Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Fight with shell and bullet 4 страница





рисом, кровь у них жидкая и течет медленно». Так охарактеризовал покоренных в 1886 г. туземцев британский колониальный офицер Э. Чарлз Браун698.)

Один дипломат Третьего рейха в 1940 г. так мотивировал утвер­ждение, что «англичане объективно правы... в том, что колонии — это бремя»: «Что мне делать, чтобы туземцы работали? Это уже известно, но как же мы, сентиментальные европейские гуманисты, можем использовать плети из крокодильей кожи, или отрубать руки, или клеймить каленым железом?»699 Требование «клеймить» или по крайней мере делать специальные татуировки выдвигалось уже в 1911 г. в Юго-Западной Африке, колонизованной Германским рей­хом (порядок и там устанавливался не без оглядки на британские образцы)700, а после такая практика была введена и в отношении если уж не всех жителей восточного пространства, отбывавших тру­довую повинность, то по крайней мере в отношении всех заклю­ченных гиммлеровских концлагерей. Эпигонам мистера Хьюстона Стюарта Чемберлена вполне хватало «обоснований», чтобы оправ­дать методы обращения с туземцами на «восточном пространстве» (включавшие, как известно, и «спецобращение»): «Русский испокон веку привык к жестокому и беспощадному отношению со стороны властей»701. «Великодушие не оправдано, когда имеешь дело с азиа­тами... которые в любезности всегда видят признак слабости», — традиционно считали британские «эксперты» по колониальному пространству, явившемуся моделью для «восточного пространства» Гитлера. В конечном счете фюрер был убежден, что «славяне — прирожденная масса рабов, вопиющая о господине» (а его идеолог, ученик Чемберлена Альфред Розенберг высказывал аналогичное мнение в отношении индийцев). Ведь Гитлер подходил к своему расовому империализму с английскими колониальными мерками — и потому был убежден, что «индийцы опустились бы без длани английского хозяина». «Так и здесь... Наша Индия — это русское пространство, и как англичане правят с помощью горстки людей, так и мы будем управлять своим колониальным пространством...»702. «Посмотрим на англичан, которые при помощи 250 тысяч человек —- из которых вооруженные силы составляют около 50 тысяч — управляют 400 миллионами индийцев...»7023. Рассуждая в таком духе, Гитлер настоятельно призывал доказать, «что не одни англичане могут с помощью тончайшего слоя администрации управлять боль­шими массами народа»703, «нет, на это в равной мере способны и немцы». «Теперь начнется столетняя борьба, и это прекрасно: мы не заснем... Потому я буду заботиться, чтобы она встряхнула эту молодежь»704.


Как известно, эта борьба должна была «встряхнуть» (по Гитле­ру) и гитлеровские СС. Войска СС должны были особо отстаивать «физическую и моральную территорию, необходимую для расы эк­спансивной и имперской» (говоря словами английского вице-ко­роля лорда Керзона). Орудием в этой борьбе служила не культура, а куда более сильная вещь — огнестрельное оружие. В пьесе груп-пенфюрера СС Ханса Йоста один «соратник» всякий раз, когда слышит слово «культура», ощущает желание снять револьвер с пре­дохранителя. При Гитлере Йост стал президентом Академии лите­ратуры. В Англии столь практичный вождь не занял бы такого по­ста. Правда, не столько из-за «револьвера», сколько потому, что для англичан бесполезность и даже вредность литературы уже дав­но стала аксиомой. (Так думал и современник Ханса Йоста, дирек­тор Винчестерской паблик-скул, председатель Имперской объезд­ной комиссии паблик-скул (1926) Монтегю Рэндалл, один из тех, кого пригласили для улучшения отбора нордических родсовских стипендиатов (стипендиатов германской расы)705.) Литература, по мнению англичан, мешала муштре хранителей империи, подрыва­ла дух элитарных паблик-скул, враждебный разуму и индивидуаль­ности706.

Когда воспитание ставит перед собой такие цели, разглаголь­ствования также становятся помехой. Ведь многословие, как изве­стно, характерно для кляузников и ворчунов, тогда как для людей, облеченных реальной властью, характерен грозный рык. Соответ­ственно и заповеди для представителей балтийско-баварско-ост-маркской расы господ в «немецкой Индии», в гитлеровском вос­точном пространстве гласили: «Вы никогда не убедите русского... Говорить он может лучше вас, потому что он прирожденный диа­лектик... Решающее значение должна иметь лишь ваша воля... в том числе и благодаря ее твердости... Сохраняйте дистанцию по отношению к русским, они не немцы»707. «Если ты шатаешься пья­ным на глазах своих иноплеменных рабов, то разве ты создаешь впечатление, что это раса господ прибыла сюда?», — иронизировал Генрих Гиммлер708.

Из английского колониального опыта следовало, что «европей­ская администрация представительствует от имени чего-то величе­ственного... И, следовательно, мы снова возвращаемся к английс­ким методам... Хайль Гитлер», — утверждал один представитель рейха в Эфиопии в 1940 г.709 Для колониальных англичан, чьи ме­тоды управления послужили образцом для немцев, важно было на­учиться держать себя, изображать олимпийское превосходство — и сохранять этот имидж перед туземцами («Стоит только один раз


дать им повод усомниться в непобедимости британской власти, и все достигнутое рассыпется в прах»)710. «Перед низшей расой необ­ходимо демонстрировать власть, могущество и холодность», чтобы туземцы не увидели чего-нибудь, что могло бы подвергнуть сомне­нию «недостижимую высоту статуса высшей расы», статуса боль­шего, чем просто статус человека. Так, бойскауты должны были учиться внушать туземцам, что «англичанин —...больше, чем про­сто человек». Имитируя превосходство, англичане — «как нечто большее, чем [просто] человеческая раса» — привычно соблюдали дистанцию по отношению к покоренным народам. «На публике следовало постоянно сохранять внешнее достоинство — наполови­ну за счет высокомерного выражения лица, [естественного для ан­гличан], наполовину за счет [соответствующей] маски»711.

«Со всем этим можно было бы смириться... если бы англича­нам... были присущи возвышенные добродетели и высокая ду­ховность...»712 А поскольку британцы не проявляли этих качеств, автор «Более Великой Британии», сэр Чарлз Уэнтворт Дилк713 давал следующие наставления о том, как удерживать власть: «Сто лет англичанин в Индии держался как полубог. Он считает себя высшим существом, а [туземное] население воспринимает его так же, как он сам оценивает себя. Всякое ослабление уверенности... как со стороны англичан, так и со стороны индийцев, было бы опасным»714.

Возможность подобного ослабления внушала серьезный страх. «Наши офицеры рассказывают, что любой туземец, говорящий по-английски,негодяй, лжец и вор, что... недалеко от истины», — заявлял сэр Чарлз Дилк715. Именно в «туземцах», получивших ан­глийское образование, колониальные британцы видели наиболь­шую угрозу716. Существовала «опасность», что они знают больше и в разговоре над ними не удастся взять верх. Именно поэтому среди всех «туземцев» колониальные англичанине предпочитали по­слушных солдат и с подозрением относились к разглагольствую­щим индусским интеллектуалам (бенгальским «бабу»)717. В 1886 г. руководитель африканского отдела британского колониального ве­домства заявил, что «образованный туземец — это проклятие за­падного побережья...» В Британской Западной Африке это мне­ние оставалось в силе еще в 1938 г.: «неученых туземцев предпо­читали ученым»718.

В противоположность англичанам, немцы кайзеровских времен с их миссионерским менталитетом стремились распространять соб­ственную культуру среди населения колоний719. Адольфу Гитлеру, напротив, казалось бессмыслицей, чтобы Германия «мотивировала


свое право на колонии способностью и желанием распространять немецкую культуру...» Ведь в этом отношении фюрер также рав­нялся на английские образцы: англичанину никогда бы не при­шло в голову обосновывать создание колоний «чем-то, кроме аб­солютно реальных и практических преимуществ». «Не стоит за­бывать и про плеть, повсеместное использование которой обус­лавливалось полным отсутствием риска вступить в противоречие с культурной миссией». А «если... туземцы... у нас... чувствовали бы себя лучше, чем при англичанах, то для нормального англича­нина это... говорило бы только в пользу английского типа коло­ниальной политики»720.

Опасения же, что подобные колониальные методы могут быть применены в самой Англии, что система насилия, «легализован­ная» в Британской Индии (со ссылкой на незрелость туземцев и их привычку к деспотизму), может быть навязана и Англии, возникли почти одновременно с созданием Британской Индии. В 1788 г. Эдмунд Бёрк тщетно убеждал разорителя Бенгалии Уоррена Гас­тингса не подменять божью или человеческую этику «географичес-ко-климатической нравственностью» (не релятивизировать нрав­ственность). То есть если максима завоевателей «Я нахожу народ в рабском состоянии и обращаюсь с ним как с рабами» будет перене­сена из покоренной Индии в чувствующую себя свободной Анг­лию, свободы последней утратят свою силу721: «Нижняя палата... сможет сохранять свое величие... до тех пор, пока она будет в силах препятствовать проникновению нарушителей закона из Индии в законодатели Англии». («Как можем мы в дальнейшем [всегда] со­хранять деспотическую власть над ста миллионами азиатов и [при этом] не потерять собственной свободы?» — спрашивал Ричард Кобден в 1857 г.722) Это знаменитое предостережение было тем бо­лее уместным, что даже крупнейший английский критик конфор­мизма, Джон Стюарт Милль, отвергая насильственное подчине­ние, делал исключение для «отсталых обществ, раса которых еще пребывает в несовершеннолетнем состоянии». То есть Милль со­вершенно по-утилитаристски ставил право людей на свободу в за­висимость от их «аттестата зрелости». Этот, пожалуй, самый влия­тельный из социальных критиков Англии оправдывал деспотизм, если он практиковался в отношении варваров и «имел целью их исправление»723. Британское правительство, угнетавшее туземцев в Индии («факты... в которые трудно поверить, даже после ужасов Европы XX века»724), в самой Англии не желало полностью ограни­чивать себя законами; кровавый террор, при помощи которого в 1857 г. было задушено восстание за независимость Индии, мог быть


7 Зак. 4322



применен и против недовольных низших слоев Англии: об этом еще 18 сентября 1857 г. в Лондоне предупреждал оппозиционный полковник Фицмайер*725.

Наиболее известное изложение опасностей, угрожающих де­мократии в имперской «метрополии» со стороны империализма, было сделано Джоном Гобсоном** в 1902 г. Он показал, что анти­демократизм органически свойствен империализму, что дух импе­риализма «отравляет идею демократии, заложенную в уме и харак­тере народа». В то время как империя расширяется, колониальные военные «открыто презирают демократию», внося этот дух презре­ния в парламент и подрывая парламентаризм, чтобы и дальше воз­лагать «ярмо империализма на плечи "негров"».

«Юг Англии полон людей...чей характер сложился в атмосфере наших деспотически управляемых владений. Немало их... занима­ет ответственные посты в полицейских учреждениях и тюрьмах; они — сторонники всяких принудительных мер... Если все искус­ство тиранической власти, если все ее силы, приобретенные и при­меняемые в наших несвободных владениях, обратятся против сво­боды нашего отечества, то, право, это будет справедливым возмез­дием за империализм....Каким непрерывным потоком льется сюда яд безответственного автократизма»7253, неся с собой равнодушие и даже откровенную враждебность к свободам подданных.

С другой стороны, то, что сразу после 1857 г. англичане начали проводить авторитарно-репрессивную политику по отношению к индийцам, отражало страх привилегированных классов перед рас­ширением избирательных прав726, страх, объяснявший, почему ан­гличане приветствовали (правда, пока что в других странах) вожди-стский принцип. О том, что и демократические страны применяют в своих колониях вождистский принцип, напоминал -ине совсем необоснованно — гитлеровский наместник генерал Риттер Франц фон Эпп727. Именно на основе колониального опыта Британской Индии (ставшей прообразом гитлеровского «восточного простран­ства») Фицджеймс Стефен728, служивший в 1869—1872 гг. в совете вице-короля лорда Ричарда Мэйо***, вывел следующее правило: «Подсчет голов [для выяснения результатов голосования] происхо­дит по тем же принципам, что и проламывание голов»729. В том смысле, что если головы не собираются разбивать, то вовсе неза­чем их сначала тщательно подсчитывать. А значит следует избегать

* Фицмайер Джеймс Уильям (1813—1895).

~ Гобсон (Хобсон) Джон Аткинсон (1858—1940) — англ. экономист, либерал-антиимпериалист.

•" Бёрк Ричард Саутвелл, шестой граф Мэйо (1822—1878) — вице-король и генерал-губернатор Индии.


голосования. Мудрое меньшинство должно повелевать невежествен­ным большинством — так же, как всадник повелевает лошадью11^. Под заголовком «Свобода, равенство, братство» упомянутый идео­лог английского колониализма — еще до Хьюстона Стюарта Чем-берлена, вдохновителя Гитлера — разоблачает эти идеалы как «боль­шие слова для мелких вещей»730. «Люди не должны быть свободны», — утверждал он на основе своего колониального опыта в Индии. Это положение ассоциировалось с англичанами, владевшими Ин­дией. Книга «излагала европейские проблемы в [британско-]ин­дийском свете»731, отрицая европейскую демократию во имя-бю­рократического деспотизма Британской Индии. Фицджеймс Сте-фен был настолько восхищен системой управления британскими колониями в Индии, что «готов был перенести ее на своих соотече­ственников в Англии». Именно «философия британской государ­ственной службы в Индии» Фицджеймса Стефена вдохновила бу­дущего вице-короля Индии лорда Керзона. В конечном счете, вла­ствование в этом регионе стало считаться ценностью само по себе; ценностью являлась и «гордость от того, что ты принадлежишь к господствующей расе»732. На основе опыта британского правления в Индии Фицджеймс Стефен пришел к выводу, что «упоение влас­тью, расовая гордость и культ насилия — это основы жизни»т. «Лютая ненависть к революции и революционерам... пылкое желание про­тиводействовать всем чаяниям народа... Чувство, которое возму­щенный жандарм испытывает по отношению к толпе, во имя гу­манности бьющей стекла...»734

Вполне логично, что для этого отставного хранителя британско­го порядка в Индии — еще до Хьюстона Стюарта Чемберлена, до Альфреда Розенберга, и до Адольфа Гитлера — даже основополож­ник исторического христианства ассоциировался с бунтом. Созна­тельный администратор британской колонии поступил бы со столь мятежным пророком точно так же, как римский прокуратор Пон-тий Пилат с Иисусом из Назарета... (писал Фицджеймс Стефен). (Хотя Стефен открыто и не высказал мысль о том, что распятие Христа было справедливым делом, он тем не менее приходит к выводу, что британский колониальный управляющий какой-нибудь мятежной провинции поступил бы правильно, казнив подобного религиозного провидца.)734а

В целом англичане в Индии в позднеимпериалистический пери­од — так же как X. С. Чемберлен, вдохновитель Гитлера, — имели склонность к деуниверсализации христианства. Христианскую ре­лигию словно бы сводили до роли отличительного признака англи­чан как уникальной расы — англичане стали придерживаться такой


позиции задолго до «немецких христиан», духовно ориентировав­шихся на Третий рейх. Ведь индийцы были не вправе, меняя рели­гию и становясь христианами, рассчитывать также на изменение своего социального статуса, — социальная дистанция между ними и англичанами должна была оставаться незыблемой и в конфессио­нальном отношении735.

Идеолог империализма лорд Альфред Милнер утверждал, что туземцы, перешедшие в христианство, становятся «наглыми, неуп­равляемыми и ленивыми»7353. Из представлений о расе, существо­вавших в викторианскую эпоху, следовало, что христианское уче­ние является источником «опасных представлений о демократии и всеобщем равенстве», и, естественно, англичане не могли допус­тить распространения подобных идей среди тех, кого «совершенно заслуженно следовало удерживать в подчиненном положении»7350. Таким образом, они предпочитали, чтобы туземцы оставались языч­никами, и расценивали деятельность миссионеров как пагубную. Просвещать каннибалов, рассказывая им, что все равны перед Бо­гом — значит портить их и вводить в заблуждение. «Даже священ­ная правда не может сделать черного белым, а белого черным; точ­но так же, как не может она сделать вас равным... вашему хозяину»7350. Принадлежность к высшему или низшему классу оп­ределялась в глазах англичан не верой, но цветом кожи. Те же, кто стремился «подняться выше своего статуса», будь то английские рабочие или чиновники-индусы, и подражал людям более высоко­поставленным, становились посмешищем в глазах общества. Так, уже в 1916 г. вице-король Индии лорд Челмсфорд запретил инду­сам организовывать собственные отряды бойскаутов, считая, что это могло «оказать на них опасное влияние». Однако, поскольку главным долгом бойскаутов являлось безоговорочное подчинение вождю, к 1921 г. вице-король лорд Руфус Ридинг стал лидером ин­дийских скаутов7350.

В самой Великобритании социальная дистанция, которую низы по традиции воспринимали как должное, только увеличилась в ре­зультате опыта владычества над Индией. «Вместе с индийскими англичанами, уходящими на пенсию, в Великобританию проника­ло некое подобие кастового менталитета, дополнительно углубляв­шего и без того глубокий раздел между классами». Так, в Эдинбур­ге возникло нечто вроде каст, и в одну из них входили пенсионеры из Британской Индии. Эти люди по большей части не могли по­хвастаться высоким происхождением, но они «позаимствовали» его в стране каст; в то время слово «брахманы» стало использоваться для обозначения самого высокого происхождения736. Англичане


вообще были уверены в собственном превосходстве над всем ми­ром. И в Капской колонии британцы «чувствовали себя аристокра­тическим сословием; в этом случае роль низших классов... играли туземцы», чьими хозяевами они были737.

Интересно, что еще в начале 1920-х годов англичане обвиняли большевизм и иудаизм в подстрекательстве индийских национали­стов к сопротивлению британскому господству. В колониальном романе Флоры Стил «Закон порога» болыпевистско-иудейские эмис­сары «пьют за архибольшевика Бакул/ина [sic], за уничтожение дис­циплины и порядка и полную свободу для зла»738. Ведь еще до Гит­лера, уверенного, что за революцией в России стоят евреи, англи­чане-империалисты мыслили сходным образом: они считали, что за индийским сопротивлением чужеземному британскому господ­ству стоят еврейские силы. Предвосхищая нацистскую пропаганду, в ноябре 1917 г. английская империалистическая пресса уже назы­вала большевистских вождей «крысоподобными обитателями кло­ак», приписывая большинству из них карикатурные еврейские имена738а. «Еврейская олигархия» якобы желает «взрыва в Индии», направленного против Великобритании, а уступки индийским на­ционалистам в 1918 г. объяснялись тем, что Эдвин Сэмюэль Мон­тегю, министр по делам Индии, был евреем и отличался «нежела­нием или неспособностью править... сильной рукой»739. «Железным кулаком» фашистского диктатора Бенито Муссолини в 1923 г. вос­хищался бывший образцовый британский вице-король Индии лорд Керзон. Ведь в конечном счете лозунги фашистов призывали «ве­рить и повиноваться» — а никак не сомневаться, и уж тем более не критиковать740. И те же самые «добродетели» уже в течение не­скольких поколений упорно прививали британской «расе господ» ее воинствующие священнослужители вроде Чарлза Кингсли и про­рока Томаса Карлейля, тосковавших по вождю. «Верь, повинуйся, сражайся» — вот идеалы, из поколения в поколение вдохновляв­шие правящий класс Британской империи.


У них будут идеалы, которые сделают убийство благодар­ной деятельностью.

Герберт Дж. Уэллс, 1924

ГЛАВА 10

ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ГЕОПОЛИТИКОВ ГИТЛЕРА. КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ ВЛАСТЬ: «КАРТХИЛЛ»

В 1924 г. — через год после того, как лорд Керзон восславил фашистского дуче, общество смогло ознакомиться с самыми на­стоятельными рекомендациями о том, как сохранить британское господство над Индией. Речь идет о книге «The Lost Dominion» («Утраченная власть»*) Беннета Кристиана Хантингтона Калкраф-та Кеннеди (1871 — 1935), уполномоченного по делам юстиции в провинции Синд Британской Индии и члена Верховного суда Бом­бея741, опубликовавшего книгу под псевдонимом Ал. Картхилл. В своем труде Картхилл (в контексте общепринятой среди британцев практики расистского империализма, а также используя характер­ные ссылки на «азиатские деспотизмы» и рекомендуя не останав­ливаться перед массовым истреблением) самым радикальным об­разом разделывался с либеральным британским гуманизмом и пар­ламентаризмом. Эта книга, с ее иронически-уничижительной «ра­совой» характеристикой индийских «туземцев», изобличением де­мократии, пацифизма, принципа самоопределения — всего того, что в соответствующих кругах Германии называлось «слюнявым гуманизмом» — была почти сразу же переложена на немецкий язык (одним «фёлькише» издательством) под названием «Verlorene

* В 1925 г. эта книга (правда, в сильно сокращенном виде) была издана и в России под заглавием: Ал. Картхилль. Потерянная империя: Почему англичане потеряли Индию. Повесть англо-индийского администратора / Пер. Н. Губс-кого и Е. Зубковой под ред. В. Яковлева. [М.]: изд-во М. и С. Сабашниковых. 1925. Далее некоторые цитаты приводятся по этому изданию.


Herrschaft» (1924). Предисловие к немецкому изданию этой книги написал учитель Рудольфа Гесса и наставник Адольфа Гитлера, про­фессор Карл Хаусхофер, восхищавшийся Британской империей. В предисловии Хаусхофер проводил параллели (в духе Вагнера) между ситуацией, описанной в книге Картхилла, и Валгаллой: «как если бы Вотан, под победными рунами которого некогда выступали англо­саксы, в последний час Валгаллы еще вынужден был председатель­ствовать на конгрессе пацифистов... и уже... видел трепетанье пер­вых огоньков мирового пожара»742. Сам Картхилл был сторонником государственного террора и подтверждал его эффективность. Этот колониальный британский авторитет заявлял, что он опроверг мне­ние, будто «[на штыках]... нельзя сидеть [по крайней мере долго])». Ведь «если штыков достаточно и они так хорошо воткнуты в тело жертвы, что она не будет извиваться, если размещение этих штыков проведено в определенном и искусном плане, то при их помощи можно соорудить... нечто вроде лесов, на которых... можно водру­зить довольно устойчивый консульский... трон»742. Успешное «кон­структивное подавление», применявшееся в колониальной полити­ке, Картхилл оценивал как «похвальное». Впрочем, он сожалел об отсутствии у англичан необходимого единодушия. Ему казалось, что оно исчезло; он более не видел британской решительности и «могу­чей убежденности народа, верящего в себя», — «той веры, которая дает людям силы противостоять богам»743.

«У немецкого народа отныне будет доступ к одной из самых силь­ных книг... англосаксов о государстве», — писал в заключении гит­леровский геополитик Карл Хаусхофер. Он также рекомендовал гит­леровской Германии сотрудничать с Британской империей. «Ведь у таких противников можно и нужно учиться»744. «Если... среди народа господ возобладает настроение... отказаться от законного права на насилие, то в отношении Индии... ничто другое не подействует»745.

После того как подобные установки — особенно деспотизм во­сточного типа и всесилие европейской бюрократии — настолько хорошо сработали в Индии, Картхилл пытается внушить мысль, что соответствующие методы следует применить и для искорене­ния непорядков в самой Британии (как отметила Ханна Арендт746). Однако — согласно мистеру Картхиллу — «британские избиратели, которых каприз Провидения поставил распорядителями судеб че­ловеческого рода», не имеют «надежныхруководителей»1*1. Он явно имел в виду руководителей, которые должны были еще более воин­ственно отстаивать расовую чистоту и насильственно отделять свет культуры от тьмы. Ведь «несчастна та особь, что появляется на свет в результате физического скрещивания особей двух разнородных


племен. Каждая клетка в ней — арена гражданской войны. Едва ли менее несчастен тот, чей интеллект усвоил чужую культуру, тогда как его инстинкты ее отвергают»748.

Больше всего огорчало Картхилла то, что из английской культу­ры, даже из той, которая распространялась в Индии, не удалось исключить либеральные идеи, противоречившие представлениям о расовом превосходстве, деспотизму и бюрократической гегемонии, идеи, «пригодные для гуманистической... и подрывной агитации — под маской демократии и самоопределения»749. Это была опасность, которую англичане «проглядели»: ведь британское «правительство питало известное презрение к образованию». «Британско-индийс­кий деспотизм... не сознавал необходимости... сдерживать распро­странение таких идей»750. То есть вина за распад империи (в отно­шении Индии) возлагалась и на английские власти, равнодушно взиравшие на распространение в колониях таких тлетворных евро­пейских представлений, как демократические взгляды.

Для империализма «было важно, чтобы человек из покоренного народа оставался неразвитым, чтобы его не обучали чужому языку [завоевателей] в таком объеме, который позволил бы ему, к приме­ру... получить образование на опасно высоком уровне». Так утвер­ждал один немецкий автор, говоря о гитлеровском «дранг нах ос-тен» и о «культурной политике» Третьего рейха на завоеванном «восточном пространстве»751. Однако эта формулировка почти бук­вально совпадает с высказываниями таких столпов Британской империи, как наместник Великобритании в Пераке (Малайя) сэр Фрэнк Суэттенхем. Как и Картхилл, горевавший, что англичане оставляют свои позиции в Индии, Суэттенхем считал, что немалая доля вины в неповиновении британским имперским властям лежит на тех, кто позволял «туземцам» получать английское образование. «И если бы бабу [т. е. «пишущий» индиец, обученный английско­му] имел душу, она бы, верно, потребовала отчета от тех, кто дал ей дар речи для выражения неосуществимых притязаний класса, столь же богато наделенного способностью к высокопарной агитации, сколь жалкого с точки зрения... телосложения, которым отличают­ся господствующие расы... В Индии воспитание [education] пред­ставляет все большую опасность»752. «Давать малайцам высшее об­разование значило бы вкладывать им в руки интеллектуальное ору­жие, которое они могли бы обратить нам на погибель»753. «Мы в безопасности, пока обучаем детей [Британской Малайи] читать, писать и считать исключительно на их языке»754. (Правда, нельзя сказать, чтобы даже в Малайе британская школьная политика все­гда твердо следовала этой линии, да и христианские миссионеры


распространяли среди «туземцев» не только те знания, которые были угодны британским империалистам.)

Именно подобную политику намеревался проводить в жизнь — причем гораздо более беспощадно и последовательно, чем британ­цы — Генрих Гиммлер в отношении народов «восточного простран­ства»: «Никогда в будущем не следует учить этих людей чему-то, кроме "умения написать [собственное] имя, кроме того, что по­корность немцам... — божественная заповедь". Они не должны уметь читать». (В Англии, в страхе перед революцией, советовали не зап­рещать бедным читать, а вот писать не разрешать.) Рейхсляйтер Мартин Борман в начале октября 1940 г. заявил следующее: «Поля­кам надо оставить их католических попов, чтобы они "оставались тупыми и глупыми"». А всех польских интеллектуалов, по его мне­нию, следовало уничтожить, что «отныне... становилось законом жизни»755. Некий крайсляйтер и гебитскомиссар Бехер как-то зая­вил: «У кого я замечу интеллект, тот будет расстрелян»756. Тех же поляков, которых никак не удавалось лишить этой тлетворной об­разованности, просто уничтожали: «Слой вождей, выявленный нами сейчас в Польше, подлежит ликвидации; то, что вырастет потом... надо будет снова удалить»757. В мае 1940 г. генерал-губернатор док­тор Ханс Франк отмечал в своем дневнике: тот факт, что внимание всего мира сосредоточено на Западном фронте, «мы используем... для массовой ликвидации... поляков, прежде всего ведущих пред­ставителей польской интеллигенции...»758 Таким образом, власть, наводившая «порядок» на «восточном пространстве», в «немецкой Индии» Гитлера, не испытала на себе того, что для британского империалиста Картхилла было «проклятием клеветнической прес­сы»759, проклятием интеллектуалов-моралистов, которые «из мораль­ных соображений противятся общезначимым принципам»760. Тех, кто не приемлет истин, верных «для всех остальных», тех, кого проклинал еще Карлейль, а доктор Геббельс назвал «критикана­ми». И не кто иной, как Адольф Гитлер, чувствовал себя обязан­ным «самым жестким образом обходиться с теми [в том числе и] фёлькише бумагомарателями, которые в подобной форме приоб­ретения земли [немецким мечом для немецкого плуга] видят на­рушение священных прав человека... и соответственно выступают против нее своей пачкотн ей»761. Ведь смерть последнего немца стала бы смертью и для последнего пацифиста, — иронизировал Гитлер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.