще-
ствования человека как такового, выход из круга перерождений.
«Успокоение» дхарм, конституирующих то, что представляется чело-
веком, и есть обретение им нирваны. Нирвана — это «инобытие» по
отношению к бытию человека, значит, сансара и нирвана никоим обра-
зом не совместимы. Существует путь обретения нирваны, т. е. «ус-
покоения» дхарм и перехода в «инобытие».

Итак, базисным в философии хинаяны является учение о дхармах.
Для древних философий был характерен поиск неких первоначал, пер-
воэлементов бытия, и мысль буддийских философов шла в русле подоб-
ных поисков. Однако следует подчеркнуть принципиальное различие
в представлениях о первоэлементах во многих других философских
системах (европейских античных, древнеиндийских) и в трактовке
дхарм приверженцами хинаяны. Дхармы никогда не толковались в ка-
честве материальных сущностей: все, что на уровне обыденного (не-
просветленного) сознания воспринимается «имеющим плоть и форму»,
на самом деле является результатом активности дхарм (хотя заметим,
что в среде буддийских ученых существовала тенденция считать дхар-
мы частицами материи). Наиболее полно и развернуто учение о дхар-
мах изложено в компедиуме хинаянистской философии — трактате
«Абхидхармакоша» крупнейшего индийского буддийского философа
Васубавдху (V в.). Это сочинение изучали во всем ареале распрост-
ранения буддизма — от Шри-Ланки до Японии.

Комбинации дхарм образуют бесконечный во времени и без-
граничный в пространстве поток бытия, композиции, воспринимаемые
как «дела и вещи». Они находятся во взаимосвязи друг с другом, подчиня-
ясь закону всеобщей причинности (санскр. «пратитья-самутпада»). Имен-
но посредством причинности Васубандху и другие хинаянистские
философы объясняли возникновение и существование «феноменального»
бытия, кажущегося обыденному сознанию чем-то целым.

Все бесчисленное количество дхарм Васубандху сводил к 75 раз-
новидностям, которые, в свою очередь, группируются по различным
признакам. Прежде всего дхармы делятся на два вида: «подверженные

 

 


бытию» (санскр. «санскрита») и «не подверженные бытию» (санскр.
«асанскрита»)1. По определению 0.0. Розенберга, дхармы, «подвер-
женные бытию», связаны с четырьмя процессами — рождением, пре-
быванием, изменением и исчезновением, происходящими в каждое
мгновение. Дхармы, «не подверженные бытию», не связаны с указан-
ными процессами, они спокойны, не подвержены, по выражению
О. О. Розенберга, «быванию»2.

Спасение живого существа и, следовательно, достижение нирваны
заключаются в прекращении «волнения» дхарм, т. е. приведении их
в спокойное состояние, вследствие чего они не могут более создавать
композиции, образующие личность. При успокоенности дхарм исчезает
круг перерождений, в котором вращается человек, и тем самым пре-
рывается его существование. Среди дхарм различаются, как уже отме-
чалось, «волнующиеся» и «неволнующиеся». К последним относятся
те, которые находятся в покое (т. е. «не подверженные бытию»). Хотя
они и присутствуют в общем потоке дхарм, но в комбинациях про-
явлений не участвуют. В число «неволнующихся» входят также не-
которые дхармы, «подверженные бытию», а именно те, которые
являются носителями положительных, с точки зрения буддистов,
психических состояний, и в первую очередь «религиозного прозрения»3.
Активность остальных дхарм как раз и обусловливает бытие человека
в бренном мире.

Все комбинации проявлений дхарм принято в самом общем виде
делить на два вида — образующие «мир (или сферу) имеющих чув-
ство», т. е. живых существ, и «сферу-сосуд», т. е. окружающий живые
существа мир, среду их обитания. Эти две «сферы» составляют
органическое единство, целое и имеют очень сложную структуру.
Однако особый акцент делается на «мире имеющих чувство», посколь-
ку живое существо является первейшим и, можно сказать, единствен-
ным объектом спасения.

В зависимости от проявлений того или иного комплекса дхарм и
комбинаций этих проявлений все «имеющие чувство» делятся на
четыре группы: 1) «появившиеся из чрева»; 2) «появившиеся из яйца»;
3) «появившиеся из мокроты»; 4) «появившиеся путем превращений».
«Волнение» дхарм обусловливает пребывание каждого живого существа
в каком-либо из пяти «миров-состояний»: 1) «адском»; 2) «голодных
духов»; 3) «скотском»; 4) «человеческом»; 5) «божественном».

Во всех этих состояниях могут пребывать (безусловно, в различных
перерождениях) только «появившиеся путем превращений» (божества,
духи, демоны и т. д.). «Появившиеся из чрева» (люди, животные) мо-
гут находиться во втором, третьем и четвертом состояниях;
«появившиеся из яйца» и «появившиеся из мокроты» (рыбы, пресмы-
кающиеся и т. п.) — в третьем и четвертом. Естественно, вставал воп-
рос о причинах попадания в тот или иной «мир», или, говоря другими
словами, чем обусловлены конфигурации проявлений дхарм,

 


воспринимающиеся обыденным сознанием (которое также есть прояв-
ление соответствующего комплекса дхарм) как пребывание в том или
ином состоянии. Причины «блужданий по мирам» делятся на две груп-
пы: «внутренне присущие» и «внешние». К первым относятся «деяния»,
ко вторым — «заблуждения».

«Деяния», что является эквивалентом кармы, классифицируются
по различным признакам.

По характеру производителей «деяния» раскладываются на три
группы: 1) «деяния тела» (любые физические действия); 2) «деяния
рта» (т. е. речь); 3) «деяния мысли». В свою очередь, каждое из них
делится на десять хороших и десять плохих.

«Заблуждения» делятся на два класса: «основные» и «побочные».
«Основных заблуждений» десять: алчность, гнев, самодовольство, сом-
нения, болезни и различные неправильные с буддийской точки зрения
взгляды. Имеется еще ряд более дробных классификаций «основных
заблуждений», наиболее важной из которых является деление их на
«заблуждения» относительно «принципа», т. е. основополагающего за-
кона бытия живых существ, выраженного четырьмя «благородными
истинами», и относительно «деяний» (какие правильные и какие нет).
«Побочных заблуждений», которые возникают при проявлении «основ-
ных», насчитывается 98, т. е. общее число тех и других 108.

Следует подчеркнуть, что теоретики хинаяны, и прежде всего Ва-
субандху, разработали детальнейшую классификацию дхарм с точки
зрения на них как на потенциальных продуцентов «дел и вещей». В
подробностях представлен механизм образования комбинаций прояв-
ления дхарм, причины возникновения тех или иных комбинаций. Эти
рассуждения хинаянистских философов обосновывали первые две «бла-
городные истины»: все есть страдание, имеются причины страданий.

Выход из круга перерождений, т. е. «успокоение» дхарм, возможен
при выполнении двух условий. Первое условие — обретение «высшей
мудрости» (санскр. «праджни»). Эта «мудрость» включает в себя
«знание Закона», благодаря которому устраняются заблуждения
относительно четырех «благородных истин» на уровне ступени «же-
ланий», и знание видов «заблуждений», возникающих на двух других
ступенях. Оба вида «знаний» раскладываются на четыре более частных
«знания» — о преодолении заблуждений относительно каждой из «бла-
городных истин». Особо выделяются так называемое «исчерпывающее
знание» и «знание о нерождении».

Другим непременным условием достижения просветления является
выполнение обетов и медитация. Цель медитирования заключается в
изменении психического состояния человека, так как на уровне обы-
денного сознания невозможно обрести «высшую мудрость» и, следо-
вательно, выйти из круга перерождений. В хинаяне выделяются семь
типов медитации, наиболее эффективным из которых считается
«чистое сосредоточение», или сосредоточение на «неволнении»: объек-

 

 


том медитирования является здесь «успокоенность» дхарм, т. е. нирва-
на.

В результате религиозной практики, которую буддист должен осу-
ществлять в течение многих перерождений, он, наконец, становится
«архатом», святым, полностью освободившимся от всех без исключения
заблуждении» и, следовательно, от каких-либо «привязанностей» к
этому миру. Во время жизни «архат» находится в «нирване с остат-
ком», поскольку еще обладает физическим телом (оно как раз и явля-
ется «остатком»). После смерти, т.е. распада физического тела, он
обретает «нирвану без остатка» и ни в каком облике больше не воз-
родится, поскольку дхармы, «волнение» которых обусловливало его
бесчисленные предыдущие перерождения, полностью «успокоены».

Рассуждения о путях выхода из круга перерождений теоретически
обосновывают третью и четвертую «благородные истины» — о возмож-
ности прекращения страданий и о пути избавления от страданий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.