КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эллинизм и еврейская культура
предисловие
ко мудрецов Талмуда, но и Осипа Мандельштама, Ольгу Фрейденберг и Бориса Пастернака. Всех их объединяет то или иное присутствие эллинистических и еврейских сюжетов в творчестве и жизни. Здесь можно было бы рассуждать об «эллинизме», «еврейской культуре», их сути и взаимоотношениях. Мне категорически не хотелось бы это делать. От многочисленных злоупотреблений рассуждения об «иудействе и эллинстве» совершенно износились и превратились в пустые штампы. Начав опровергать их, трудно уклониться от следования в их колее. Противоречивость понятий «эллинизм» и «еврейская культура» делает любой спор о них спором о терминах. Поэтому в рамках предисловия я ограничусь простой констатацией фактов. Вот один из них: эллинистический иудаизм предшествовал раввинистическому. Эллинистическая еврейская культура возникла в третьем столетии до новой эры. Ее самым ранним памятником (нам известным) была, по-видимому, Септуагинта, перевод Пятикнижия Моисеева на греческий язык, выполненный в Александрии. Последние сочинения александрийских евреев, ставших уже христианами, относятся ко второму столетию новой эры. Это, например, Послание к Евреям, приписываемое апостолу Павлу, и Псевдоклементины. Гибель эллинистической еврейской культуры произошла, вероятно, из-за двух обстоятельств: из-за поражения еврейских восстаний и из-за рождения христианства. Еврейские интеллигенты, очарованные эллинской философией, легко пошли за христианством с его проповедью универсальных ценностей. Раввинистический иудаизм (по мнению большинства исследователей) родился после разрушения Храма в 70 г. н. э. Его первым памятником стала Мишна (200-220 гг. н. э). Последним (и главным) трудом раннего раввинистического иудаизма (перед началом Средневековья) был Вавилонский Талмуд. Он редактировался вплоть до арабского завоевания Ближнего Востока в VII в. н. э. Конечно, еще до появления Мишны существовала устная традиция. Но устная традиция не равна сложившейся литературе. Складывание Мишны началось с начала второго века, и до этого момента о раввинистической литературе говорить нельзя. Можно, конечно, говорить о литературе евреев на Земле Израиля, создававшейся на арамейском и иврите до разрушения Храма, но ее отличие от собственно раввинистической литературы разительно. Эллинистическая еврейская литература существовала в Александрии Египетской, Антиохии Сирийской и в других центрах эллинской учености. Ее ареалом чтения был тогдашний средиземноморский мир. Раввинистическая культура родилась в глухом и крошечном уголке этого мира — в Галилее (север римской провинции Палестина). Из Галилеи Мишна проделала путь в Месопотамию (которую по традиции называли Вавилоном). Здесь привился росток раввинистической учености, здесь был создан Вавилонский Талмуд. Грекоязычные и латиноязычные евреи Римской империи оказались каменистой почвой для этого ростка в отличие от говоривших и думавших по-арамейски евреев Сасанидской империи. Пи огромная община римских евреев, ни процветающие евреи Константинополя не оставили нам талмудических трактатов. Арабское завоевание совершило сразу два чуда. Во-первых, раввинистическая ученость распространилась на Запад, где центром ее стала Испания. Во-вторых, в пределах этой учености возродилась эллинистическая еврейская культура. Через арабов средневековые еврейские философы и поэты впитали творения античных авторов. Они поняли их заново, без всякого знакомства с творениями александрийских евреев. Поразительным образом Маймонид почти дословно воспроизвел многие толкования Филона. Средневековая еврейская философия продолжала традиции александрийцев, сама не зная того. Сознательное и намеренное обращение евреев к эллинизму (или в эллинизм) совершилось в Новое время. Ортодоксы называли еврейских либералов в Германии александрийцами, да и сами либералы не отвергали этого прозвища. В России Осип Мандельштам слагал гимны эллинизму. Среди тех, кто в российских и германских университетах выбрал себе карьеру эллинистов, число евреев превышало всякие пропорции. Таковы факты, которые следует знать читателю, чтобы понять эту книгу. За этими фактами стоит живая история, история людей, которые когда-то были живы. В этой истории «эллинская мудрость» означала вовсе не высокую философию, но ловушки и хитрости (стратегемы), которыми пользовались греки, чтобы обмануть евреев. Так понимает греческую мудрость Талмуд. Приверженность евреев Торе означала человеконенавистничество (мизантропию). Так понимали греки. Идеологии и вкусы переплетались самым причуд- ЭЛЛИНИЗМ И ЕВРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ливым образом, позволяя и грекам, и евреям, и сирийцам существовать в пространстве одной империи. Чтобы понять историю этой империи, как и историю двадцатого века, надо представлять себе реальные процессы, а не абстрактные сущности. Расположение материала в книге отражает взаимосвязь этих процессов. Первый раздел посвящен идеологии и риторике. Материалом его являются сочинения Филона Александрийского, ранние раввинистические трактаты и греческие папирусы из Египта. Я пытаюсь понять, как мышление поздней античности взаимодействовало с политической и социальной реальностью. Второй раздел касается художественных вкусов и категорий эллинистического и раввинистического иудаизмов. В третьем разделе соединены две взаимосвязанные сущности: изучение еврейской культуры и сама эта культура в двадцатом веке в ее «эллинизированной», секу-лярной форме. Разорвать эти сущности невозможно. Поэты своими стихами толкуют Библию, а филологи-талмудисты своими статьями пытаются творить поэзию (или «творческую историю»). Через два тысячелетия после взятия крепостей и сожжения Храма въезд в эпоху еще не заперт и привлекает многих. Я благодарен тем, кто сделал публикацию этой книги возможной, прежде всего Институту стран Азии и Африки, ставшему моим домом с 1998 г- Я благодарен также спонсорам, чьи гранты позволили мне вести научную работу и посещать зарубежные библиотеки, а также издательству, принявшему на себя труд публикации этой книги. Особая благодарность Русскому обществу друзей Еврейского университета в Иерусалиме, предоставившего мне грант на поездку в Иерусалим в январе 2007 г. для завершения этой книги. Раздел 1 политика и риторика В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ
александрийский погром1 Эта статья написана как предисловие к переводу на русский язык трех знаменитых трактатов. Два трактата («О посольстве к Гаю» и «Против Флакка») принадлежат Филону Александрийскому, еврейскому философу, пытавшемуся Библию обручить с Платоном, один («О древности еврейского народа. Против Апиона») — Иосифу Флавию. Все трактаты объе-пшяет исторический факт — александрийский погром 38 г. Филон был свидетелем этого погрома (или жертвой? — как называть еврея в городе, где насилуют и убивают его близких?), Иосиф в следующем поколении опровергал писания Апиона — одного из лидеров погрома и главы посольства александрийцев еврейской миссией. Еврейскими жалобщиками руководил Филон Александрийский. Встретились два философа, два интеллектуала, два поклонника греческой культуры — Апион (родом египтянин) и Филон (родом еврей). 1. Опубликовано в книге: Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. Перевод с древнегреческого. М.: Гешарим, 1994- С. 5-12
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |