Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий




Обработка и интерпретация результатов

Для самостоятельного анализа своих ответов по опроснику учителям предлагается в качестве основы обработки использовать приведенный ниже ключ. В нем зафиксированы не все ответы, которые могут быть "приписаны" каждому из уров­ней, а только наиболее показательные. При сомнениях в оценке необходимо обратиться к основному тексту с описа­нием уровней сформированности того или иного компонен­та (см. Таблицы 1-5 Приложения), чтобы сформулировать более основательную оценку от­носительно этого компонента у данного ученика.

 

Ключ для обработки результатов (с применением опросника)

Компоненты учебной деятельности Уровни Индексы ответов
Часть А Часть Б
  Учебно-познавательный интерес   1а, 2а, 4а 1б, 2б, 4б, 5а 6а, 7б, 8а 3б, 5б, 6б, 8б, 9б 3а, 10б, 11б, 12б, 13а 12б, 13б 1а, 2а, 4а 4б, 5а 6а, 7б, 8б 3б, 5б, 6б, 9б 10б, 11а, 12а, 13а 12б, 13б
    Целеполагание   2а, 3а, 6а, 16а, 17а 3б, 16б, 17б 6б, 14б, 18а 15б, 18б, 17в, 19а, 19б, 20а 20б 2а, 3а, 16а 16б 14б, 17а, 19а 15б, 18а, 19б 20а 20б
    Учебные действия   21а, 22а 23а, 24а 6б, 14б, 18а 23б, 24в, 25а, 26в, 27б 26г, 28а 28б 21а, 22а 23а, 24а 21б, 24б, 26б, 27а 23б, 24б, 25а, 26в, 27б 26г, 28а 28б
    Действие контроля       29а, 30а 29б, 30б, 31а 29в, 31б, 32б 30в, 33а, 34а 33б, 34б 33в 29а, 30а 29б, 31б, 32а 29в, 31б, 32а 30в, 33а, 34а 33б, 34б 33в
    Действие оценки   35а, 36а 35б, 35в, 36б 35г, 36в, 37б 37в 37г 37д  

 

Задание "Левая и правая стороны" (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5-7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

Задания
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?

Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;
2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.

7. Определение уровня развития словесно – логического мышления у первоклассников (Переслени Л. И., Чупров Л. Ф.)

Цель: выявление соотношения уровня сформированности процессов регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления).

Оцениваемые УУД: логические универсальные действия, сформированность понятий.

Возраст: ступень предшкольного образования (6.5 – 7 лет) и первого класса школы.

Форма проведения: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Материалы: инструкции и стимульный материал по четырем субтестам помещен ниже.

Время обследования: 10 –15 минут на одного ребенка.

Краткое описание методики: методика состоит из 4 субтестов: 1 субтест – на осведомленность; 2 субтест – на классификацию, сформированность понятий; 3 субтест – словесно-логическое мышление, аналогии; 4 субтест – обобщающее слово, сформированность понятий. К каждому субтесту предлагается инструкция и критерии оценивания. Всего методика включает 25 проб, которые оцениваются в соответствии с квалификационными требованиями (ключом).

Методика проведения:

Для работы с методикой необходимо отводить время первого или второго урока, пока дети не устали.

Специалист последовательно зачитывает инструкции к заданиям субтестов, ответы ученика фиксирует в специальном бланке.

Инструкция к 1 субтесту: Для первой пробы, после первого прочтения: «Какое слово подходит?». При правильном ответе – 1 балл. Если ответ ошибочный: зачитать пробу еще раз, дать возможность второй попытки. Если после второй попытки ответ правильный – 0, 5 балла. При неправильном ответе со второй попытки – 0 баллов. Аналогичным образом предъявляются и оцениваются остальные 4 пробы субтеста.

Инструкция к 2 субтесту: Для первой пробы, после первого прочтения: «Одно слово из пяти является лишним, оно не подходит к остальным четырём. Его необходимо исключить». Правильный ответ – 1 балл. После второго прочтения: «Какое слово лишнее?». При правильном ответе задаётся вопрос «Почему?» (для 1 – 6 проб). При ошибочном ответе предлагается подумать еще. При правильном ответе – 0, 5 балла; при неправильном – 0 баллов.

Инструкция к 3 субтесту: Для первой пробы после первого прочтения: «Необходимо подобрать к гвоздике такое слово, которое подходило бы к ней так же, как «овощ» к «огурцу». Второе прочтение: «Огурец (пауза) – овощ, а гвоздика (пауза)… (последовательно зачитывается весь ряд слов из знаменателя). Какое слово подходит? Дополнительно вопросы не задаются. Оценивается как 1 субтест (оценки 1 балл, 0, 5 балла и 0 баллов).

Инструкция к 4 субтесту: После первого прочтения: «Каким общим словом их можно назвать?». Второе прочтение: пауза – ответ. Оценивается как 1 субтест (оценки 1 балл, 0, 5 балла и 0 баллов).

Текст методики
I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».
а) У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
в) В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы — это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова всегда спит... (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к) Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
б) Река, озеро, море, мост, болото.
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Инструкция: «Внимательно послушай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:
лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги
бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Значит нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»

а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля
б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр
в) огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы
г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка
е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
ж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач
з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна
и)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье... — одежда. Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата...
б) Окунь, карась...
в) Лето, зима...
г) Огурец, помидор...
д) Сирень, шиповник.
е) Шкаф, диван...
ж) День, ночь...
з) Слон, муравей...
и) Июнь, июль...
к) Дерево, цветок...

Правильные ответы:
I субтест:
а) подошва
б) верблюд
в) 12
г) февраль
д) страус
е) цветы
ж) днем
з) жидкая
и)корень
к) Москва

II субтест
а) фасоль
б) мост
в) песок
г) Москва
д) орешник
е) указка
ж) Нестеров
з) лебедь
и) число
к) вкусный

III субтест
з) георгин / цветок
б) врач / больной
в) сад / яблоня
г) птица / гнездо
д) сапог / нога
е) мокрый / сухой
ж) термометр / температура
з) лодка / парус
и) игла / стальная
к) пол / ковер

IVсубтест
а) рабочие инструменты
б) рыба
в) время года
г) овощ
д) куст
е) мебель
ж) время суток
з) животное
и) месяцы лета
к) растения

Обработка результатов
При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.
Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).
Интерпретация.
Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов.

1 (40-30 баллов) – наивысший уровень;

2 (29-19баллов) – средний уровень;

3 (18 и менее) – ниже среднего и низкий уровень.

По данной методике аналогично составляется таблица с результатами, после чего необходимо составить сводную таблицу по степени сформированности всех УУД.

Литература.

1. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к учению в школе // Дошкольное воспитание. 1970. №4, С. 36-41.

2. Венгер Л.А. Психологические основы диагностик умственного развития дошкольников // Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978.

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Основные закономерности психического развития ребенка в школе //Дошкольное воспитание. 1973. №5, С.29-38; №6, С.32-39.

4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психологическая готовность к обучению в школе //Дошкольное воспитание. 1974. №8, С.57-60

5. Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.

6. Корепанова М.В.Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»:пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М., 2005.

7. Кравцова Е.Е.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. — М., 1991.

8. КургановС.Ю.Ребенок и взрослый в учебном диалоге /С.Ю. Курганов. — М., 1989.

9. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.

10. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. — М., 1990.

11. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов /Г.В. Репкина, Е.В. Заика. — Томск, 1993.

12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989. 560 с.: ил. – (Труды д.чл.и.чл.-кор. АПН СССР).

13. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе, - СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 2457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.