КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чувственное осознавание 1 страница
Авторами этой системы являются Шарлотта Селвер и Чарльз Брукс. Смысл этого метода состоит в том, чтобы вернуться в детство. Это означает, что мы можем соприкоснуться с нашими телами и чувствами, со способностями, которыми мы располагали, будучи детьми. Ведь и Фельденкрайз подчеркивал, что формальное обучение заставляет нас забыть многое из того, что мы умели инстинктивно. Родители пытаются "социализировать" детей в соответствии со своими представлениями. Они даже не пытаются почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Хорошим" считается тот ребенок, который все время отзывается на зов матери, прерывая свой естественный ритм, чаще находится родителями, нежели на улице. Так утрачивается внутреннее чувств ритма и ощущение ценности собственного опыта. Другая проблема заключается в том, что родители обычно стараются "подстегивать" развитие ребенка. Они хотят, чтобы ребе» сел, встал, пошел, разговаривал как можно раньше. Вместо естественной игры начинается научение. Дети привыкают "стараться". Это провоцируется неестественным использованием детского лепета, искусственных жестов и шумов для общения с ребенком. Смысл чувственного сознания сводится к тому чтобы научить человека отличать собственные ощущения и чувства от культурно и социально привитых образов, которые искажают непосредственный опыт. Многие упражнения в системе чувственного осознавания основаны на лежании, сидении, стоянии, ходьбе. Именно через эти действия человек способен открыть свое отношение к окружающему. Сидение позволяет ощутить силу тяжести и внутренние жизненные процессы, которые происходят по отношению к этим и другим силам. Стояние также предлагает значительные возможности для ощущений. Мало кто умеет стоять удобно, стоять ради самого стояния. Большинство рассматривает стояние как паузу перед тем, как пойти или побегать. Оказывается, многим людям нужно учиться, как прикасаться друг к другу и как принимать прикосновение. Ведь оно, прикосновение, имеет разные формы и вызывает разные реакции. Легкий толчок, шлепок, поглаживание или объятия—это нетождественные способы прикосновения друг к другу. Качество прикосновения может обнаружить застенчивость, агрессивность, вялость, беспокойство. Свое тело и присущие ему позы мы можем принять безоговорочно и пассивно. Нам часто безразлично, как мы ходим, стоим или сидим на стуле. Телесно ориентированный психоанализ предлагает ряд методик, которые помогают изменить отношение к собственному телу. Методики позволяют человеку добиться свободы, естественности, высвобождения эмоций. Но речь не о специфической физкультурной практике. Цель такой терапии — помочь человеку обрести здоровое, творческое, целостное "Я".
Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Что такое чувственное осознавание? 2. Кто является автором этой техники? 3. Почему дети многое теряют, если они стараются? 4. Что такое качество прикосновения? 5. Почему мало кто умеет удобно стоять?
Тест к теме 10: 1) Чувственное осознавание предполагает, что мы можем почувствовать свое тело, будто мы снова стали …. a) эмбрионами, b) детьми, c) рыцарями, d) калеками. 2) Родители пытаются социализировать своего ребенка в соответствии со своими представлениями, потому что …. a) они иначе не умеют, b) их социальный опыт правильный, c) они уже не дети, d) они все знают. 3) Терапевтические практики помогают пациентам …. a) стать полезным членом общества, b) избежать ненужного общения, c) обрести целостное «Я», d) преодолеть депрессию. 4) Если «подстегивать» ребенка, он теряет …. a) чувство аппетита, b) чувство ритма, c) чувство юмора, d) чувство координации. 5) Основой нашей идентификации является, по биоэнергетике, …. a) тело, b) душа, c) дух, d) другой человек.
Вопросы для самоконтроля по дисциплине:
Что такое групповая терапия? Чем она отличается от индивидуальной? Когда был открыт феномен группового сознания? Как можно работать с носителем оральной структуры характера, применяя биоэнергетику? Зачем и как используются напряженные позы? Что такое рольфинг? В чем сущность техники Александера? Как Фельденкрайз понимает осознавание? Что такое чувственное осознавание? Почему Фельденкрайз называет осознавание высшей стадией человеческого развития? Какую цель преследует психология тела?
Тестовые задания по курсу:
1. Телесноориентированный психоанализ как направление появился … ² в 30-е годы ХХ в.; ² в 40-е годы ХХ века; ² в 60-е годы ХХ века; ² в 80-е годы ХХ века. 2. Основателем биоэнергетики считается … ² З. Фрейд; ² В. Райх; ² А. Лоуэн; ² В. Франкл. 3. Название «биоэнергетика» закрепилось за телесноориентированным психоанализом … ² в Германии; ² в Америке; ² в Австрии; ² во Франции. 4. Автором работы «Предательство тела» является … ² В. Райх; ² А. Лоуэн; ² У. Джеймс; ² З. Фрейд. 5. Когда человек перестает ощущать свое тело, телесные позывы, можно говорить о … ² мышечном сопротивлении; ² дисплазии; ² «мертвом теле»; ² шизофрении. 6. Энергетические потоки в теле здорового человека протекают … ² волнообразно; ² прерывисто; ² непрерывно; ² отдельно внутри каждого сегмента. 7. Космическую энергию, которая пронизывает всю Вселенную, в том числе и тело человека, В. Райх назвал … ² Эросом; ² либидо; ² оргоном; ² лазером. 8. В. Райх разделил тело человека на … сегментов. ² пять; ² семь; ² девять; ² три. 9. Мышечный панцирь человека В. Райх образно сравнивал с … ² улиткой; ² броненосцем; ² гидрой; ² раком. 10. У. Джеймс выделил три части личности: …, …, … ² телесную; ² психическую; ² социальную; ² духовную. 11. Хилотропным дыханием называют … ² поверхностное дыхание; ² глубокое дыхание; ² прерывистое дыхание; ² отсутствие дыхания. 12. Сопротивление, при котором пациент создает только видимость работы, бессознательно обходя болезненные переживания, называется … сопротивлением. ² активным; ² нормальным; ² реальным; ² пассивным. 13. Несоразмерность частей тела называется … ² дихотомией; ² дисфорией; ² дисплазией; ² дистрофией. 14. Основателем характероаналитической вегетотерапии является … ² З. Фрейд; ² В. Райх; ² А. Лоуэн; ² Ш. Ференци. 15. Одно из основных понятий биоэнергетики - … ² биоэнергетический маятник; ² биоэнергетическая ось; ² биоэнергетические весы; ² биоэнергетический двигатель. 16. Совокупность мышечных зажимов – это … ² мышечная скорлупа; ² мышечная нагрузка; ² мышечная масса; ² мышечный панцирь. 17. … характер является самым слабо энергетизированным. ² анальный; ² оральный; ² истерический; ² патопсихологический. 18. Соматические заболевания, имеющие психологическое происхождение, называются … ² патопсихологическими; ² психогенными; ² вирусными; ² венерическими. 19. Синонимом такого защитного механизма психики как перенос является … ² сублимация; ² идентификация; ² трансфер; ² контрперенос. 20. Окулярный сегмент – это … ² сегмент глаз; ² сегмент горла; ² сегмент груди; ² сегмент таза. 21. Мышцы лба относятся к … ² оральному сегменту; ² сегменту лба; ² сегменту глаз; ² сегменту головы. 22. Человек в отличие от животного способен уйти от телесной ущербности в … ² Сверх-Я; ² сознание; ² мортификацию; ² лоно природы.
Литература:
Адлер А. О нервическом характере. — М., 1997. Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 2000. Бейли А.А. Душа и ее механизм. — М., 1999. Бондаренко Л.И., Таглин С.А. Психоанализ и культурология. —Харьков, 1991. Бородюк Н.Р. Духовность как фактор успешной социальной адаптации человека: Биоэнергетические механизмы приспособительных реакций. -М., 2000. Василюк Ф.Е. Психология переживания.—М., 1984. Веккер Л.М. Мир психической реальности: Структура, процессы и механизмы. —М., 2000. Витакер Д-С. Группа как инструмент психологической помощи. — М-, 2000. Вольная Л. Преобрази себя. — СПб., 2000. Воспитание детей и психоанализ: Сб./Сост. Н.Ф.Калинина. — М., 2000. Восхождение к Дао/ Сост. В. В. Малявин. —М., 1997. Гуревич П.С. Философия изысканного сладострастия // Маркиз де Сад. Соперница собственной дочери. —М., 1993. Гуревич П.С. Методы групповой терапии. — М., 1999. Гуревич П. С. Современный гуманитарный словарь-справочник, М., 1999. Гуревич П. С. Обществознание.—М., 1999. Дерюгин П.П. Диагностика межличностных отношений. — СПб., 2000. Джонсон Р. 40 упражнений — НЛП. — М., 2000. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. / Подред. Станислава Грофа и Кристины Гроф. —М., 1998. Захер-Мазох. Венера в мехах. Демонические женщины. —М., 1993. Зеленский В.В. Аналитическая психология. Словарь. — СПб., 1996. Интегральная йога Шри Ауробиндо. — М., 1992. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. —М. 1999. Кабат-Зинн Джон. Куда бы ты ни шел: Медитация полноты осознания в повседневной жизни. — М., 1998. Категории человеческого существования: Страдание и счастье. — М., 1992. К. Г. Юнг и современный психоанализ: Хрестоматия по глубинной Психологии.—М., 1997. Келли Д.А. Теория личности. — СПб., 2000. Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология. — М., 2000 Клауд Г., Таунсенд Д. Барьеры: Когда говорить "Да". Когда говорит "Нет". Как управлять своей жизнью. — СПб., 2000. Лакан Ж. Стадия зеркала и другие тексты. — М., 1994. Лекции по юнговской типологии. — СПб., 1998. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков.—М., 1999. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. — М. 1995. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. — М., 1996. Лоуэн А. Страдание. — Минск. 1999. Марков В.В. Философская антропология. — М., 1997. Методические проблемы исследования культуры: Культура и критика психоанализа.— М., 1987. Минделл А. Работа со сновидящим телом // Моск. Психотерапевтический журнал. — 1993. № 1—4. Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. — М., 1997. Никитин Е.П., Харлампенкова Н. Феномен человеческого самоутверждения. — СПб., 2000. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания: Практикум по гешталь-терапии.—М., 1993. Пинт А.А. Понимание себя: Введение в практику самоисследования.—М., 1999. Проблемы общественного сознания и социальной психологии в зарубежной литературе. — Вып. IV. — М., 1974. Психоанализ детской сексуальности. — СПб., 1998. Психотерапия — что это? Современные представления. — М., 2000. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. — М., 1999. Рейнустер Д. Это в ваших силах. Как стать психотерапевтом. — № 1992. Руководство по предупреждению насилия над детьми. —М., 1997 Сайсон К. П. Экстаз дыхания. Практика ребефинга. —М., 1999 Сандлер Д., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: Основы пси-хоаналитического процесса. — Воронеж. 1998. Трынкин В.В. Душа и бездны. — Н.-Новгород. 2000. Фельденкрайз М. Осознавание через движение. — М.—СПб.,2000. Франц М. Лекции по юнговской типологии. — СПб., 1998. Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. —М.,1997. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1998. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ.— М.Д993. Хрестоматия по телесноориентированной психотерапии и психотехнике. /Ред.-сост. В.Ю.Баскаков. — М., 1997. Цветков Э. Мастер самопознания, или Погружение в "Я". — СПб., 1999. Что такое дзэн? — Львов—Киев. 1994. Шарп Дарел. Типы личности: Юнговская модель типологии. Воронеж, 1994. Энкельманн Н.Б. Харизма. —М., 2000. Эриксон М. Стратегия психотерапии. — СПб., 2000. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в себе — М.,1999. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. —М., 1994. Юнг К. Г, Проблемы души нашего времени. — М., 1994. Юнг К.Г. Психоз и его содержание. — СПб., 1999. Юннг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб., 1994. Юннг К.Г. Тэвистоксия лекции. — М., 1994. Юнг К.Г. Психологические типы. — М., 1995.
Словарь основных понятий:
БИОЭНЕРГЕТИКА — терапевтическая система, разработанная Александром Лоуэюм и Джоном Пьерракосом. В этой терапии идет работа с телом, причем для воздействия на ментальную (умственную) функцию используются энергетические процессы в теле и язык тела. Биоэнергетический подход сочетает в себе психотерапию и большое количество упражнения, включая дыхание, позы, движения и прямое мануальное (ручное) вмешательство.
БИОЭНЕРГИЯ I (телесно-ориентированная психотерапия, В. Райх) – вегетативная или биологическая энергия. По представлениям Райха она накапливается в процессе сексуального возбуждения и разряжается в оргазме, который по сути является феноменом биологической разрядки. Райх вывел «формулу оргазма», характерную для всех живых организмов: механическое напряжение – биоэнергетический разряд – механическое расслабление. Заблокированная (см. Мышечный панцирь) в результате запретов общества на естественные эмоциональные проявления, биологическая энергия высвобождается при работе с мышечным панцирем, что вызывает у пациента ощущения покалывания, холода, тепла, зуд или эмоциональный подъем.
БИОЭНЕРГИЯ II (биоэнергетический анализ, А. Лоуэн) – энергия жизни, продуцирующая в живых организмах посредством дыхания и движений и отличающаяся, по мнению Лоуэна, от электромагнетизма. «Насколько много энергии имеет человек и насколько хорошо он ее использует, детерминирует ответы человека на жизненные ситуации» (А. Лоуэн). Высокий уровень биоэнергии равен высокому уровню телесной бодрости. Биоэнергия человека уменьшается в результате возникающих напряжений в теле, которые, многократно повторяясь, видоизменяются в хронические мышечные напряжения (см. Блок, зажим). Безусловно, общая напряженность и телесные напряжения связаны с эмоциональными реакциями человека на стресс, поэтому muscular set (неосознаваемые телесные позы) уменьшают индивидуальную энергию через ограничение подвижности, чем разрушают общее и эмоциональное здоровье человека. Механически повысить уровень биоэнергии можно, по мнению Лоуэна, выполняя упражнения биоэнергетики, направленные на углубление дыхания, увеличение состояния вибраций тела, заземления ног, тела и человека в целом и др.
ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, автономная или висцеральная нервная система — регулирует деятельность внутренних органов, кровеносных и лимфатических сосудов, гладкой и, частично, поперечно-полосатой мускулатуры.
ВЧУВСТВОВАНИЕ - способность переноситься в мир представлений другого человека, обусловливающая возможность его понимания. В плане психологическом в чувствование - постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием. Группы телесной терапии — группы, в которых в процессе психотерапевтической работы большое значение придается прямым телесным контактам людей как средству избавления от психологических проблем.
ДЕЗАДАПТАЦИЯ (дез + новолат. adaptation - приспособление) – 1) нарушение приспособления организмов к условиям существования; 2) утрата приспособляемости к условиям социальной среды а) как следствие психического заболевания (периодически – при психопатиях), б) временно – вследствие стресс-реакции.
ДЕКОМПЕНСАЦИЯ (де + лат. compensare – уравновешивать, возмещать) – 1) недостаточность механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма, гомеостаза; 2) в психиатрии: прослеживающаяся в процессе жизни человека динамика его болезненного состояния, проявляющаяся в дезадаптации (при личностной акцентуации, психопатиях), происходящей в связи с факторами как социально-психологическими, так и биологическими.
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (от лат. de — приставка со значением: отсутствие, уничтожение, и persona — личность), психопатологическое расстройство самосознания с субъективным чувством отчуждения собственной личности, осознаваемое и болезненно переживаемое самим больным. д. — симптом ряда психических заболеваний, сопровождается обостренным самоанализом, жалобами на трудность описания собственного состояния, характеристикой его как необычного, тенденцией к образным сравнениям при самоописании. Д. вызывается либо эндогенными факторами (эмоциональное перенапряжение, органические поражения ЦНС, интоксикации и т.д.), либо эндогенными (психические заболевания) и в сильной степени зависит от различных особенностей личности (инфантилизм, шизоидность, повышенный самоанализ и т.д.).
ДЕПРЕССИЯ (лат. depressio — подавление, угнетение), депрессивный синдром, меланхолия — психическое расстройство, основным признаком которого является подавленное, угнетенное, тоскливое настроение, сочетающееся с ухудшением способностей к творческой, активной деятельности, нарушением моторных и вегетативных функций.
ДЕПРИВАЦИЯ - лишение ребенка материнской любви и заботы в раннем детстве, эффект психологического отчуждения от родителей, разорванность уз привязанности.
ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ, расстройство психической деятельности, выражающееся в чувстве нереальности и чуждости больному окружающего мира, одна из форм нарушения самосознания. В отличие от галлюцинации Д. не является мнимым восприятием, несмотря на переживание нереальности сохраняется адекватная оценка происходящего. д. наблюдается при нек-рых психич. заболеваниях (шизофрения, эпилепсия), сосудистых заболеваниях, опухолях и травмах головного мозга и др., а также часто возникает при наркотических интоксикациях, передозировке нек-рых фармакологических препаратов (барбитураты) и т.д.
ДИССОЦИАЦИЯ (лат, dissociatio — разъединение, разделение) — нарушение связности психических процессов. Противоположность ассоциации. Д. – 1) нарушение связанности психических процессов; 2) феномен расщепления сознания, наблюдающийся при истерии, некоторых формах органического поражения ЦНС и др.
ДУАЛИЗМ (фил. от лат. duo два) – сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов, например, мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол, добро и зло, дух и материя, душа и тело и т.д.
ДУША (греч. psyche, лат. anima) — духовная основа живого существа, особенно человека; д, всегда связана с телом. Поэтому в Библии часто совпадает со словом «жизнь». Ветхозаветное воззрение на д. в основном сохранилось и в Новом Завете. Представление о д. рождается ^'весьма рано благодаря единству сознания и жизни. Возникает убеждение в противоположности д. и тела, которое в религиозной традиции оценивается как темница истинной сущности человека. Религиозные деятели считают д. бессмертной в отличие от бренного тела. В религии д. — это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. В психологии понятие д. отражает исторически изменяющиеся воззрения на психику человека и животных. Д. наша существовала до того, как мы родились, считал Платон. Эпикур полагал, что д. есть тончайшее тело, рассеянное по всему организму. Сенека утверждал: «Душа — это Бог, нашедший приют в теле человека». Из учения о д., по мнению Ф. Бэкона, вышли все науки. «Что значит... объяснение природы, — спрашивал В. С. Соловьев, — когда сама душа остается необъясненной? Жизнь души, отделенная от своего безусловного содержания и окончательных целей, лишается всякого смысла и, следовательно, не может уже объяснить или осмысливать жизнь природы и человечества. И для себя самой душа теряет всякую цену, когда не находит в себе того, что больше ее, чему она может верить и служить». Юнг считал, что психику человека невозможно охарактеризовать с помощью фрейдистской теории влечений. Созерцая бездны и высоты человеческой д., мы видим, что она таит в себе неизмеримую полноту образов, которые были собраны и органично объединены миллионами лет развития жизни. Это впечатление Юнг сравнивал с видом ночного неба, усеянного звездами. Внутренний мир мы постигаем с помощью д., а внешний — с помощью тела.
ДЫХАНИЕ, совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в биологическом окисле органических веществ (в результате чего в клетках образуется энергия для жизнедеятельности организма) и удаление из организма углекислого газа.
ЗАЗЕМЛЕНИЕ (Grounding) (все виды телесно-ориентированной терапии, body-tuning, танатотерапия) – базовое понятие ориентированной на тело психотерапии, означающее в прямом и метафорическом смысле «связь человеческой личности с почвой и реальностью» (Лоуэн), а также качество этой связи. Возвращение чувства «почвы под ногами», утерянного человеком в прямом и переносном смыслах в процессе цивилизации, является одной из главных задач ориентированной на тело психотерапии.
Замещение — один из механизмов перевода бессознательных, неприемлемых для Я (сверх-Я) желаний в приемлемые формы. Результатом 3. являются, например, ошибочные действия, невротические симптомы, остроты, определенные характеристики сновидения и др.
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся образ «Я».
КОНГРУЭНТНОСТЬ, КОНГРУЭНТНЫЙ (лат. congruens, congruentis) – соразмерность, соответствие; соразмерный, соответствующий, совпадающий (ср. идентичный).
ЛОУЭН Александр – американский психолог и психиатр, один из создателей биоэнергетики как самостоятельной дисциплины. Ученик В. Райха. На русский язык переведены его работы: «Физическая динамика структуры характера» (1996), «Язык тела» (1977), «Предательство тела» (1997), «Радость» «Депрессия и тело» (2002) и другие.
МЫШЕЧНЫЙ ПАНЦИРЬ - термин В. Райха, обозначающий систему мышечных зажимов, которая создает телесное соотношение тому, что в психоанализе именуется «защитами», в совокупности создающими «невротический характер».
МЫШЕЧНЫЙ (МУСКУЛЬНЫЙ) ПАНЦИРЬ, или МЫШЕЧНАЯ ПОЗИЦИЯ – (телесно-ориентированная психотерапия, В. Райх) – четко локализованная мышечная ригидность. Райх считал, что «каждая мышечная судорога имеет свою историю и смысл своего возникновения», она является телесной стороной процесса вытеснения и основой его длительного сохранения. М.П. образуется не отдельной напряженной мышцей, но мышечными комплексами, «образующими вегетативное функциональное единство». М.П. выполняет защитную роль, которая сводится к ограничению свободного потока энергии и свободного выражения эмоций. В М.П., организующихся в семь основных сегментов, скапливается сдерживаемая энергия сексуальности, страха и гнева. Основные сегменты панциря, по представлениям Райха, находятся в областях глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза. Для распускания панциря используются три типа средств: 1) прямо воздействовать на М.П. (давление, защипывание и др.); 2) накапливать энергию посредством глубокого дыхания; 3) анализировать совместно с пациентом причины сопротивления и эмоциональных ограничений.
НЕВРОЗ (греч. neuron - нерв) — психическое отклонение от нормы, которое рождает мучительные переживания. В самом общем виде это состояние разъединенности с самим собой, вызванное расхождением между влечениями человека и требованиями культуры, а также между различными частями психики.
НЕВРОТИЧЕСКИЙ — относящийся к неврозу, психическому отклонению от нормы, вызванному сложившимся в психике конфликтом. Причем человек не утрачивает способности различать внешний и внутренний миры, критически оценивать свои действия. Поэтому невроз, как правило, признается не болезнью, а специфическим состоянием психики, хотя он обычно сопровождается мучительными переживаниями.
ОРГАЗМ (от греч. — набухать, гореть страстью), ощущение полового наслаждения, сладострастие в момент завершения пол, акта или при др. формах пол. разрядки.
ОРГОН, ОРГОНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ – по представлениям В. Райха, универсальная космическая энергия, функционирующая «в живых организмах, как специфическая биологическая энергия» (Райх), которая естественно течет вверх и вниз по телу вдоль позвоночника, управляет организмом и выражается в эмоциях и биофизических движениях органов. Райх выделял шесть основных признаков оргона: 1) он свободен от массы, не имеет ни инерции, ни веса; 2) присутствие его можно обнаружить повсеместно, даже в вакууме, но в разной концентрации; 3) оргон находится в постоянном движении и его можно наблюдать в определенных условиях; 4) оргон – среда для взаимодействий электромагнитных и гравитационных волн, он является субстратом большей части природных феноменов; 5) к высокой концентрации оргона тяготеет оргон из менее концентрированного окружения (этот пункт оспаривался учеными); 6) оргонные образования (живые существа, планеты или просто клетки) в силу высокого заряда становятся центрами высокой творческой активности.
ОРГОНОТЕРАПИЯ (телесно-ориентированная психотерапия, В. Райх) – разработанные В. Райхом методики, использующие физическую энергию оргона (см.) либо для увеличения сопротивления организма болезни (физическая оргонотерапия), либо для освобождения «биофизических чувств от мышечного и характерологического панциря, чтобы сформировать оргастическую потенцию» (В. Райх, психотерапевтическая оргонотерапия).
ОТРЕАГИРОВАНИЕ (все виды телесно-ориентированной психотерапии) – эмоциональный всплеск, реакция разрядки подавляемой сексуальной энергии или энергии страха, гнева, ярости, обиды. Задачей отреагирования яаляется разрушение психосоматических паттернов, образовавшихся в результате стрессов, и высвобождение скованной в мышечном панцире (см.) биоэнергии. Отреагирование достигается через активизацию дыхания и спонтанные движения, а также в результате расслабления терапевтом блоков и зажимов клиента (пациента). В биосинтезе отреагирование не избегается, но не является самоцелью, т.к. система защит (паттерны) рассматривается здесь как стратегия адаптации и выживания. Поэтому в биосинтезе паттерны трансформируют, предварительно выстроив систему поддержки, подстраховки.
ПАНЦИРЬ (мышечный, висцеральный, церебральный) (телесно-ориентированный психоанализ, биосинтез). Понятие П. в биосинтезе предполагает нарушение здоровья на трех уровнях: соматическом, психическом и духовном. Так, мышечный защитный панцирь, базовое для всех видов ориентированной на тело терапии понятие, в биосинтезе претерпевает модификацию с позиций эмбриологии (см. Биосинтез). Мышечный панцирь означает не только нарушения мышечного тонуса (гипо- или гипертонус), но и определенные нарушения в работе сосудов (тканевый панцирь). Висцеральный панцирь предполагает нарушения перистальтики и дыхания (гипо- и гипервентиляция, астма, повышенная раздражимость кишечника, колит). Церебральный панцирь – это расстройства вегетативной и центральной нервной системы, нарушения биоэлектрической активности мозга, зрения. В результате образования этого панциря могут развиться навязчивости, а в тяжелых случаях – шизофрения.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |