Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувственное осознавание 2 страница




 

ПАНЦИРЬ ХАРАКТЕРНЫЙ (телесно-ориентированная психотерапия, В. Райх) – совокупность типичных позиций характера, включающая отношение к ценности, стиль поведения, физические позы, привычки держаться, двигаться и т.д. Райх считал, что Эго, становясь ригидным в результате конфликта между потребностью и устрашающим внешним миром, формируется П.Х., который защищает индивидуума от внешнего мира, чем способствует уменьшению чувствительности к неудовольствию. Типичные позиции характера ведут к судорожному сокращению мышц тела, т.е. мышечному панцирю (см.), призванному подавить аффекты страха, гнева и сексуальности.

 

ПАТТЕРН (англ. pattern) – модель, шаблон, образец, рисунок, форма.

 

ПРОПАГАНДА СЕКСУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ - система рекламных и информационных мер, направлен­ных на устранение протестантской этики в западном мире.

 

ПСИХОЗЫ — серьезные нарушения психики, связан­ные с утратой человеком способности адекватно воспри­нимать внешний мир. Внутриличностный конфликт (разорванность собственной психики) воспринимается чело­веком как конфликт между ним и внешним миром. Разли­чаются органические п., связанные с мозговой патологи­ей, и функциональные, к числу которыхотносится мелан­холия, паранойя и шизофрения.

 

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - развитие лич­ности, которая проходит через определенные стадии, свя­занные с преобразованием эрогенных зон.

 

Психосоматика (от греч. psyche - душа и soma - тело) - направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний.

 

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ (греч. psyche — душа и soma — тело) — термин, означающий связь тела и психи­ки. Разум может сделать тело больным, физические забо­левания происходят из-за отклонений в работе разума.

 

Разрядка напряжения — по представлению Фрейда, возникающее внутри психического аппарата благодаря внешним и внутренним раздражителям напряжение должно разрядиться вовне и тем самым восстановить определенное психическое равновесие. Средством этой разрядки может быть плач («выплакаться»), смех, движения («дать волю своей ярости») и др. Однако арсенал используемых при этом средств достаточно скуден. Кроме того, не все они прием­лемы в социальном отношении. Поэтому имеющееся напряжение может разря­диться в таких формах, как сновидение, Или даже в виде невротических симптомов, например, в виде страха.

 

РАЗУМ, ум; человеческая способность понимать и осмысливать окружающий мир. Р. - деятельность человеческого духа, направленная на познание, постижение универсальной связи вещей.

 

РАЙХ Вильгельм (1897-1957) - австрийский психиатр и мыслитель. Р. ввел понятие «мышечный панцирь». Оно является своеобразной разновидностью фрейдовского представления о «запретных механизмах», которыми Эго ограждает себя от внешних и внутренних (инстинкты) воздействий. По Райху любой тоталитарный строй основан в конечном счете на сексуальном подавлении, становящемся основой характера и служащем источником массовых неврозов. В таких случаях становится возможной укорененность господствующей социальной системы в психической структуре индивида. На фрейдовской концепции либидо основаны и более поздние работы О.о жизненной или оргонной энергии. Утверждая физическую реальность психической энергии, Р. предельно расширил понятие либидо и развивал натурфилософское учение о жизненной энергии - «оргоне». В отличие от Фрейда считал, что работа с механизмом сопротивления должна вести с самого начала терапии, в не в ходе ее. Иначе положительный или отрицательный перенос достигают такой интенсивности, что проработка невроза оказывается невозможной. Эти суждения Райха относительно функции сопротивления и переноса в процессе терапии имели огромный резонанс в последующих дискуссиях внутри психоанализа. Р. пытался примирить психоанализ и марксизм.Эта идея опиралась на убежденность, что между этими направлениями общественной мысли много общего. Марксизм направлен на критику основ буржуазного строя и общества, психоанализ на разоблачение его моральной несостоятельности. По мнению Р.з ащитная броня обнаруживается на всех уровнях человеческого поведения: в речи, жестах, специфических позах, характерных телесных привычках, мимике лица, паттернах поведения, формах общения с психоаналитиком. Во время терапевтической работы благодаря дистанцированию и обьективированию невротического характера пациент воспринимает себя как инородное тело. Р. был первым аналитиком, который интерпретивал природу и функции характера в работе с пациентом. Характер оказывается для человека своеобразным «психологическим панцирем, защищающем его от многочисленных инстинктивных (в основном сексуальных) импульсов. Слова могут врать, способ выражения никогда не лжет. Р. стал одним из основателей «телесно-ориентированного психоанализа». В 60-х годах движение «новых левых» объявило его своим идеологом. Многие идеи Р. были развиты в сочинениях Т. Адорно и Э. Фромма.

 

РАНК OTTO (настоящее имя - Отто Розенфельд), (1884-1939) - австрийско-американский психолог и психоаналитик. Вначале - убеждённый сторонник учения З.Фрейда, а затем его критик и "отступник". Окончил Венский университет. В 1912 г. получил степень доктора философии. Редактор психоаналитического журнала "Имаго" и одновременно "Международного журнала психоанализа". Член "Комитета" и личный секретарь Фрейда. Одним из первых стал заниматься приложением идей и концепций психоанализа к изучению разнообразных явлений культуры: мифы, легенды, искусство, религия, поэзия.

Взгляды Ранка претерпели сложную эволюцию. Ранний период его творчества составили работы "Художник" (1907), "Миф о рождении героя" (1909), "Мотив инцеста в литературе и легендах" (1912), "Значение психоанализа в науках о духе" (совместно с Г.Заксом) (1913). В этих работах Ранк выступает как ортодоксальный приверженец идей Фрейда, объясняя с позиций психоанализа мифы о рождении героев (Моисей, Эдип, Иисус, Зигфрид и др.), различные литературные и поэтические образы.

Второй период в творчестве Ранка нашёл своё воплощение в его известной книге "Травма рождения и её значение для психоанализа" (1924), в которой он отходит от официально признанных идей Фрейда и приступает к разработке своей собственной психоаналитической доктрины. Не феномены детской сексуальности, а сохраняющаяся в бессознательной памяти травма полученная ребёнком при рождении, является причиной невроза. Отсюда следовало, что все психические конфликты имеют отношение лишь к связям ребёнка с матерью.

В середине 1930-х гг. Ранк переселился в США. Здесь выступил как решительный реформатор фрейдовского учения больше подчёркивая социокультурную ориентацию психоаналитических идей и делая акцент в процессе терапии на волевых качествах пациента. В своих последних работах "Психология души" (1931), " Искусство и художник " (1932), "За пределами психологии" (1941) (опубликована посмертно) Ранк выходит за рамки идей психоанализа и излагает свои взгляды на перспективы развития цивилизации, культуры, стремления к бессмертию, психологии религии и художественного творчества. М.С.Кельнер

 

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — в психоанализе понимается как бессознательное оправдание поведения, при котором истинные, но неприемлемые для сознания личности мо­тивы или причины заменяются на приемлемые для него.

 

РЕБЁФИНГ (англ. rebirthing — второе рожде­ние) — дыхательная методика психологичес­кой коррекции, самоисследования и духов­ной трансформации, разработанная амери­канскими исследователями Л. Орром и С. Рэй.

 

РЕГРЕСС — возвращение человека к более ранним стадиям развития. При этом человек ищет удовольствие в тех поведенческих образцах, которые он использовал прежде. Такое поведение наблюдается и в периоды на­пряжения или тревоги. В психоанализе говорят также о «возвращении» к определенной последовательности дей­ствий к точке фиксации, в которой закрепилась задер­жанная энергия.

 

РИГИДНОСТЬ (лат. rigiditas, rigidus – твердость, жесткий, твердый) – негибкость, неподатливость, оцепенелость, 1) обусловленная напряжением мышц; 2) психическая ригидность – психопатологическое состояние, характеризующееся недостаточной подвижностью психических процессов, нарушениями переключаемости мышления и речи, инертность установок. (Газарова Е.Э.)

 

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – индивидуальный способ координации психических процессов, состояний, свойств и т.д., компенсации дефицитарных и оптимизации потенциальных качеств, свойств и возможностей. Она согласует темпы, ритмы и направленность психических процессов с событиями, условиями и требованиями деятельности во времени и пространстве последней.

 

СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - радикальный сдвиг в сексуальной практике людей, в корне меняющей пред­ставления о том, как могут складываться отношения между мужчиной и женщиной. На подготовку сексуальной революции, произошедшей в западном мире во 2-й половине XX столетия, ее ход и результаты существенно повлияло открытие 3. Фрейда, согласно которому человек — един­ственное на свете существо, половые вожделения которо­го могут реализовываться фиктивно, галлюцинаторно.

 

Сексуальное развитие — начинается, по Фрейду, не в пубертатный период, а практически с рождения. Проходит ряд этапов, различающихся господством определенных эрогенных зон. Этими этапами являются: I) оральная фаза (1-й год жизни), эрогенные зоны — слизистые оболочки рта и губ; 2) анальная фаза (2— 3 годы), эрогенная зона — слизистая оболочка заднего прохода; 3) фаллическая фаза (4—6-й годы), эрогенная зона — пенис (фаллос), характеризуется детским онанизмом, формированием эдипова комплекса; 4) латентный период; 5) генитальная фаза (с начала пубертатного периода) — фаза развитой сексуальности, частные влечения подчиняются господству либидо, удовлетворяются путем нор­мальной половой деятельности. Поскольку, однако, сексуальное развитие явля­ется, по Фрейду, «системообразующим» фактором всего развития в целом, по­стольку данная схема может рассматриваться и как схема (периодизация) развития личности вообще.

 

СИМБИОТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ — отношения между людьми в процессе их совместного существования, за ис­ключением любви. Как утверждает Э. Фромм, любовью в полном смысле слова можно считать лишь то, что кажет­ся ее идеальным воплощением, а именно соединение с другим человеком при условии сохранения каждым из них целостности своего Я. Все остальные формы любовного влечения незрелы, их можно назвать симбиотической связью.

 

ТАНАТОЛОГИЯ (от греч. thanatos - смерть) - учение о смерти, ее причинах, механизмах и признаках, важным вопросом танатологии является определение понятия смерти и в особенности изучение реакции умирающего человека, поскольку предполагается, что благодаря этому удается разрешить проблему, как реагировать на приближение смерти.

 

ТАНАТОТЕРАПИЯ (от греч. Thanatos Смерть и therapia лечение, уход, забота; акцент делается на двух последних значениях) – система ориентированной на тело психотерапии, затрагивающая область установления контакта со всеми видами процессов умирания и смерти, располагающая методом и приемами для оказания психотерапевтической помощи в этих процессах. Автор – В. Баскаков (Россия).

 

ТЕЛО, весьма емкий термин, обладающий значительной смысловой наполненностью. Его греч. эквивалент — “сома”.

 

Телесно-ориентированная психотерапия - телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) - направление психотерапии, объединяющее ряд авторских методов: вегетативная терапия (В.Райх); биоэнергетический психоанализ (А.Лоуэн); стержневая (Core) энергетика (Д.Пьерракос); соматическая терапия - биосинтез (Д.Боаделла); радикс (Ч.Келли); хакоми (Р.Курц); соматический процесс (С.Келеман); организмическая психотерапия (М.Браун); первичная терапия, или терапия первичного крика (А.Янов); комплексы двигательных упражнений, связанных с выявлением и улучшением привычных телесных поз (Ф.Александер), а также осознанием и развитием телесной энергии (М.Фельденкрайз); структурная интеграция, или рольфинг (И.Рольф); биодинамическая психология (Г.Бойсен); бодинамика, или психология соматического развития (Л.Марчер); чувственное опознавание (Ш.Селвер); психотоника (Ф.Гласер); процессуальная терапия (А.Минделл). В сферу ТОП входит также ряд оригинальных отечественных методик, в первую очередь танатотерапия (В.Баскаков). Близкими к ТОП являются ряд методик, фрагменты которых могут использоваться в работе с клиентами: розен-метод (М.Розен); БЭСТ (Е.Зуев), различные виды двигательной и танцевальной терапии, включая анализ движений (Р.Лабан) и техник актерского мастерства, телесно-дыхательные и звуковые психотехники, а также восточные виды телесных практик. В целом же ТОП представляет собой интегративный психотерапевтический подход, который в сравнении с другими терапевтическими техниками в наибольшей мере опирается на физиологические основы психики. Иными словами, это изначально психофизиологически-ориентированная психотерапия.

 

ТЕЛЕСНОСТЬ –– это качество, сила и знак телесных реакций человека, формирующихся с момента зачатия в процессе всей жизни. Она не является продуктом одного лишь тела: это отдельная реальность – результат деятельности триединой природы человека. В этом смысле телесность – дочерний феномен. Телесность образуется в контексте генотипа, половой принадлежности и фособенностей индивида в процессе его адаптации и самореализации. Она проявляется в характерных движениях, позах, осанке, дыхании, ритмах, темпах, температуре тела, степени его «протекании», запахе и звучании.

 

ТЕЛО – материальный субстрат человеческого организма.

В истории философии и психологии находим множество различных значений понятия «тела». Сократ, Платон, Аристотель, Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет, Плутарх, Эпикур, Плотин рассматривали тело как физический, материальный субстрат, который подчинен духовному, идеальному, душевному. Аристотель считал, что душа – форма человеческого тела, душа нуждается в материи, которая ей подходит (Аристотель. О душе \\ Сочинения. М., 1976, т.1,с. 384). В религиозно-философской традиции (Библия, св. Григорий Нисский, св. Иоанн Златоуст, Преп..Максим Исповедник, св. Николай Кавасила, Блаженный Августин, Фома Аквинский, Веды, Упанишады, Бхагават-Гита, Шри Ауробиндо Гхош) появляются понятия «тело» и «плоть», которые соотносятся с темой души, духа, Бога, греха, страдания, смерти, бессмертия. Рождается также различение «тела» и «телесного».

Возьмем, к примеру, ранневизантийского мыслителя Немезия Эмесского (вторая половина V в. - начало VI вв. Размышляя о теле, он видит его как смешение четырех стихий. Он полемизирует с Аристотелем, который хочет составить тела животных из одной крови. (Немезий Эмесский. О природе человека. М., 1998, с. 46). Одновременно он затрагивает проблему соединения души и тела. «Итак, каким образом, с одной стороны, тело, соединившись с душой, остается все-таки телом, а с другой – душа, будучи сама по себе бестелесной и субстанциальной, соединяется с телом и становится частью живого существа, сохраняя в то же время свою сущность неслитной и неповрежденной?» (там же, с. 40).

Средневековый человек был убежден, что он создан по образу и подобию Творца и похож на Бога не только душой и духом, но и телом (так по крайней мере истолковывал Августина и Тертуллиана П.А. Флоренский. См. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990, с. 298, 746-749). Мыслители, ориентированные на неоплатонизм, рассматривали тело как темницу и оковы души, а человека – как бессмертную душу. Те же философы, которые тяготели к аристотелевской традиции, полагали, что человек есть единство души (формы) и тела (материи). После длительных мировоззренческих противостояний в средневековой культуре утвердились целостные представления о бестелесности и бессмертии человеческой души, о телесном воскрешении.

Тема человеческого тела занимала немалое место в творчестве таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, П. Гольбах, К. Гельвеций, Л. Фейербах. Уже отмечалось, что данная проблема рассматривалась в творчестве Б. Спинозы. Тело у него описывается как некая идея существования и порядка взаимосвязи существенных частей, пропорцией движения и покоя. «Душа как идея этого тела так связана с ним, что она и это тело образуют единое целое» (Спиноза Б. Об усовершенствовании разума. М. –Харьков, 1998, с. 92).

Маркс писал о том, как важно изучать «действительного, телесного человека, стоящего на прочной, хорошо округленной земле, вбирающего и излучающего из себя все природные силы» (Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. \\ Маркс К., Энгельс Ф.. Соч., 2-е издание, Т. 42, с. 162).

В русской религиозной философии отчетливо проведено различение между «телом» и «плотью». «Понятие о плотском не следует смешивать с понятием о телесности» (Соловьев В.С. Оправдание добра \\ Соч.: в 2 томах, М., 1988. т.1, с. 140).

Тело с аскетической точки зрения есть «храм духа», тогда как «плоть и кровь царства Божия не наследует». Плоть, по мысли Соловьева, есть животность возбужденная, выходящая из своих пределов, перестающая служить материей или скрытою (потенциальною) основой духовной жизни, чем по существу своему должна быть жизнь животная, как с физической, так и с психической своей стороны (там же, с. 141).

Интерес представляет экзистенциалистская и психоаналитическая традиции. В работе К. Ясперса «Общая психопатология» (1913) раскрыто психологическое ощущение телесности. «Я осознаю собственное тело, - пишет К. Ясперс, - как собственное бытие; я также вижу и осязаю его. Тело – это единственная часть мира, которую можно чувствовать изнутри; в то же время его поверхность доступна внешнему восприятию. Тело для меня – объект; сам я также являюсь этим телом. Конечно, существует различие между моим ощущением себя как тела и моим восприятием себя как объекта, но оба ощущения неразрывно взаимосвязаны. Восприятие тела как объекта, который строит себя для меня, и ощущение состояния собственной «телесности», одинаковы и неразделимы, но их возможно различать: чувственные ощущения переходят в осознание физического состояния. Осознание существования нашего тела - в норме представляющего собой незаметный, нейтральный фон для сознания и не оказывающее никакого влияния на его деятельность - в целом подвержено разнообразным необычным изменениям: половое возбуждение, страх или боль настолько глубоко затрагивают телесную природу человека, что способны полностью поглотить личность и либо побудить ее к активным усилиям, либо уничтожить ее» (Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997, с. 123).

В ХХ в прослеживается противостояние двух полемических позиций. С одной стороны, многие исследователи выступают за «восстановление в правах» попранной телесности. Они отмечают, что «телесная идентичность» разрушена различными «зомби» и «киборгами». Тело утратило свою онтологическую определенность. Резко критикуется бесплотный и бессмертный субъект трансцендентальной философии. Эта традиция представлена работой немецкого психиатра Эрнста Кречмера «Строение тела и характер» (М.,1994), в которой он обосновал связь телосложения с характером. Он связал добродушных толстяков с толстой шеей (пикнический тип телосложения) с сангвиническим характером; тонких и худых – с шизотимическим типом характера. Атлетический тип телосложения Кречмер рассматривал как смешанный. Позже атлетикам присвоили эпилептоидный, авторитарно-напряженный тип характера, характер воина и политика.

Придание значимости телу характерно для психоанализа. З. Фрейд считал, что тело в значительной степени определяет психическую жизнь человека. Он раскрыл роль бессознательных импульсов и неврозов раннего детства в последующей жизни человека. О. Ранк объяснял не только психические, но и духовные феномены тяжелой телесной травмой – травмой рождения - особенностями сосания груди, дефекацией, детской мастурбацией. Проблема тела рассматривается также в работах американского психиатра Александра Лоуэна.

Тело и телесные практики стали играть большую роль в авангардном искусстве ХХ в., но подлинно философское осмысление тела дали французские философы второй половины ХХ в., прежде всего Жиль Делёз и Жан Бодрийар. (см. об этом: Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М.,1999, с. 316).

Однако в ХХ в. проявилась и другая тенденция в осмыслении телесности. Отнюдь не принижая тематики тела, сторонники другой точки зрения полагают, что сводить идентификацию человека к его телесности неправомочно. Отстаивая право человека выступать, прежде всего, как конкретное тело, многие исследователи в немалой степени элиминировали духовные аспекты человеческой личности. Другая тенденция в оценке понятия «телесности» как раз и выражает стремление преодолеть эту ошибку. Так, французский философ П. Рикёр пытается истолковать понятие «личности» в духе «отступления» от диктата тела. Он называет личностями такие существа, которые отличаются от вещей и животных. Рикёр показывает, что тела и личности являются фундаментальными конкретностями в картине мира. «Первое: чтобы выступать в качестве личностей, личности должны быть телами. Второе: психические предикаты, отличающие личности от тел, должны быть приложимы к той же сущности, что и предикаты физические, общие для тел и для личности. И третье: психические предикаты имеют одно и то же значение в приложении к самому себе или к другому…» (Рикёр П. Человек как предмет философии \\ Вопросы философии. М., 1989, № 2, с. 43).

Сторонники излагаемой мною точки зрения рассуждают так: если кибернетические системы – роботы и компьютеры - могут подражать человеческим процессам и только сложность человеческого мозга делает предсказание и объяснение человеческого поведения более затруднительным, чем поведение какого-либо другого живого существа, то возникает впечатление, что наиболее отличительные и ценные области человеческого существования уничтожены бессердечной наукой. В конце концов, получается, что человек не более, чем часть природы, которую он исследует. Или, как выражается французский философ Ж. Деррида, можно сказать, что эти тенденции имеют в виду «вытеснить все метафизические понятия, включая сюда понятия души, жизни, ценности, выбора, памяти, которые до последнего времени, по-видимому, служили разграничению машины и человека» (Derrida J. On grammatology. Baltimore. 1976, p. 9).

Но неизбежно ли это? Философы названной ориентации отмечают, что на первых порах мы можем некритически согласиться с дихотомией тела и ума и рассматривать себя как ум, владеющий телом, - в конце концов понятие самоконтроля – это понятие ума, контролирующего тело. Но иногда мы замечаем, что, кроме того, нам свойственно понятие самих себя, своей личности, которое лежит за пределами как ума, так и тела. И можно воспитывать свой ум так же, как и тело, например, учить его владеть собственными мыслями и чувствами.

 

ТЕЛО И ДУША – соотношение души и тела.

Тело издавна было предметом философского исследования. Для греческой классики сома есть нечто объемное, крепкое, сильное, здоровое, невредимое, целостное и целое (Тахо-Годи А.А. О древнегреческом понимании личности на материале термина «сома» \\ Вопросы классической филологии. М., 1971, вып. 3-4, с. 276).» С античной точки зрения,- В.Л. Круткин,- человек – это тело, оно обладает физическими и душевными характеристиками. Тело как личность – одушевленное тело, живое, оно сама жизнь. По мере нарастания социальных параметров жизни, происходит «расслоение» родовых и универсумных характеристик человеческой телесности. Телом называют человека близкого, родственного, кровного, единоплеменника, почитаемого и боготворимого, самого дорогого (жена, сын, сестра), связанного близкими узами. С другой стороны, тело – это и должностные лица в государстве. Цезарь обращался с армией как с живым телом, Пелопонес- «одно тело, одна сила».(Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности. Ижевск, 1993, с. 37).

Проблема соотношения души и тела имеет глубокие философские традиции. Античный философ Платон рассматривает человека как самодвижущуюся, бессмертную, самомыслящую, нетелесную душу, владеющую телом. При этом верховенство души, божественного начала, над бренным телом неоспоримо. Платон пишет: «Конкретный индивидуальный человек- плод прискорбного союза тела и души, результат своеволия и неподчинения низших частей души высшим» (…). Счастье (блаженство) возможно только в загробном мире, когда бессмертная душа сбросит оковы бренного тела. Душа, таким образом, это самодостаточная духовная субстанция. Человеческая душа, по учению Платона, состоит из трех частей: разум, воля и чувства. Эти компоненты души находятся в рассогласованности. От того, какая из этих частей берет верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни.

Раньше душа человека, по Платону, находилась в мире идей, а потом соединялась с телом. По этой причине и образовались такие ее части, как разумная, волевая и чувственная. Будучи бессмертной и бестелесной, разумная часть, полагал он, является основой души, содержащейся в ней мудрости. Она несет управляющую функцию по отношению к волевой и чувственной частям души, а также ко всему телу. Произошедшая от мира идей, разумная часть души временным вместилищем имеет головной мозг. Волевую часть Платон называет еще благородной или пылкой душой, включающей в себя область аффективных состояний и стремлений. С этой частью души он связывал такие волевые качества, как мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Волевая часть выполняет как бы роль собаки, которая охраняет стадо животных. Она всецело действует пол велению разумной души, которую Платон сравнивает с пастухом. Волевая часть души теснейшим образом связана с телом. Локализована она в области сердца. Чувственная часть выступает у Платона еще под названием вожделеющей или низшей души в собственном смысле этого слова. Включая в себя сферу потребностей, влечений и страстей, эта часть души, по его мнению, подобна стаду, требующему управления со стороны разумной и волевой частей души. Помещена она в печени. На основе деления души на три части Платон строит классификацию добродетелей, индивидуальных характеров, характеров различных народов, форм правления, разделения общества на сословия.

Первым ученым, выдвинувшим идею о неразделимости души и живого тела, был Аристотель(384 – 322 гг. до н.э.). До Аристотеля, как материалисты, так и идеалисты полагали, что душа и тело могут существовать раздельно. Душа рассматривалась Аристотелем как форма живой материи, выступающей сущностью всего живого. К живой материи он относил животных, растения и человека. Такое понимание души отличалось от того, как трактовали ее философы-материалисты и Платон. Аристотель возражал против понимания души как одного из состояний первоосновы или оторванной от тела самостоятельной сущности. Являясь формой живой материи, душа, по Аристотелю, представляет собой не само вещество или тело, а есть активное начало в материальном теле. Она выполняет организующую, деятельную и управляющую функцию по отношению к телу. Душа не может существовать без тела, как и тело не может существовать без души. Душа и тело находятся в неразрывной связи так же, как материя и форма. В человеке, полагал Аристотель, существуют три рода души, которыми являются: растительная, животная и разумная. Растительная душа проявляется в питании и размножении, животная – в ощущениях и желаниях. Что касается разумной души, то она, по Аристотелю, сверх растительных и животных свойств, характеризуется еще мышлением и познанием. В человеке животная душа подчинена разуму. По этой причине она может быть названа волевой. В отличие от Платона, который смотрел на тело как на темницу души, Аристотель рассматривает тело необходимым условием для деятельности души. Все живые, одушевленные существа отличаются от неодушевленных тел тем, что обладают душой. Душа, по его мнению, есть жизненный центр тела, а тело представляет субстрат или субъект, в котором осуществляется форма. Душа, как форма данного тела, бестелесна, но неотделима от него и не может существовать без него. Душа возникает вместе с телом и прекращает существование вместе с гибелью тела.

Таким образом, Аристотель переосмысливает идею Платона. Он рассматривает человека как живое существо, наделенное разумом. Человек- это конкретное чувствующее тело, а его душа – овеществленность или форма тела. Он считает, что душа, хоть и является бестелесной, тем не менее связана с материей. В отличие от Платона, в трактате «О душе» Аристотель отождествляет душу и психику, которая изначально обусловлена физиологическими процессами.

В психологическом учении Аристотеля разработана общая теория животной души, концепция психических процессов, общих для животных и человека, хотя у последнего она развита гораздо полнее. Философ представил также учение об уме как о способности, которая возвышает человека над природным царством.

Различные формы деятельности животной души, согласно Аристотелю, образуют в человеке материю для развития свойственной ему формы – разума. Этот феномен не возникает вместе с телом, как животные функции души. Он приходит извне, как нечто высшее, Божественное, и потому только он один переживает смерть тела. Предназначение разума состоит, прежде всего, в познании, а затем в управлении желаниями и поступками через обретенное знание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.