КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Области практического использования ПД
Задачей психодиагностики как науки является s Определение возможностей уже существующих методов s Конструирование и апробация психодиагностических методик. Не только разработка, но и уточнение требований, которые методики должны удовлетворять, это определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик. s Выработка правил проведения обследования; способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов. Прикладные задачи психодиагностики: s Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения. s Определение степени развитости данного свойства, её выражение в определённых количественных и качественных показателях. s Определение динамики развития свойства и преобразования его в течении определенного времени. Определение перспектив развития того или иного качества личности на основе анализа законов его развития в прошлом s Установление реальных изменений в психологии и поведении индивида или группы, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий s Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей. Разделение обследуемых людей или групп на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития s Определение пригодности индивида или группы для решение тех или иных задач (например, установление профессиональной пригодности) s Определение соответствия или не соответствия психологии и поведения индивида или группы некоторой медицинской или социальной норме с целью проведения психокоррекционной работы s Выработка рекомендаций для индивида или группы с целью выбора жизненного пути и дальнейшего самообраз-ния 1. ПД используется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания (Задачи в школе: готовность к школе, неуспевае-мость, проблемы со сверстниками, отбор в специализированные классы, оценка успешности работы педагогов, решение проблем трудных детей, реали-зация индивидуального подхода и др.). 2. ПД явл. важной составляющей деятельности специалиста по профотбору. Профессии могут быть с абсолютной или с относительной проф-льной пригодностью. Задача проф. выбора – выявить личные качества и интересы к той или иной профессиональной деятельности. (мотивация, интеллект, личные черты). В клинико-консультативной и психотерапевтической работе (поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого и выбор способов и приёмов, способствующих их разрешению). Здесь задачами ПД является уточнить диагноз, оценить эффект лечения). Психологические консультации, куда могут обратиться люди со своими личными проблемами (семейные, индивидуальные, детские и т.д.) Основные методы здесь наблюдение и беседа.. В проведении судебно-психологической экспертизы (обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей, формирование психологического заключения о тех или иных качествах личности, уровне интеллект. развития и т.д.). ВЫВОД: Задача психодиагностики зависит от сферы ее применения. Задачи существенно определяют ограничения в использовании методов. Задачи ПД зависят от ситуации. (Ситуация клиента и ситуация экспертизы.) Задачи ПД зависят от того, кто и как будет использовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста за выбор способов вмешательства в ситуацию обследуемого. Данные исп-ся: специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. (проф. отбор, суд-мед экспертиза); самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, обследование производится по инициативе другого специалиста. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школьной неуспеваемости; самим психодиагностом для постановки психологического диагноза и предназначены для его коллеги-психолога для разработки путей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики в условиях психологической консультации; используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. В этой ситуации психолог несет ответственность за корректность данных, за этические, деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично - за то, как этот диагноз будет использован клиентом.
В сит.1 и 2 методы должны давать «стратегическую» информацию о клиенте, должны позволять соотнесение обследуемого с другими людьми, т. е. предполагать стандартизацию (нужны объективные тесты и тесты-опросники). В сит. 3 информация рассчитана на регулирование тактики практической работы самого психолога, соотнесение с «нормой» не важно (нужны идеографические техники, проективные и диалогические методы). В сит. 4 главное требование к методам - легкость перевода получаемых с их помощью данных на язык самого обследуемого.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |