Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эллинизм и еврейская культура





предисловие


 


ко мудрецов Талмуда, но и Осипа Мандельштама, Ольгу Фрейденберг и Бориса Пастернака. Всех их объединяет то или иное присут­ствие эллинистических и еврейских сюжетов в творчестве и жизни.

Здесь можно было бы рассуждать об «эллинизме», «еврейской культуре», их сути и взаимоотношениях. Мне категорически не хо­телось бы это делать. От многочисленных злоупотреблений рас­суждения об «иудействе и эллинстве» совершенно износились и превратились в пустые штампы. Начав опровергать их, трудно ук­лониться от следования в их колее. Противоречивость понятий «эллинизм» и «еврейская культура» делает любой спор о них спо­ром о терминах. Поэтому в рамках предисловия я ограничусь про­стой констатацией фактов. Вот один из них: эллинистический иудаизм предшествовал раввинистическому.

Эллинистическая еврейская культура возникла в третьем сто­летии до новой эры. Ее самым ранним памятником (нам извест­ным) была, по-видимому, Септуагинта, перевод Пятикнижия Мои­сеева на греческий язык, выполненный в Александрии. Последние сочинения александрийских евреев, ставших уже христианами, от­носятся ко второму столетию новой эры. Это, например, Послание к Евреям, приписываемое апостолу Павлу, и Псевдоклементины. Ги­бель эллинистической еврейской культуры произошла, вероятно, из-за двух обстоятельств: из-за поражения еврейских восстаний и из-за рождения христианства. Еврейские интеллигенты, очарован­ные эллинской философией, легко пошли за христианством с его проповедью универсальных ценностей.

Раввинистический иудаизм (по мнению большинства исследо­вателей) родился после разрушения Храма в 70 г. н. э. Его первым памятником стала Мишна (200-220 гг. н. э). Последним (и главным) трудом раннего раввинистического иудаизма (перед началом Сред­невековья) был Вавилонский Талмуд. Он редактировался вплоть до арабского завоевания Ближнего Востока в VII в. н. э. Конечно, еще до появления Мишны существовала устная традиция. Но устная традиция не равна сложившейся литературе. Складывание Мишны началось с начала второго века, и до этого момента о раввинисти­ческой литературе говорить нельзя. Можно, конечно, говорить о литературе евреев на Земле Израиля, создававшейся на арамей­ском и иврите до разрушения Храма, но ее отличие от собственно раввинистической литературы разительно.


Эллинистическая еврейская литература существовала в Алек­сандрии Египетской, Антиохии Сирийской и в других центрах эл­линской учености. Ее ареалом чтения был тогдашний средиземно­морский мир. Раввинистическая культура родилась в глухом и крошечном уголке этого мира — в Галилее (север римской провин­ции Палестина). Из Галилеи Мишна проделала путь в Месопота­мию (которую по традиции называли Вавилоном). Здесь привился росток раввинистической учености, здесь был создан Вавилонский Талмуд. Грекоязычные и латиноязычные евреи Римской империи оказались каменистой почвой для этого ростка в отличие от гово­ривших и думавших по-арамейски евреев Сасанидской империи. Пи огромная община римских евреев, ни процветающие евреи Константинополя не оставили нам талмудических трактатов.

Арабское завоевание совершило сразу два чуда. Во-первых, раввинистическая ученость распространилась на Запад, где центром ее стала Испания. Во-вторых, в пределах этой учености возродилась эллинистическая еврейская культура. Через арабов средневековые еврейские философы и поэты впитали творения античных авто­ров. Они поняли их заново, без всякого знакомства с творениями александрийских евреев. Поразительным образом Маймонид поч­ти дословно воспроизвел многие толкования Филона. Средневековая еврейская философия продолжала традиции александрийцев, сама не зная того.

Сознательное и намеренное обращение евреев к эллинизму (или в эллинизм) совершилось в Новое время. Ортодоксы называ­ли еврейских либералов в Германии александрийцами, да и сами либералы не отвергали этого прозвища. В России Осип Мандельш­там слагал гимны эллинизму. Среди тех, кто в российских и герман­ских университетах выбрал себе карьеру эллинистов, число евреев превышало всякие пропорции. Таковы факты, которые следует знать читателю, чтобы понять эту книгу.

За этими фактами стоит живая история, история людей, кото­рые когда-то были живы. В этой истории «эллинская мудрость» оз­начала вовсе не высокую философию, но ловушки и хитрости (стратегемы), которыми пользовались греки, чтобы обмануть евреев. Так понимает греческую мудрость Талмуд. Приверженность ев­реев Торе означала человеконенавистничество (мизантропию). Так понимали греки. Идеологии и вкусы переплетались самым причуд-


ЭЛЛИНИЗМ И ЕВРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА


ливым образом, позволяя и грекам, и евреям, и сирийцам сущест­вовать в пространстве одной империи. Чтобы понять историю этой империи, как и историю двадцатого века, надо представлять себе реальные процессы, а не абстрактные сущности.

Расположение материала в книге отражает взаимосвязь этих процессов. Первый раздел посвящен идеологии и риторике. Мате­риалом его являются сочинения Филона Александрийского, ран­ние раввинистические трактаты и греческие папирусы из Египта. Я пытаюсь понять, как мышление поздней античности взаимодей­ствовало с политической и социальной реальностью. Второй раз­дел касается художественных вкусов и категорий эллинистическо­го и раввинистического иудаизмов. В третьем разделе соединены две взаимосвязанные сущности: изучение еврейской культуры и са­ма эта культура в двадцатом веке в ее «эллинизированной», секу-лярной форме. Разорвать эти сущности невозможно. Поэты свои­ми стихами толкуют Библию, а филологи-талмудисты своими статьями пытаются творить поэзию (или «творческую историю»). Через два тысячелетия после взятия крепостей и сожжения Храма въезд в эпоху еще не заперт и привлекает многих.

Я благодарен тем, кто сделал публикацию этой книги возмож­ной, прежде всего Институту стран Азии и Африки, ставшему моим домом с 1998 г- Я благодарен также спонсорам, чьи гранты позволи­ли мне вести научную работу и посещать зарубежные библиотеки, а также издательству, принявшему на себя труд публикации этой книги. Особая благодарность Русскому обществу друзей Еврейско­го университета в Иерусалиме, предоставившего мне грант на по­ездку в Иерусалим в январе 2007 г. для завершения этой книги.


Раздел 1

политика и риторика

В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ


 


александрийский погром1

Эта статья написана как предисловие к переводу на русский язык трех знаменитых трактатов. Два трактата («О посольстве к Гаю» и «Против Флакка») принадлежат Филону Александрийскому, еврейскому философу, пытавшемуся Библию обручить с Платоном, один («О древности еврейского на­рода. Против Апиона») — Иосифу Флавию. Все трактаты объе-пшяет исторический факт — александрийский погром 38 г. Филон был свидетелем этого погрома (или жертвой? — как называть еврея в городе, где насилуют и убивают его близких?), Иосиф в следующем поколении опровергал писания Апиона — одного из лидеров погрома и главы посольства александрийцев
к императору Калигуле. Посольство прибыло в Рим, чтобы
склонить императора на свою сторону, и столкнулось здесь с

еврейской миссией. Еврейскими жалобщиками руководил Филон Александрийский. Встретились два философа, два интеллектуала, два поклонника греческой культуры — Апион (родом египтянин) и Филон (родом еврей).

1. Опубликовано в книге: Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. Перевод с древ­негреческого. М.: Гешарим, 1994- С. 5-12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.