Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и область применения психодиагностики




ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. ОСНОВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.диагностические подходы, сферы применения и разделы психодиагностики.

L6



Раздел 3. век XX и после


на рубеже методологий: о книге йехошуа левинсона


 


ции читателя, то есть сами знают и даже толкуют Библию. Но и персонажи могут озадачить читателя, который не догадывается об их мотивах. Всезнающий персонаж — это Бог, знание которо­го во многом совпадает со знанием рассказчика. Разрыв между знанием рассказчика и знанием персонажа создает иронию. Персонажи не догадываются о том, что же в действительности происходит и что их ожидает, тогда как рассказчику (и Богу) это известно.

Последняя глава, как и положено, — самая важная в книге. От теоретической поэтики Левинсон переходит к поэтике ис­торической, которую он понимает как историю жанра. Исто­рию эту он исследует на материале сборника «Ваикра Рабба» и трактата «Сота» Вавилонского Талмуда. В обоих источниках он отмечает один и тот же процесс — нарушение хрупкого баланса между повествовательным и экзегетическим началами. Если в классической экзегезе (от таннаев до «Берешит Рабба») рассказ строился на толковании и следовал за толкованием, то в пя­том — седьмом веках рассказ начинает развиваться и расши­ряться в соответствии со своей внутренней логикой, отрываясь от библейской экзегезы. Расширение происходит или за счет комбинации нескольких рассказов в один или путем объедине­ния нескольких рассказов в «сборники». Расширенные расска­зы группируются в тематические разделы (параша в «Ваикра Рабба» и сугия в Вавилонском Талмуде). Анонимные редакторы собирают мозаику из подручного материала, в то время как но­вые экзегетические рассказы почти не создаются. Редактор ста­новится важнее автора.

Остановимся на мыслях Левинсона о структуре талмудичес­кой сугии. Вслед за Ионой Френкелем он замечает, что сугия мо­жет иметь симметричную форму, то есть начало может соответ­ствовать концу. Это происходит, как пишет Левинсон, за счет возврата в конце сугии к толкованию библейского стиха, кото­рый стоял в начале. Например, Исход 2:4. который в конце су­гии толковался касательно Шехины, в начале сугии толкуется ка­сательно Мирьям. Мирьям и Шехина соотносятся в широком контексте — праведные женщины и Божье присутствие ведут к


избавлению Израиля. Симметрия возникает из необходимости преодоления заданного строя мидраша, который следует за по­рядком стихов в книге Исход (и толкует эти стихи один за дру­гим). Кроме симметрии начала и конца, единство сугии создает­ся повторяющимися мотивами (с. 292-293 и далее).

Ровно за три года до публикации книги Левинсона пример­но такие же мысли были высказаны мной и Ури Гершовичем в статье, опубликованной в «Review of Rabbinic Judaism»1. Мы ут­верждали, что в трактатах Филона и в Талмуде господствует симметричная конструкция (хиазм). Ж. Казо, обнаруживший ее у Филона, доказывал, что конструкция эта замыкается в начале и конце «сестринскими» цитатами (совпадающими словарно друг с другом). Редактор ведет читателя извилистым путем, за­ставляя его забыть исходную тему и цитату. В конце конструк­ции, однако, тема возникает вновь и неожиданно для читателя делает смысл всего фрагмента ясным. На наш взгляд, появление этой конструкции было вызвано необходимостью преодоления материала. Талмуд комментировал Мишну (или, как в «Соте», — огромный фрагмент Торы) в последовательности комментируе­мого текста. В этом состояло экзегетическое начало сугии (и трактатов Филона). В то же время и сугия, и трактаты Александ­рийца несли в себе тематическое, проповедническое начало. Но выразить его средствами последовательного логического дискурса они не могли, поскольку были скованы последователь­ностью комментируемых стихов или текста Мишны. Требова­лось формальными методами преодолеть формальное же за­труднение. Отсюда — хиазм и тематические повторы. Более того, начало и конец сугии (и стоящие там цитаты) не только симметричны по форме, но метафоричны по содержанию. Од­на и та же цитата (или сестринские цитаты) в начале и конце су­гии толкуются в бытовом и в божественном планах, так что бы­товое является метафорой божественного. С нашей точки зрения, петихта принадлежит к структурам подобного рода.

1 U. Gershowitz, A. Kovelman. A Symmetrical Teleological Construction in the Treatises of Philo and in the Talmud // The Review of Rabbinic Judaism Ancient, Medieval and Modern 5, a. Leiden: Brill, 2002. P. 228-246.


 


2l8



Раздел 3. век XX и после

Преодоление материала является здесь не только формальной неизбежностью, но и способом извлечь эстетическое наслажде­ние.

Удивительно, что Левинсон не ссылается на работы А. Вольфиша, который уже довольно давно трудится над струк­турой Мишны, где он находит хиастические конструкции. Вооб­ще, литература о хиазме в еврейской литературе (от Библии до Талмуда) довольно обширна, и ее можно бы было привлечь. Но это потребовало бы от автора рецензируемой книги выйти за пределы той школы, к которой он принадлежит.

Верность школе обнаруживается и в заключении к книге. Ле­винсон пытается понять, почему в литературе эпохи Второго Храма доминирует повествовательное начало, в эпоху таннаев торжествует экзегетический рассказ, а уже в конце периода амораев повествовательное начало вновь берет верх. С точки зрения Левинсона, различия имеют гносеологический характер. Пере­писанная Библия опирается на авторитете предания и открове­ния. Напротив, экзегет относительно свободен в своем творчест­ве, его авторитет лежит в сфере экзегезы как таковой, в учености и способностях. Откуда возникла эта свобода? Левинсон отвеча­ет удивительно традиционным образом: мудрецы Талмуда знали, что они живут в мире, где откровение иссякло (с. З12)- Иными словами, все опять сводится к теории «иссякания пророчества».

Чем же в таком случае следует объяснять возвращение повествовательности? На сей раз Левинсон спорит со своим учите­лем. С точки зрения Ионы Френкеля, возврат повествователь­ного начала означал возврат к народному творчеству и преодоление изощренной культуры раввинистической акаде­мии. По мнению же Левинсона, речь идет о «расцвете нарратива как самостоятельной религиозной категории». Это гносеоло­гическая революция, признаки которой уже становятся видны» (с. З12)/ Откуда же рассказ черпает свой авторитет теперь, в от­сутствие откровения и при ослаблении экзегезы? В самом себе!

В этом решающем для всей концепции книги месте Левинсон не упоминает теорию Д. Ньюснера. Согласно этой теории, торжество повествовательности в эпоху амораев (уже в «Бере-


на рубеже методологий: о книге йехошуа левинсона

шит Рабба» означает крушение мира Мишны. В Мишне истори­ческий компонент почти совершенно отсутствовал, и все кон­центрировалось вокруг абстрактных норм и правил. Амораи вновь повернулись лицом к истории, поскольку история повер­нулась лицом к ним — началось крушение ненавистной Римской империи, ожили мессианские чаяния. Новый историзм охватил не только еврейскую, но и христианскую литературу1.

Книга Левинсона поражает грандиозностью замысла и про­рывами в серьезный и глубокий историзм. Автор ее демонстри­рует способность использовать филологические методы для це­лей исторического исследования — пример структуралистского анализа текстов бросается в глаза. Вместе с тем Левинсон нео­быкновенно укоренен в постколониальной и постмодернист­ской школе. Гигантский теоретический материал (от Лотмана и Бахтина до американских литературоведов и Лукача) восприни­мается им через призму этой школы.

Пример Левинсона чрезвычайно интересен именно про­блематичностью обновления классической иудаики. Вступит ли она в новый этап своего развития? Останется ли в тех же рам­ках, которые сформировались в середине восьмидесятых годов прошлого столетия? Отразятся ли катастрофы начала нынеш­него столетия на идеологии гуманитарного знания? На правах аутсайдера, смотрящего на этот процесс из России, я задаю эти вопросы, не зная на них ответа.

1 О концепции Ньюснера см.: A. Kovelman. Between Alexandria and Jerusalem. P. 3-7.



Оглавление

Предисловие................................................................... 5

Раздел 1

политика и риторика в эпоху поздней античности

Александрийский погром............................................... 11

Толпа и мудрецы Талмуда........................................... 20

От логоса к мифу. Египетские прошения V-VII вв. н. э....93

Раздел 2 эллинистическая словесность и устная тора

Этика и поэтика Талмуда................................................. 115

Милетская история о Брурье......................................... 128

Библейские чудеса в комментариях Филона

и мудрецов Талмуда............................................................ 141

Раздел 3. век XX ипосле

Осип Мандельштам как экзегет..................................... 155

Мидраш и неокантианство на фоне русской поэзии

и филологии.................................................................. 183

На рубеже методологий: о книге Йехошуа Левинсона.... 207

Психодиагностика (А.Г. Шмелев) - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Психодиагностика Теоретическая и Практическая

Теоретическая обусловлена тремя областями психологического знания:

- предметная область пси­хологии, изучающая данные явления,

- психометрика – наука об из­мерении

индивидуальных различий в диагностируемых переменных

- практика использования психологического знания.

Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, со­циальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагно­стика - с такими областями психологии, как медицинская, возраст­ная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д.

Предмет ПсиДи:

Принципы разработки психодиагностических средств и их конк­ретное воплощение в диагностических методиках, включая их мето­дологическое и теоретическое обоснование, проверку валидности и надежности, входят в предмет общей психодиагностики.

- методологические, теоретические и конктретно-методические принципы построения психодиагностических инструментов и формирования психодиагностических заключений

- методики психодиагностики наиболее универсальных психодиагностических объектов обследований (черты личности, способности, мотивы, межличностные отношения, сознание и самосознание)

- дифференциальная психометрика – математизированная методология обнаружения межиндивидуальных различий

- нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.

Обследование — это применение готового, уже разработанного теста. Его результат — сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека (испытуемого). Исследование — это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (или «эмпирических индикаторов»), по которым можно получать информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.

Диагностические задачи:

Отличаются степенью ответственности психодиагноста и границами, которые он может и не может преступать в своей практике. Возникают, если данные психодиагностики используются…

… для постановки не психологического диагноза или применяют для административного решения.

… для постановки психологического диагноза, но дальнейшее вмешательство в ситуацию осуществляется специалистами другого профиля.

… самими психологами для дальнейшей работы

… самим клиентом для самореализации.

Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:

Основание Номотетический подход Идеографический подход
Понимание объекта измерения Понимание личности как набора свойств Понимание личности как целостной системы
Направленность измерения Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности Распознавание индивидуальных особенностей личности
Методы измерения Стандартизованныеметоды измерения, требующие сопоставления с нормой Проективные методики и идеографические техники

 

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – направленность психодиагностического обследования на оценку лич­ности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности. Направлен на предсказание усреднен­ных случаев, отражающих общие закономерности. Используя номотетический подход, можно открыть общие законы, но, зная их, невозможно составить достаточно полное пред­ставление о личности, поскольку личность уникальна. Конечно, номо­тетический подход не исключает индивидуальных различий, но пред­полагает их оценку с помощью стандартного набора черт, которые могут иметь отклонения от среднего, типичного их выражения в ту или иную сторону. По таким чертам многим людям можно дать оценку. Но при их вы­делении игнорируют качественные различия между людьми в угоду описания их сходства с другими. Номотетические законы и черты вы­водятся из среднегрупповых данных, но они не применимы для пред­сказания каждого конкретного случая. Так, большинство людей, имеющих высокий уровень потребности в достижении, будут работать больше и эффектив­нее, чем большинство людей с низким уровнем этой потребности. Но некоторые люди, оцененные как имеющие высокий уровень потреб­ности в достижении, работать не будут, в то время как некоторые люди, отнесенные к низкому уровню выраженности этой потребности, тру­дятся интенсивно. Чтобы применить номотетические зна­ния к предсказанию конкретных случаев, нужно дополнить их ин­формацией о важнейших чертах личности и специфике ее средовых условий. Это позволит выяснить, как общие законы и знания будут обнаруживаться у отдельного человека. Например, потребность в до­стижении проявится в усердной работе, но в условиях свободной реа­лизации возможностей, а не при несвободном рабском труде и отсут­ствии ресурсов для самораскрытия. Поэтому номотетический подход должен быть дополнен идиографическим.

 

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД – направленность диагностического обследования на описание и объяс­нения личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности. Ориентирован на описание и объяснение сложного целого, каковым является личность, с учетом индивидуального свое­образия. Сторонники гуманистической психо­логии А. Маслоу, К. Роджерс считали, что люди в боль­шей степени отличны друг от друга, нежели сходны друг с другом, поэтому основная задача психологов состоит в понимании и предска­зании индивидуальных случаев.

Для того чтобы повысить прогностичность результатов личност­ных методик, необходимо использовать принципы идиографического анализа индивидуальности. Основной из них состоит в следу­ющем: при исследовании круга конкретных ситуаций, в которых может быть обнаружена определенная черта какого-либо человека, следует использовать информацию о том, как эту черту воспринимает сам че­ловек, какое место занимает она в его субъективной иерархии лично­стных черт, в каких случаях он считает нужным проявлять данную черту.Следует ожидать проявления конкретной черты у каждого индиви­да не во всех ситуациях, в которых есть возможность ее продемонст­рировать, а лишь в определенных ситуациях, которые можно назвать релевантными по отношению к нему. Так, если какая-то черта рассмат­ривается как существенная, важная с точки зрения данного человека, он, стремясь следовать своему личному стандарту, будет проявлять ее во всех случаях, когда эту черту можно (или нужно) продемонстриро­вать. Человек будет сознательно отслеживать свое поведение относительно присутствия данной черты. Например, считая очень важ­ной, ценной такую черту, как эмпатия, индивид будет стремиться об­наружить ее, проявить во всех ситуациях, когда это возможно. Другой человек будет стремиться быть последовательным в проявлении доб­росовестности и т. д. Такие черты, характеризующиеся постоянством проявления иног­да называют генерализованными. Те или иные черты могут стать генерализованными под влиянием воспитания, специальной тре­нировки. Зная, как оценивает данную черту человек, какое место занимает данная черта в иерархии личностных черт этого чело­века, можно с определенной вероятностью ожидать ее проявления во многих или в некоторых ситуациях.

Поэтому для надежной оценки необходимо учитывать раз­нообразную информацию об индивиде:

♦ о его потребностях и целях, ценностях и способах их дости­жения;

♦ о мировоззрении и взаимоотношениях с окружающими людьми;

♦ о фактах его биографии;

♦ об условиях его жизни и наличной жизненной ситуации и многое другое.

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА – это прикладная отрасль психологии, разрабатывающая принципы, пути и приемы и методы распознавания (выявления) оценки, измерения, и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психо-физиологических особенностей человека, а также об использовании этих методов в практических целях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.