КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мидраш и неокантианство на фоне Русской поэзии и филологии 2 страница
Когда Сенека философствовал, еще стоял Иерусалим и толпился народ на Храмовой горе. Во времена Эпиктета Храм и город уже лежали в развалинах. Но городская жизнь не умерла в Кесарии, постепенно наладилась в Галилее, столица которой - 1 R. MacMuilen. Roman Social Relations 50 В. С to AD 284. New Haven, 2 A. Cameron. Circus Factions: Blues and Greens at Rome and Byzantium. 3 Эпиктет цитируется в переводе Г.А. Тароняна. См.: Беседы Эпиктета // толпа и мудрецы талмуда Сепфорис (Циппори) — стала в конце II — начале III в. резиденцией главы синедриона и местом, где возникла Мишна. Еще до того, в середине II в., в Сепфорис изгнали рабби Йоси за то, что он молчал, когда рабби Йехуда хвалил римлян: «Как приятны дела этого народа! Устроили рынки, построили мосты, возвели бани!» (ТВ, Шаб. 336). Былое величие Иерусалима и урбанизм римской Палестины равно присутствуют в литературе таннаев и амораев. И тема тесноты занимает в ней почетное место. Те же слова, похожие ситуации и даже чувства те же, что у Сенеки и Эпиктета. Но ответ разума на чувства совсем иной. Начнем с высказывания палестинского аморая рабби Элазара бен Педата (ок. ago — ок. з20)- «Сказал рабби Элазар бен Педат: «В месте, где есть многие толпы, есть и давка, но на Синае, когда пришел Святой, Благословен Он, спустились с ним тысячи и тьмы ангелов, и все же было им просторно» (Танх., изд. Бубера, пар. «Итро», 14; Ср.: Пси. дрК, пар. «Баходеш ха-шлиши», 108a). «Многие толпы» — ухлосин харбе. Ухлосин же — это не что иное, как греческий охлос вивритском обличье. «Здесь есть значение давки», — отметил немецкий исследователь Р. Мейер по поводу слов Бен Педата1. Действительно, «где есть многие толпы, есть и давка». Но совсем не для того мидраш, чтобы осудить толпу и призвать к выходу из нее. Смысл мидраша — в чуде. Есть многие толпы, но нет тесноты. Среди десяти чудес, «которые были содеяны для отцов наших в Храме», трактат «Пиркей Авот» (5, 5) называет и такое: «Стояли в тесноте, а для поклона было просторно». Трактат «Авот де-Рабби Натан» разъясняет: «Когда Израиль совершал паломничество поклониться Отцу своему, что на небесах, то во время сидения евреи были так стеснены, что никто не мог просунуть палец между ними, а когда они били поклоны, то всем было просторно. Самое же большое чудо таково: хотя бы сто человек стеснились вместе, хазан собрания не выкрикивал: дайте место брату вашему! Чудеса были и на Храмовом дворе: хотя бы весь Израиль вошел туда, двор мог их вместить...» (Верс, 1, 35, 8). 1 TDNT. Vol. 5. Р. 586. Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности толпа и мудрецы талмуда
Мифическое время аггады кончается в 70 г., когда злодей Тит разрушил Храм, и вновь начинается с пришествием Мессии. В промежутке, очевидно, «многие толпы» создают давку, и хазан вынужден криками наводить порядок в синагоге. Неудивительно, что привыкший к тесноте рабби Йоханан поражается пророчеству Иеремии (3, 17): «В то время престолом Господним назовут уже Иерусалим, и туда, во имя Господа, во Иерусалим, соберутся все народы, и не будут более поступать по упорству злого сердца». Рабби Йоханан спрашивал рабби Ханину: «Рабби! Неужели вмещает Иерусалим престол Господень? — Тот ответил ему: Святой, Благословен Он, скажет Иерусалиму: Удлини [пределы слюи] и распространи [место для палатки своей] (Ис. 54. 2), прими свои толпы» (ухлосаих) (Берешит Рабба 5, 7; ср.: Ав. ДрН, верс. 1, 35, 9)- «Своими» оказываются даже толпы язычников, и их должен вместить Иерусалим в том будущем, коему суждено наступить! Что давка есть следствие порока, мудрецы совершенно согласны с философами. Но признак порока — вовсе не сборище само по себе, тем более не сборище на Храмовой горе. Люди приходят сюда не с суетными целями, как приходили на Форум или в Цирк. Грех начинается там, где стечение толп используют для задачи сугубо практической — переписи евреев. Во времена царя Давида народ был наказан моровой язвой за попытку подобного счета (г Сам. 24). Агриппа I (41-44) совершил аналогичный проступок. «Учили наши наставники, что никогда не был никто раздавлен на Храмовом дворе, кроме как на одну пасху, что случилась во дни Гиллеля (хронология аггады не совпадает, но это — обычное дело. — А. К), когда был затоптан один старик, и пасху эту назвали «пасха раздавленных». Учили наши наставники, что как-то раз захотел царь Агриппа счесть толпы израильские (ухлосей Исраэлъ). Сказал он первосвященнику: перечти пасхальных агнцев. Тот взял почки от каждого агнца, и оказалось там 6оо тыс. пар почек — в два раза больше, чем было евреев, вышедших из Египта, даже если не учитывать тех, кто не заклал агнца, поскольку был нечист или находился в дальнем пути. И не было агнца, чтобы заклали его более десяти человек. И назвали эту пасху — «пасха раздавленных» (ТВ, Псах. 64б. Ср.: Эйха Рабба 1, 2). Рядом с легендой о «пасхе раздавленных» (случившейся только однажды) приведем рассказ Иосифа Флавия, относящийся к правлению прокуратора Кумана (48-52). «Однажды, когда народ собрался в Иерусалим на праздник Пасхи, а римская когорта стояла на верху колоннады и наблюдала за порядком (ведь вооруженные войска всегда несут стражу во время праздников, чтобы предотвратить любую попытку к возмущению со стороны огромного стечения народа), один воин, подтянув вверх свою одежду и неприличным образом нагнувшись, обратил к евреям свой зад и издал звук столь же непристойный, как и вся его поза. Толпа пришла в ярость и с криками стала требовать от Кумана его наказания; менее сдержанные из молодежи и те, кто по своей природе склонен к беспорядкам, устремились в схватку и, хватая камни, стали швырять их в войска. Куман же в страхе перед тем, чтобы весь народ не набросился на него, послал за тяжеловооруженным подкреплением. Когда те со всех сторон ринулись в колоннаду, на евреев напал неудержимый страх, и, повернув вспять, они врассыпную бросились в город. И с такой силой густая толпа устремилась к выходу, что было растоптано и раздавлено насмерть свыше до тысяч человек. Так праздник обернулся бедствием для всего народа и плачем в каждом доме» (Bell. II, 224-225; ср. Ant. II, 106). Давка по праздникам — рутина римского быта. В самой столице империи жадная до зрелищ толпа регулярно попадала в ловушку. «На все эти зрелища отовсюду стекалось столько народу, что много приезжих ночевало в палатках по улицам и переулкам, а давка была такая, что многие были задавлены до смерти, в том числе два сенатора» (Suet. I, 39, 4). «Чудеса объявились в Риме... Паника разразилась в народе, слабые были задавлены насмерть» (Тас. Ann. XII, 43). Калигула, «потревоженный среди ночи шумом толпы, которая заранее спешила занять места в Цирке... всех их разогнал палками; при замешательстве было за- Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности толпа и мудрецы талмуда
давлено больше двадцати римских всадников, столько же замужних женщин и несчетное количество прочего народу» (Suet. IV, 26, 4). Беспорядки на играх 14 г. сопровождались столкновениями в следующем году, когда погибли многие зрители, а также преторианцы с центурионом (Тас. Ann. I, 53, 4). Паломничества в Иерусалим (на Пасху, Пятидесятницу и праздник Кущей) вполне стоили римских Секулярных игр: стечение народа, ночевавшего в палатках по улицам и переулкам, давка, отсутствие мест на постоялых дворах. Но римская толпа существовала в реальном пространстве, а иерусалимская — в пространстве чуда. А потому не только не было раздавленных, но и гостиниц хватало на всех. «И никто не говорил ближнему своему: Тесно мне место это, негде ночевать в Иерусалиме», — свидетельствует трактат «Пиркей Авот» (5, 5)- «Авот де-рабби Натан» разъясняет: «Не случалось, чтобы кто-нибудь говорил ближнему своему: Я не нашел печи, чтобы жарить Пасху в Иерусалиме; никогда не случалось, чтобы кто-нибудь говорил ближнему своему: Я не нашел кровати, чтобы спать на ней в Иерусалиме; никогда человек не говорил ближнему своему в Иерусалиме: здесь мне негде ночевать» (Вере. 1, 35, 1). Иисус во время пасхального паломничества в Иерусалим останавливался не в городе, а за его пределами — в Вифании (Мф. 21, 17; Мк. 11, 11). Трудно сказать, поступал он так, боясь быть схваченным, или по недостатку мест в гостиницах. Но при его рождении дефицит гостиничных мест в Вифлееме явственно упомянут в источнике: «И родила сына своего первенца, и спеленала его, и положила его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2, 7). Как же выходили из ситуации в Иерусалиме? Трактат «Авот де-рабби Натан» (Верс. 1, 35, 2) утверждает: «Десять заповедей установлено об Иерусалиме:...В нем не берут платы за пользование домами, но берут за пользование кроватями и лежанками. Рабби Йехуда говорит — не берут платы и за пользование кроватями и лежанками. Что делали с жертвенными ножами? — Рабби Шимон бен Гамлиэль говорит: их дарили владельцам гостиниц; гости жили внутри, а владельцы гостиниц, — вне; гости поступали умно, покупая [для своих жертв] египетских овец, имеющих хорошую шерсть длиною в четыре и пять сел, и дарили кожу хозяевам, так что жители Иерусалима зарабатывали». По мнению Ш. Сафрая, «невзимание платы за пользование кроватями и лежанками, с одной стороны, и необходимость разместить тысячи людей, с другой стороны, требовали доброй ноли и культивировали атмосферу дружбы и приязни между самими паломниками и между ними и жителями Иерусалима. И конечно, из литературы той эпохи вырисовывается именно такая действительность»1. В подтверждение Ш. Сафрай приводит цитаты из «Пиркей Авот» и «Авот де-рабби Натан», а также слона Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Но по поводу первых сложилось уже мнение, что они отражают скорее ностальгию по Храму, чем реальную историческую картину2. Флавий же больше рассказывает о «праздничных» бунтах, чем об идиллии. О бунтах, вспыхивавших в Иерусалиме в момент прибытия туда паломников, пишет и сам Ш. Сафрай3. И наконец еще одно чудо: «Никто не был поранен и задет в Иерусалиме, никто никогда не спотыкался в Иерусалиме» (Ав. дрН, верс. 1, 35, 1). И это в годы, когда, по словам Сенеки, «человек, торопливо пробирающийся через переполненные толпой кварталы города, наталкивается на многих и где-то обязательно упадет, где-то будет задержан, а где-то обрызган» (De ira III, 6, 4)- В годы, когда из-за толчеи на рынке продавец забывал отделить десятину от пшеницы (ТИ, Дмай, гл. 4, гал. 1). Все перевернуто в этом чудесном мире, но все сохранило свои места: теснота, переполненные постоялые дворы, толпы людей, давящие друг друга, и даже крушение домов в Риме — рутинное явление, но в Иерусалиме — никогда не бывшее (АВ. дрН, вере, 1, 35, 1)! Весь набор бедствий урбанистической цивилиза- 1 Ш. Сафрай. Паломничество в период Второго Храма. Историческая монография. Тель-Авив, 1965- С. 134 (ивр.). 2 И. Френкель. Очерки по духовному миру аггадического рассказа. Тель- 3 Ш. Сафрай. Цит. соч. С. 159-160. З1 Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности толпа и мудрецы талмуда
ции перечислен лишь для того, чтобы сказать — «не было!». Все, чего «в Иерусалиме не было», раздражало и угнетало еврейских мудрецов. Иначе они не сочинили бы «наоборотный» мир без тесноты и давки. Но в «наоборотном» мире оставлено то, в чем философы видели главный источник бедствий. Оставлена толпа. Чудесным образом многие толпы здесь не теснят друг друга, хотя знали мудрецы, что «в месте, где есть многие толпы, есть и давка». Вовсе не мечтали мудрецы покинуть Храмовый двор и не призывали к бегству других (как философы — к бегству из Театра и с Форума). Напротив, в будущем, которое должно наступить, разноплеменные толпы должны явиться в Иерусалим на Храмовую гору — и гора вместит их. «Видящий толпы (ухлосин) говорит: Благословен Знающий Тайны, ибо как лица их не похожи одно на другое, так и мнения их не похожи одно на другое. Бен Зома, увидев толпы (ухлосин) на Храмовой горе, сказал: Благословен Создавший всех этих на служение мне» (Тос., Брах. 7, 2; ТИ, Брах. гл. 9, гал. 1; ТВ, Брах. 58а; Бамидбар Рабба 21,2). Сенеку же вид Форума, Септы и Цирка, переполненных толпой и многолюдством, приводил к неутешительной мысли: здесь столько пороков, сколько людей (De ira, II, 8, 1). «Многолюдство» (frequentia), «многолюдный» (frequens) — мучительные слова для Сенеки, как мучительно для него ощущение напирающей и давящей массы. Но разве может возмущаться многолюдством тот, кто признает библейскую заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 28)? Трактат «Два-рим Рабба» («ха-шем алейхем», 12, изд. Либермана) приводит слова рабби Элазара: «Всякий, нарушающий заповедь «плодитесь и размножайтесь», как бы умаляет Образ, ибо сказано: «потому что по образу Божию создал Он человека» (Быт. 9, 6). Правда, еврейские мудрецы одобряют не всякую толпу. Например, «видящий толпы чужеземцев говорит: Позор вашим матерям!» (ТВ, Брах. 48а). Но и иноплеменные толпы в конце времен явятся в Иерусалим. Именно конец времен и их начало превращают толпу в нечто неравное ей самой. Для философа сущность толпы неизменна и дурна. Еврейский мудрец не менее философа страдает от тесноты и сутолоки, но в нынешнем со- стоянии видит лишь отступление от нормы. Норма же — состояние чуда и праведности, когда есть толпа, но нет давки. Городское злословие «Я ничего не сделаю для общего мнения, и все — для совести» (Sen. De vitabeata, 20, 4). «К почестям и несправедливостям, даруемым толпой, следует относиться одинаково» (Id. De constantia sapienti, 19, 2). «Никогда я не хотел нравиться народу — ведь народ не любит того, что я знаю, а я не знаю того, что любит народ» (Id. Epist. 29, 10). Так говорили Сенека и Эпикур, и то же неслось «из всех домов» — от перипатетиков и академиков, стоиков и киников (Ibid). От городского пейзажа мы переходим к интеллектуальному. Он описан в мифах Платона — о пещере, о колеснице. Сидящие в темной пещере видят лишь тени реальных вещей на стене, если вещи проносят мимо узкого устья. И надо быть мудрецом, философом, чтобы понять истинный смысл, идею. Остальные - толпа — лишены знания, и их удел — мнение. Общее мнение — мнение толпы1. Тиран, ритор, демагог — все они рабы слухов и молвы. Но философ не только знает истину, он еще и безразличен к мнению черни, не гонится за славой и не бежит от клеветы. Его равнодушие (атараксия) распространяется даже на оскорбления. Об общем мнении стали говорить в Иерусалиме накануне Маккавейских войн, накануне публичной схватки мнений, в которой «вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих» (I Макк. 1, 11). «Многие» — одно из названий толпы. Где убеждают толпу, там дорожат ее мнением, там боятся толпы. И потому Шимон бен Сира (Иисус, сын Сирахов) писал между 170 и 165 г. до н. э.2: «Трех страшится сердце мое:...городского зло- 1 Aspetti dell'opinione pubblica nel mondo antico. A cura di Marta Sordi. 2 Датировка по книге: М. Цви Сегал. Полная «Книга Бен Сиры». Иерусалим, 1972. С. 6(ивр.). Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности толпа и мудрецы талмуда
словия, возмущения черни и оболгания насмерть — все это ужасно» (Сир. 26, 5~6). Бен Сира назвал три болезни: городское злословие, лжесвидетельство и «собрание толпы» (охлоса) — так можно перевести «возмущение черни». Книга Премудрости Соломона (I в. до н. э.) также упоминает толпу, но уже с иным чувством. Через «Премудрость» автор надеется получить «славу в толпах» и «честь перед старейшинами» (Соф. 8,10-11). Ни тени стоического равнодушия — только страх и надежда. Страх перед злословием и надежда на славу. И уверенность в том, что на пути добра «ты найдешь милость и благорасположение перед Богом и людьми» (Притч. 3, 4). Мысли и фразы из «Притч» и «Премудрости» многажды цитировались и пересказывались мудрецами. «Он даст тебе благорасположение в глазах людей», — обещает трактат «Сифрей Ба-мидбар» (писк. 42, н. с. «Колель мишпат»). Трактат «Пиркей Авот» приводит слова рабби Иоси: «Кто чтит Тору, тот уважаем людьми, а пренебрегающий ею — презираем ими» (4, 6). «Рабби говорил: Каков он, прямой путь, что должен избрать себе человек? Такой, чтобы слава была человеку и слава от человека» (там же, 2, 1). «Бен Зома говорил: Кто уважаем? Тот, кто уважает других» (там же, 4, 1).Уважение и почести — награда за добрые дела, а потому следует к ним стремиться — казалось бы, та же наивность, что в «Притчах» или «Премудрости». Но сходство обманчиво. Нет у мудрецов уверенности в неизбежности награды. Всегда ли справедливое в глазах Господа справедливо также в глазах людей?1 И уж совсем горькую истину высказал Бен Аззай: «Если человек унижает себя ради слов Торы и ест сухие финики, и одевается в грязное платье, и сидит беспрестанно у дверей ученых, то всякий проходящий говорит: «вероятно, это безумный», а между тем, в конце концов, ты находишь у него всю Тору» (Ав. дрН, верс. 1, 11, 23-25)- А по словам Платона, «окрыляется только разум философа... и так как он стоит вне человеческой суеты и обращен к божественному, то, конечно, толпа будет увещевать его, 1 L. Finkelstein. The Pharisees: The Sociological Background of their Faith. Vol. 1. Philadelphia, 1966. P. 86. словно безумного» (Phaedr. 249, c-d). Бен Аззай, живший на рубеже I и II веков, принадлежал к «четырем, вошедшим в Сад». «Бен Аззай взглянул и умер... Бен Зома взглянул и повредился [рассудком]... Ахер вырубил деревья [т. е. перешел к язычникам]... а рабби Акива вошел с миром и вышел с миром» (ТВ, Хаг. 146). Что такое Сад? По мнению большинства — мистическое учение1. По мнению X. А. Фишеля — «Сад Эпикура»2. Между той и другой догадкой очевидно безумие всех четырех — и того, кто прямо сошел с ума, и того, кто умер, не выдержав истины, и того, кто бросил Тору ради вина и женщин, и даже того, кто стал великим учителем, но не уставал поражать современников парадоксами. А природу безумия объяснил сам Бен Аззай: «Если кто повредился во мнении (т. е. сошел с ума. — А. К.) из-за своей мудрости, это — добрый знак для него. Если же кто повредился в мудрости из-за своего мнения — это дурной знак для него» (Тос., Брах. 3, 4)- Еврейская дейа (мнение) вполне соответствует здесь греческой доксе или латинскому opinio. Мнение само по себе противно мудрости и принадлежит многим. Потому многие и считают мудреца безумцем. Поэтому мудрец несет тяжкое бремя. «Сказал Моисей перед Ним: Владыка мира! Открыты и известны Тебе мнения каждого, и мнения сынов Твоих не похожи одно на другое, и теперь, когда я ухожу от них, пожалуйста, назначь им вождя, который будет терпеть каждого и мнение каждого» (Бамидбар Рабба 21,2; Ср.: Танх., пар. «Пинхас», 1). Сократ, жертва городского злословия, был признан виновным в развращении юношества и прочих грехах. Народный суд — большая толпа присяжных — мог присудить его к штрафу или к смерти. Все зависело от умения разжалобить и умолить судей. Сократ пренебрег мнением толпы и получил смерть. И стал образцом для философов всех школ. Злословие преследовало и тех, кого еврейские мудрецы считали образцом для себя — Моисея, Аарона и Иисуса Навина. Но 1 А. Шиннан. Мир аггадической литературы. Иерусалим, 199°- С.100. 2 Н. A. Fischel. Rabbinic Literature and Greco-Roman Philosophy: A Study of
Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности вожди нации не могут пренебречь толпой и презреть ее. «Два хороших вождя у Израиля — Моисей и Давид, царь Израильский. Сказал Моисей Святому, Благословен Он: Владыка мира, совершил я проступок, запиши его, чтобы не говорили люди: «Наверно, подделал Моисей Тору или написал там то, что ему не велели». Это подобно тому, как царь сказал и приказал схватить и доставить в кампон [амфитеатр? лагерь? публичный суд?] того, кто ест фиги седьмого года. Пошла некая знатная женщина, собрала и ела фиги седьмого года. И когда вели ее по кампону, сказала: Царь, пожалуйста, объяви о моем грехе, чтобы не говорили: «наверное, уличили ее в прелюбодеянии или в колдовстве». Когда увидят они фиги седьмого года у меня на шее, то будут знать, что ведут меня из-за фиг!» Сказал царь Давид перед Святым, Благословен Он: проступок я совершил перед тобой, не записывай его. Ответил Господь: неужели тебе понравится, когда люди будут говорить: из-за любви к Давиду Господь простил его» (Сифрей дварим, писк. 26; Ср.: Сифрей Зута, писк. 27). Публичность наказания и публичность оправдания составляют гласность в ее римском варианте. И еще — публичность суда и известность судей. «Раббан Шимон бен Гамлиэль говорит: не случалось судебных заседаний, чтобы люди потом не злословили и не спрашивали: Что видел такой-то, чтобы заседать, и что видел такой-то, чтобы не заседать? Потому и сказано: «[Изберите себе мужей мудрых и разумных] и известных коленам вашим» (Втор. 1, 13), чтобы были известны вам» (Сифрей дварим, писк. 13). Смысл библейского стиха совсем иной: «Изберите себе по коленам вашим», предводителей следует избирать по племенам. То, что судьи должны быть «известны коленам», известны местным жителям — это толкование раббана, хотевшего гласностью погасить злословие. Гласность — способ борьбы мудрецов со сплетнями. По возможности толпа должна знать все, чтобы злословие не имело пищи. Вот как следует выносить пожертвования из Палаты шекелей в Храме: «Не входит [в Палату] ни в засученном парагоде [туника с рукавами], ни в башмаках, ни в сандалиях, ни в тфилин, ни с амулетами, чтобы, если он разорится, не говорили: толпа и мудрецы талмуда «из-за греха против Палаты разорился», а если разбогатеет — «на средства Палаты разбогател». Так — в Мишне (Шкал. 3, 2). A Тосефта требует еще и обыскивать служащего Палаты при входе и выходе и разговаривать с ним — вероятно, чтобы не спрятал чего-либо во рту (Шкал. 2, 1). Гласность пресекает слухи — кошмар городских обществ той эпохи. Так, в Псикте де-рав Кахана (пар. «Веихиу бишлах», писк. 11, 6) сказано о царе, который отправился в Страну Моря, а дочери его тем временем тайно вышли замуж. Вернувшись, царь «услышал толки людей, злословящих о его дочерях, будто бы те — прелюбодейки. Что же царь сделал? Послал глашатая и призвал всех в кампон. Вызвал первого зятя и спросил его: кто ты? Тот ответил: Твой зять... и так со вторым и третьим. Сказал царь: мои дочери позаботились о себе и вышли замуж, а вы говорите: дочери царя — прелюбодейки». Притча — лишь присказка к мидрашу: «Так, прежде чем народы мира стали презирать евреев и говорить, что те — потомки египтян, ибо властны были египтяне над жизнью евреев, а тем более — над их женами... в тот же час призвал Святой, Благословен Он, ангела, назначенного над беременностью, и приказал ему: Иди и нарисуй мне черты младенцев по образу их отцов». «Городское злословие» настигало не только мудрецов, но и весь еврейский народ. Все знали, евреи — потомки прокаженных египтян (Ios. Contra Ар. I, 229 ff; II, 8 ff). В момент смены правителей Египта I в. до н. э. — II в. н. э. «общественное мнение» выносило наверх ненависть к евреям. Распространялись различные сплетни и слухи1. Торжеством общественного мнения и городского злословия стал александрийский погром 38 г. Его главный герой — «ленивая и праздная александрийская толпа», которая «поднаторела в злоязычии, проводя досуг в наветах и поношениях» (Philo, Flacc. 34). Ради этой-то ленивой и праздной толпы и начертал ангел лица еврейских детей похожими на лица их отцов — пусть все видят, как целомудренны еврейские женщины. 1 О. Motwecchi. Opinione pubblica e «rumores» nei papiri greci // Aspetti dell' opinione pubblica... P. 85-87. Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности Но чем более видели и знали все, чем публичнее и демократичнее становилась жизнь, тем глубже каждый уходил в себя. От родового теплого единства отделились толпа и индивид — одна с публичностью, другой — с приватностью1. Толпа хотела знать все и обо всем злословить, индивид — укрыться за стенами дома, в прохладе перистиля, охранить репутацию и досуг. Ужасный грех, лишающий человека доли в будущем мире, — «заставить побледнеть лицо человека при многих». На сей счет нет числа изречениям (Ав. 3, 11; ТВ, Сан. 24а; 43б; 99а; 150а; Ктув. 67б; Сота 10а; БМ, 586; 59би др.). В каждом из них — три стороны: обидчик, обиженный и «многие», толпа. Насколько важно и насколько ново это было, свидетельствуют толкования библейских стихов. Пророк Исайя говорил некогда о человеке, «кто ходит праведно и говорит прямо» (Ис. 33, 15). Говорящий прямо — нелицеприятен. Сколько тяжких и жестких слов сказали пророки царям и народу! Обличали и в палатах, и на Храмовом дворе — при всех собравшихся. Как же толкует слова Исайи Вавилонский Талмуд? «Говорящий прямо — это тот, кто не позорит ближнего своего в глазах многих»!!! (Мак. 24а). А вот как объясняет рабби Йоханан удачи и неудачи Иеровоама: «За что удостоился Иеровоам царства? За то, что порицал Соломона. А за что он был наказан? За то, что порицал при многих» (ТВ, Сан. 101б). Между «домом Гиллеля» и «домом Шаммая» был спор по поводу откровенности и прямоты. «Учили наши наставники: как танцуем перед невестой (т. е. как приветствуем ее)? Дом Гиллеля говорит так: «невеста красивая и миловидная». Спросил их дом Шаммая: а если она хромая или слепая? Тоже говорим ей: «невеста красивая и миловидная»? А в Торе ведь сказано: «неправды удаляйся» (Исх. 23» 7)- Ответил им дом Гиллеля: если кто купил плохую вещь на рынке, мы хвалим покупку при нем или ругаем? Как вы считаете? — Те ответили: при нем хвалим. Отсю- 1 О росте индивидуализма в римской Палестине см., например: Е. Rivkin. Pharisaism and the Crisis of the Individual in the Greko-Roman World // Essays... P. 500-536. толпа и мудрецы талмуда да слова мудрецов: Пусть мнение человека всегда будет приятно людям» (ТВ, Ктув. 16б-17a). Не только отдельным людям, но и всему Израилю. Чувства народа надо беречь. А потому не включают в службу на Новый год горькие слова пророка: «Жив Я, говорит Господь Бог: сильною рукою, и простертою мышцею, и излиянием гнева Я буду царствовать над вами» (Иез. 20, 33)- Эти слова не звучат в синагоге (ТВ, РШ, 32б). Нет пророческой прямоты у мудрецов. Нет у них и стоической или кинической откровенности. Парресия по-гречески — откровенность на грани дерзости. Это слово перешло в арамейский и иврит, но вместе с новым звучанием (пархесия) получило и новый смысл — «публичность», «гласность». Но публичность столь же контрастна дерзости, как прямота — стремлению не позорить людей. Делать на глазах у всех — значит избегать толков и злословия. Удивителен конформизм мудрецов. Еще удивительнее — их критика конформизма. Когда Бар Камца решил отомстить своему народу, он изувечил корову, которую римляне пожертвовали для приношения в Иерусалимском Храме. Рабби Захария бен Авколос стоял перед выбором: принести жертву, чтобы не ссориться с Римом, или убить Бар Камцу, чтобы не разгласился факт отвержения дефектной коровы. И тут рабби Захария испугался злословия. В первом случае скажут: «Приносят в жертву увечных животных?», а во втором — «Нанесший увечье жертве подлежит смерти?» Посему жертва была отвержена, и римляне начали войну. И сказал рабби Иоханан: «Смирение рабби Захарии бен Авколос разрушило наш Храм, сожгло наше Святилище и изгнало нас из нашей страны»1. В основе рассказа — реальные события 66 г., описанные Иосифом Флавием в «Иудейской войне» (II, 4°9)- Что двигало лидерами восставших — стремление овладеть толпой или боязнь толпы («смирение»)? Что бы там ни было, но не философское равнодушие к мнению масс. 1 Д. Шварц. Еще к вопросу: «Захария Бен Авколос» — смирение или ревность? // Цион. 1988. Т. 53. №. 3. С. 313-315 (ивр.). Раздел 1. политика и риторика в эпоху поздней античности На другом конце эпохи стоит вавилонский аморай Аббайе (IV в.), изрекший: если ученого любят жители города, это не свидетельство добродетели, а свидетельство, что он уклонился от порицания их подобающим образом (ТВ, Ктув. 105а-б)1. Любовь горожан и их злословие заботят мудрецов Талмуда, как некогда заботили Бен Сиру. Но страх явно утих и восторг охладел. «Собрание толпы» не грозило бунтом, да и сама толпа постепенно превратилась в смирную паству, наставлять и утешать которую — каждодневный долг и урок мудреца. Ненависть к тварям «Ты все еще сердишься на толпу? — Но они — воры и грабители. — Что значит «воры и грабители»? Они перестали различать добро и зло. Сердиться следует на них или пожалеть их?» (Epict. I, 18, 2-3). «Человеческая природа рождает сердца коварные, неблагодарные, алчные, нечестивые. Когда ты собираешься осудить нравы одного — подумай о нравах всех» (Sen. De ira II, 31, 5). «Что удерживает мудреца от гнева? — То, что негодяев - толпа» (Ibid, 10, 4).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |