Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувственное осознавание 3 страница




Эти две концепции создавали определенное поле, внутри которого располагалось множество промежуточных интерпретаций. Одни отдавали предпочтение Платону, больше внимания уделяли различению духовного и телесного, нежели тому, как душа и тело соотносятся в человеке. Приоритет при этом сохранялся за душой как лучшей частью человека. Оно и есть выражение личностного содержания индивида. В XIII в. произошло переосмысление этой темы. Возобладала точка зрения Аристотеля. Некоторые толкователи данной проблемы пришли к выводу, что хотя душа и не зависит от тела полностью, она в то же время и не свободна то него. Так начались поиски средней линии между истолкованием мыслительной души как духовной субстанции и пониманием души как формы тела.

Проблема души и тела рассматривается в средневековой теологии в трудах Фомы Аквинского, Августина Блаженного и др. Для Августина, как и для других христианских философов, человек- существо, состоящее из души и тела. Лишившись души или тела, человек перестает быть им. Августин, вслед за Платоном, называет душу субстанцией, но не дает определенного ответа на вопрос о том, как соединяются духовная субстанция с телесной в человеке. Важнейшей способностью души, говорил Августин, является воля. Она проявляется у человека как доминирующая сила, управляющая действиями души. Распоряжаясь телом, воля использует по своему произволу его мозг, органы движений и чувств.

Для Фомы Аквинского душа выступает как форма организованного тела, обладающая жизненным потенциалом. Отвергая в целом платоновскую идею, Фома в то же время сохраняет положение о бессмертии индивидуальной души, которое может быть доказано только в рамках философии Платона.

Средневековые философы подчеркивали целостность человека как неделимой субстанции, в которой тело и душа не могут существовать отдельно. Но в средневековой философии рождается методологическая философская ошибка. Она состоит в противопоставлении души и тела. Тело выступает как темница души, носитель всевозможных пороков. Надо усмирять тело, закаляя дух.

В эпоху Возрождения человеческая личность «обязательно мыслится физически, телесно, объемно и трехмерно» (…). Это ярко проявляется в искусстве Ренессанса, которое рельефно представляет и изображает тело человека. Телу присущи красота, здоровье, цельность, сила и ловкость. Обожествление человека в ренессансной культуре А.Ф. Лосев называет абсолютизацией человеческой личности со всей ее материальной телесностью (ССЫЛКА). Но человеку дана еще и мысль, подарен взвешивающий и оценивающий разум.

Философ XVII века Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) сформулировал дихотомию тела и сознания, преобразовав, таким образом, понятие о душе в понятие о сознании. Он полагал, что сознание и психика – это одно и тоже. Считалось, что за пределами сознания может иметь место только деятельность мозга. Философия Декарта носит дуалистический характер. В ней фигурируют два начала – субстанция души и субстанция тела. Основным свойством души является мышление, а тела – протяжение. Субстанция души и тела принципиально отличаются друг от друга. У животных отсутствует душа, они являются лишь автоматами. Человек обладает душой, но она у него только внешним образом связана с телом.

Реальный смысл проблемы остается одним и тем же, даже если мы рассматриваем ее с позиции двух таких разных аспектов как душа и тело, или как декартовское res cogitans («мыслящая вещь») и res extensa («протяженная вещь»). Декарт интерпретировал «протяженную вещь», протяженный мир в умозрительной данности, количественно, с механической точки зрения. Естествознание и естественнонаучная медицина последовали этому, по своему полезному методу. В противоположность «научному естествознанию», Анаксимандр (620 до н.э.) и Эмпедокл (495 до н.э.), разработавшие системное учение о четырех элементах, или Аристотель, с его учением об энтелехии и все многочисленные разумные практики считали «качественный» аспект отношения к реальности, обозначающий «психику» или «дух», не менее важным. Самуэль Хахнеман, основатель гомеопатии, настоятельно подчеркивает в своей работе «Органон искусства излечения» (1833), что от состояния души и духа в значительной степени зависит, смогут ли возбудитель болезни оказать свое воздействие на человека. Еще до открытия Робертом Кохом метода прививок, Хахнеман ввел в медицинскую практику принцип саморегуляции.

Как известно, единство души и тела принято обозначать как «психосоматику». Но уже это противоречивое обозначение показывает невозможность познать психическое и соматическое как единое целое. Вот почему многие современные исследователи предлагают под понятием «психика» понимать управление энергией, а под понятием «соматика» состояние энергии. Состояние энергии предстает перед наблюдателем как структура, как объективный образ, как протяженное тело, вес которого можно измерить. А управление энергией, которое можно назвать «психической информацией», напротив, бестелесно и не имеет веса. Для сравнения: если на магнитную пленку записать какую-либо информацию, например симфонию, то, несмотря на запись, пленка будет иметь прежний размер и вес. Так как «психика» управляет энергией, то внушение, гипноз, лечение при помощи амулетов или плацеботерапия, которые могут быть истолкованы как методы «исцеления духа», имеют иногда впечатляющее воздействие. (см., к примеру, Люшер Макс. Какова цвета ваша жизнь. М., 2003, с.174).

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.), нидерландский философ, считал, что человек представляет собой целостное природное существо. Душа и тело у него выступают как атрибуты единой субстанции, неразделимы и определяются одними и теми же причинами (Богом, идентичным природе). Спиноза выдвинул учение об аффектах, которым оказал влияние на развитие психологии. «Под аффектами, - говорил он, - я разумею состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний»(…). Аффект есть выражение стремления человека к самосохранению. Стремление к самосохранению в природе человека выражено в особом духовно-телесном акте – влечении, которое совместно с радостью и печалью лежит в основе всего многообразия мотивов и чувств человека. Радость увеличивает способность тела к действию, а печаль ограничивает ее, считал философ.

Эпоха Просвещения выдвигает в качестве державной черты, определяющей качество человека, всепроникающий разум. Ум, по К.А.Гельвецию это продукт души. Он обеспечивает относительную целостность личности, отвращая ее от пороков, страстей и других проявлений эмоций. Разум контролирует телесную природу, которая изначально присуща человеку как животному.

Романтизм чрезвычайно расширил представления о человеке как об уникальном существе, наделенном миром разнообразных чувствований. Романтизму присущ интерес к человеку, к его внутреннему миру. В романтической философии человеческое, духовное становится более значимой ценностью, чем общественное, материальное. Романтики поэтизируют все духовно прекрасное. Телесная природа человека сковывает его, разрывая в его восприятии единство мира.

Интересна идея выдающегося немецкого философа, педагога и психолога Иоганна Гербарта (1776–1841). Душа, утверждал он, сама по себе представляет неизменяемую, простую сущность (реал). Соединившись с телом, она приобретает индивидуальность. Через тело душа испытывает ряд ощущений, вступает в различные отношения с другими телами и вырабатывает представления, имеющие целью ее сохранение(3).

Несмотря на реальное единство души и тела, они предстают перед нами в совершенно различных аспектах. Уже отмечалось, что феномен тела может быть представлен как энергетическое поле с определенной структурой. Чем сильнее структурировано энергетическое поле, тем оно плотнее, и тем точнее это поле может быть воспринято. Психосоматическими являются такие состояния, которые воспринимаются телесно, но вызываются эмоциональными причинами. Поэтому физическое состояние, которое соответствует эмоциональному заболеванию, часто можно выявить и измерить психологическими методами. Но эмоции принципиально невозможно описать вербальным языком, в противном случае мы могли бы посягнуть на словесное описание любых эмоций, в том числе и тех, которые вызываются музыкой. Психологические понятия, обозначающие нечто телесное, не только непсихологичны, но и противоречат здравому смыслу. Психологические понятия и категории не должны быть физическими, они должны определять, как управляется психическая энергия.

 

ТРАВМА ПСИХИЧЕСКАЯ — неожиданное событие, которое накладывает глубокий отпечаток на психику че­ловека. Это может быть насилие или оскорбление. Т. п. сопровождается ужасом, страхом, стыдом, отвращением, ненавистью. Она приносит мощный эмоциональный шок, который нередко сопровождается вытеснением и расщеплением личности.

 

Фиксация — 1) упорное следование однажды принятой установке, привычке, способу действия; один из примеров Ф.— сексуальная Ф. на определенном партне­ре или способе сексуального удовлетворения, делающая невозможной иную форму половой жизни; 2) (на травме) — «застревание» больного на каком-либо травмиру­ющем переживании из его прошлого, выражающееся в навязчивом появлении одних и тех же симптомов, невозможности самому освободиться от них и т. п.

 

ХАРАКТЕРОАНАЛИЗ, 1) одно из направлений психоаналитической антропологии, ориентированное на изучение характера человека (3. Фрейд, Э. Джонс, Э. Фромм и др.); 2) назв. работы В. Райха и созданных им метода и техники аналитической терапии психопатологии характера. Термином “Х.” он обозначил метод лечения сексуальных неврозов, во мн. отличающийся от того метода, который Фрейд назвал психоанализом.

 

ЧАКРА (санск. — колесо) — термин йоги, обозначаю­щий силовой вихрь в виде вибрирующего потока внутри энергетического тела человека.

 

ЧЕТЫРЕХ БАЗОВЫХ ПРОБЛЕМ КОНЦЕНТРАЦИЯ (В.Ю. Баскаков) раскрывает положения о зависимость формирования телесности человека от институтов цивилизации, уводящих ее (телесность) от предназначенного пути развития. В связи с появлением цивилизации у человека проявляются четыре базовые психологические (психосоматические) проблемы, органически связанные с определенными зонами тела: проблема сверхконтроля со стороны сознания (голова); проблема контактов и сильных чувств, связанных с межличностными взаимоотношениями (грудь, руки); проблема межполовых отношений и связанных с ними чувств (проблема паховой области); проблема опор (ноги).

 

ЧУВСТВО УТРАТЫ ЧУВСТВ - чувство бесчувствия. Оно встречается при некоторых периодических психопатиях, при депрессиях, а также на начальных стадиях любых процессов. Речь идет не об апатии в собственном смысле слова, а о горестном чувстве отсутствия каких бы то ни было чувств. Больные жалуются, что они больше не чувствуют радости или тоски, не испытывают любви к своим близким, безразличны ко всему на свете. Пища не доставляет никакого удовлетворения, если она плоха, то они этого не замечают. Они чувствуют себя опустошенными, мертвыми. Их покинула всякая радость жизни. Они жалуются на неспособность участвовать в окружающей жизни, на утрату интересов. Это субъективное чувство пустоты причиняет больным огромные страдания.

Но тот самый страх, которого, как они воображают, они не чувствуют, может быть объективно распознан на основании соматических симптомов. В относительно легких случаях больные жалуются на «оцепенелость» или «приглушенность» чувств, на чувство отчужденности.

 

ШИЗОФРЕНИК — человек, страдающий серьезным нарушением психики, что выражается в расщеплении личности, в разрыве между мыслью и чувством, а также в отрыве психики от внешнего мира.

 

ЭНЕРГИЯ (греч. energeia) – деятельность, активность, сила в действии.

 

 


БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.