Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л.С. Медведева




Липецк - 2008

Учебно-методическое пособие

Обучение устным формам

иноязычного общения

 


ББК 81.2-9

УДК 42/49.07

М 42

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЛГПУ

 

Обучение устным формам иноязычного общения: Учебно-методическое пособие. – Липецк: ЛГПУ, 2008. – 177 с. – (Серия «Теория и методика обучения иностранному языку»).

ISBN

 

Настоящее пособие посвящено рассмотрению основных проблем обучения устным формам иноязычного общения. Автор рассматривает аудирование и говорение как объекты овладения, урок как форму организации процесса обучения аудированию и говорению. В книге обобщен современный опыт преподавания устных форм иноязычного общения с позиции базисных для методики дисциплин: педагогики, психологии, лингвистики, с учетом профессиональных потребностей будущего преподавателя иностранного языка.

Пособие адресовано студентам языковых факультетов, преподавателям теории и методики обучения иностранным языкам, учителям иностранного языка, а также всем, кто интересуется проблемами обучения устным формам иноязычного общения в условиях средней и высшей школы.

 

Рецензенты:

канд.пед.наук, доцент Т.Ю. Васильева

канд.пед.наук, доцент Л.Ю. Денискина

 

УДК 42/49.07

ББК 81.2-9

 

 

ISBN
© Л.С.Медведева,2008

© ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет», 2008.

© Факультет лингвистики и межкультурной коммуникации, 2008.


Содержание

 

Предисловие. 5

Глава 1. Виды речевой деятельности как цель обучения устным и письменным формам общения на иностранном языке. 7

§ 1. Характеристики устных и письменных форм общения как видов речевой деятельности 10

§ 2. Чтение, аудирование, письмо, говорение как речевые умения. 14

§ 3. Чтение, аудирование, письмо, говорение как процесс. 17

§ 4. Чтение, аудирование, письмо, говорение как продукт. 22

Задания для самостоятельной работы к 1 - й главе. 23

Глава 2. Средства, способы и условия обучения устным и письменным формам общения на иностранном языке. 24

Задания для самостоятельной работы ко 2 - й главе. 27

Глава 3. Урок как форма организации процесса обучения устным и письменным формам общения на иностранном языке. 28

§ 1. Целенаправленность урока обучения иноязычному общению.. 29

§ 2. Целостность урока обучения иноязычному общению.. 30

§ 3. Динамика урока обучения иноязычному общению.. 35

§ 4. Связность урока обучения иноязычному общению.. 39

Задания для самостоятельной работы к 3 - й главе. 40

Глава 4. Обучение аудированию как устной форме иноязычного общения. 42

§ 1. Аудирование как цель обучения. 42

§ 2. Средства обучения аудированию.. 49

Задания для самостоятельной работы к 4 - й главе. 56

Глава 5. Обучение говорению как устной форме иноязычного общения. 56

§ 1. Этапы работы по обучению говорению.. 56

Задания для самостоятельной работы к 5 - й главе. 60

Глава 6. Формирование произносительных навыков как цель первого этапа работы по обучению говорению.. 61

§ 1. Произносительный навык как цель обучения. 61

§ 2. Средства и способы формирования произносительных навыков говорения. 64

§ 3. Условия и способы формирования произносительных навыков говорения. 65

§ 4. Технология формирования произносительных навыков говорения. 67

§ 5. Уроки формирования произносительных навыков говорения. 71

Задания для самостоятельной работы к 6 - й главе. 76

Глава 7. Формирование лексических навыков как цель первого этапа работы по обучению говорению.. 78

§ 1. Формирование лексических навыков говорения как цель первого этапа обучения говорению.. 78

§ 2. Операционные средства формирования лексических навыков говорения. 83

§ 3. Материальные средства формирования лексических навыков говорения. 87

§ 4. Условия и способы формирования лексического навыка говорения. 92

§ 5. Урок формирования лексических навыков говорения. 94

Задания для самостоятельной работы к 7 - й главе. 102

Глава 8. Формирование грамматических навыков как цель первого этапа работы по обучению говорению.. 105

§ 1. Цель этапа формирования грамматических навыков говорения при функциональной стратегии обучения. 105

§ 2. Средства формирования грамматических навыков говорения. 107

§ 3. Виды работ на уроке формирования грамматических навыков говорения. 113

§ 4. Урок формирования грамматического навыка говорения. 116

Задания для самостоятельной работы к 8 - й главе. 118

Глава 9. Совершенствование речевых навыков как цель второго этапа работы по обучению говорению.. 121

§ 1. Цель этапа совершенствования речевых навыков говорения. 121

§ 2. Материальные средства совершенствования речевых навыков говорения. 121

§ 3. Операционные средства совершенствования речевых навыков говорения. 126

§ 4. Условия и способы совершенствования речевых навыков говорения. 130

§ 5. Действия учителя на уроке совершенствования речевых навыков говорения. 131

§ 6. Урок совершенствования речевых навыков говорения. 132

Задания для самостоятельной работы к 9 - й главе. 134

Глава 10. Развитие умения строить монологическое высказывание как цель третьего этапа работы по обучению говорению.. 137

§ 1. Умение строить монологическое высказывание как цель третьего этапа обучения говорению.. 137

§ 2. Операционные средства обучения монологическому высказыванию.. 139

§ 3. Материальные средства обучения монологическому высказыванию.. 147

§ 4. Условия и способы обучения монологическому высказыванию.. 149

§ 5. Действия учителя на уроке развития умения строить монологическое высказывание 150

§ 6. Урок развития умения строить монологическое высказывание. 151

Задания для самостоятельной работы к 10 - й главе. 152

Глава 11. Развитие умения общаться в диалогической форме как цель третьего этапа обучения говорению.. 154

§ 1. Умение общаться в диалогической форме как цель третьего этапа работы по обучению говорению.. 154

§ 2. Средства, условия и способы развития умения общаться в диалогической форме 157

§ 3. Действия учителя на уроке развития умения общаться в диалогической форме 161

§ 4. Урок развития умения общаться в диалогической форме. 162

§ 5. Специфика обучения групповому общению.. 165

Задания для самостоятельной работы к 11 - й главе. 170

Список использованной литературы.. 174

 

 


Предисловие

 

В настоящее время существует дефицит учебных материалов по методике преподавания иностранных языков; многие пособия, изданные в 1980- 90-е гг., труднодоступны студентам. Актуальность книги заключается в необходимости обеспечения учебного процесса пособиями, отражающими современный уровень развития методической науки.

Цель пособия - помочь студентам осмыслить теоретические проблемы обучения устному (аудирование и говорение) общению на иностранном языке и познакомить с технологией (средствами и способами) обучения устным формам иноязычного общения.

Чтобы обеспечить достижение данной цели, в содержание пособия включены материалы, позволяющие получить ответы на главные вопросы обучения иностранным языкам:

1) зачем учить (т.е. цели обучения);

2) чему учить (т.е. что из себя представляют аудирование и говорение как объекты овладения);

3) как учить (т.е. какие средства и способы следует использовать для достижения цели в конкретных условиях).

Для управления процессом овладения иноязычным общением необходимо понимать сущность данного процесса. Отсюда главная задача пособия - познакомить студентов с проблемами обучения аудированию и говорению как средствами общения, показать психофизиологическую природу каждого вида речевой деятельности, сформировать представление о важности и значимости таких методических категорий, как: цель, условия, средства, адекватность условий и средств поставленной цели.

Пособие позволяет осмыслить такие понятия, как: вид речевой деятельности, речевой механизм, навык, умение; цель, средства, способы, условия обучения; урок иностранного языка.

Книга нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в учебных заведениях разных типов: в детском саду, в средней школе, в специальной школе для одаренных детей и в вузе.

В результате изучения курса методики обучения иностранным языкам студенты

а) должны знать:

ü особенности аудирования и говорения как объектов овладения, содержание и структуру системы обучения устным формам общения на иностранном языке (цели и задачи обучения, подходы к обучению, средства, способы, условия, организационные формы обучения);

ü основные этапы работы над речевым материалом;

ü различные приемы формирования навыков и развития иноязычных коммуникативных умений;

б) должны уметь:

ü использовать современные технологии в обучении аудированию и говорению на иностранном языке;

ü практически применять приемы обучения иностранному языку;

ü готовить учебные материалы для занятий с учетом этапа и профиля обучения;

ü анализировать и оценивать учебные материалы (упражнения, уроки, тексты, индивидуализированный раздаточный материал);

ü осуществлять экспертную оценку современных учебников и учебных пособий по иностранным языкам;

ü анализировать собственную педагогическую деятельность и деятельность коллег;

ü планировать и проводить занятия на иностранном языке.

Книга включает 11 глав, каждая из которых содержит изложение темы, контрольные вопросы и задания, способствующие закреплению и активизации пройденного на занятиях материала. В конце книги приводится список литературы, включающий использованные работы, а также дополнительные источники для углубленного знакомства с содержанием курса.

Автор выражает надежду, что представленный в пособии материал поможет студентам в усвоении содержания курса методики и явится средством стимулирования научно-исследовательской и педагогической работы в избранной области профессиональной деятельности педагога.

Автор выражает благодарность своим учителям и коллегам С.С.Артемьевой, В.П.Бойко, Т.Ю.Васильевой, Л.Ю.Денискиной, Е.В.Кузлякиной, Н.Е.Кузовлевой, В.П.Кузовлеву, Е.И. Пассову С.Н Пшеничновой, В.Б.Царьковой, чьи исследования сделали возможным написание данного пособия и Т.А. Шибиной за ценные рекомендации и помощь в оформлении материалов пособия.

 

Глава 1. Виды речевой деятельности как цель обучения устным и письменным формам общения на иностранном языке [1]

 

Обучение иностранному языку предполагает обучение общению в устной и письменной формах, т.е. обучение говорению, аудированию, письму и чтению. Эти формы общения взаимосвязаны и взаимовлияют в процессе обучения и в процессе собственно общения. Говорение и аудирование взаимосвязаны как устные формы общения; чтение и письмо – как письменные формы общения; говорение и письмо – как продуктивные виды речевой деятельности; чтение и аудирование – как перцептивные виды.

Из этого следует вывод – обучение общению должно предполагать взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (ВРД). Чтобы обеспечить владение видами речевой деятельности, учитель должен знать, что они собой представляют как объекты овладения.

Прочитайте приведенный ниже материал и постарайтесь ответить на этот вопрос.

Все виды речевой деятельности как объекты овладения представляют собой чрезвычайно сложное, многоаспектное явление. Все они могут быть рассмотрены как речевая деятельность; как умение совершать эту деятельность, обладающее своей структурой; как процесс, осуществляемый определенным набором механизмов; как продукт. Покажем это схематически.

Схема 1

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.