Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально – этические требования к пользователям методик психодиагностики




В случае проведения экспертизы, конкурса или приёма на работу психодиагностикой должен заниматься лицензированный или дипломированный специалист. Однако в любом случае и независимо от того, кто занимается ПД-кой – профессионал или любитель, он должен соблюдать общие морально-этические нормы:

1. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев или судебной, или медицинской практики, оговоренных законом.

2. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознаёт.

3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

4. Результаты психологического тестирования предоставляются тестируемому тем, кто проводит обследование, в доступной для правильного понимания форме.

5. При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребёнка.

6. Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нём будут делаться выводы по итогам тестирования.

7. Основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими.

 

К пользователям, являющимся профессиональными психологами, и к пользователям-непсихологам предъявляются разные требования. Пользователь-психолог:

s пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики. Не должен разрешать неспециалистам проводить психологические процедуры (искл – спец-ты смежники:учителя, врачи, социологи и студенты-психологи).

s должен знать и применять на практике общие теоретико-ме­тодологические принципы психодиагностики, следить за текущей методи­ческой литературой по психодиагностике, самостоятельно вести личную кар­тотеку методик.

s при подборе методик для обследования не руководствуется субъективными предпочтениями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффек­тивности диагностики: максимум надежности при минимуме затрат. Обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и аль­тернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «пре­зумпции невиновности» в судопроизводстве.

s Обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для про­ведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интер­претация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Недостаток времени, некомпетентность заказчика не могут служить основанием для каких-либо упрощений, произвольных изменений заданных разработчиком процедур.

s Отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики. Психолог обеспечивает надежный диагноз, применяя параллельные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

s Обеспечивает конфиденциальность ин­формации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать эту информацию. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;

s Психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструк­тивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуе­мыми секрет той или иной психодиагностической методики, на кото­ром основана его валидность

s Параллельно с использованием методик ведет научно-методи­ческую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-ме­тодической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего и в исследовательских, и в лечебных учреждениях.

s сообщает в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному при­менению психодиагностики.

Основания классификации методов психодиагностики по Бодалеву, Столину.

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. А.А. Бодалёв и В.В. Столин объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

1) По характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

стандартизованные самоотчеты, которые включают:

1. Тесты-опросники предлагают набор пунктов (вопросов или утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (двух– трехальтернативный выбор ответов). Одна и та же психологическая переменная (или, иначе, измеряемое свойство), представлена группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут апеллировать к опыту субъекта либо прямо ("Боитесь ли Вы темноты?"), либо косвенно ("Все люди честны"). Опросники строятся как одномерные, измеряющие одно свойство, так и многомерные, измеряющие несколько свойств. С помощью тестов-опросников выделяют следующие подходы исследования личности:

подход на основе выделения черт (факторов) (например, опросник Кеттелла);

типологический подход (на основе выделения типов, например, MMPI);

2. Открытые опросники не предусматривают стандартного ответа испытуемого; стандартная обработка достигается путем соотнесения произвольных ответов со стандартными категориями.

3. Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, исследование самооценки С.Я.Рубинштейн. Действия испытуемого заключаются в том, что он оценивает себя по шкалам.

4. Индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток. Идеографические техники отличаются от вышеперечисленных методов тем, что параметры, которые оцениваются (конструкторы, оси, измерения) не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов субъекта.

5. Проективные техники направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

1. особенностями стимульного материала;

2. особенностями поставленной перед респондентом задачи;

3. особенностями обработки и интерпретации результатов.

6. Диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры).

2) По мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики:

объективные;

диалогические.

Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

 

ОБЪЕКТИВНЫЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ
тесты многие опросники шкальные техники беседы интервью диагностические игры патопсихологический эксперимент некоторые проективные методики

 

 

4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОМЕТРИКИ. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И АДАПТАЦИИ МЕТОДИК

Психометрика - это методологическая основа психодиагностики. Она обосновывает и описывает требования, которым должны соответствовать проф. диагностические методы, описывает процедуры их создания, даёт понимание вероятностного характера любого психодиагностического метода.

Надёжность - это точность и устойчивость процедуры измерения, ее независимость от случайных варьирующих факторов; характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.

Надежный тест:

измеряет некое качество,

делает это устойчиво во времени,

позволяет сравнивать результаты испытуемых, протестированных в разное время, в разном месте, в разном состоянии.

Валидность – характеристика теста, указывающая на его способность измерять именно то, для чего он предназначен. Валидность – это обязательная и наиболее важная часть сведений о тесте, включающая:

данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности;

суждение об обоснованности прогноза развития исследуемого качества;

данные о связи изучаемой области поведения с определенными психологическими конструктами.

Дискриминативность – это способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку.

Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Это означает, что с некоторой наперед заданной или определенной статистически погрешностью можно считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению. Репрезентативность теста показывает, насколько результаты выборки стандартизации могу быть перенесены на тех людей, на которых будет проводиться тест.

Достоверность относится к той группе методов, которая связана с самоотчётом испытуемого. Она характеризует степень защиты метода от с/з или б/с искажений со стороны испытуемого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.