КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение оптимального объёма выборки
Как было показано в параграфе 7.1, определение объёма выборки является одним из этапов её проектирования. Оптимальный объём выборки зависит от следующих параметров: · типа выборки; · изучаемых характеристик и их распределения в генеральной совокупности; · доступных ресурсов (финансовых, временных) для исследования.
При определении объёма выборки исследователь использует два основных статистических параметра: точность оценки и степень достоверности оценки.
Точность оценки – величина ошибки результата в абсолютном или относительном выражении. Степень достоверности оценки – вероятность того, что оценка соответствует истинному значению при установленной точности.
Соответственно, при определении объёма выборки исследователь должен достичь баланса между точностью и достоверностью. При фиксированном объёме выборки величина точности обратно пропорциональна степени достоверности. Как было упомянуто в параграфе 7.2, оценить степень точности и достоверности оценки статистическими методами возможно только для вероятностных выборок. Наиболее простыми и разработанными являются методы такой оценки для простой случайной выборки. На этих методах основаны способы определёния оптимального объёма такой выборки.
В общем случае, для выборок достаточно большого объёма (больше 30 элементов) при оценке уровня среднего значения признака в генеральной совокупности объём определяется по следующей формуле 7.1:
, (7.1) где: n – объём выборки; t – аргумент нормированной функции Лапласа Ф(t), соответствующий принятому уровню доверительной вероятности (то есть вероятности, с которой истинное значение признака в генеральной совокупности не превысит установленной предельной ошибки), определяется по статистическим таблицам; – предельная ошибка выборки (то есть величина, устанавливающая границы интервала относительно выборочного среднего значения, в которые с указанной доверительной вероятностью попадёт генеральное среднее значение изучаемого признака); σ² - дисперсия исследуемого признака в генеральной совокупности.
Существуют следующие основные методы оценки уровня дисперсии признака в генеральной совокупности: · проведение пробного исследования небольшого объёма и оценка генеральной дисперсии по выборочной дисперсии; · использование данных о генеральной дисперсии из прошлых исследований по изучаемому признаку; · при возможности отнесения распределения признака в генеральной совокупности к закону нормального распределения, генеральная дисперсия оценивается как квадрат одной шестой части размаха вариации.
В том случае, если по одной выборке исследуются несколько признаков, необходимо рассчитать минимальный объём выборки по каждому из них и выбрать максимум из этих значений.
Контрольные вопросы к блоку А
· Какими основными способами по степени охвата элементов может проводиться маркетинговое исследование? · Какими преимуществами обладает несплошное наблюдение перед сплошным? · Что такое выборочное исследование и выборка? · Что означает принцип репрезентативности выборки? · Из каких этапов состоит проектирование выборки и в чём заключается каждый из его этапов? · Каковы основные подходы к формированию выборки, чем они различаются? · Какие виды детерминированных выборок выделяются? · Что такое нерепрезентативная и преднамеренная выборки, в чём их различие, преимущества и недостатки? · В чём заключается особенность выборки по принципу «снежного кома»? · Что такое квотные выборки и каковы их достоинства и недостатки? · Как формируется простая случайная выборка? · В чём общность и особенности стратифицированной и групповой выборки? · Каковы преимущества и недостатки кластерной выборки? · Какие факторы влияют на оптимальный объём выборки? · Что такое точность и достоверность оценки при выборке? · Как можно определить оптимальный объём простой случайной выборки?
Блок B
Особенности использования выборки в маркетинговых исследованиях: · Этапы проектирования выборки [Божук-Ковалик, с. 122 – 127; Голубков, с. 245 – 246; Малхотра, с. 412 – 417; Черчилль, с. 425 – 428; Dillon, p. 215 – 221; Hammann, с. 34 – 37]. · Выборка фиксированного объёма и последовательная выборка [Малхотра, с. 431 – 432; Черчилль, с. 428 – 429]. · Примеры и недостатки нерепрезентативной выборки [Малхотра, с. 419 – 420; Черчилль, с. 429 – 431; Dillon, 229 – 230; Hammann, с. 37]. · Особенности применения квотных выборок [Малхотра, с. 420 – 423; Черчилль, с. 433 – 434; Hammann, с. 37 – 39]. · Виды и особенности применения стратифицированной выборки [Малхотра, с. 425 – 427; Черчилль, с. 454 – 461; Dillon, p. 223 – 225; Hammann, с. 47 – 48]. · Виды и применение групповых (квотных) выборок [Малхотра, с. 424 – 425, 427 – 431; Черчилль, с. 462 – 468; Dillon, p. 225 – 229; Hammann, с. 45 – 46].
Статистические основы выборочного наблюдения: · Статистические распределения и их характеристики, нормальное распределение, критерии согласия [Ефимова, с. 107 – 156; Малхотра, с. 470 – 473; Шмойлова, с. 197 – 221]. · Теоретические основы выборочного наблюдения, доверительный интервал, вероятность, объём выборки [Божук-Ковалик, с. 127 – 133; Голубков, с. 247 – 252; Ефимова, с. 157 – 182; Малхотра, с. 443 – 453; Токарев, с. 148 – 160; Черчилль, с. 435 – 446, 476 – 491; Шмойлова, с. 223 – 265; Dillon, p. 230 – 255; Hammann, с. 40 – 45].
Контрольные задания к блоку B
· Выберите какой-либо вид маркетинговой информации, которую необходимо получить путём сбора первичных данных. Определите объект исследования, основу выборки. · Для случая, указанного в предыдущем задании, укажите в деталях этапы процесса проектирования выборки. · Выберите несколько вариантов целей и задач маркетингового исследования. Укажите возможности использования для них различных методов формирования выборки. Определите преимущества и недостатки каждого метода к конкретных ситуациях. · С помощью программы Excel составьте список 1000 телефонных номеров для применения метода простой случайной выборки. · Найдите в Интернет на сайтах агентств по маркетинговым исследованиям описания проведённых исследований. Определите методы формирования выборки в каждом из них. Попытайтесь обосновать причину выбора указанных методов. · Рассчитайте оптимальный объём простой случайной выборки для определения успеваемости студентов дневной формы обучения экономического факультета при различных уровнях доверительной вероятности и предельной ошибки, при условии соответствия распределения изучаемого признака закону нормального распределения.
Блок C
Осуществите проектирование выборки в Вашем групповом проекте. Для этого чётко определите исследуемую совокупность и основу выборки, выявите возможность применения различных видов детерминированных и вероятностных выборок, обоснуйте выбор метода формирования выборки. Определите параметры выборки (при детерминированной), особенности формирования и рассчитайте оптимальный объём, учитывая достоверность, точность и затраты на сбор данных. Результаты работы оформите как новую главу отчёта о выполнении группового задания.
Литература для дальнейшего изучения
· Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2003. · Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-е изд. М.: Финпресс, 2000. · Ефимова М. Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1996. · Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е изд. М.: Вильямс, 2002. · Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2002. · Токарев Б.Е. Методы сбора и использование маркетинговой информации: Учебно-практич. пособие. М.: Юристъ, 2001. · Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2001. · Dillon W.R., Thomas J.M., Firtle N.H. Essentials of Marketing Research. Custom Edition. Burr Ridge, Illinois: IRWIN Custom Publishing, 1994. · Hammann, P. Marktforschung / P. Hammann, B. Erichson. Stuttgart, New York: Fischer, 1978.
Глава 8
Основные понятия, рассмотренные в главе: · полевые исследовательские работы; · контроль качества ведения интервью и редактирования; выборочный контроль; · контроль для предотвращения мошенничества; · контроль из центрального офиса; · ошибки в выборке и систематические ошибки; · случайные и неслучайные ошибки; · ошибки ненаблюдения и наблюдения; · ошибки неохвата, перебора и неполучения данных; · доля ответивших; отсутствие и отказ от ответа; · ошибка сбора.
Блок A
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |