объединение на правительственном уровне — «Организация исламской конференции» (основана в 1969 г.).
Модернизм является характерной чертой современного ислама. Во всех направлениях ислама в догматике, социальной доктрине, культе, шариате происходит «очищение» от различного рода архаичных эле- ментов, чрезмерных ограничении и излишних запретов.
К модернистам относятся сторонники эволюции ислама путем его реформ, «обновления», переосмысления Корана и Сунны, предписаний шариата и фикха. Модернисты выступают за примирение науки и религии, смелое использование достижений науки и техники. Усиление модернистских тенденций наблюдается в. странах, ставших на само- стоятельный путь развития, от них не отстают и многие мусульманские теологи в нашей стране. Современные модернисты преподносят Коран как кладезь науки, квинтэссенцию мудрости и знания, утверждают, что в нем можно найти указания и на то, что было открыто наукой, и на то, что предстоит открыть ей в дальнейшем. Модернисты ут- верждают, что достижения в области науки и техники представляют собой проявление мудрости Аллаха и подтверждают истинность Ко- рана.
Традиционализм — другая тенденция в современном исламе, К защитникам традиционализма (по-другому их называют ортодоксами) относятся, как правило, приверженцы средневекового ортодоксального ислама. Они упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов, обрядов и догм в их первозданном виде, не признают нововведении, осуждают приспособление к духу времени.
Еще одной тенденцией в современном исламе является возрожден- чество, или исламский фундаментализм. Сторонники этого направ- ления провозглашают в качестве цели восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе — равенства и справедливости. Они предлагают очистить ислам от поз- днейших наслоений, восстановить его в первозданной чистоте.
Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в ваххабизме, основателем которого является Мухаммед Ибн Абд аль- Ваххаб (1703— 1787). В основе его религиозной доктрины лежит мысль о необходимости возврата к «Истинной вере» и признание ав- торитета исключительно Корана и Сунны. Большое внимание уделя- ется очищению ислама от несвойственных Корану наслоений, самым страшным из которых считалось отступление от принципов едино- божия. Ваххабиты непримиримо относились к идолопоклонству, анимизму, культу святых, объявили серьезным нарушением не только паломничество к мазарам (гробницам святых), но и само упоминание имени пророка, святого или ангела во время молитвы, запретили взы- вать о помощи, просить заступничества у кого-либо, кроме Аллаха, считали греховным поклоняться пророку и строить мечети в тех ме- стах, которые связаны с его жизнью. Эта доктрина еще при жизни
основателя была использована феодальными правителями г. Недджа в качестве идейного знамени мощного движения, приведшего к объединению арабов и образованию Саудовского государства.
Ислам в нашей стране Районы традиционного распространения исла- ма в нашей стране охватывают значительную
территорию — Среднюю Азию, Казахстан, Северный Кавказ, Повол- жье, Урал, часть центра. В нашей стране проживает более 47 млн. представителей восточных народов. В регионах распространения исла- ма тесно переплелись религиозное и национальное, значительная часть неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их своими национальными традициями.
Мусульманское духовенство стремится внести в религиозную иде- ологию и культ необходимые изменения, «согласовать» религиозные догматы с требованиями сегодняшнего дня. В модернизации ислама в нашей стране наблюдаются две линии:
1. Отказ от наиболее архаичных требований. Мусульманское ду- ховенство освобождает верующих от целого ряда обязанностей, уза- коненных исламом: от принесения обязательной жертвы в праздник курбан-байрам, от соблюдения поста уразы людьми, для которых это затруднительно в силу ряда обстоятельств, и т.д.
2. Сближение ислама с наукой, акцент на общечеловеческих нрав- ственных ценностях. В настоящее время мусульманское духовенство особенно акцентирует внимание верующих на положительном нрав- ственном значении ислама, утверждая, что мусульманская религия бо- рется за сохранение мира и дружбы между народами, за взаимную поддержку людей, предупреждает человека от аморальных поступков. Проповедуются учение ислама о братстве всех мусульман, запрещение Кораном воровства, употребления вина, прелюбодеяния и т. д. Анализ проповеднической деятельности мусульманского духовенства за пос- ледние'годы показывает, что служители ислама подчеркивают мысль, что религия — единственное средство воспитания, сохранения лучших нравственных качеств человека; В конце 80-х годов в регионах традиционного распространения ислама в нашей стране появились сто- ронники фундаментализма.
В настоящее время созданы благоприятные условия для реализации принципа свободы совести и нормальной деятельности мусульманских организаций. Новые реальности общественной, политической и духов- ной жизни общества оказали большое влияние и на ислам. Растет число мечетей, расширяется сеть мусульманских школ, медресе, ака- демий, институтов, увеличивается число изданий. Активизируется де- ятельность мусульманских организаций в различных сферах общественной жизни, создаются исламские партии и т. д.
Глава XI СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ
«Нетрадиционные культы», «религии Нового века», «внекон- фессиональные, неканонические верования», «альтернативные куль- ты», «молодежные религии» — так обозначают ряд религиозных явлений, получивших распространение в Европе и США в 60—70-е годы XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных, исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего христианства, являвшегося существенным элементом западноевропей- ской и американской систем ценностей. Органически вписанные в социальные структуры, традиционные религии оказались «ответствен- ными» за социальные недуги. Разочарование в официальных ценно- стях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни — все это явилось социально-психо- логическим фактором поиска новой системы ценностей, новой «науки жизни». Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в общественных настроениях, резко обличали пороки «греховного» мира, рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев вы- сшей мудрости и морали.
Последователями «нетрадиционных культов» была преимуществен- но молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспе- ченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме разочаровавшихся участников различных форм социального протеста, «нетрадиционные культы» становятся прибежищем для людей, выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях «Нового века» их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведен- ческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль духовного пастыря.
Особенности Новые «нетрадиционные культы» представля- и классификация ют специфический тип религиозной "нетрадиционных культов" организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная систе- ма; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаива- ющим их церковным организациям, в них сильно развито «мы-чув- ство». Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психоте- рапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию в группе. Организации религий «Нового века» действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют
филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно условно разделить на пять групп.
1. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного све- та» Махарай Джи, «Трансцендентальная медитация» и др.
Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический путь освобождения (мокша) — пробуждение в человеке имманентного божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размыш- ление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружа- ющей природы) включает произнесение мантр — специальных слов или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Веро- учительные особенности отходят на задний план, на передний высту- пает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет гуру, свами.
2. Неохристианские объединения — это «Церковь Унификации», «Дети Бога», «Церковь Тела Христова» и др. Для этих культов ха- рактерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руко- водителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания.
3. Сайентологическое направление образуют «Церковь сайенто- логии», «космические религии», например «Общество Аэтариус», про- поведующие связь Земли и высших космических сил, «космического разума». В этих культах различным физическим приборам приписы- вается мистическое значение, утверждается возможность регистрации или даже измерения воздействия на физическую, биологическую природу неких неизвестных и таинственных высших реальностей и факторов. Мистически трактуются неисследованные явления психики и окружающей природы.
4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший ав- торитет получают новые магические учения и институты, соединя- ющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колду- нов и гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев. Значительное распространение получили спиритические движения, на- чавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке, практикующие общение с душами умерших.
5. «Сатанинские» группы. Сатанизм пришел из древнего Ирака,
его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы воз- величивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла — демонами, сатаной и др. «Церковь Сатаны», например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства.
Между первыми четырьмя группами культов нет четких границ, деление весьма условно. Так, «Трансцендентальную медитацию», учение Махариши Махеша Йога можно отнести и к сайентологическим культам. «Церковь сайентологии» Хаббарда восприняла некоторые идеи буддизма, в частности достижение состояния внутреннего покоя и безмятежности (нирвана). Неохристианские культы используют медитацию, заимствованную из восточных систем, магию. В то же вре- мя неоориенталистские учения свой понятийный аппарат зачастую черпают из христианской и светской западной философии. В целом это синтетические, синкретичные, эклектичные культы.
Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и культовой практики последователей многих «религий XX века», в них на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона культа.
Обратим внимание на особенности «Церкви Унификации» Сен Мен Муна (р. 1920), или «Ассоциации Святого Духа для Единения Всемирного христианства», и «Международного общества Сознания Кришны».
"Церковь Унификации" Основана в 1954 г. Согласно учению Муна, существует единый Бог, отец всех наций,
извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога вне границ традиционных религий.
Человеческая история складывается из трех периодов: «век Ветхого Завета», «век Нового Завета», «век Завершенного Завета». Каждому веку Бог сообщает «истину» в определенном объеме, учитывая духов- ный уровень людей, используя различных мессий и пророков. Истина, предназначенная для первого и второго периодов, содержится в Библии. В 1960 г. начался последний период — «век Завершенного За- вета». Мун объявил свой труд «Божественный принцип» существенным дополнением Откровения, а себя — подлинным мессией третьего периода, который борется с силами сатаны, несет послание истинной любви и единения. Расизм, войны, бедность и всяческое зло в конеч- ном счете являются результатом грехов в человеческом сердце. По- этому социальной революции должна предшествовать духовная революция внутри каждого человека. Мун ставит задачу — объединить мир в одну семью, отличающуюся высокой нравственностью, любовью и настоящей верой.
Его церковь во всем мире функционирует как «семья». В ней отсут-
ствуют формальные каноны ж обряды, главное, по учению Муна, — составляющие ее люди, заботящиеся о других людях. Муниты жер- твуют религиозной общине деньги, имущество. Личность реализуется в группе, где полностью осуществляются регуляция и ориентация практической деятельности человека. В этом суть «нового рождения».
Мун считает, что «обновление» человечества, практическое осу- ществление идеала единого мира под Богом требуют построения инфраструктуры нового мира, объединяющей все сферы человеческой деятельности. Строительство инфраструктуры охватывает бизнес в области средств массовой информации, промышленности, научных и технических исследований, гуманитарных начинаний и искусств.
Идеология «Божественности» является сильной мотивацией круп- ного бизнеса. Сам Мун основал газеты и журналы, кораблестроитель- ные компании, рыболовецкий флот, фармацевтические фирмы, госпитали и т. д. «Церковь Унификации» представлена более чем в 130 странах мира.
«Международное общество Основатель этого общества — индийский про-
Сознания Кришны» поведник Абхай Чарин Де (1896 — 1977), по-
(исккон) лучивший ритуальное имя Бхактиведанта
Свами Прабхупада, изложил свое учение в
книге «Бхагават-гита как она есть» и других работах.
Согласно учению Прабхунады, существует единственный абсолют- ный Бог — Кришна, который выступает в трех аспектах: Бхагаван, Брахман, Параматма. Бхагаван — это аспект Бога как Верховной личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством, могуществом, славой, красотой. Брахман — имперсональный аспект, всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бескачественная сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Парматме выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого живого существа наряду с индивидуальной душой — дживой. Бог вечен и несотворим, имеет множество аспектов, обладает двумя видами энергии — высшей (духовной) и низшей (материальной), творящей мир и все живые существа. У Бога множество имен соответственно множеству его действий. Главное его имя — Кришна («Всепривлека- ющий»). Он изображается как прекрасный юноша с темной кожей. Остальные боги (как ведической литературы, так и других религиозных систем) мыслятся как аватары (воплощения) Кришны или полубоги. Например, Иисус Христос рассматривается как одна из инкарнаций Кришны. Кришна пребывает в своем жилище в транс- цендентальном мире на планете Кришналока, где наслаждается лилами (играми, удовольствиями). В то же время, благодаря своим энергиям, он находится в каждой точке мироздания.
Человек, согласно кришнаизму, характеризуется дуализмом души и тела. Индивидуальная душа (джива, атма) — частица Верховной
Души (Параматма, Брахман). Полем деятельности для дживы является тело, которое душа получает согласно своим желаниям. Злоупотребив своей свободой, джива попадает в материальный мир, где находится под властью трех гун (состояний, модусов, привязанностей) — неве- жества, страсти, благости. В материальном мире джива забывает о своей божественной сущности и отдается во власть кармы, т. е. причинно-следственной связи. Обретая человеческую форму, джива имеет шанс освободиться от сансары, возвратиться назад к Богу. Осво- бождение дживы от материального мира возможно лишь на пути развития в себе Сознания Кришны.
В материальном мире существуют три уровня планет. Высший уро- вень заселен полубогами, теми, чья джива находится в модусе бла- гости, добродетели. Сюда относятся кришнаиты, брахманы, ученые, философы, коровы. Средний уровень — в том числе Земля — включает тела, джива которых в модусе страсти. Страсть — это стремление к почету, семье, дому. Человек здесь вынужден тяжко трудиться. На планетах низшего уровня находятся дживы в модусе невежества (ле- ность, безумие), за что получают тела животных.
Материальный мир может стать духовным, сохраняя свои ма- териальные характеристики. Духовное — это все, что связано с Кришной. Материальные ценности превращаются в духовные путем использования их в служении Кришне, т. е. отдавая большую часть дохода обществу Сознания Кришны. Освободиться от материального мира, полного страданий, развить в себе Сознание Кришны может каждый, даже человек из касты неприкасаемых (чандал), если он бу- дет со всей преданностью служить Кришне.
Кришнаиты называют себя вайшнавами, т. е. преданными Богу, а свое учение не религией, а ортопрактикой, наукой самореализации (развития в себе Сознания Кришны) на основе бхакти-йоги. В бхакти- йоге отношение с божеством окрашено в эротическую символику: это Любовь, непрекращающееся стремление к Богу. Вечно юный, прек- расный физически Бог кришнаитов почитается ими как пуруша, муж- ское начало. А сами вайшнавы, слуги Кришны, рассматривают себя как женское начало, пракрити.
Цель культовой практики кришнаитов — выработать установку смотреть на мир глазами, «смазанными любовью к Кришне». Любовь к Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозно- го экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную. Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная (киртан) — сов- местное воспевание мантр, сопровождающееся игрой на музыкальных инструментах и ритмическими танцевальными движениями. Иск- лючительная роль в культе принадлежит мантре («очищение ума»): «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Это «воспевание святых имен Гос- пода». В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз.
Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах), которыми руководят гу- ру (учителя). Гуру не просто духовный учитель и мудрый авторитет- ный человек, но представитель или даже воплощение Бога. Гуру помогает в процессе познания Кришны через доведение трансценден- тального знания ученику (шитья). Гуру инициирует прозелитов (воз- можна заочная инициация), берет на себя карму ученика, дает секретную «защитную» мантру, с которой ученик может обратиться к Кришне в экстремальных ситуациях. Гуру помогает шишье преоб- разовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторжен- ное миросозерцание, в котором преданный Кришне старается видеть во всем беспричинную милость Бога.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление