Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые рекомендации по записи лекций




Вторичные научные жанры

Научные документы, информация которых является сжатым изложением первоисточника, называются вторичными. К ним относятся разного рода планы, тезисы, рефераты, авторефераты, аннотации и рецензии. Овладение учащимися данными видами работ является важнейшей частью их компетенции.

1. Обязательно записывайте лекцию. Почему?

1. Готовясь к лекции, преподаватель анализирует большое количество материала, который отбирается, выстраивается в стройную систему.

2. Если даже первое время Вы хорошо помните лекцию, то спустя какое-то время вы её забываете, так как Ваша память не безгранична. Запись поможет Вам восстановить основные моменты лекции. Не зря говорят: «Даже самая плохая запись лучше хорошей памяти».

3) Когда Вы пишете лекцию, у Вас работают три вида памяти: слуховая, зрительная и механическая, — следовательно, материал лучше запоминается.

2.Пишите разборчиво, чтобы потом не тратить время на расшифровку записи, на разгадывание смысла.

3.Выделяйте тему лекции, её подтемы. Записывайте их в центре страницы, желательно другой пастой.

4.Выделяйте (подчеркивайте, выделяйте маркером) основные положе-ниялекции, определения новых терминов и т. п. Поэтому желательно иметь на лекции пару ручек с разными пастами или ручку и маркер.

5.Каждую новую информацию начинайте с красной строки. Деление ваших записей на абзацы облегчит восприятие, запоминание и осмысление лекции.

6.Обязательно оставляйте поля. Перед подготовкой к экзамену или зачёту на них Вы можете добавить (написать или приклеить) свои примеры, дополнительный материал.

7.Особенно важную информацию выделяйте с помощью восклицательного знака на полях (!), а также значка NB (хорошо запомни).

8.Не старайтесь записать каждое слово преподавателя. Почему?

 

1. Средняя скорость речи — 120-150 слогов в минуту, средняя скорость письма — 60 слогов в минуту. Следовательно, если Вы не владеете навыками скорописи, Вы физически не сумеете записать каждое слово.

2. Когда Вы пишете всё подряд, Вам некогда думать о содержании, Вы делаете всё механически, отключается Ваша память, механизмы анализа и синтеза Вашего мозга.

3. В каждой лекции содержится важная, основная, информация и дополнительная, конкретизирующая, информация. Как правило, важную информацию лектор выделяет голосом, говорит в более медленном темпе, диктует Вам. Именно эту информацию Вы должны записать. Примеры даются в более быстром темпе. Их не обязательно записывать. Их можно записать в скобках намёком в 1—2 слова. Позднее при расшифровке записи у Вас сработает ассоциативная запись.

4. В каждой лекции содержится избыточная информация. Одна и та же информация повторяется несколько раз разными словами. Это делается для того, чтобы Вы лучше усвоили, запомнили материал. Но записывать одно и то же несколько раз не стоит. (Сигналами дублирующей информации являются конструкции: то есть, другими словами, иначе говоря, короче говоря и т. п.)

5. Опытный лектор обязательно делает в своей лекции отступления, которые лишь в той или иной степени связаны с темой лекции. Они, как правило, даются в те моменты, когда лектор чувствует, что Вы устали. Он дает Вам возможность передохнуть. Записывать отступления ни в коем случае не следует.

9. Сокращайте и упрощайте услышанное путем: 1) свёртывания фраз и 2) сокращения слов.

• Свёртывание фраз — это сжатие (компрессия) информации фразы (предложения) и запись её синонимичного варианта без потери информации и ключевых слов. Главная информация выражается сказуемым и подлежащим. Что и как можно отбрасывать, изменять или сокращать без потери смысла?

1. Подлежащее, т. е. название темы лекции можно написать начальной буквой с точкой. Например, лекция посвящена клетке. Вы пишете это слово в названии, а дальше во всех случаях, когда нужно написать слово «клетка», Вы пишете «К.».

2. Глаголы. Глаголы-связки (представляет собой, является) следует заменить тире.

3. Глагольные конструкции состоит из, делится на и т. п. необходимо заменить двоеточием, за которым будет следовать 1), 2), 3).

4. Синонимичные прилагательные, которые используются в функции определений.

5. Наречия степени: весьма, довольно, очень и т. п.

6. Вводные конструкции: к сожалению, к счастью и т. п. Вводные конструкции: во-первых, во-вторых — следует заменять цифрами: 1), 2).

7. Повторы, разъяснения, второстепенные детали.

8. Сложные предложения и распространенные словосочетания трансформируются в более краткие. Например, это объясняется тем, что = т. к.; остаётся неизменным = не изменяется; во время процесса воспаления в его острой фазе = при остром воспалении и т. п.

9. СПП условия, причины можно упростить за счёт синонимичных конструкций. Например: Если повысить температуру * При повышении температуры. Если опухоль разрастается = пр разрастании опухоли.

10) Вместо причастных и деепричастных оборотов используйте простые и СПП.

• Сокращения слов.

Способы сокращения:

1. написание нескольких первых букв, отбрасывание суффиксов и окончаний: центр. — центральный, анат. — анатомический, биолог. — биологический, хим. — химический, мед. — медицинский;

2. пропуск нескольких букв: физ-ра — физкультура, пол-ются — пользуются;

3. использование аббревиатур, т. е. первых букв слов: вуз — высшее учебное заведение, УЗИ — ультразвуковое исследование и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.