КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мидраш и неокантианство на фоне Русской поэзии и филологии 1 страница
ОО2. И8 Иб 48 46 О 1 1 Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности александрийский погром
* * * Погром — существенная деталь мировой истории. От прочих видов кровопролития (взаимной резни облеченных воинским долгом солдат, истребления гражданского населения армией победителя и т. п.) погром отличается сугубо народным и демократическим характером. Санкция властей (молчаливая или не очень) может способствовать течению погрома. Но без излияния собственно народного гнева погром не может состояться, без элементарной самодеятельности масс нет погрома. Погром есть восстание одних масс против других, при котором враждебные массы по мере сил калечатся или уничтожаются. А потому именно Греция — мать всех демократий и народных движений — стоит у истоков погрома. Когда в V в. до н. э. демос (народ) схлестнулся с олигархами, аристократами, история приобрела погромный характер. В Милете власть захватил демос — детей аристократов растоптали быками на гумне. Затем власть перешла в руки аристократов, и те сожгли своих врагов вместе с их детьми. От классического погрома (в частности, еврейского) эти перипетии отличаются относительным равенством сил — заранее не известно, кто станет жертвой, а кто — насильником. История еврейских погромов до 38 г. скрывается в исторической тени. В 411 г. до н. э. на острове Элефантина (где еврейский гарнизон охранял южные границы Египта) местные жители разрушили еврейский храм. Подстрекателями выступили жрецы бараноголового бога Хнума — в еврейском храме приносили баранов в жертву. Местные персидские власти (Египет был провинцией Персидской империи) поддержали погромщиков. Только после длительных ходатайств евреям разрешили восстановить храм, но не совершать там жертвоприношения. События Книги Эстер относятся к V в. до н. ъ. (эпоха персидского владычества), но сама книга написана, вероятно, во второй четверти II в. до н. э.— в эллинистическую эпоху, когда на евреев обрушились преследования Антиоха IV Эпифана. В книге персидский царь Артаксеркс по наущению Амана даст приказ всем областеначальникам убить, погубить и истребить всех евреев от малого до старого, детей и женщин в один день. Указ этот следовало объявить «всем народам». Когда же Амана повесили на дереве, евреям во всяком городе было разрешено «собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые притесняют их, детей и жен, и имение их разграбить» (Эст. 8, и). Реальность этих событий оспаривается по отношению к времени Артаксеркса. Зато при Антиохе Эпифане нечто подобное имело место. Жители Иудеи и Галилеи начали уничтожать евреев, живших в их среде (1 Макк. 5, 1-23). Из Персидского и Сирийского царств перенесемся в долину Нила, Соратник Александра Македонского Птолемей Лаг создал здесь землю обетованную для греков, евреев и многих других народов. В птолемеевском Египте нашли приют болтливые женщины из Сиракуз, мужественные воины из Этолии, оборотистые торговцы из Коринфа. Греки составили костяк бюрократии и армии. Туземцы (египтяне), чтобы преуспеть, должны были эллинизироваться или ограничиваться жреческой карьерой. Евреи во множестве поселились в новой столице Египта — Александрии — и по всей стране. Здесь нашел прибежище Ония (Хоньо) IV, сын Онии III, последнего первосвященника из дома Цадокидов, погибшего при Антиохе Эпифане в Сирии. Он и его потомки играли видную роль при птолемеевском дворе и участвовали в междоусобицах, раздиравших Египетское царство. Эпизодом таких междоусобиц можно считать рассказ III Маккавейской книги о гонениях Птолемея IV Филопатора на евреев. По мнению многих историков, гонения имели место много позже, когда Птолемей VII Фискон боролся со своей женой Клеопатрой. Источник сообщает о двойственном отношении язычников к указам царя: одни из них радовались несчастьям евреев, другие же — эллины, то есть существа наиболее просвещенные, огорчались. В любом случае речь не идет о погроме. Масса народная еще безмолвствует и позволяет евреям существовать. I Ч Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности Между тем она, эта масса, вовсе не отличалась кротостью, скорее наоборот. Жестокость александрийской толпы была общим местом в греческой литературе. Полибий объяснял свирепость александрийцев их смешением с другими народами, порчей эллинских нравов (Polyb. XXXIV, 14). Он же нарисовал ужасающую картину бунта в 196 г. до н. э. Толпа обрушилась на временщика Агафона. Его самого и его родственников кусали зубами, расчленяли живьем — член за членом, вырывали глаза. Действо совершалось на стадионе — излюбленном (наряду с театром) месте для выражения народных чувств (Polyb. XV, 33)-Известна также «старая александрийская военная традиция» -солдаты требовали выдачи друзей царя на смерть, грабили достояние богатых, осаждали царский дворец, чтобы вынудить повышение жалованья, одних сгоняли с креста, других сажали на него (Caes. Bell. Civ. Ill, no). Гнев толпы мог опалить и простых людей. Письмо Аристея, памятник александрийской еврейской литературы конца II в. до н. э., рассказывает о благодеянии Птолемея II Филадельфа (285-246). Царь освободил из рабства евреев, взятых в плен его отцом, «заплатив справедливую цену их владельцам и исправив зло, ежели таковое было причинено порывом толпы» (Arist. 37). Трудно сказать, что имелось здесь в виду. Но очевидно, что по какому-то конкретному поводу александрийцы могли обрушиться на евреев. Глухое упоминание еврейского погрома В. Чериковер находит в 88 г. до н. э., накануне римского завоевания Египта (CPJ, vol. I, p. 25). Впрочем, эти беспорядки легкой тенью проходили мимо еврейской общины Египта и Александрии, не касаясь ее по существу. Постоянные усобицы царей, хронические гражданские войны, регулярные бунты александрийского охлоса — в такой нервной обстановке евреи прекрасно существовали и сосуществовали. Гнев народный не был направлен против них, ненависть к евреям не стала доминирующим чувством. Может быть, такого чувства и вовсе не было? В этом позволительно усомниться. Письма и прошения, написанные на папирусе и пролежавшие тысячелетия в песчаной почве Египта, александрийский погром доносят до нас дыхание расовой вражды и национальных предрассудков. Эллины, конечно, презирают варваров, то есть неэллинов. Так, некий сириец в III в. до н. э. жалуется на то, что ему дают уксус вместо вина, считая его варваром. В том же столетии египетский жрец пишет кляузу на расквартированного в его доме греческого воина, который презирает его как египтянина. С другой стороны, затворник из Мемфисского Серапеума в середине II в. до н. э. утверждает, что египтяне избили его за то, что он — эллин1. Наконец, столетием позже, на самом исходе птоле-меевского правления, в письме упоминаются люди, презирающие евреев (CPJ, 141)- Не только имелся бытовой расизм, но существовал и расизм теоретический. Еще в III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке книгу, содержавшую самые популярные впоследствии антисемитские мифы. Равным образом и презрение эллинов к варварам вполне научно обосновывалось еще Аристотелем. И все же, как отмечал В. Чериковер, «в продолжение всего эллинистического периода антисемитизм не иi.iходит за сугубо литературные рамки» (CPJ, vol. I, p. 25). Сколько-нибудь значительные погромы не имеют места. Почему же Римский мир (Pax Romana), принесший процветание стольким народам (а поначалу и евреям), объединивший все Средиземноморье в содружество просвещенных рабовладельцев, почему этот мир — цивилизованный и культурный, как никакой другой, — вылился для евреев в серию погромов, а затем и в национальную катастрофу? Рассмотрим конкретную александрийско-египетскую ситуацию. Ей посвящена масса работ, давать обзор которых здесь, вероятно, не имеет смысла. Лучшее из написанного на русском языке — старая статья М. И. Ростовцева2. Великий историк считает евреев козлами отпущения за утерянное величие птолемеевской державы. Придворная аристократия, сливки александ- 1. М. Hengstl. Jews, Greeks and Barbarians: Aspects of the Hellenization of Judaism in the pre-Christian Period. Philadelphia, 1980. P. 76-77. 2. М. П. Ростовцев. Мученики греческой культуры в I-II вв. до Р. Хр. // Мир Божий, 1901. Т. 10. № 5. С. 1-22.
Ч !5 Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности александрийский погром
рийского общества — все они оплакивали отнятое царство, превращение Египта в римскую провинцию. Возможности карьеры, престиж и богатство — все было ущемлено и умалено при новом режиме. Обратить гнев против римлян невозможно — да александрийцы и пробовали во время Александрийской войны, когда Цезарь и юная Клеопатра VII были осаждены горожанами и войском Ахиллы. На выручку Цезарю явился Митридат Пергамский, встретивший самую теплую поддержку египетских евреев — ведь в армии Митридата сражался отец Ирода Великого Антипатр (Jos. Bell. I, 9). He римляне, но евреи стали предметом ближайшей ненависти. Для них новая ситуация была выгодна — можно было торговать и общаться с единоверцами на всем пространстве империи. А до египетского национального величия сынам Авраама, конечно, не было дела. И однако, непосредственным поводом к конфликту стала проблема александрийского гражданства. В античной древности гражданство было самым бесценным достоянием. Гражданин великого города или маленького местечка был как бы пайщиком треста, держателем акции. Ему полагались бесплатные раздачи, билеты в театр, право владения землей, право участвовать в религиозных церемониях и спортивных играх. При Птолемеях близость к царскому двору значила намного больше, чем права гражданства в одном из трех эллинских городов Египта (Александрия, Птолемаида, Навкратис). Но римский режим именно гражданство сделал важнейшим показателем статуса. Самое почетное гражданство — римское — давалось за особые заслуги. Египтянин мог получить его, только сделавшись гражданином Александрии. Ниже римского и александрийского гражданства располагалась лестница с множеством ступеней. На самой нижней стояли египтяне — сельские жители, платившие подушную подать по максимальной ставке. Дажебраки между людьми с разным статусом былизатруднены. Естественно, евреи старались вскарабкаться как можно выше. Многим удавалось получить в гимнасии мусическое и гимнастическое воспитание, стать эфебами и войти (через гимнасии) в александрийское гражданство. Это был законный путь, сопря- женный с большими материальными затратами. Но в начале римской эпохи (после 30 г. до н. э.) все евреи, жившие в Александрии и входившие в александрийскую еврейскую общину (политевму), потрясая ветхими грамотами и историческими i рудами, начали доказывать свои гражданские права. Учреждение гимнасии и эфебии в Иерусалиме при предателе-первосвященнике Ясоне в начале II в. до н. э. углубило раскол общества на эллинистов и хасидеев (праведных). Первые вели дело к отречению от иудаизма, вторые отстаивали отеческий закон. Тогда все закончилось Маккавейскими войнами. Евреи Александрии в массе своей не желали отрекаться от иудаизма. Они усиленно посещали синагоги (называвшиеся здесь молельнями) и изучали Тору (правда, на греческом языке и с помощью греческой философии). Оставаясь евреями, они хотели стать эллинами — по образованию, по духу, по гражданству. Но эллинство и гражданство были связаны с религиозными и национальными установлениями. Не приносить жертвы в языческом храме, не принимать национальную гордость эллина-александрийца, не сливаться с греками (как сливались с ними эллинизированные и принявшие гражданство египтяне) — таков вызов еврея эллинскому миру. Насколько бесценным было гражданство для эллинов, настолько ревниво они относились к нему. Проникновение чужеземцев (будь то египтяне или евреи) вызывало регулярный протест, служило предметом поношения для данного города со стороны остальных греков. Александрийский же конфликт оказался особенно опасным. Так называемый «Буле-папирус» сохранил речь (или прошение) александрийского представителя к императору Августу. Посольство имело место, вероятно, в 20-19 гг. до н. э. Александрийцы просили дать им право избирать городской совет (буле) — принадлежность каждого греческого города. Одной из функций совета было бы следить, «как бы люди, подлежащие обложению подушным налогом, не уменьшали доход государства, записываясь в ежегодные списки эфебов, и не марали несмешанную общину александрийцев, будучи невоспитанными и необразованными» (CPJ, 150, II, 1-6). Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности александрийский погром
Пройдя эфебию и став александрийским гражданином, еврей или египтянин освобождался от подушной подати и, конечно, уменьшал доход казны. Такова была аргументация, но не таковы, конечно, были чувства и истинные мотивы. Погром 38 г. вырос из спора о гражданстве — тексты Филона говорят об этом достаточно откровенно. Гнев александрийской толпы, направлявшийся прежде на временщиков и государей, обрушился на головы евреев. Но, однажды пролившись, этот гнев приобрел качественно иные черты. Между литературным антисемитизмом философов и бытовым антисемитизмом индивида встал третий элемент, связавший два других, — массовая антисемитская идеология. Вокруг погрома 38 г. сложилась антисемитская публицистика — популярная, анонимная, дошедшая до нас в множестве папирусных отрывков. Идеи Аполлония Молосского или Цицерона были снижены здесь до штампов и общих мест: человеконенавистничество евреев, засилье их в императорском совете, стремление их сотрясать целый мир и т. п. Эти анонимные произведения принято называть «Акты языческих мучеников» по аналогии с «Актами христианских мучеников». Они представляют собой как бы протоколы допросов, которым непопулярные государи (Клавдий, Нерон и т. п.) подвергают александрийских аристократов — гимнасиарха Исидора и прочих участников погрома. Одновременно антисемитские рассуждения вошли в частные письма. Частные письма и прошения птолемеевской эпохи содержат жалобы на национальные обиды, но там нет нанесения обид. Одно дело, когда еврей или египтянин жалуется в письме на унижение, другое — когда автор письма унижает евреев или египтян. Египтян обвиняют в тупости и бесчувствии1, евреев — в жестоком ростовщичестве (CPJ, 153, 41 г. н. э.) и безбожии (CPJ, 438, 117 г. н. э.). Обратим внимание — идеология складывается не только в «еврейском», но и в «египетском» вопросе. Как я пытался доказывать в своей книге «Риторика в тени 1 А. Б. Ковелъман. Риторика в тени пирамид: Массовое сознание римского Египта. Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. С. 97-98, 102-103. пирамид» (Москва, 1988 ), первые века христианской эры были временем рождения идеологии как таковой. Взвесь риторических штампов, популярных философских и религиозно-философских учений заполоняет империю. Антисемитизм составляет лишь один из ее компонентов. Мы подходим к центральной, ключевой точке погрома 38 г., надуманного греческими интеллектуалами, подготовленного в гимнасиях шутниками и актерами, проведенного александрийскими корпорациями, созданными для бесед и пиров. Масса уничтожает здесь массу не по классовому признаку (богатые против бедных) и даже не по национальному. Массой движут некоторые культурные (сохранение эллинской культуры!), религиозные (статуи императора — в синагогах) и прочие идеи. Идеология начинает овладевать массами. Дальнейшие погромы на христиан, погромы христианами евреев и язычников и прочие события не заставили себя ждать.
толпа и мудрецы Талмуда1 Предисловие Подите прочь - какое дело Поэту мирному до вас! А. С. Пушкин. Поэт и толпа Миф о толпе - странный миф европейской цивилизации. Как волк в басне, толпа приходит, когда ее называют по имени. Она высмеивает героя, преследует поэта (быть может, «последнего поэта»?), истребляет высокое и изящное. Но пока не явится преследуемый, пока не родился Чайлд Гарольд, толпа совсем безобидна. Кажется, ее и вовсе нет. А когда герой сходит со сцены, исчезает за кулисами и толпа. Может быть, спор толпы с личностью - один из способов восприятия мира? И личность просто не способна понять себя, не поставив напротив толпу? Но тогда мы попадаем в порочный круг. Личность — «другое» толпы, а толпа — «другое» личности. Есть ли угол обзора, откуда видны они оба? 1 Опубликовано как отдельная книга: А. Б. Ковелъман. Толпа и мудрецы Талмуда. Москва, Иерусалим: Издательство Еврейского университета в Москве, i996. толпа и мудрецы талмуда Есть народ, в котором личность и толпа не должны иметь место. Потому что каждый человек в нем — только еврей. А еврей — не личность; он — народ и более ничего. Так (или почти так) считал Б. Пастернак и имел на то свои основания. Например, чтобы стать личностью, еврей должен был вырваться из своего народа. И уж конечно, смешно искать среди евреев толпу. Скорее они жертва толпы и прячутся от толпы по своим углам и квартирам. Тем не менее две тысячи лет тому назад еврей стоял перед еврейской толпой и проповедовал ей у озера и с горы. И непонимание толп делало его глубоко несчастным. То была удивительная эпоха. Огромный и пестрый римский мир поглотил маленькую Землю Израиля. В 37 г. до н.э. возникло вассальное царство Ирода. Богатства империи и паломники стекались в Иерусалим. Театры и цирки, новые стены Храма и новые башни городских ворот — Ирод оказался великим строителем. В 70 г. нал Иерусалим и рухнул Храм. В 220 г. в богатом городе Галилеи Сепфорисе (Циппори) завершилась работа над Мишной. И к началу седьмого столетия за пределами Земли Израиля — в Вавилонии (современный Ирак) закончилось редактирование Вавилонского Талмуда. Мудрецы — таннаи и амораи — главные герои эпохи. Таннаи — составители Мишны (жили до начала III в.), амораи (палестинские и вавилонские) — редакторы и авторы Талмуда (жили до начала VI в.). Они герои во всех смыслах этого слова: действующие мица, совершители подвигов, антагонисты и протагонисты толпы. Их изречения и рассказы о них дошли во множестве. Сцена ИХ — площадь и рынок, где появлялись в окружении толп, синагога, где выступали по субботам и праздникам, бейт-мидраш (училище), где сидели и обсуждали Тору, Санхедрин (синедрион), где принимали установления. То была удивительная цивилизация, родившая мидраш. Мидраш — толкование, комментарий к Библии. Мидраш — особый способ творчества. Между творцом и жизнью встает текст (Священным Текст), и жизнь осмысляется через Текст. Так текст Овидия стоял между Пушкиным и молдавской степью. Жизнь опального
Раздел 1. политика и, риторика в эпоху поздней античности поэта казалась неточным повторением судьбы другого опального творца, и на сходстве и разности строился новый смысл. Когда Сенека осуждал гладиаторские бои, он доводил свою мысль до общих и конечных понятий: «Человек, священный предмет для человека, умерщвляется для развлечения и ради шутки» (Epist. 95, ЗЗ)1- Когда Иов возмущался против Бога, он живописал действительность: «Разве на человека жалоба моя? Как же мне и не быть малодушным?.. За что беззаконные живут, состареваются и силами крепки?» (Иов, 21, 4-7). Великий мистик рабби Шимон бар Йохай (или, может быть, рабби Шимон бен Иудай) жалел гладиаторов и восставал против Бога, но через толкование слов Господа, сказанных Каину после убийства Авеля: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4, ю). «Сказал рабби Шимон бар Йохай (или рабби Шимон бен Йудай): Тяжело говорить об этом и невозможно истолковать это. [Это подобно] двум атлетам, что сражаются перед царем. Царь мог бы развести их, но не захотел. Осилил один другого и убил его, когда тот кричал: Пусть царь рассмотрит мое дело в суде! Так "Голос крови брата твоего вопиет против Меня от земли"» (Берешит Рабба, 22, 9). Ненависть к императору и обида на Бога — и все — через толкование Священного Текста, и в толковании — против Бога вопиет кровь Авеля! Страшная степень свободы есть в мидраше, который, казалось бы, привязан и связан Библией. И через эту свободу раскрываются уникальные личности мудрецов. Наиболее интересны, конечно, таннаи, жившие в кипящем котле идеологии, когда все еще было неопределенно и зыбко. Восстания и секты, христианство и Поздняя Стоя, режим принципата и кризис III в. — таковы обстоятельства их деятельности. Речи амораев привлекаются нами постольку, поскольку они разъясняют и продолжают мысль таннаев или контрастируют с ней2. Таннаи — современники Сенеки и Эпиктета, Дио- 1 Сенека цитируется в переводе С. А. Ошерова по изданию: Луций Анней 2 Следует, конечно, учитывать, что многие изречения, приписываемые толпа и мудрецы талмуда на, Хризостома и Элия Аристида, Филона Александрийского и Прежде всего, по необходимости, образ толпы в еврейских источниках должен быть сопоставлен с толпой у философов и риторов. Мы не ставим целью найти пути взаимодействия между философской мыслью и речениями таннаев. Откуда и как мудрецы получили слова и представления — тема особой работы. Здесь речь идет о сходстве и различиях, о том вызове, который бросала римская действительность, и о тех ответах, которыми культурные люди отвечали на вызов. Филон Александрийский — философ-платоник, еврей, чело-иск, пытавшийся создать философский мидраш, — стоит между двумя мирами. Его проблемы — проблемы еврея диаспоры, они отличались от проблем палестинских мудрецов. Главная из них — ненависть враждебной толпы и погром, знаменитый александрийский погром 38 г. Александрия, столица римского Египта, город еврейского богатства и образованности, в мгновение ока стала городом крови. Йосеф бен Маттитьяху (Иосиф Флавий) родился в Иерусалиме. Но и ему пришлось писать по-гречески, и для него конечной ролью оказалась роль метургемана — переводчика. С языка еврейской культуры и цивилизации Филон и Иосиф переводили на язык греческой философии и историографии. Греческие понятия и термины перетекали при таком переводе из одной культуры в другую, демонстрировали общую проблематику. С Новым Заветом необходимо не просто сравнение. Новый Завет — часть еврейской культуры. При всей враждебности его фарисеям — предшественникам великих таннаев Новый Завет вращается в том же мире, решает те же задачи, знает почти ту же Библию. Вариант развития еврейской мысли, который дан в новозаветных сочинениях, делает понятнее и конкретнее мысль таннаев и амораев. следовании источниковедческие вопросы должны быть поставлены во главу угла. Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности толпа и мудрецы талмуда
Эпоха, о которой пойдет речь, насыщена деталями и реалиями — еврейскими и римскими. Мы не пытаемся разъяснить их все, чтобы не превратить исследование в справочник. Некоторая конспективность, требовательность к читателю и слушателю — традиция мидраша. Потому мы заранее благодарны тем, у кого достанет терпения читать этот текст, обращаясь к справочникам и собственной догадливости. Введение От Гераклита до поздних стоиков философы не переставали говорить о толпе. Толпа — «иное», без чего мудрец, философ и культурный человек не могут быть поняты и описаны1. Толпа — сборище черни, но это и все человечество2. Толпа — понятие гносеологическое, социальное и моральное. Слова, обозначающие толпу, присутствуют в эллинистической еврейской литературе, в переводах еврейских книг на латинский и греческий и даже входят из греческого в словарный фонд иврита и арамейского (ухлосин от греческого охлос). Естественно, вместе со словами мигрируют и концепции3. В литературе принято сравнивать охлос с амей xa-арец (народ земли), а таннаев и амораев — с философами или риторами4. 1 H.-D. Voigtldnder. Der Philosoph und die Vielen: Die Bedeutung des Gegensatzes der unphilos. Menge zu den Philosophen. Wiesbaden, 1980. - Из литературы об эволюции терминов назовем: В. Mouchova. Kritik und Idealisierung des romischen Volkes im Lichte der Ausdrucke Populus, Plebs, Vulgus bei Einigen Autoren des 4 u 5 Ih. // Graeco-Latina Pragensia. Acta Univ. Carolinae. Philologica i. Praha, XII, 1989; Idem, Die Ausdrucke populus, plebs und vulgus bei Suetonius. — Ibid. 2, XIII, 1990. С. Г. Карпюк. охлос: от Эсхила до Аристотеля: история слова в контексте Афинской демократии // Вестник Древней истории. 1995- № 4- 3 О греческих терминах в христианской литературе и об их еврейских эк 4 TDNT. Vol. 5. P. 589-590; H. A. Fischel. Story and History: Observations in Неприязнь философа к толпе, а мудреца — к «народу земли» —. очевидна. Проще всего объяснить ее возвышением ученых элит в эпоху Римской империи1. Но Гераклит и Платон много древнее просвещенных римских чиновников и почтенных рабби. Та толпа, которую ненавидели в Афинах и Милете, отличалась, конечно, от жаждущей хлеба и зрелищ римской толпы, но она уже существовала задолго до появления Римской империи и Мишны, не только как «иное» философов, но и как ощутимый факт. Сводить толпу к «народу земли» — то же, что сводить ее к «плебсу», сословию республиканского Рима. Да и само слово «плебс» во времена Сенеки стало означать «чернь вообще», в том числе и культурную чернь. В этой работе мы пойдем не от термина, а от концепции — римской и эллинской. Есть ли соответствие ей в еврейской учености римской эпохи? Термины неминуемо всплывают, но не амей xa-арец, а ухлосин (от охлос), раб-бим (многие) и брийот (твари). Пасха раздавленных «Душа человеческая — вещь великая и благородная, и не допускает, чтобы ей ставили иные, нежели богам, пределы. Прежде всего, не приемлет она презренную родину — Эфес, Александрию или еще более плотно заселенное и густо застроенное (если есть такое!) место» (Sen. Epist. 102, 21). «Подобно тому как человек, торопливо пробирающийся через переполненные толпой кварталы города, наталкивается на многих и где-то обязательно упадет, где-то будет задержан, а где-то обрызган, так и в ной кочевой и рассеянной жизненной гонке случается множество несчастий и недугов» (Id., De ira, III, 6, 4).
Городской пейзаж имперского Рима насыщен давкой и толпой. Толпа на узких улицах, приветствующая триумфатора, дав-
Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней ка в театре и цирке, рухнувшие трибуны под тяжестью массы людей, сумасшедшие цифры участников представлений и погибших во время пожара. «Большая часть населения, — пишет Р. Макмаллен, — должна была мириться у себя дома с невероятной скученностью, которую делала терпимой грандиозность общественных мест»1. Но именно в общественных местах и чаще всего по праздникам случались столпотворения и люди гибли в давке2. Философ далек от того, чтобы обсуждать демографическую или градостроительную сторону проблемы. Ему видна суетливость человеческого рода, готовность сбиться в кучу ради мелких жизненных целей. «Но я желаю сидеть на сенаторских местах!» — говорит человек толпы. И Эпиктет ему замечает: «Ведь ты сам себе создаешь стеснение». — «Как же иначе я смогу хорошо видеть в амфитеатре?» — «Человече! А если ты не увидишь и не будешь стеснен, то что случится? Или же подожди немного, а когда представление закончится, садись на сенаторских местах и грейся на солнце. Вообще же запомни, что мы тесним сами себя, сами себя загоняем в давку, то есть наши иллюзии теснят и сдавливают нас» (Epict. I, 25; 26-28)3. Сенека же с его удивительно картинным и бытовым стилем живописует бесплодные усилия массы так: «Когда ты увидишь Форум, битком набитый толпой, и Септу, полную стечением всякого многолюдства, и этот Цирк, в коем наибольшая часть народа демонстрирует себя, знай, что здесь столько пороков, сколько людей» (De ira, II, 8, 1).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |