Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Fight with shell and bullet 1 страница




РЕЙХА

ХЬЮСТОН СТЮАРТ ЧЕМБЕРЛЕН - БРИТАНСКИЙ ПРОВИДЕЦ, ПИОНЕР И ПРОРОК ТРЕТЬЕГО

Возможно... британские читатели с... удовлетворением уз­нали, что в лице одного из своих соотечественников они внесли вклад в развитие Германии [в направлении Третьего рейха].

Вильгельм Фольрат. «Карлейль и X. С. Чемберлен». 1938

Англичанин, для которого Англия стала недостаточно английской — и потому он сделался немцем

Для X. С. Чемберлена (1855—1927) Англия — после того как ее политика подверглась либерализации — перестала в достаточной мере быть страной «расы господ». И в результате гитлеровец Альф­ред Розенберг получил возможность с удовольствием цитировать его слова: «Кто говорит в Германии о республике, по тому плачет веревка»512. Образцовый английский джентльмен Хьюстон Стюарт Чемберлен так страшился революции, что еще в 1890 г. «чистил свой револьвер» посреди императорской Вены. Ему очень подхо­дила царившая там духовная атмосфера — атмосфера, в которой инстинктивному началу в человеке уделялось больше внимания, чем разумному513. Эта атмосфера укрепляла его культурный песси­мизм, порождаемый паническим страхом социального краха.

Источник вдохновения Хьюстон Стюарт Чемберлен нашел в сочинениях Томаса Карлейля и в созданном им образе «расы гос-


под». Смотря на мир с этой точки зрения, он (в 1895 г.) видел в массе английского народа (как позже Гитлер) «скотские лица кре­стьян... убогие, отражающие все пороки негодяйские лица рабоче­го класса»514. Что касается интеллектуалов, то, согласно представ­лениям Чемберлена, «одни будут становиться все умнее, другие же впадут в состояние хуже скотского»515 (поколение спустя Гитлер в разговоре с Раушнингом высказывал такие же суждения). При этом Чемберлен хвалил старую добрую Англию, в которой, — выполняя функции абсолютной власти — «железной рукой управляет неви­димый, безликий образ, подавляющий всякое выражение личных взглядов, угрожающих государству»516. Ведь свобода, по его мне­нию, вовсе не является естественным правом. Декларацию прав человека вообще надо выбросить в корзину для бумаг — это «пар­ламентская писанина», «пустые слова»517. Лишь сила дает право на свободу, и тут нельзя сказать лучше Карлейля: «сила — это право» («Might is Right»)514. Только раса, способная создать государство, может быть свободной. И германцы готовы быть свободными518: ведь они «достаточно сильны, чтобы приказывать... достаточно гор­ды, чтобы повиноваться, и едины в своей воле»519. Приобрести сво­боду может лишь тот, кто готов к ней. А такую подготовленность дает повиновение. При этом Чемберлен ссылался на «загадочные слова Карлейля: «Повиновение дает свободу»»520. «Простой человек нуждается в господине, чтобы тот разговаривал с ним как с рабом». Рассуждая в таком духе и основываясь на тезисах Чемберлена, рей-хсляйтер Альфред Розенберг (задолго до провидения Джорджа Ору-элла «Freedom is Slavery» («Свобода — это рабство»)) пришел к вы­воду, что демократия Франции наделе является «фабрикой рабов»521.

По примеру Чемберлена Розенберг утверждал: «Господство Ан­глии основано на четком различии между кастами... на неравенстве людей... Эта антидемократия... и вывела Великобританию на путь к мировому господству»522. Ведь именно Чемберлен настаивал на том, что властью можно обладать только по праву рождения, а не по прихоти народной воли523. «Парламентаризм — главное зло нашего времени», — предупреждал в 1917 г. Чемберлен524. Таким образом, Хьюстон Стюарт Чемберлен принадлежит к последним «непоколе­бимым» («die-hards»), к тем, кто не смог смириться с лишением Палаты лордов власти в пользу народного представительства (1912).

Чемберлен, этот вдохновитель Гитлера, унаследовал систему представлений британского правящего слоя начала викторианской эпохи с ее чрезмерным шовинистическим пылом и привычкой на­смехаться над гуманностью и либерализмом — в духе Карлейля, в духе паблик-скул. Несмотря на то, что Хьюстон Стюарт Чемберлен


вспоминал о своем первом учебном заведении как об «аде кулачно­го права» («никогда больше не переносил я таких страданий»), в следующей паблик-скул он уже чувствовал себя лучше. В паблик-скул он усвоил очевидные и несомненные для людей его круга вещи: убежденность в превосходстве Англии, в том, что другие народы должны завидовать индийцам и ирландцам, получившим возмож­ность стать подданными Англии525. «Я с раннего детства впитал это чувство гордости... Меня учили... считать французов более низким сортом людей и не упоминать их наравне с англичанами... Сам Бог не смог бы выбить из англичанина чувство собственного превос­ходства»526. «К тому же, я ведь люблю свое родное отечество и не­раздельно принадлежу ему... вместе с важнейшими чертами моего характера и моего мышления»527.

Предполагая, что Германский рейх сможет более последовательно реализовать идею «расы господ», чем британская политика с ее уси­ливавшимся парламентаризмом, Чемберлен переехал в Германию. Именно там в 1899 г. вышел его главный труд «Основы девятнадца­того века», сделавший («впервые», по словам Йохена Шмидта) ра­совое учение приемлемым и достойным уважения для немцев с высшим образованием528. И только после публикации сочинения этого англичанина количество расистской литературы, издаваемой в Германском рейхе и в Австрии, начало превышать ее количество в Англии — тенденция, которая усилилась после поражения в пер­вой мировой войне529. В самой Англии высказывания Чемберлена вплоть до первой мировой войны воспринимались «на удивление благосклонно»530. Ведь даже социалист-фабианец Бернард Шоу на­звал эти «Основы» «шедевром действительно научной истории», который следует прочесть каждому доброму фабианцу.

Считается, что Хьюстон Стюарт Чемберлен оказал сильнейшее влияние на иррационально-элитарный «витализм» англичанина Дэвида Герберта Лоуренса. И даже Уинстон Черчилль — в то время первый лорд адмиралтейства, а позже, пожалуй, самый ненавист­ный Гитлеру апологет «мировой демократии» — безмерно высоко оценил чемберленовские «Основы», ставшие впоследствии источ­ником вдохновения для Адольфа Гитлера (1911)531. О таком отно­шении Черчилля к труду Чемберлена вспоминал влиятельнейший почитатель этого ментора Альфреда Розенберга — лорд Ридсдейл*, близкий друг короля Эдуарда VII (1901 — 1910), сумевший оценить тот факт, что чемберленовская идеализация германской расы отно­сится и к англичанам532. В Соединенных Штатах многие противни­ки иммиграции из Восточной и Южной Европы (как, например,

* Фримен-Митфорд Олджернон Бертрам, первый барон Ридсдейл (1837—1916). 156


Генри Кэбот Лодж*) также сочли «Основы» Чемберлена чрезвы­чайно привлекательными5^3.

Во время первой мировой войны Хьюстон Стюарт Чемберлен порвал отношения с Англией и остался в Германии, но все же про­должал славить и Англию, и Германию, утверждая, что эти страны населяют «два германских народа, которые добились больше всех в мире»'34. По сути он подарил немцам, придерживавшимся «фёль-кише» убеждений, идеологическую систематизацию методов и ус­тановок британской «расы господ». По поводу его «Основ девят­надцатого века» уже в 1902 г. с полным правом было замечено, что в них «более выражен английский джингоизм, чем какие-то немец­кие качества»535.

Не случайно уже один из первых комментаторов «Основ девят­надцатого века» полагал, что этот труд прежде всего являлся «лишь изложением теории, которая подводила фундамент под практику его [Чемберлена] кузена Джозефа Чемберлена, занимавшего пост министра по делам колоний...» Граф Герман Кейзерлинг** назвал Хьюстона Стюарта Чемберлена Киплингом, «переведенным на язык немецкого идеализма»5353. Именно Чемберлен вновь и вновь пытал­ся использовать авторитет Гете для обоснования импортированно­го из Англии примата расы536. Безусловно, корни идей, выдвинутых Чемберленом, нельзя назвать немецкими. И тот факт, что этот ан­гличанин вступил в Пангерманский союз*** и активно «рекомен­довал осознать необходимость расовой селекции как пути к оздо­ровлению немецкого народа», мало что менял в этой ситуации537. Как раз Хьюстон Стюарт Чемберлен более чем кто-либо сориенти­ровал рейхсляйтера Альфреда Розенберга (пожалуй, главного идео­лога национал-социализма) на британские образцы как на пример для подражания в Третьем рейхе. Этот британец (возможно, рань­ше, чем кто-либо из немцев) произнес слова, звучавшие в духе Дизраэли (которого, кстати, Чемберлен недолюбливал): «Человек, принадлежащий определенной чистой расе, никогда не потеряет этого чувства»538. Судить же о расах следует не с позиций науки, а с позиций инстинкта — то есть того, что невозможно проверить539. Этим откровением образованные немцы тоже были обязаны «оне­мечившемуся» британцу. Ведь, по мнению этого авторитета по прак-

Генри Кэбот Лодж (1850—1924) — амер. гос. деятель (сенатор), историк и публицист.

Герман Кейзерлинг (1880—1946) — нем. философ, сторонник иррациона­лизма.

*** Пангерманский союз (Alldeutscher Verband) — консервативное объединение представителей крупной буржуазии и реакционных интеллектуалов (1891 — 1939); выступало за мировое господство Германии.


тическим вопросам германства, немцев надо было идеализировать не в качестве «народа мыслителей», а в качестве «народа солдат и торговцев». По-настоящему практичным — лишенным романтизма и окончательно обуржуазившимся — германцам следовало понять, что «германец должен быть прирожденным промышленником и дельцом, в той же мере, в какой он является прирожденным вои­ном»540. Выдвинув программу, согласно которой «вступление гер­манца... во всемирную историю пока еще далеко от завершения: германцу еще предстоит вступить во владение всем миром»541, Хью­стон Стюарт Чемберлен спроецировал на немцев самосознание ан­гличан. Германский рейх в то время ощущал настоятельную по­требность в подобном признании со стороны Запада, со стороны представителя Англии, на которую уже тогда ориентировались нем­цы. Ведь даже последний немецкий кайзер признавался американ­скому президенту Теодору Рузвельту в своем восхищении Англией. Это заявление было сделано в 1911 г.542, в том году, когда Хью­стон Стюарт Чемберлен — сразу после перевода его «Основ» на английский — получил широкое признание у себя на родине, в Англии. Вильгельм II назвал труд Чемберлена монографией вели­чайшей важности; он знал наизусть целые куски из немецкого ори­гинала 543. Если Вильгельма тяготил рейхстаг, то и Чемберлен видел во всех парламентах великое зло. Вот царственный друг и писал британскому расисту: «Вы приходите и по мановению волшебной палочки вносите порядок в хаос, свет во тьму; вы даете цели, к которым надо стремиться и ради которых следует работать»544. Ведь для последнего немецкого кайзера именно Чемберлен стал «сорат­ником и союзником в борьбе за германство против Рима, Иеруса­лима и т. п.»545 — в конечном счете против всего того, что позже Гитлер (но уже на практике — в отличие от Вильгельма II) соби­рался убрать с пути «ради Германии».

Чемберлен на ложе. Разбитый, лепечущий... Он держит меня за руку и не хочет отпускать... Отец нашего духа, привет тебе. Пионер. Первопроходец...

Йозеф Геббельс. 8 мая 1926 г.

Адольф Гитлер и Хьюстон С. Чемберлен подали друг другу руки. Великий мыслитель...открывший путь для фюрера... ге­ниальный учитель и провозвестник Третьего рейха ошутил, что в этом простом человеке из народа счастливо исполнится судьба Германии.

Ханс Конрад. «Фюрер и Байрейт». 1936 г.


Немецкий народ, не забудь... и всегда помни, что это «ино­странец» Чемберлен назвал «иностранца» Адольфа Гитлера твоим фюрером... Сто лет назад таким же был англичанин Карле иль... Сегодня именно англичанин Чемберлен... с первых шагов Адольфа Гитлера понял, что тот избран судьбой...

Георг Шотт. «X. С. Чемберлен, провидец Третьего рейха». 1934 г.

Хьюстон Стюарт Чемберлен, британский вдохновитель Адольфа Гитлера

В телевизионной передаче, посвященной результатам исследо­ваний британца Майкла Бальфура, показанной в Германии, утвер­ждалось, что истоки идей Гитлера прослеживаются еще в мировоз­зрении кайзера. Однако в этой передаче ни словом не обмолвились о том, что общим вдохновителем и кайзера, и Адольфа Гитлера не в последнюю очередь явился англичанин Хьюстон Стюарт Чембер­лен. Целые отрывки «Mein Kampf» Гитлера, не говоря уже о «Мифе двадцатого века» Розенберга являются переложением «Основ де­вятнадцатого века» Чемберлена546. Именно из этого труда почерп­нуты такие идеи, как: примат витального над моральным, селек­ция, иерархия рас, расовая избранность для мирового господства — другими словами, это была «онемеченная» форма увязки расизма, ис­пользующего прием «биологизации», с учением об избранности, имею­щим черты теологической доктрины.

Дорис Мендлевич отмечала: «Главные мыслители национал-со­циализма, такие, как Геббельс, Розенберг, [Дитрих] Эккарт* и [Ханс] Гримм, по сути недалеко ушли от Чемберлена»547. Мендлевич пока­зала, что существенные черты чемберленовских представлений со­ответствуют главнейшим чертам нацистской идеологии, насколько она представлена в «Mein Kampf» Гитлера и в работах таких идео­логов, как Розенберг, Геббельс и т. д.: раса и кровь в качестве важ­нейших качеств народов (как у Дизраэли); далее — иерархия наро­дов на основе крови и расы; связь расы и (ветхозаветного) особого отношения к Богу, как у «германцев». И — производная от всего этого — претензия на мировое господство. Еврейство же считалось воплощением противоположного принципа.

Мендлевич исследовала высказывания Чемберлена и Адольфа Гитлера и пришла к выводу, что они пользовались практически

* Эккарт Дитрих (1868—1923) — нем. поэт, теоретик национализма и антисе­митизма, один из основателей газеты «Völkischer Beobachter».


одними и теми же формулировками, а их лексикон почти не отли­чался. Она обнаружила и почти полные параллели, существовав­шие между идейным миром образованного буржуа, кабинетного ученого Хьюстона Стюарта Чемберлена и миром «маленького еф­рейтора великой войны» Адольфа Гитлера548. Чемберлен прекло­нялся перед Гитлером еще тогда, когда тот был никому не известен (они встречались в сентябре 1923 г., до путча в Мюнхене): «То, что Германия в час величайшей беды порождает для себя некоего Гит­лера, доказывает, что она жива; о том же говорят и его [Гитлера] действия»549. Хьюстон Стюарт Чемберлен уверил будущего «фюре­ра», что тот представляет собой силу в «космогоническом смыс­ле»550. Таким образом Чемберлен — с точки зрения национал-соци­алистов — стал «провидцем Третьего рейха», хотя в «Mein Kampf» Гитлер упоминает о нем лишь мимоходом, утверждая, что офици­альные власти были «слишком глупы», чтобы научиться у Чембер­лена «необходимым вещам».

Однако чтобы претворить подобную (в духе Карлейля) британс­кую идеологию в немецкую практику, потребовались потрясения мировой войны и социальная катастрофа. Так, в 1925 г. газета «Volkischer Beobachter» оценивала «Основы девятнадцатого века» как «Библию Движения»551. Ведь Чемберлен материализовал мета­физический дуализм, сделав его расовой идеологией, он конкрети­зировал умозрительные понятия, создав на их основе целую про­грамму действий. «Всех, кто не принадлежит к нам... следует бес­пощадно растоптать», «финикийский народ... истребить». «Я нена­вижу их всеми силами души, ненавижу и ненавижу», — писал Чем­берлен о евреях. Он считал, что человек творит добро или зло в зависимости от того, какая кровь течет в его жилах (т. е. в зависи­мости от происхождения), и потому Чемберлен возомнил, что унич­тожение «зла», якобы воплощенного в еврействе, «спасет» челове­чество. А для этого, разумеется, надо уничтожить всех евреев. Так, в начале 1917 г. он «открыл» немецкому кайзеру, что мировая вой­на — это «война еврейства... за власть над миром». Именно Чем­берлен дал теологическую трактовку конфронтации между герман­цами и евреями, представив ее как апокалиптическую последнюю схватку552. В Англии империалистической эпохи — какой бы ра­сизм в ней ни царил — чувство избранности не приобрело столь апокалиптической заостренности. И тем большую готовность всту­пить в апокалиптическую схватку выразил Байрейт, т. е. наследни­ки «Гибели богов» Рихарда Вагнера.

Но Чемберлен, по своему собственному признанию, был «не вагнерианцем, а байрейтианцем» (1888)552а. Однако при этом он


пошел гораздо дальше, чем наследники Вагнера. Хьюстон Стюарт Чемберлен спроецировал на творения Рихарда Вагнера собствен­ные расистские грезы552Ь. Враждебность к иудаизму «прежде всего... побудила Хьюстона Стюарта Чемберлена выдвинуть категоричес­кое требование... за исполнение которого взялся Гитлер: уничто­жение европейских евреев»5520. Во всяком случае, «именно Чембер­лен сумел поставить творчество Рихарда Вагнера и культуру Бай-рейта на службу политическим целям гитлеровской идеологии». Именно книга Чемберлена о Вагнере («Рихард Вагнер». Мюнхен, 1895) стала священным писанием немецких националистов-вагнерианцев552с1. Именно Хьюстон Стюарт Чемберлен возглавил движение, сделавшее «круг Вагнера» подобием «Грааля» гитлеровс­кой «партии спасения», хранителей «чистоты крови»552е. Именно чемберленовская интерпретация Вагнера составляла, по выраже­нию Иоахима Кёлера, едва ли не «сердцевину мировоззрения Гитлера»552Г.

Нацисты делали особый упор на то, что именно Чемберлен как «провидец Третьего рейха» выявил тот «армагеддон», который гер­манцы ведут с «ночными альбами» — «хранителями сокровища»5528, символизирующими еврейство552Н. Именно этот британский вдох­новитель Гитлера в ложном свете представил враждебность Рихар­да Вагнера к иудаизму и вывел из нее непримиримо-расистский экстремизм убийц. Чемберлен, не считавший евреев людьми, при­дал мифу почти противоположный смысл по сравнению с тем, что имел в виду Вагнер: тот мечтал о спасении еврейства путем его растворения в универсализме человечества5521. У Чемберлена же «Гра­аль», сверкающий лишь для «чистой расы», «больше не имеет ни­чего общего... с представлениями Baraepa»552j. Интересно, что, вы­ступая против еврейства, сам Гитлер никогда не ссылался на авто­ритет Вагнера.

В результате Хьюстона Стюарта Чемберлена называли «одним из самых злостных политических клеветников... всех времен» (так считал, например, Куби*).

В день 35-летия будущего фюрера Чемберлен заявил: «Он [Гит­лер]... не в состоянии, разделяя всю нашу убежденность в... смер­тоносном влиянии еврейства... не действовать в соответствии с ней; [не] воплощать выводы из своих мыслей в действиях — ник­то, кроме Адольфа Гитлера... То же можно сказать о его отноше­нии к марксизму: тут он признает лишь войну на уничтожение...» (1924)552к. (Кстати сказать, нет никаких достоверных свидетельств, подтверждающих, что, живя в довоенной Вене, Гитлер враждебно

* Куби — псевд. Александра Парлаха (1910—?), нем. писателя и публициста.

6 3ак 4322 161


относился к евреям — скорее наоборот.5521) Достоверно только то, что Гитлер (как он сам признавался в завещании) довел до конца логические умозаключения Чемберлена и претворил его идеи в жизнь.

«И, словно... отголосок напутствия Чемберлена Гитлеру доду­мать его мысли "до конца" и "бесстрашно сделать из них выводы", в 1943 г. прозвучало заявление Гиммлера... о том, что он признает "ответственность", которую он и его эсэсовцы взяли на себя, раз­вязав холокост, — "ответственность за действия, а не только за идею"», — пишет Иоахим Кёлер552"1.

Таким образом, Чемберлен (согласно его письму от 1 января 1924 г.) увидел в Адольфе Гитлере будущего исполнителя своей «жизненной миссии» и истребителя недочеловеков553. В тот же январский день Чемберлен назвал Адольфа Гитлера «одним из редких светочей... истинно народным человеком (Volksmensch)». Чемберлен проторил путь и для своей соотечественницы, члена гитлеровской партии, Винифред Уильяме: он способствовал тому, чтобы поставить наследие Рихарда Вагнера, ее свекра, на службу национал-социализма. И если Хьюстон Стюарт Чемберлен был расистским идеологом «вагнеровского» клана, то во главе этого клана стояла Винифред Уильямс-Вагнер. Эта англичанка «про­несла семейную традицию антисемитизма практически через весь наш век»553а. Таким образом, ее убеждения вполне совпадали с воззрениями Гитлера, которого Винифред называла «Волком». Уже в рождество 1923 г. муж Винифред — Зигфрид Вагнер мог отметить, что она «сражается за Гитлера, как львица»553Ь. И даже в 1973 г. (sic) говорили, что Винифред Вагнер продолжает верить в конечную победу Адольфа Гитлера. Эта британская единомыш­ленница Гитлера хранила его портрет с собственноручным его посвящением: «От Волка — его Винни». И потому в своем кругу ее так и величали: «Винни, подруга Гитлера»553с — Винифред Уильяме из Англии, хранительница духа Хьюстона Чемберлена, пережившая его самого. Ведь этот онемечившийся представи­тель английских Чемберленов — Хьюстон Стюарт —- первым из писателей с общегерманским (если не европейским) именем объя­вил себя сторонником национал-социалистского движения554. Именно Чемберлена (как отмечал Винфрид Шюлер) — в гораздо большей степени, чем Рихарда Вагнера или любого другого «бай-рейтианца» — следует считать идеологическим отцом Третьего рейха555. Рудольф Гесс утверждал, что всякий раз, когда Адольф Гитлер посещал Чемберлена, глаза последнего сияли: «В после­дний раз он даже произнес одними губами "хайль"». По словам


Гесса, заместителя фюрера по партии, со смертью Хьюстона Стю­арта Чемберлена в 1927 г. Германия «похоронила одного из ве­личайших своих мыслителей, борца за германское дело, как и написано на венке, возложенном от имени Движения». В после­дний путь Хьюстона Стюарта Чемберлена провожали гитлеровс­кие штурмовики, одетые в униформу556. Одним из поклонников «творчества» Чемберлена и успешным продолжателем его дела был Генрих Гиммлер557. Не случайно и то, что Юлиус Штрайхер на свой день рождения в феврале 1939 г. получил в подарок от вдовы Чемберлена переплетенные письма ее покойного мужа558. Ведь «заслуга» Чемберлена в том, чтобы сделать немецкую юдо-фобию респектабельной, была неоценима.

Согласно Джеффри Филду, труды Чемберлена — «самая убе­дительная из сделанных до 1933 г. попыток сформулировать гер­манское [фёлькише] мировоззрение... модель, на основе которой после 1933 г. было осуществлено систематическое изложение на­ционал-социалистской идеологии». Возможно, что и партийная программа Готфрида Федера в 1920 г. основывалась на той же модели559. Не случайно замаскированная апология политики Гит­лера в отношении Англии, составленная заместителем шефа им­перской прессы в Третьем рейхе Зюндерманом (1911—?) уже в послевоенное, аденауэровское время, заканчивается ссылкой на «философа и исторического мыслителя Хьюстона Стюарта Чем­берлена»560. В этом документе Зюндерман говорит о дружбе меж­ду германскими народами и рассматривает Чемберлена как зве­но, связующее две его Родины — Англию и Германию. «Кров­ная» солидарность двух германских народов по Чемберлену пред­полагала «борьбу не на жизнь, а на смерть между этими расами господ и хаосом» (под хаосом подразумевались смешанные на­ции и евреи)561. Безусловно, именно Чемберлен с его «Основами девятнадцатого века» является создателем самой долговечной формулировки «противоречия между германцами и евреями» (по­данного как центральный сюжет «мировой истории»); именно Чемберлен сделал антисемитизм «благопристойным» для образо­ванных немцев562.


Только в Англии расовые идеологии могли развиваться не­посредственно на основе национальной... традиции... Ханна Арендт

...Это уникальное племя в качестве основного закона выд­винуло принцип чистоты расы... Как нация в то время только евреи заслуживали уважения.

Хьюстон Стюарт Чемберлен


I


Пророк антисемитизма Чемберлен предлагает брать пример с евреев

X. С. Чемберлен неоднократно ссылался на авторитет британско­го империалиста Бенджамина Дизраэли, проповедовавшего чистоту расы: «...мы должны учиться у Дизраэли, утверждавшего, что сила еврейской нации кроется в ее чистоте, именно чистота расы дает силу и стабильность»563; «чистота расы, кровная солидарность»564. Хьюстон Стюарт Чемберлен любил цитировать «Танкреда» Дизраэ­ли: «Все есть раса, другой истины нет»565. Именно из этого источни­ка берут начало следующие высказывания Чемберлена: «Евреи, это уникальное племя, в качестве основного закона выдвинули принцип чистоты расы; только это племя обладает... физиономией и характе­ром... Как нация в то время только евреи заслуживали уважения», т. е. уважения расиста. Чемберлен именно как юдофоб желал сделать свойственную евреям расовую чистоту обязательной для своих гер­манцев: «Мы сами изменяем тому, что свято соблюдает самый жал­кий обитатель гетто... — чистоте крови»566. Как ранее премьер-ми­нистр Дизраэли, еврей по происхождению, так и крайний антисемит Хьюстон Стюарт Чемберлен восхищались в евреях именно тем, что объединяло их с англичанами: тем, что еврейство «никогда не под­давалось слабости»... «принять предложение породниться с кем-то»567. Напротив, оно с помощью своей религии всячески старалось сохра­нить чистоту крови568. (Так, в современном Израиле государство, следуя религиозному закону, отказывается признавать браки между евреями и неевреями*. Поэтому в 1975 г. Организация Объединен­ных Наций большинством голосов (а позже и министр от партии Мерец Ш. Атони) осудила Израиль за «расизм»)5683.

Очевидно, покинувший родину англичанин Чемберлен неосоз­нанно пытался «изобличить» в религии иудеев как раз то, что (че-

* Такой закон был принят в результате непропорционально сильного влияния "религиозных партий" в правительственной коалиции {прим. автора).


рез посредство кальвинистского пуританства) усвоили сами англи­чане, а именно осознание собственной избранности, которая, в отличие от иудеев, привела к постоянным притязаниям на мировое господство. «У народа с такой наклонностью религия порождает иллюзию особой избранности, особой угодности Богу...он замыка­ется в безумном высокомерии», — писал Чемберлен о евреях569. Вот точное определение его собственных чувств, чувств англичанина, уверенного в своей избранности. Но Чемберлен не сделал этого очевиднейшего вывода, потому что основную предпосылку пред­ставления об избранности — «принцип предопределения» он про­возгласил «исконно арийским», а принцип свободы воли, наобо­рот, заклеймил как еврейский570. Таким образом, этот британский вдохновитель создателя Третьего рейха считал, что зависимость (ко­торая предопределена свыше), подчинение — ценности в высшей степени арийские, а их противоположность — свобода (воли), на­против, является ценностью еврейской. Так, уже в 1899 г. Чембер­лен с помощью «расовой морфологии» «обосновал» утверждение, что единственная форма свободы, достойная уважения, — это не свобода собственной воли, а (как у Карлейля) свобода повинове­ния, о чем Чемберлен говорил и Гитлеру. В книге Альфреда Розен-берга, в которой он отзывается о Чемберлене как о провозвестнике и основоположнике будущего Германии, английское понимание сво­боды (логично и последовательно) интерпретируется как «свобода действовать соответственно силе»571. Несложно догадаться, что имен­но такая «прямолинейность британской воли» внушала Розенбергу «уважение к Англии, а то и преклонение перед ней». И не ему одному — и даже по сей день.

С другой стороны, новаторская книга об Англии немецкого ан­глиста Вильгельма Дибелиуса обнаружила «недопустимую» для ан­глийской культуры «чрезмерно развитую силу воли — а не свободу воли»572. И именно подобные типичные черты британской «расы господ», воспитываемые в английских паблик-скул, Хьюстон Стю­арт Чемберлен спроецировал на культуру евреев: отсутствие по­эзии, философии, которые «парализуют волю... безусловную волю к жизни»573. Соответственно и Парижская Коммуна 1871 г. пред­ставлялась ему «еврейской» — а заодно и бонапартистской — махи­нацией574. Все это вытекало из той же «логики», как и его аксиома, что права человека — не более чем «пустая фраза»575.

Сделанные выводы были абсолютно закономерны, ведь Чем­берлен, этот представитель «патристики» НСДАП, был убежден, что человечества как такового «вообще не существует»576 (до него так же считал его соотечественник Чарлз Кингсли, а после него —


его почитатель Генрих Гиммлер), и поэтому представителей «низ­ших» рас вряд ли можно назвать людьми. В связи с войной 1900 г. против китайцев (по отношению которым Чемберлен использовал почти такие же эпитеты, как и к евреям) он заявлял, что с такими тварями следует обращаться, как с «домашними животными» — т. е. сажать их на цепь. Эпигон Чемберлена, Генрих Гиммлер, подчер­кивал, что русские являются «зверолюдьми». (Его британский вдох­новитель тоже ненавидел русских — вместе с чехами и поляками. Ненавидел до такой степени, что просто брезговал читать Достоев­ского. «Русские — новое воплощение вечной империи Тамерлана», — полагал Чемберлен. Такого мнения о русских придерживался не он один. Так, в то время, когда этот вдохновитель Гитлера только появился на свет, некоторые представители его расы считали, что от русских, участвовавших в Крымской войне, «исходил специфи­ческий душок: едкий, непреодолимый запах кожи»577.) Представи­телей «неполноценной черной расы» Чемберлен относил скорее к животным, чем к людям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.