КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды психодиагностических методик и их отличие от исследовательских
Как сфера науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно. По цели познавательной деятельности методы научного познания (соотв-нно и методики) делятся на 2 группы. Исследовательские. Целью этих методов является получение нового знания.Исследовательские методы предназначены только для изучения психологических процессов, свойств и состояний человека. Они обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная цель которых — получение достоверных знаний. Исследовательские методы позволяют установить закономерности и условия развития личности путем выявления отдельных фактов у множества испытуемых. Они предназначены для решении познавательных задач, связанных с описанием психических явлений, для решения научных проблем, проверки исследовательских гипотез. Исследовательским, к примеру, является метод включенного наблюдения или психолого-педагогический эксперимент с детьми, позволяющий наблюдать за их поведением в особых, экспериментальных условиях. Формирующий эксперимент – это массовый эксперимент (минимум это вся школа участвует), это также длительный, пролонгированный эксперимент, это эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (педагогическая психология, возрастная, социальная). Психодиагностические направлены на определение состояния обследуемого.Психодиагностическиеметоды используются в оценочных целях, т.е. позволяют получать точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств. Ряд профессий предъявляет особые требования к психологии и поведению человека. Здесь также необходима точная диагностика разнообразных психологических и поведенческих качеств, определяющих профессиональную пригодность человека. Применение психодиагностических методов в данном случае связано с профессиональным отбором и профессиональной подготовкой людей. В мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно. Такую, самую общую, схему классификации психодиагностических методов можно предложить, и выглядит она следующим образом: 1. Методы психодиагностики на основе наблюдения. Первая группа методов обязательно предполагает введение наблюдения и преимущественное использование его результатов для психодиагностических выводов. В процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы и условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы. Наблюдение, отвечающее всем перечисленным психодиагностическим требованиям, носит название стандартизированного наблюдения. 2. Опросные психодиагностические методы. (анкета, опросник, интервью). Анкетой называется такой метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает кое-какие социально-демографические данные о себе, например свой возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и т.п. Опросником называют метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов. Такие вопросы обычно бывают двух типов: закрытые (выбрать ответ из списка) и открытые (дать свой ответ). Открытые ответы на такие вопросы в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Вопросы психодиагностического опросника, кроме того, могут быть прямыми и косвенными. 3. Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда. Одним из методов психодиагностики через анализ результатов деятельности является контент-анализ, при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности. Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить психологические характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает. 4. Экспериментальные методы психодиагностики. Особенность эксперимента как метода психодиагностики заключается в том, что для оценки какого-либо свойства испытуемого ставится и проводится специальный психодиагностический эксперимент. Процедура такого эксперимента включает в себя создание некоторой искусственной ситуации, стимулирующей проявление исследуемого качества у испытуемого, а также стандартную методику фиксирования и оценки степени развитости данного качества. В результате организации и проведения психодиагностического эксперимента исследователь получает интересующие его оценки через специальным образом организованное наблюдение за поведением испытуемого в экспериментальной ситуации. 1. Главное отличие диагност-ских методов от исследоват-ских состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную оценку, измеряют его.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 7568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |