Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биоэнергетика А. Лоуэна




 

Основная цель – привести психически больного к соприкосновению с реальностью. Пациент не ориентируется в реальном времени, пространства или своей личности. Это психотическое состояние. Он страдает от галлюцинаций, которые искажают его восприятие реальности. Невротик ориентируется в пространстве и времени. Его восприятие действительности не искажено, но понимание ее поверхностно и ошибочно. Он живет на основе иллюзий. Однако определить, что такое реальность, не всегда легко. Часто бывает трудно дать четкое определение тому, что является иллюзорными, а что разумными представлениями о реальности. Человек, который гордится своими реалистическими взглядами имеет скрытые иллюзии.

Есть только одна бесспорная реальности в жизни каждого человека – это его физическое существование или существование его тела. Ни один человек не может существовать без своего тела. Не существует ни одной формы психического существования человека, которые было бы независимо от его физического тела. Но физическое существование человека включает в себя как материальный, так и духовный аспект. С этой точки зрения концепция психической болезни также является иллюзией. Не существует такого психического расстройства, которое не было бы одновременно и физическим расстройством. Человек находится в депрессии как на физическом уровне, так и на психическом, являясь разными аспектами одной личности. Болезнь не кроется в голове.

Более подходящим для описания расстройства личности будет «эмоциональное заболевание». Слово «эмоция» имеет дополнительное значение «движения» и поэтому может обозначать как физическое, так и психическое. Движение происходит на физическом уровне, но осознание и восприятие его – на психическом. Эмоциональное расстройство охватывает эти два уровня личности. Человек, угнетенный депрессией, страдает и от депрессии своей души.

Подлинная духовность имеет физиологическую или биологическую основу. Утрата веры.

 

ПОЧЕМУ МЫ ВПАДАЕМ В ДЕПРЕССИЮ?

Депрессия стала настолько распространенным явлением, что один психиатр описал ее как совершенно нормальную реакцию. Близорукость или боль в пояснице – разве это нормально?

Многообразие состояний в течение дня. Радость, экстаз, боль, но не депрессия. Сравнение человека со скрипкой. Когда струны настроены должным образом, они вибрируют и издают звук. Затем на ней можно сыграть веселую или грустную мелодию, панихиду или оду радости. Если же струны настроены плохо, то в результате получится какофония. Депрессия – неспособность взаимодействовать с окружающей средой. Депрессия может усугубится – если у больного наступит улучшение.

СКУЛЫ С ПОДБОРОДКОМ СЛОВНО ОКАМЕНЕЛИ придавая лицу угрюмый вид. А тело казалось настолько жестким, что казалось сделано из твердых пород дерева. Мать впала в истерику, он закрылся в комнате, чтобы хоть как-то оградиться от ее воплей и рыданий, но она подошла к его двери, требуя, чтобы он вышел. Он не вышел, потому что остался «закрытым» до настоящего времени. Переносить муки с улыбкой на лице. Мрачная маска боли и отчаяния. Снижение жизненной энергии.

Другой больной принимал идиотскую позу клоуна, что не соответствовало его интеллекту. Крепкая и чрезмерно развитая мускулатура была результатом зажатия и сдерживания чувств. Никогда не испытывал душеного подъема, чувствуя себя скованным и придавленным. У большинства людей отсутствует внутренняя радость, внутреннее оживление, которые добавили бы им жизненной энергии. Они продолжают жить как холодные расчетливые машины, воспринимая все вокруг в унылых и мрачных тонах.

Когда я первый раз увидел Анну, она выглядела совершенно разбитой. Дряблое тело со слабыми, безжизненными мускулами. Кожа на лице сморщилась и поблекла. У нее не хватало энергии глубоко дышать и она постоянно повторяла: «Это бесполезно».

В четыре года в течение полутора лет она имела привычку наблюдать, как мочится ее отец, и она часто дотрагивалась и держалась за его половой член. «Оставь меня в покое, ты неряха!». Неприязнь к собственному телу и к собственной сексуальности. Вся чувствительность Анны сосредоточилась в области груди. Она была единственным источником эротического удовольствия. Перенесла пластическую операцию на груди, чтобы сделать ее более упругой. Можно было поставить под сомнение ее сознательную мотивацию, потому что после операции она утратила все ощущения в области груди. Неосознанным стремлением к операции было желание отсечь все эротические чувства своего тела. Ведь оно своими влечениями доставляло ей множество хлопот и неприятностей. С другой стороны, она обладала светлым умом, живым интеллектом, безграничными творческими способностями. Как же велик был соблазн забыть о своем теле и жить в неземной атмосфере чистого духа! Но она не была шизофреничкой. Такая диссоциация была бы невозможна для нее. Она могла умертвить свое тело, но не могла жить вне его.

Интерес к мужским половым органам – символ порождающей жизни. Перенос от груди и ее сосков. Такой перенос случается, когда первичный объект недоступен. Отсутствие теплых отношений с матерью. Отвергнутая собственным отцом Анна лишилась получать эротическое удовольствие от соприкосновения или контакта с телом с телом своего отца.

Нереальность. Люди живут прошлым, отрицая настоящее. Анна продолжала сохранять в себе чувство отторжения, которое она получила от отца, перенеся его чувство на собственное тело. Прошлое продолжало в ней жить и однажды полученная травма неизбежно давала о себе знать в настоящем.

Потребность компенсировать чувство отторжения. Такой человек будет думать о будущем, где его все принимают и одобряют. Ум в своих фантазиях и мечтах пытается изменить неприятную и непринимаемую реальность, создавая образы которые будут возвеличивать и наполнять силой эго. Маргарет видела будущее как время, в котором не будет места ни грусти, ни боли, ни каким-либо раздорам. Дэвид видел себя в будущем обожаемым и любимым за свой стоицизм, совершенно игнорируя при этом тот факт, что такая позиция мешает общению и на самом деле ведет к одиночеству. Джордж вынашивал тайный образ силача, который воплощался в его чрезмерно развитых мускулах, но эти мускулы скорее ограничивали его. А Анна сказала: «А стоит ли вообще дышать?».

У человека в депрессии отсутствует самовосприятие. Ум его сосредоточен на нереальных образах. Он не осознает ограничений, которые накладывает на него жесткость его мышц. Он не ощущает нарушений в функционировании своего тела, своей низкой неподвижности, не ощущает затрудненного дыхания, потому что отождествляет себя со своим эго, своей волей и своим воображением. В погоне за иллюзиями.

Через любовь мы выражаем себя, утверждаем свое существование и свою личность. Самовыражение является еще одной потребностью всех людей и всех живых существ. САМОВЫРАЖЕНИЕ СИЛЬНО ОГРАНИЧЕНО, если не блокировано полностью. Выражают себя только через бизнес или воспитание внука.

Самость – это в основном телесное явление, и самовыражение таким образом означает выражение чувств. В действительности диапазон чувств, которые человек может выразить, определяет широту его личности. Хорошо известно, что человек, находящийся в депрессии, закрыт и что высвобождение любых чувств, таких, как гнев или печаль, которые могут быть выражены в плаче, ударах – благотворно. Своеобразными каналами для выражения чувств служит голос, движения тела и глаза.

Без свободы самовыражение невозможно. Любое человеческое общество налагает определенные ограничения на личную свободу человека в интересах социальной сплоченности. Но существуют еще личные преграды. Человек в депрессии ограничен неосознанными барьерами с табличкой «следует», «не следует». Строит фантазии о свободе.

Нереальными являются не сами цели, а вознаграждения. БОГАТСТВО, УСПЕХ И СЛАВА. Богатство часто ведет к обнищанию духа. Иллюзия, будто успех и слава не только усилят наше самоуважение, но и уважение со стороны других людей. Достигнув успеха, многие люди заканчивали свою жизнь самоубийством. Слава не избавляет от одиночества. Настоящая жизнь кроется на самом глубоком, внутреннем личностном уровне. САМОПРИЗНАНИЕ, САМОУВАЖЕНИЕ, САМОВЫРАЖЕНИЕ. Когда человек вынужден выдавать себя за чей-либо образ, это означает, что в своем внутреннем мире он чувствует себя «никем». Такое чувство является результатом диссоциации эго от тела. Потеря тела, которая эквивалентна ощущению себя «никем», вынуждает его заменить реальное тело образом, который основан на социальной, политической или экономической позиции.

Если мы хотим увидеть настоящего человека за «фасадом» социального поведения, то мы должны прежде всего посмотреть на его тело, понять его чувства и взаимоотношения с другими людьми. Его глаза скажут, может ли он любить, его лицо покажет, может ли он выражать себя, а его движения откроют нам степень его внутренней свободы. Когда мы находимся в контакте с живым и вибрирующим тело, мы сразу ощущаем присутствие «кого-то» независимо от его социального положения. Тело либо связано с другим телом, либо с естественной окружающей средой.

Сельма, от которой ушел муж, страдала от потери самоуважения. Она считала себя выше своего мужа по многим критериям. Она считала себя совершенством. Ее раздутый образ «Я» неожиданно рухнул в результате обмана. Другой человек не мог и мечтать, чтобы обойтись без нее. Необходимость в абсолютной безопасности показывала наличие глубокого личного чувства внутренней незащищенности.

Стремление к совершенству снижает гуманность человека и становится саморазрушающей силой. Поиск незыблемой любви также носит саморазрушающий характер. Она хотела, чтобы муж был привязан к ней из-за восхищения ею. Энергия и усилия, которые Сельма потратила на достижение своих нереальных целей, были поистине огромны.

Депрессия стала таким распространенным явлением в наши дни, потому что мы живем в нереальности, и большая часть нашей энергии уходит на преследование нереальных целей. Мы будем подвержены депрессии, пока будем искать источники для нашей реализации вне себя.

 

Человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире.

Кто-то сосредоточен на внешнем мире и кто-то на внутренних ценностях.

В широком смысле слова внутренне-ориентированный человек обладает сильным и глубоким чувством самости. Его личность имеет внутреннюю стабильность и порядок, находится на твердом фундаменте самоосознания и самопринятия. Человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире, верит прежде всего только в себя. А иной – в других. Он стремится поверить во что-то, находящееся вне его самого, будь то человек, система или теория. На сознательном уровне он сильно отождествляет себя с внешними интересами. Человек, живущий своим внутренним миром, действует и совершает что-то для себя. Вся его деятельность – это выражение того, кто он есть. Он утверждает себя в своих реакциях по отношению к внешнему миру, а не в том, как внешний мир реагирует на него. Если он инфантилен, то все равно понимает: никто за него ничего не сделает. Человек, который сосредоточен на себе, может сказать о себе конкретно: надо расслабиться… Человек, сосредоточенный на внешнем мире, выражается обобщенно: «Я хочу любви» или «Я хочу быть счастливым». Эта манера речи указывает на отсутствие самосознания и того сильного чувства, которое обеспечило бы ему центрированность на собственном теле.

ВЕРА МОЖЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ чувства. Чем больше человек чувствует, тем сильнее его вера. Человек не может чувствовать веру. То, что он обычно в действительности чувствует, - это различные эмоции. Но когда он действует под влиянием эмоции или сильного чувства, он действует под влиянием веры – веры в обоснованность своих чувств, веры в себя. Человек, у которого отсутствует вера, подавил в себе сильные эмоции, заменив их набором убеждений и иллюзий, чтобы они направляли его поведение. Он может быть убежден в том, что насилие – единственный способ свергнуть существующую политическую систему. Ради такого убеждения он может стать источником огромной энергии и вызвать в себе кажущиеся на первый взгляд искренние чувства. Но это не его личные чувства. Он не сердится из-за личного оскорбления, он не грустит из-за личной утраты. Он спрятал свои личные чувства.

ПОСТЕПЕННОЕ ОТМИРАНИЕ ЧУВСТВА личной ответственности.

Сочетание веры и личной ответственности составляет суть каждой религиозной системы. Если бы человек не принимал на себя ответственности за поддержание моральных и этических принципов, которые оживляют религиозные убеждения, - сама по себе религиозная вера потеряла бы всякий смысл. Искреннее религиозное убеждение в том, что зрелая личность ответственна сама перед собой и перед своим Богом за качество своей жизни.

Когда человек впадает в депрессию, это означает, что он не может удержаться на своих ногах. Это знак того, что в нем отсутствует вера в самого себя. Он пожертвовал своей независимостью ради обещания, что другие решат его проблемы.

Депрессия – это БАНКРОТСТВО Личности.

 

СВЯЗЬ С ЗЕМЛЕЙ – ПЕРВИЧНАЯ ОСНОВА РЕАЛЬНОСТИ.

 

Депрессия сама является частью цикла, чья кривая может идти вверх или вниз. В большинстве случаев депрессии предшествует период эйфории, крушение которой погружает человека в депрессию.

Признаки эйфории легко узнать. Человек в таком состоянии гиперактивен, говорит быстро, полон всевозможных идей, которые он свободно излагает. Его самоуважение так и бросается в глаза. Дальнейшее развитие этого явления приводит к состоянию мании. Отто Фенихел рассматривает депрессивную реакцию как первичную: «Ликующий характер мании возникает от высвобождения энергии, которая была связана напряжением депрессии и которая и которая в данный момент ищет своего выхода».

В состоянии депрессии эго человека связано с его обессилевшим телом и переполнено чувством безнадежности и отчаяния. Она пытается освободиться и, освободившись, торжественно поднимается подобно воздушному шарику, который выпустила рука ребенка. Поднимаясь вверх, оно становится еще более надутым, более напыщенным. В маниакальном состоянии возбуждение нарастает, но это усиленное возбуждение, или энергетический заряд, ограничено областью головы и поверхностью тела, где оно активирует произвольную мышечную работу, что в свою очередь ведет к гиперактивности и чрезмерной разговорчивости. Энергетический поток направлен вверх, а не вниз, и поэтому не приводит к разрядке напряжения, что является функцией нижних частей тела. Вместо этого направленность потока фокусирует внимание на индивиде и представляет собой попытку восстановить чувство младенческого всемогущества, которое было преждевременно утеряно. Фенихел признает иллюзорный характер мании: «Мания не является подлинным освобождением от депрессии, а судорожным отрицанием зависимости».

Эйфория – лишь меньшая часть депрессивной реакции. Эго человека, находящегося в эйфории, так перевозбуждено, будто оно принимает участие в каком-то необычном, чудотворном событии, которое осуществит его самые сокровенные желания. Такую реакцию можно сравнить с реакцией ребенка, который был разлучен со своей матерью и теперь ожидает ее возвращения с чрезмерным перевозбуждением. Для совсем маленького ребенка возвращение потерявшейся матери (или ее любви) – его самое заветное желание. Ее любовь воплотить исполнение всех ее потребностей.

В основе каждой депрессивной реакции лежит утрата материнской любви. Эта потеря не принималась как безвозвратная. Надежда, как правило неосознанная, на возвращение обеспечивает мотивацией энергетический всплеск, который заканчивается эйфорией. К сожалению, человек в эйфории не осознает динамики своей реакции и того факта, что он неосознанно воспринимает людей вокруг себя как замену материнских образов, которые будут любить, заботиться и даже кормить его. Кажется, что их первоначальный интерес к нему будет поддерживать этот перенос. Но вскоре его эйфория, все возрастая, станет досаждать людям и они отшатнутся от него. Нет никакой вероятности, что они удовлетворят его неосознанные надежды, так что рано или поздно человек почувствует себя отторгнутым. Пузырь самоуверенности и самоуважения, сопровождающий эйфорию, лопнет и наступит депрессия. Крушение иллюзий – явление БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ. Энергетический заряд, который перевозбуждал периферийные структуры тела, снова отходит к центру – к области диафрагмы, желудочка и солнечного сплетения. Всемогущее эго становится бессильным. При отсутствии волевых усилий человек, угнетенный депрессией, уже не может продолжать мобилизовывать себя, как он это делал раньше.

Люди, страдающие от депрессии, не удовлетворили свои оральные потребности: потребности в том, чтобы их держали и поддерживали, потребности в переживании телесного контакта, потребности сосать, получать внимание и одобрение, потребность быть согретыми любовью и заботой. Все это называется оральными потребностями, потому что они соответствуют периоду, в котором доминирует оральная деятельность. Неспособность находится в одиночестве, в страхе разлуки, в разговорчивости или в какой-либо другой деятельности, например в хвастовстве или в других ухищрениях, направленных на то, чтобы привлечь к себе внимание, в чувствительности к холоду и, наконец, в зависимом поведении.

Оральные потребности, не удовлетворенные в детстве, не могут быть восполнены во взрослом периоде жизни. Никакое количество суррогатов материнской любви не сможет возместить человеку чувство безопасности, которое он не смог получить в детстве. Будучи взрослым, он сам должен найти эту безопасность внутри себя. Сколько бы внимания, восхищения, одобрения или любви, не получала оральная личность, это не заполнит его внутреннюю пустоту. Она может быть заполнена только самим взрослым и только на его взрослом уровне, то есть через его любовь, через его работу и через его сексуальность. Мечта о том, что кто-то может изменить прошлое – иллюзия. Когда на терапевтическом сеансе пациента побуждают вспомнить или вернуться в младенческое состояние, то цель этого – заново пережить депривации и встретиться с теми конфликтами и чувствами, которые они породили. Также целью является преодоление его неосознанных инфантильных фиксаций, чтобы таким образом помочь ему начать более полную и содержательную взрослую жизнь в настоящем. Но пока его оральные потребности будут продолжать влиять на его поведение, он будет подвержен циклическим перепадам настроения – от эйфории до депрессии.

Если оральная личность испытывает эйфорию – надо предупредить – за этим последует депрессия. Такое своевременное предупреждение всегда помогает, так как оно привносит в мышление определенную долю реальности, тормозя и смягчая резкие перепады настроения. Депрессия не будет носить такой разрушительный характер. В состоянии эйфории человек думает, будто все хорошо. Но это «хорошо» требует проработки. Надо удерживать пациента внизу.

Слово «низ» имеет еще одно значение - противоположности верху, то есть направления к голове. Низ – это направление к нижним частям тела: к ногам, к земле. Нахождение «внизу» приближает любого человека к реальности. Яма всегда была под пациентом. Он никогда не стоял на твердой почве. Яма была замаскирована веточками и листочками, но такой камуфляж недостаточно прочная основа для личности. Сам пациент никогда на самом деле не позволял своей реальности сущности или своему телу опереться на него всем весом. Он пытался поддержать себя сверху своим эго или своей волей и падал в депрессию, когда его иллюзорные подпорки рушились. Но с каждым разом он пытался подняться все выше и выше над землей, вместо того чтобы соорудить прочное основание, на котором можно было бы стоять. Когда он находится в эйфории, он находится вверху, в воздухе, в облаках, и его ноги фактически не касаются земли.

В здоровом теле отсутствуют такие резкие перепады настроения от эйфории до депрессии. Он всегда стоит на земле, основной плоскости, на которой он базирует свои действия. Он способен прийти в возбуждение из-за какого-то события или перспективы, которые направят мощный энергетический поток ему в голову, но твердая почва никогда не уйдет из-под его ног. Он может почувствовать удовольствие или даже радость, но почти никогда не испытает эйфории. Он может загрустить, но не испытает депрессии. Он не теряет способности подстраиваться под новую ситуацию, чего не в состоянии сделать жертва депрессивной реакции. Когда люди испытывают резкие падения и взлеты своего настроения, с точки зрения биоэнергетики – они перестают ощущать своими ногами твердую почву.

Взлеты, предвещающие падения, также следует рассматривать как попытки избежать депрессивных чувств, которые человек прячет внутри себя. Только так можно объяснить отчаяние, наркотики. Наркотический полет уносит их ум высоко, прочь от тела, от ямы. Эйфория от марихуаны имеет тенденцию оставлять человека в состоянии апатии, которая может не ощущаться как подавленность, потому что не ощущается совсем. Ничто не может находиться на высоте вечно – ни дерево, ни гора.

Яма находится в его чувствах или в его теле, точнее говоря. Яма в чьих-то чувствах – это ощущение внутренней пустоты. Яма в теле – это отсутствие ощущений в животе. Энергетический заряд отступает от головы к центру тела, застревает в этой области, не проходя в нижние части тела. Он удерживается в этой срединной секции из-за страха – неосознанного страха, что внизу нет земли, на которую можно было бы встать. Ничто и никто не поддержит его, если он отпустит это заряд вниз. В результате такого нажатия нижние части тела энергетически недозаряжены, что создает сильное чувство беспомощности и опасности. И в животе, который служит вместилищем мужества, силы воли, также отсутствует ощущение или заряд. Когда в животе нет никаких ощущение, то возникает чувство, что нет и мужества, чтобы встать на собственные ноги и сориентироваться в жизни. Пустой живот, глубокий страх, что у него отсутствует сила воли, что он не сможет устоять в кризисной ситуации – все это образует широкую брешь личности.

Японцы считали, что живот – это жизненный центр человека. Он называется «Хара». Жизнь на земле, как в нужде, так и в достатке, можно прожить только при условии, если человек не выпадает из космического порядка и если он поддерживает контакт с великим первоначальным единством. Прочный контакт с этим единством показан на примере человека, который сохраняет свой незыблемый центр тяжести в этом центре – центре Хара. Поэтому в изображении Будды, как и в изображениях других великих учителей, живот показан как центр, из которого исходя все движения и из которого тело черпает силу и получает направленность и измерение. Живот –это та часть, в которой зарождается жизнь и из которой она появляется на свет.

Согласно учению японцев, если у человека развит Хара, то это означает, что он центрирован. Уравновешен физически и психически. Хара – важнейший элемент – тайна философии дзен, человек, обладающий им, действует в резонанс со всеми внешними силами. Поэтому его движения не диктуются волей, но протекают свободно и естественно как ответ целого существа на конкретную ситуацию. «Почему живот может играть такую важную роль?» Он является «вместилищем жизни». Человек буквально помещен в свой живот и так контактирует с основанием таза, половыми органами и ногами. Если человек «выдергивает» себя вверх, в грудь или в голову, эта важная связь теряется. Движение вверх – это движение по направлению к сознанию и к эго. В культуре, которая придает чрезмерное значение этим аспектам личности, правильным положением тела считается узкий, втянутый живот и широкая грудь. В античной мифологии диафрагма олицетворяла поверхность земли. Все, что находилось под поверхностью, было светлым и поэтому сознательным. Под поверхностью простирается темнота, которая представляет собой бессознательное. Поднимая себя над диафрагмой, человек отрывает сознание от его глубоких корней в бессознательном. Важность живота и центра Хара заключается в том, что, только если человек может пребывать в своем животе, ощущая его мудрость, - только тогда он может избежать расщепления между сознательным и бессознательным, между эго и телом, между своей самостью и остальным миром. Хара представляет собой состояние интеграции или единства личности на всех жизненных уровнях.

Человек, у которого развит Хара, - это, конечно же, внутренне-ориентированный человек, со всеми присущими этому качествами. В действительности Хара представляет собой высшее состояние трансценденции, в котором человек, через полную реализацию своей сущности, ощущает себя частью Великого Единства или Вселенной. Вера такого человека – это не вопрос убеждений, который является функцией сознательного разума, а результат глубокого внутреннего чувства, которое он ощущает в своем животе. И только такая вера обладает подлинной силой. Настоящую веру нельзя получить через проповедь. Ее можно получить только путем переживаний, которые достигают живота и вызывают внутреннее чувство.

Быть завершенной, полной личностью, удовлетворенной во всех отношениях, означает быть наполненным, что в свою очередь подразумевает наполненный как хорошей едой, так и хорошими чувствами живот. Но это не то же самое, что иметь толстое пузо. Полнота, которая имеется в виду – это признак живучести и выносливости организма.

 

ЗАЗЕМЛЕНИЕ ИНДИВИДА

Перенос чувств в живот с тем, чтобы человек мог ощущать свои внутренности, и в ноги, чтобы он мог ощущать их своими подвижными корнями, называется заземлением индивида. Человек, заземленный таким образом, чувствует твердую поддержку земли под собой и мужество встать на нее и передвигаться по ней по своему усмотрению.

Обычный человек опасается, что если он позволит себе упасть, то он никогда не поднимется снова. Внутри своего живота он чувствует глубокую грусть и отчаяние, которым боится подчиниться. Он направил свою энергию на борьбу по их преодолению. Уступить им означает для него личный крах, поражение его эго и кажущуюся потерю целостности. Но он сам, не осознавая этого, страстно хочет отдаться, потому что борьба потеряла всякий смысл, ибо превратилась в борьбу против себя, против своей самости. Он напуган, но может набраться смелости от веры терапевта.

Когда пациент начнет разрешать ощущениям развиваться у него в животе, он неизбежно заплачет. Он заплачет от грусти жизни без веры, но также заплачет от радости, что жизнь с верой может стать для него возможной. И не только слезы будут литься из него. Все его тело будет содрогаться от рыданий – иногда болезненных, иногда приятных. Отсекая себя от ощущений в животе, он подавлял этот плач еще ребенком, когда обнаружил, что эти ощущения не смогли принести ему любовь, безопасность и комфорт, в которых он так нуждался. С возвращением ощущений вернутся и чувства, не сразу, но постепенно, пока боль прошлого не будет полностью смыта.

Затем по мере того как чувства проникают все глубже в живот, касаясь основания таза, они перейдут в сексуальные отношения, которые являются основным источником беспокойства для большинства людей. Чтобы понять природу этого беспокойства, мы должны провести различия между сексуальными ощущениями и ощущениями в половых органах. Ощущения в половых органах являются частью сексуальных, но не наоборот. Сексуальность – это функция всего тела, включая систему половых органов, когда, созрев, последняя начинает функционировать. Половая система – это лишь ограниченный аспект целостного сексуального развития. У многих людей половая функция отщеплена и находится в диссоциации с телесными чувствами, точно так же, как на другом конце организма эго отделено от этих же чувств. Сексуальное беспокойство связано с телесными ощущениями, а не с половыми. Эти телесные ощущения могут быть очень пугающими, в то время как ощущения в половых органах, например, ощущения, связанные с эрекцией у мужчины), не представляют угрозы для личности.

Что за сексуальные ощущения? Это нежные, будто тающие ощущения, которые протекают глубоко внутри тела и предваряют как в мужчинах, так и в женщинах половое возбуждение. Когда они происходят, то это указывает, что сексуальное течение течет по всему телу и не ограничено только областью головы и половыми органами. Но почему они могут быть такими пугающими? Потому что они означают начало своего растворения или конца, который достигнет кульминации в экстазе полового оргазма и который для невротичной или шизоидной личности прежде всего прослеживается как исчезновение себя, как капитуляция, с которой уже ничего нельзя сделать; как бездна чувств, из которой нельзя выбраться. Каждый стремится к такому растворению, к такой капитуляции, к таким глубинным чувствам, но мало кто обладает верой, которая позволила бы всему этому произойти. В своей неуверенности и беспомощности мы цепляемся за наше драгоценное эго, за нашу потенцию и не готовы отказаться от всего во имя любви.

Многие люди озабочены своими мочеиспукательными и анальными функциями. Это беспокойство тоже нужно преодолеть. Почти всех нас учили, что эти функции могут причинять нам много боли, стыда и унижения, если их не взять под строгий контроль. Нас хвалили за такой контроль и ругали, если нам не удавалось это осуществить. Нас учили, что нельзя природе проявляться в своей естественности, что нужно все постоянно контролировать. Теперь мы не можем расслабить нашу сжатую задницу и напряженный таз. Мы боимся, что потеряем днище, из которого выпадут все наши сокровища. Мы даже не знаем, как расслабить напряженные мускулы вокруг нижних отверстий нашего тела.

Наконец, существует еще одно беспокойство. Когда мы стоим на собственных ногах. И дело даже не в том, что мы боимся стоять на них, а в том, что настоящая независимость означает быть в одиночестве. Страх одиночества я назвал бы самым большим беспокойством нашего времени. Действительно, никто не хочет быть один. По своей природе мы социальные существа, но в некоторых людях страх одиночества достигает иррациональных размеров. Они откажутся от своей индивидуальности из-за страха, ошибочно полагая, что человек, являющийся настоящей личностью, будет отвергнут и изгнан. Такой страх порождает массовое общество с массовыми развлечениями.

Именно массовый человек в действительности одинок, именно у него отсутствуют глубокие, близкие отношения, которые объединяют людей. И именно человек, стоящий на собственных ногах, знает и чувствует в себе единство, которое объединяет человека с человеком и мужчину с женщиной. Реалистично относясь к самому себе, он притягивает других людей, взаимодействуя с ними открыто и искренне. Он никогда не чувствует себя одиноким, в то время как массовый человек одинок даже в толпе. Настоящая личность не играет в игры. Она не хлопает в знак одобрения других по спине и не ждет хвалы в свой адрес. Она отдает себя другим великодушно и свободно принимает от них помощь.

Боязнь быть отвергнутым, связанная с независимым положением, с опорой на собственные ноги, уходит с корнями в ранние переживания, которые имели место в семье. Во многих семьях ребенка часто ставили в ситуации, когда он чувствовал себя отторгаемым, если не выполнял указания родителей. Лишали ласки и нежности, если те не слушались или в чем-то перечили им. Либо ребенок выполняет требования родителей, либо ему дают понять, что он чужой.

За внешней покорностью кроется чувства бунта, которое со временем становится все настойчивее. Люди, у которых нет веры, не родственны по своему духу, хотя и могут оказаться по одну сторону баррикады или в рядах одной демонстрации. Леча такого пациента, нужно понять его упорство, его несговорчивость и принять его бунт. Только при помощи своего бунта он может мобилизовать свои чувства, которые освободят его и сделают настоящей личностью. Он протестует против системы, которая лишила его права быть самим собой и лишила его чувства безопасности, которое ассоциируется с этим правом – правом любить и быть любимым. Но не в своем бунте он обретает необходимую для себя веру или твердую землю, на которую может встать. Бунтовщик все еще является чужаком, не принадлежащим обществу, бунтовщиком, который страстно желает принадлежать ему, но не может или не хочет признать своего желания.

Мы просим пациента не отказываться от бунта, а лишь выйти за его пределы и приблизиться к вере в жизнь, которая превосходит любую систему или идеологию. Связывая его с чувствами своего тела, с животной сексуальностью и, наконец, с землей, откуда он появился, мы возвращаем его человеческому роду и царству природы. Мы возвращаем его к той первичной вере, которая служила поддержкой его самым древним предкам – к вере в то, что он был рожден для этого мира и что мир предназначен для него.

Заземление - это биоэнергетическая концепция, а не просто психологическая метафора. Когда мы заземляем электричество, мы обеспечиваем разряду выход его энергии. В человеке заземление также служит для выхода или разряда телесного возбуждения. Избыток энергии живого организма постоянно разряжается через движения или через половые органы. И то, и другое функции нижней части тела.

Верхняя часть тела в основном ответственна за поглощение энергии – либо в виде еды и кислорода, либо в виде сенсорной стимуляции и возбуждения.

Эти два основных процесса зарядки наверху и разрядки внизу обычно находятся в равновесии. Внутри тела происходит энергетическая пульсация: чувство движется вверх, по направлению к голове, когда мы нуждаемся в энергии или в возбуждении, и – вниз, по направлению к нижней части тела, когда нам необходима разрядка. Если человек не может зарядиться в достаточном объеме, он будет слабым, «недозаряженным», без жизненной энергии. Если же он не может разрядиться в необходимом объеме, он повиснет в воздухе, потеряв связь с землей. Он может повиснуть на какой-то иллюзии, будучи не в состоянии спуститься на землю, пока не рухнет сама иллюзия, за которую он цеплялся. Но человек даже после этого не сможет удержаться на земле, если он не обучен основам заземления разряда.

Функция разрядки переживается как удовольствие. Разрядка любого напряжения или возбуждения приятна. Боль от неспособности разрядить состояние напряжения. Мы можем предположить, что «зависший» индивид находится в состоянии боли, однако он не переживает боль на сознательном уровне. Он намертво приварил себя к ней, сделав структуру своего тела жесткой и неподвижной. И он боится расслабить свою жесткость, так как это вызовет боль. Когда такое «зависшее» состояние становится второй натурой человека, он перестает осознавать свою жесткость. То, что он в действительности ощущает, - это отсутствие удовольствия в своей жизни, вынуждающее его усиливать стремление к богатству, успеху, славе или добиваться любой другой цели, которую поставила перед ним иллюзия. Он оказывается зажатым в порочный круг, который будет уносить его по спирали все выше и выше, пока не рухнет иллюзия и он не упадет резко в депрессию.

Заземление способствует получению удовольствия, которое затем побуждает человека получить больше заряда в каждой сфере деятельности, где только возможно удовольствие. Жизненный процесс может рассматриваться с биоэнергетической точки зрения как наполнение возбуждения наверху – разрядка через удовольствие внизу – следующая зарядка наверху (следующее убеждение) – новая разрядка внизу (новое удовольствие). Если вы оборвете или уменьшите способность организма к переживанию удовольствия, то сразу же ограничите все его выходящие импульсы. Когда человек перестает получать удовольствие от того, что он просто жив, ему становится труднее дышать, ухудшается аппетит, исчезает интерес к жизни. Пульсирующий поток чувств и энергии в теле можно сравнить с маятником. В «зависшем» человеке этот поток ослаблен. У человека в депрессии он кажется совсем остановился. На самом деле нарушение в заземлении подобно разрушению нескольких основных корней, питающих дерево. Уничтожьте эти корни, и вы увидите, долго ли оно сможет простоять. Заземление связывает корнями человека с его основными животными или телесными функциями, питая и поддерживая при помощи этой связи его духовные переживания, которые ассоциируются с движением чувств и энергии к голове. Его ноги уходят вниз, в землю, а руки вытянуты вверх, взгляд пытается охватить безграничное великолепие Вселенной. Дух парит от восхищения чудом жизни, от сознания своей принадлежности всему окружающему бытию. Такая волна чувств, поднимающаяся вверх, от корней, которые связывают его с землей, является телесным отражением всех его духовных переживаний. Она также является основой всех религиозных переживаний.

 

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. В чем состоит основная цель психотерапевта во время биоэнергетического сеанса?

2. Что такое психотическое состояние?

3. Каков смысл выражения «эмоциональное заболевание»?

4. Что такое заземление в биоэнергетике?

5. Почему функция разрядки переживается как удовольствие?

 

Тест к теме 5:

1) … сказал, что ни один человек не может существовать без своего тела.

a) Майн Рид,

b) В. Франкл,

c) А. Лоуэн,

d) З. Фрейд.

2) … отметил, что депрессия – это банкротство личности.

a) А. Лоуэн,

b) К. Роджерс,

c) У. Джеймс,

d) Э. Фромм.

3) Фраза: «Ликующий характер мании возникает от высвобождения энергии, которая была связана напряжением депрессии и которая в данный момент ищет выхода» принадлежит ….

a) Отто Фенихелю,

b) Анне Франк,

c) Карлу Юнгу,

d) Карен Хорни.

4) … указал, что «эйфория – лишь меньшая часть депрессивной реакции».

a) А. Маслоу,

b) А. Лоуэн,

c) Сократ,

d) Аристотель.

5) Японцы считают, что если у человека развит Хара, то означает, что он ….

a) укоренен в мечтах,

b) слабо развит духовно,

c) славный парень,

d) центрирован.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.