Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития
(по материалам Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой)
Возраст (месяцы)
Основные показатели довербального и вербального развития
Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком
Улыбка при общении
Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
Дифференцированность комплекса оживления, смех
Дифференциация направления звука, певучее гуление
Лепет
Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик – вызванная реакция
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба-ба
Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
Ситуативное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией
Использование 3 лепетных слов с соотнесением
Использование 3-4 лепетных слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов
Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас – 20 слов
Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов
Адекватно использует местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»
Словарный запас 250 слов; использует предложения из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку»
Шкала оценки понимания речи у детей раннего возраста
(по материалам Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой)
1 уровень
Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию (3-6 месяцев)
3 уровень
Ребенок понимает названия отдельных предметов (10-12 месяцев), узнает их изображения (12-14 месяцев), узнает их на сюжетных картинках (15-18 месяцев)
5 уровень
Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев – 3 года)
6 уровень
Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам)
4 уровень
Ребенок понимает обозначение действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит»), 2-хступенчатую инструкцию, значения предлогов в привычной ситуации. Доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев)
2 уровень
Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («поцелуй маму», «дай руку»,«нель-
зя») (6-10 месяцев)
Единое коррекционно-образовательное пространство для ребенка с речевыми нарушениями
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление