КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи и область применения психодиагностики
ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. ОСНОВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.диагностические подходы, сферы применения и разделы психодиагностики. L6 Раздел 3. век XX и после на рубеже методологий: о книге йехошуа левинсона
ции читателя, то есть сами знают и даже толкуют Библию. Но и персонажи могут озадачить читателя, который не догадывается об их мотивах. Всезнающий персонаж — это Бог, знание которого во многом совпадает со знанием рассказчика. Разрыв между знанием рассказчика и знанием персонажа создает иронию. Персонажи не догадываются о том, что же в действительности происходит и что их ожидает, тогда как рассказчику (и Богу) это известно. Последняя глава, как и положено, — самая важная в книге. От теоретической поэтики Левинсон переходит к поэтике исторической, которую он понимает как историю жанра. Историю эту он исследует на материале сборника «Ваикра Рабба» и трактата «Сота» Вавилонского Талмуда. В обоих источниках он отмечает один и тот же процесс — нарушение хрупкого баланса между повествовательным и экзегетическим началами. Если в классической экзегезе (от таннаев до «Берешит Рабба») рассказ строился на толковании и следовал за толкованием, то в пятом — седьмом веках рассказ начинает развиваться и расширяться в соответствии со своей внутренней логикой, отрываясь от библейской экзегезы. Расширение происходит или за счет комбинации нескольких рассказов в один или путем объединения нескольких рассказов в «сборники». Расширенные рассказы группируются в тематические разделы (параша в «Ваикра Рабба» и сугия в Вавилонском Талмуде). Анонимные редакторы собирают мозаику из подручного материала, в то время как новые экзегетические рассказы почти не создаются. Редактор становится важнее автора. Остановимся на мыслях Левинсона о структуре талмудической сугии. Вслед за Ионой Френкелем он замечает, что сугия может иметь симметричную форму, то есть начало может соответствовать концу. Это происходит, как пишет Левинсон, за счет возврата в конце сугии к толкованию библейского стиха, который стоял в начале. Например, Исход 2:4. который в конце сугии толковался касательно Шехины, в начале сугии толкуется касательно Мирьям. Мирьям и Шехина соотносятся в широком контексте — праведные женщины и Божье присутствие ведут к избавлению Израиля. Симметрия возникает из необходимости преодоления заданного строя мидраша, который следует за порядком стихов в книге Исход (и толкует эти стихи один за другим). Кроме симметрии начала и конца, единство сугии создается повторяющимися мотивами (с. 292-293 и далее). Ровно за три года до публикации книги Левинсона примерно такие же мысли были высказаны мной и Ури Гершовичем в статье, опубликованной в «Review of Rabbinic Judaism»1. Мы утверждали, что в трактатах Филона и в Талмуде господствует симметричная конструкция (хиазм). Ж. Казо, обнаруживший ее у Филона, доказывал, что конструкция эта замыкается в начале и конце «сестринскими» цитатами (совпадающими словарно друг с другом). Редактор ведет читателя извилистым путем, заставляя его забыть исходную тему и цитату. В конце конструкции, однако, тема возникает вновь и неожиданно для читателя делает смысл всего фрагмента ясным. На наш взгляд, появление этой конструкции было вызвано необходимостью преодоления материала. Талмуд комментировал Мишну (или, как в «Соте», — огромный фрагмент Торы) в последовательности комментируемого текста. В этом состояло экзегетическое начало сугии (и трактатов Филона). В то же время и сугия, и трактаты Александрийца несли в себе тематическое, проповедническое начало. Но выразить его средствами последовательного логического дискурса они не могли, поскольку были скованы последовательностью комментируемых стихов или текста Мишны. Требовалось формальными методами преодолеть формальное же затруднение. Отсюда — хиазм и тематические повторы. Более того, начало и конец сугии (и стоящие там цитаты) не только симметричны по форме, но метафоричны по содержанию. Одна и та же цитата (или сестринские цитаты) в начале и конце сугии толкуются в бытовом и в божественном планах, так что бытовое является метафорой божественного. С нашей точки зрения, петихта принадлежит к структурам подобного рода. 1 U. Gershowitz, A. Kovelman. A Symmetrical Teleological Construction in the Treatises of Philo and in the Talmud // The Review of Rabbinic Judaism Ancient, Medieval and Modern 5, a. Leiden: Brill, 2002. P. 228-246.
2l8 Раздел 3. век XX и после Преодоление материала является здесь не только формальной неизбежностью, но и способом извлечь эстетическое наслаждение. Удивительно, что Левинсон не ссылается на работы А. Вольфиша, который уже довольно давно трудится над структурой Мишны, где он находит хиастические конструкции. Вообще, литература о хиазме в еврейской литературе (от Библии до Талмуда) довольно обширна, и ее можно бы было привлечь. Но это потребовало бы от автора рецензируемой книги выйти за пределы той школы, к которой он принадлежит. Верность школе обнаруживается и в заключении к книге. Левинсон пытается понять, почему в литературе эпохи Второго Храма доминирует повествовательное начало, в эпоху таннаев торжествует экзегетический рассказ, а уже в конце периода амораев повествовательное начало вновь берет верх. С точки зрения Левинсона, различия имеют гносеологический характер. Переписанная Библия опирается на авторитете предания и откровения. Напротив, экзегет относительно свободен в своем творчестве, его авторитет лежит в сфере экзегезы как таковой, в учености и способностях. Откуда возникла эта свобода? Левинсон отвечает удивительно традиционным образом: мудрецы Талмуда знали, что они живут в мире, где откровение иссякло (с. З12)- Иными словами, все опять сводится к теории «иссякания пророчества». Чем же в таком случае следует объяснять возвращение повествовательности? На сей раз Левинсон спорит со своим учителем. С точки зрения Ионы Френкеля, возврат повествовательного начала означал возврат к народному творчеству и преодоление изощренной культуры раввинистической академии. По мнению же Левинсона, речь идет о «расцвете нарратива как самостоятельной религиозной категории». Это гносеологическая революция, признаки которой уже становятся видны» (с. З12)/ Откуда же рассказ черпает свой авторитет теперь, в отсутствие откровения и при ослаблении экзегезы? В самом себе! В этом решающем для всей концепции книги месте Левинсон не упоминает теорию Д. Ньюснера. Согласно этой теории, торжество повествовательности в эпоху амораев (уже в «Бере- на рубеже методологий: о книге йехошуа левинсона шит Рабба» означает крушение мира Мишны. В Мишне исторический компонент почти совершенно отсутствовал, и все концентрировалось вокруг абстрактных норм и правил. Амораи вновь повернулись лицом к истории, поскольку история повернулась лицом к ним — началось крушение ненавистной Римской империи, ожили мессианские чаяния. Новый историзм охватил не только еврейскую, но и христианскую литературу1. Книга Левинсона поражает грандиозностью замысла и прорывами в серьезный и глубокий историзм. Автор ее демонстрирует способность использовать филологические методы для целей исторического исследования — пример структуралистского анализа текстов бросается в глаза. Вместе с тем Левинсон необыкновенно укоренен в постколониальной и постмодернистской школе. Гигантский теоретический материал (от Лотмана и Бахтина до американских литературоведов и Лукача) воспринимается им через призму этой школы. Пример Левинсона чрезвычайно интересен именно проблематичностью обновления классической иудаики. Вступит ли она в новый этап своего развития? Останется ли в тех же рамках, которые сформировались в середине восьмидесятых годов прошлого столетия? Отразятся ли катастрофы начала нынешнего столетия на идеологии гуманитарного знания? На правах аутсайдера, смотрящего на этот процесс из России, я задаю эти вопросы, не зная на них ответа. 1 О концепции Ньюснера см.: A. Kovelman. Between Alexandria and Jerusalem. P. 3-7. Оглавление Предисловие................................................................... 5 Раздел 1 политика и риторика в эпоху поздней античности Александрийский погром............................................... 11 Толпа и мудрецы Талмуда........................................... 20 От логоса к мифу. Египетские прошения V-VII вв. н. э....93 Раздел 2 эллинистическая словесность и устная тора Этика и поэтика Талмуда................................................. 115 Милетская история о Брурье......................................... 128 Библейские чудеса в комментариях Филона и мудрецов Талмуда............................................................ 141 Раздел 3. век XX ипосле Осип Мандельштам как экзегет..................................... 155 Мидраш и неокантианство на фоне русской поэзии и филологии.................................................................. 183 На рубеже методологий: о книге Йехошуа Левинсона.... 207 Психодиагностика (А.Г. Шмелев) - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Психодиагностика Теоретическая и Практическая Теоретическая обусловлена тремя областями психологического знания: - предметная область психологии, изучающая данные явления, - психометрика – наука об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных - практика использования психологического знания. Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагностика - с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д. Предмет ПсиДи: Принципы разработки психодиагностических средств и их конкретное воплощение в диагностических методиках, включая их методологическое и теоретическое обоснование, проверку валидности и надежности, входят в предмет общей психодиагностики. - методологические, теоретические и конктретно-методические принципы построения психодиагностических инструментов и формирования психодиагностических заключений - методики психодиагностики наиболее универсальных психодиагностических объектов обследований (черты личности, способности, мотивы, межличностные отношения, сознание и самосознание) - дифференциальная психометрика – математизированная методология обнаружения межиндивидуальных различий - нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям. Обследование — это применение готового, уже разработанного теста. Его результат — сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека (испытуемого). Исследование — это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (или «эмпирических индикаторов»), по которым можно получать информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков. Диагностические задачи: Отличаются степенью ответственности психодиагноста и границами, которые он может и не может преступать в своей практике. Возникают, если данные психодиагностики используются… … для постановки не психологического диагноза или применяют для административного решения. … для постановки психологического диагноза, но дальнейшее вмешательство в ситуацию осуществляется специалистами другого профиля. … самими психологами для дальнейшей работы … самим клиентом для самореализации. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике. В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности. Направлен на предсказание усредненных случаев, отражающих общие закономерности. Используя номотетический подход, можно открыть общие законы, но, зная их, невозможно составить достаточно полное представление о личности, поскольку личность уникальна. Конечно, номотетический подход не исключает индивидуальных различий, но предполагает их оценку с помощью стандартного набора черт, которые могут иметь отклонения от среднего, типичного их выражения в ту или иную сторону. По таким чертам многим людям можно дать оценку. Но при их выделении игнорируют качественные различия между людьми в угоду описания их сходства с другими. Номотетические законы и черты выводятся из среднегрупповых данных, но они не применимы для предсказания каждого конкретного случая. Так, большинство людей, имеющих высокий уровень потребности в достижении, будут работать больше и эффективнее, чем большинство людей с низким уровнем этой потребности. Но некоторые люди, оцененные как имеющие высокий уровень потребности в достижении, работать не будут, в то время как некоторые люди, отнесенные к низкому уровню выраженности этой потребности, трудятся интенсивно. Чтобы применить номотетические знания к предсказанию конкретных случаев, нужно дополнить их информацией о важнейших чертах личности и специфике ее средовых условий. Это позволит выяснить, как общие законы и знания будут обнаруживаться у отдельного человека. Например, потребность в достижении проявится в усердной работе, но в условиях свободной реализации возможностей, а не при несвободном рабском труде и отсутствии ресурсов для самораскрытия. Поэтому номотетический подход должен быть дополнен идиографическим.
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД – направленность диагностического обследования на описание и объяснения личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности. Ориентирован на описание и объяснение сложного целого, каковым является личность, с учетом индивидуального своеобразия. Сторонники гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс считали, что люди в большей степени отличны друг от друга, нежели сходны друг с другом, поэтому основная задача психологов состоит в понимании и предсказании индивидуальных случаев. Для того чтобы повысить прогностичность результатов личностных методик, необходимо использовать принципы идиографического анализа индивидуальности. Основной из них состоит в следующем: при исследовании круга конкретных ситуаций, в которых может быть обнаружена определенная черта какого-либо человека, следует использовать информацию о том, как эту черту воспринимает сам человек, какое место занимает она в его субъективной иерархии личностных черт, в каких случаях он считает нужным проявлять данную черту.Следует ожидать проявления конкретной черты у каждого индивида не во всех ситуациях, в которых есть возможность ее продемонстрировать, а лишь в определенных ситуациях, которые можно назвать релевантными по отношению к нему. Так, если какая-то черта рассматривается как существенная, важная с точки зрения данного человека, он, стремясь следовать своему личному стандарту, будет проявлять ее во всех случаях, когда эту черту можно (или нужно) продемонстрировать. Человек будет сознательно отслеживать свое поведение относительно присутствия данной черты. Например, считая очень важной, ценной такую черту, как эмпатия, индивид будет стремиться обнаружить ее, проявить во всех ситуациях, когда это возможно. Другой человек будет стремиться быть последовательным в проявлении добросовестности и т. д. Такие черты, характеризующиеся постоянством проявления иногда называют генерализованными. Те или иные черты могут стать генерализованными под влиянием воспитания, специальной тренировки. Зная, как оценивает данную черту человек, какое место занимает данная черта в иерархии личностных черт этого человека, можно с определенной вероятностью ожидать ее проявления во многих или в некоторых ситуациях. Поэтому для надежной оценки необходимо учитывать разнообразную информацию об индивиде: ♦ о его потребностях и целях, ценностях и способах их достижения; ♦ о мировоззрении и взаимоотношениях с окружающими людьми; ♦ о фактах его биографии; ♦ об условиях его жизни и наличной жизненной ситуации и многое другое.
ПСИХОДИАГНОСТИКА – это прикладная отрасль психологии, разрабатывающая принципы, пути и приемы и методы распознавания (выявления) оценки, измерения, и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психо-физиологических особенностей человека, а также об использовании этих методов в практических целях.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |