Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Англия как прообраз расового единства (volksgemeinschaft) 2 страница




Преданным последователем пуританина-империалиста Карлей­ля стал и провидец британского империализма Сесил Роде; и того, и другого очень ценили в нацистской Германии232Г. «Библейские» взгляды Карлейля («существует природная аристократия, принад­лежность к этой аристократии обусловлена цветом кожи», «совер­шенно справедливо, что более сильная и лучшая раса должна до­минировать») стали особенно популярны после 1865 г. Это было связано с общим подъемом «научного» расизма, свою лепту внесла и публикация Робертом Ноксом расистской книги «Расы людей» в 1870 r.232g Следует также упомянуть, что Карлейль был яростным антисемитом, он проклинал «еврея Дизраэли», несмотря на то, что оба они проповедовали расизм и оба придерживались представле­ния об «избранности». Таким образом, политические взгляды Кар­лейля действительно можно расценить как «прото-фашистские»232Н.


Большой поклонник Карлейля Уильям Джойс, которого назы­вали «англичанин Гитлера», основал Клуб Карлейля, организацию близкую по своей сути к Британскому союзу фашистов2321. Если быть более точным, этот клуб являлся ответвлением британской Национал-Социалистической лиги. Клуб Карлейля был закрыт, когда Англия объявила войну гитлеровской Германии232^ Сам Кар­лейль, как впоследствии и Гитлер, был убежден в божественной миссии германской расы*. Таким образом, Карлейль предвосхитил ненависть Гитлера к демократии, к многопартийной системе, к избирательным урнам и ко всем «популярным заблуждениям 1789 года».

И именно к Карлейлю взывали немецкие «фёлькише» — в том самом году, когда Гитлер в Мюнхене попытался устроить путч: «Ах, дай же нам вождя, чтобы он... заставил нас трепетать! Мы готовы следовать за ним, Карлейль... Мы подчинимся ему!»232к

Следующий шаг после Карлейля и Ницше — Гитлер, — утверж­дал в 1946 г. Бертран Рассел в своей истории Западной философии2321.

В 1938 г. «Anglo-German Review» опубликовало пронацистское эссе профессора Чарлза Сароли под названием «Был ли Карлейль первым нацистом?». Автор отвечал на этот вопрос положительно. «Нацизм — не немецкое изобретение, изначально он возник за гра­ницей и пришел к нам именно оттуда... Философия нацизма, тео­рия диктатуры были сформулированы сто лет назад величайшим шотландцем своего времени — Карлейлем, самым почитаемым из политических пророков. Впоследствии его идеи были развиты Хью­стоном Стюартом Чемберленом. Нет ни одной основной доктрины... нацизма, на которых основана нацистская религия [sic], которой не было бы... у Карлейля, или у Чемберлена. И Карлейль и Чемберлен... являются поистине духовными отцами нацистской религии... Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему пре­зрению к парламентской системе... Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры»232"1.

И действительно, известно, что идеи Карлейля о политическом лидерстве повлияли на Адольфа Гитлера, который с энтузиазмом читал его труды232".

* Об этом свидетельствуют его рассуждения в "Фридрихе Великом", а также письмо в "Times" по поводу фран ко-прусс кой войны 1870—1871 гг., и особен­но его труд о норвежских королях {прим. автора).


Великий, гениальный англичанин и его «терпеливые усилия» спасают нас от бунтов, республик, революций... которые со­трясают другие, не столь широкоплечие нации. Теннисон

Народные движения не были революционными, а революци­онные движения не были народными (в Англии). Если и происхо­дило народное движение, — это было движение черни, направ­лявшей свою ярость против диссидентов и реформаторов.

Томис и Холт. «Угроза революции в Британии: 1789-1848»

Подчинение, иерархия и отсутствие революционных настроений

Установлено, что в английском языке слово «вождь» (leader) до 1933—1945 гг. встречается несравненно чаще, чем слово «Führer» в немецком. (Когда эсэсовцам потребовалось «задокументировать» традицию фюрерства у прагерманцев, они субсидировали издание монографии об англосаксонском лексиконе.)2320 Например, британ­ское радио, вещавшее на немецком языке, говорило о «вожде ниж­ней палаты» (Führer des Unterhauses), о назначении вождя в результа­те консенсуса.

В Англии нового времени правительство — даже до реформы избирательной системы (т. е. во времена классовой дискримина­ции) — было правительством консенсуса (несмотря на то, что оно было олигархическим и коррумпированным)233. Интересно, что ли­шенные избирательных прав англичане все равно выступали в за­щиту своей страны от революционной Франции, декларировавшей свободу и права британцев. Слабое демократическое движение в Англии было быстро подавлено британским общественным мнени­ем. В конттреволюционной Англии времен французских револю­ционных войн реформаторы считались «изменниками»234, а рефор­маторские идеи — «неанглийскими», «завезенными из Франции», поскольку правящий класс был одержим кошмаром якобинства; любое стремление к проведению социальных реформ воспринима­лось как «прелюдия к революции»2343. Тот факт, что, в противопо­ложность остальной Западной Европе, в Англии в 1789—1848 гг. не произошло никаких революций, можно объяснить, в частности, отсутствием у народа революционных настроений, несмотря на то, что английские крестьяне находились в худшем положении, чем крестьяне в дореволюционной Франции235.


Таким образом, панический страх английского истеблишмента и буржуазии, опасавшихся, что кровавый бунт черни может пере­броситься из Франции в Великобританию, оказался напрасным. Тем не менее, эти страхи вылились в ряд репрессий. В стране был введен повсеместный надзор. Дэвид Уорралл охарактеризовал Бри­танию 1790—1820 гг. как страну шпионов, в которой надзирали даже за надзирателями. В результате стало опасно высказывать любые критические замечания, пусть даже выраженные в скрытой форме, поскольку повсюду была сеть информаторов. Так, в 1803 г. англо-ирландский полковник Маркус Эдвард Деспард был казнен только за разговоры о восстании. В том же году было выдвинуто обвинение против великого английского лирика — мистика и хи-лиаста Уильяма Блейка*. В 1810 г. был заключен в тюрьму Уильям Коббетт, протестовавший против телесных наказаний в армии, а в 1812 г. двух распространителей его листовки наказали плетьми. В 1812 г. «радикальный» книготорговец Дэниэл Айзек Итон был по­ставлен к позорному столбу и заточен в тюрьму. Вся страна была опутана шпионской сетью министра внутренних дел лорда Сидму-та. Стоит также упомянуть резню при «Питерлоо» (1819, Манчес­тер, увековечена Перси Биши Шелли** 235а) и зверскую бойню, ус­троенную драгунами в Бристоле и унесшую 500 жизней (1831). В 1839 г. полиция открыла огонь по демонстрации чартистов, требо­вавших всеобщего избирательного права, а в 1852 г. было выдвину­то обвинения против 1500 забастовщиков236.

Отсутствие в Англии революционных настроений превращалось в предмет гордости — например, для Теннисона237. А в 1797 г. буду­щий премьер Джордж Каннинг описывал, как английские «яко­бинцы» безуспешно пытаются подбить беднейшее население на мятеж против империи238.

В Великобритании — даже во время Французской революции — народные массы выступали не против господствующих классов, без труда удерживавших власть, «а против мнимых врагов "церкви и короля"». Томис и Холт отмечали, что если в Англии и происходи­ло народное движение, то «это было движение черни, направляв­шей во имя церкви и короля свою ярость против церковных дисси-

* Блейк писал: "Пусть раб восстанет. Его цепи разбиты. Его тюрьмы не стало... Ангел Альбиона яростно сжигает".

"И вот гляжу, в лучах зари,

Лицом совсем как Кэстльри (Каслри, министр короны),

Убийство, с ликом роковым,

И семь ищеек вслед за ним..."

(Маскарад анархии / Пер. К. Бальмонта // Шелли П. Б. Избранное. М., 1997. С. 89.)


дентов и реформаторов». Например, бунты в декабре 1792 г. были направлены против парламентской реформы. Предшествующие же народные возмущения (1780) имели своей целью не допустить улуч­шения положения католического меньшинства. Подобные побуж­дения проистекали из «темных страстей», схожих с нацистской не­навистью, — писал Джеральд Ньюмэн, сравнивший протестантс­кого фанатика тех времен Джорджа Гордона с Адольфом Гитлером. Как раз такая чернь в 1791 г. сожгла дом видного богослова, учено­го и радикала Джозефа Пристли.

Именно такая контрреволюционная атмосфера 1795—1820 гг. — репрессии, антиинтеллектуализм и фанатизм — способствовала бы­строму росту духовной и социальной сплоченности, сословной со­лидаризации английского общества. Эта реакция родилась в самых глубинах и захватила все классы. «За Церковь и Короля!», — скан­дировала Англия. Страна была охвачена паникой, вызванной вооб­ражаемым вторжением французов и подстрекаемым французами бунтом ремесленников и рабочих (а может быть, и интеллектуалов, управляемых из Франции, «небританских радикалов» в духе Воль­тера, адепта «безбожия и революции»). «Этот панический страх перед революцией на много десятилетий определил отношение британс­кого общества к радикально настроенным элементам», — такой вывод сделал Джеральд Ньюмэн.

Народное движение было не революционным, а ксенофобским; оно как бы предвосхитило поддержку рабочими британских расис­тов в XX в. (и уже в конце XIX в.). (Такая реакция не являлась чем-то новым: «Уже с XVI века нападения на иностранцев... случались [в Англии] достаточно часто. Инстинктивная ксенофобия, по-видимо­му, уже на протяжении многих веков являлась эндемической чертой местного городского жителя... Наличие такой ксенофобии в течение очень длительного периода английской истории является бесспор­ным».) Для английских рабочих, способных на выступления, харак­терна была «не готовность требовать фундаментальных изменений», даже в рамках господствующей социальной системы, а «готовность искать себе жертвы среди политических новаторов». Для английских рабочих — даже во время их обнищания — раса значила больше, чем класс239. Немногочисленные английские революционеры остались в изоляции. А правящий режим Британии успешно клеймил чисто реформаторские устремления меньшинств как «непатриотические».

Преступление по определению должно было носить неанглийс­кий характер. Так в 1790 г. британские суды считали, что в основе преступной деятельности кроются французские корни. К 1803 г. в глазах англичан французы стали олицетворять преступность и ди-


кость: неконтролируемые страсти, садизм, животные инстинкты, каннибализм, сексуальное насилие, содомию и тому подобное. За 140 лет до распространения нацистских представлений о больше­виках аналогичная пропаганда велась англичанами в отношении французов: «[революционно настроенных] французов нельзя назвать людьми, это какой-то особый подкласс существ, какой-то подвид монстров...» Плакат с надписью: «Подходят ли французы хоть для одной из наших человеческих игр? Смог бы француз сыграть с нами в крикет? Да, пожалуй, с таким же успехом мы могли бы играть с обезьянами...» (1803) можно назвать еще одним из самых безобид­ных. А с 1846 г. обычных преступников в Англии стали называть «уличными арабами», «английскими кафрами» и «готтентотами»239а.

Внутри Англии никогда не было «пятой колонны». Ведь англи­чане — даже беднейшие — принимали свое низкое положение в социальной иерархии как данность и в своем верном послушании оставались солидарны с господствующими классами. Они испыты­вали не ненависть к высшему сословию, но удовлетворение от того, что кто-то занимает еще более низкое, чем они сами, положение. «Англичане смотрят вниз с презрением, а вверх — с восхищением. В Англии нет предпосылок для... революции», — такой вывод делал автор «Английской идеологии».

Высказываясь против повышения значимости народного пред­ставительства, в 1910 г. приводился такой аргумент: Англичанин прежде всего англичанин, не важно, рабочий он или лорд240. К та­кой же дисциплинированной общности стремился шеф гестапо Генрих Гиммлер, требуя от «народа» порядка и подчинения как «основ его силы» (причем сначала порядка и подчинения, а потом уже столько раз заклинаемого «единения»)241.

Именно такое расовое единство грезилось доктору Геббельсу как прототип его национал-социалистического «Volksgemeinschaft». Еще в 1930 г. он не раз восхищался национальной сплоченностью «политически воспитанного народа», образцового в своем стрем­лении сформировать единонаправленную национальную волю241а. И в 1939 г., когда была развязана война, Геббельс ссылался на то, что в Англии сознание национальной принадлежности — нечто само собой разумеющееся, тогда как в Германии его только внедряют как очередную задачу, имеющую первостепенную важность*.

Однако доктор Геббельс мог ссылаться и на то, что и в Англии дело объединения нации — уже и при жизни Гитлера — не обходи-

* Поводом для этого высказывания послужил упрек, прозвучавший по британ­скому радио, вещавшему по-немецки, мол, в Англии каждый вправе слушать передачи из Германии, а в гитлеровской Германии тех, кто слушает зарубеж­ные радиостанции, строго наказывают (прим. автора).

4 Зак 4322 97


лось без казней. В ходе Первой мировой войны (1914—1918 гг.) 269 британских солдат были казнены за дезертирство, в то время как в вдвое более многочисленной кайзеровской армии за подобное пра­вонарушение было казнено «лишь» 18 солдат. За шесть месяцев до немецкой революции 1918 г. баварский наследник престола принц Рупрехт с завистью смотрел на Британию, расправившуюся с таким количеством дезертиров. Мотивом для казни британцев послужило не столько желание покарать виновных за их конкретное преступ­ление, сколько желание преподать урок остальным солдатам. На­цисты воспринимали британскую беспощадность как ключ к соб­ственному успеху во Второй мировой войне. В результате за период 1939—1945 гг. в гитлеровской армии за дезертирство было казнено 10000 человек, а в британской армии — ни одного2410.

Ведь, в конце концов, не прошло еще и 21 года со времени успешного восстания немцев против собственных властителей, в то время как в английской истории таких прецедентов не было с XVII века. На своих военных судах англичане не поднимали крас­ных флагов с 1797 г.*. Английские моряки, даже насильно направ­ленные на службу во флоте, не жалея себя, защищали своих пове­лителей. И не потому, что боялись наказания: «человек будет тру­диться, чтобы избежать кнута, но его невозможно заставить идти в смертельный рукопашный бой... врываться на борт вражеского ко­рабля и брать его штурмом, скорее уж с абордажной саблей в руках он пойдет против собственных офицеров», — справедливо отмечал Филип Мейсон. Немецкие же матросы подняли революционные флаги на военных кораблях своего кайзера и в начале ноября 1918 г. Немецкие революционеры победили в 1849 г. в Бадене и в Бавар­ском Пфальце — хоть и не устояли против прусской интервенции — в 1918 г. — в Киле, а в 1920 г. и в Берлине (сорвав капповский контрреволюционный путч). Немцы положили за дело революции только в 1848—1849 гг. и в 1918—1919 гг. несравненно больше жиз­ней, чем англичане за предыдущие два с половиной века. (Именно после того как на континенте участились восстания, политически бесправным англичанам «в качестве профилактики» постепенно даровали «врожденные права англичанина».) Ведь малообеспечен­ные англичане в целом намного покорнее мирились со своим под­чиненным социальным положением, чем многие поколения нем­цев. А после казни пяти немецких мятежников в Чикаго (1886)

* Английские моряки провозгласили "Floating Republic" (плавучую республику {англ.)) и грозили блокировать Лондон; но когда их требования были удовлет­ворены, моряки его британского величества вновь подняли на мачте его флаг, чтобы защитить Англию от флота Нидерландов, ставших якобинскими (прим. автора)2*1*.


среди американцев был поднят крик: «Англосаксонской расе гос­под всерьез грозит опасность социальной катастрофы, если ее со­мнут революционные расы!»242 Под «революционными расами» (ведь зачинщикам мятежа как врагам надлежало быть иностранцами) име­лись в виду как раз немцы.

Мятежники — так повелось — были «изменниками» не только для Адольфа Гитлера. Вполне логично, что будущий фюрер всех немцев ссылался на слова (сказанные еще до того, как сложилось убеждение, что «Гитлер — это Германия, а Германия — это Гит­лер») некоего британского полковника — привыкшего к английс­кой модели «расового единства», привыкшего к социальной спло­ченности англичан, к отсутствию в Великобритании революцион­ных настроений. «У немцев каждый третий — предатель», — утвер­ждал он243.

Напротив, «Англия не ведет переговоров с предателями» — так гласил ответ, полученный в 1938 г. немецкой группой сопротивле­ния во главе с генералом Фричем*63, когда последний заклинал мистера Невилла Чемберлена не отдавать Судетскую область «фю­реру», не поддаваться на его угрозы и дать возможность этим не­мецким офицерам свергнуть и арестовать Гитлера еще в самом на­чале его военной акции. Ведь в Англии — прямо-таки как в образ­цовом национал-социалистском «расовом единстве» — сопротив­ление «своему правительству» квалифицировали как низкую изме­ну «своей стране».

С таким же отношением столкнулся и немецкий социал-демок­рат Вернер К., когда в 1938 г. попросил политического убежища в Великобритании. При официальном собеседовании судья, прини­мавший решения, спросил его, почему тот не хочет оставаться в Германии, на своей родине? Узнав, что Вернер не согласен с поли­тикой тамошнего правительства, судья обрушился на него: «Так вы хотите жить в Англии, чтобы так же действовать против нашего правительства?»*64

Этим можно объяснить то, почему к интернированным иност­ранцам, жертвам фашизма в их собственных странах, в Англии от­носились жестче, чем к британским фашистам. Ведь, в конечном счете, последние считались патриотами Британии, в то время как первые — предателями своей страны. Подчас интернированные

*63 Фрич Вернер фон, барон (1880—1939) — нем. воен. деятель, генерал, с 1935 г. — главнокомандующий, в 1938 г. снят с этой должности за разногласия с Гитлером.

*64 Когда проситель возразил, сказав, что он — противник национал-социализ­ма, судья спросил переводчика: "Что это такое?" И тот ответил: "Не знаю, ваша честь, — возможно, что-то вроде лейбористской партии" (прим. автора).


оказывались просто в невыносимых условиях. Так, двое бывших узников гиммлеровских концлагерей покончили с собой в Англии. Таким образом, английский патриотизм однозначно оценивал экзистенциальное неприятие правящего в отечестве режима как бесчестное предательство. В Англии принцип «My Country, right or wrong» («Это моя страна, права она или не права») стал частью «здорового» национального чувства (формирования которого так добивался национал-социализм), и дело обошлось даже без «völkische» доктрины о расовом единстве. В Англии не понадоби­лось и особой партийной идеологии, к которой так стремился Аль­фред Розенберг. Этот рейхсляйтер совершенно правомерно выдви­нул следующий довод: сэр Освальд Мосли вполне мог бы не назы­вать свою партию партией британских фашистов244. А британские идеологи фашизма по праву настаивали на том, что за ними стоит прочная и давно сложившаяся британская традиция — в частности, от Эдмунда Бёрка до Бенджамина Дизраэли245.


Все есть раса. Другой истины нет. Невежествоваша сила.

Рабочий класс Англии гордится тем... что он хранит свою империю.

Бенджамин Дизраэли

Если вы хотите избежать гражданской войны, вам следу­ет стать империалистом. Сесил Роде

ГЛАВА 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.