Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дизартрия




Ринолалия

(логопедическое заключение по данным обследования ребен­ка с ринолалией включает следующие параметры: механизм,


________________________ ВОПРОС 13 _______________________ 97

структуру нарушения (речевую и неречевую симптоматику), степень назализации гласных и согласных звуков, состоя­ние языковой системы, особенности поведения, развития личности):

открытая органическая (врожденная) ринолалия: сквозная расщелина (верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба); общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития); нарушение фонетической системы — от­сутствие губно-губных, губно-зубных, свистящих, шипящих звуков, [р], [л], заднеязычных; нарушение полиморфное; на­зализация гласных звуков, кроме [а], и всех согласных; фоне­матической системы (анализа, синтеза, фонематических пред­ставлений); лексико-грамматической системы (снижение объе­ма словаря, аграмматизмы). Нарушения слухового восприятия и внимания, психомоторики. Вторично снижены коммуника­тивная функция речи, мыслительная активность, словесно-ло­гическое мышление. В поведении раздражительность, плакси­вость, фиксация на дефекте;

открытая органическая (врожденная) ринолалия: ча­стичная расщелина твердого неба; общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития); фонетической — отсутствие сви­стящих, шипящих звуков, [р], [л], нарушение полиморфное — за­мена заднеязычных звуков на переднеязычные [т], [д], назализо-ванность речи; нарушение функций фонематической системы (слухопроизносительной диффференциации фонем, фонемати­ческого анализа, смыслоразличительной дифференциации фо­нем); выраженные аграмматизмы. Недоразвита пальчиковая и мимическая моторика. Снижены слуховое восприятие и слухо­вое внимание, речевая память, мыслительная активность.

При формулировке логопедического заключения, касающе­гося ринолалии, необходимо уточнять состояние языковой системы в каждом случае, поскольку вторично может быть преобладающее недоразвитие в той или иной степени какой-либо подсистемы (фонематической, лексической, грамматиче­ской, семантической) вследствие первичного нарушения фо­нематической системы.

(форма дизартрии определяется по локализации очага пора­жения нервной системы, а именно: дизартрия бульбарная, псев-


98________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

добульбарная, корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая):

псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематиче-
ское недоразвитие (ФФН): межзубный сигматизм свистящих
и шипящих звуков, межзубный ламбдацизм. Нарушение по­
лиморфное. Несформированность психомоторики, слухового
восприятия и внимания.

Примегание: в заключении логопед может раскрыть нару­шения не только фонетической, но и фонематической систе­мы. Тогда логопедическое заключение принимает более раз­вернутый вид;

псевдобульбарная дизартрия, фонетическо-фонемати-ческое недоразвитие: межзубный сигматизм свистящих и ши­пящих звуков, межзубный сигматизм; нарушения полиморф­ное. Недостаточность фонематического анализа (простого и сложного по местоположению и количеству звуков в слове). Несформированность психомоторики, слухового восприятия;

псевдобульбарная дизартрия, ОНР (III уровень ре­чевого развития): увулярная [р], боковое произношение свис­тящих и шипящих, мягких передне- и заднеязычных звуков ([т'], [д'], [к'], [г'], [х']) и звука [л]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема пре­дикативного словаря. Нарушение грамматических функций словоизменения и словообразования, выраженные экспрессив­ные аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивные аграм-матизмы. Речевая активность снижена. Несформированность психомоторики, слухового внимания и памяти. Невербальный интеллект в пределах средней нормы. Ребенок в поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен;

псевдобульбарная дизартрия — выраженное недораз­витие фонетико-фонематической стороны речи (ФФНР) и просодии (недостаточная интонационная выразительность голоса, паузации): боковой сигматизм свистящих, шипящих звуков, велярный ротацизм. Нарушение полиморфное. Не дифференцирует звуки, близкие по акустическим и артику­ляционным признакам ([с] —[ш], [с] —[с'], [с] — [ц], [з] — [ж], [ш] —[ж], [ш] — [ч], [р] — [л]). Элементы лексико-граммати-ческого недоразвития; экспрессивные аграмматизмы. Нару­шения в общей, ручной, пальчиковой и мимической мото-


_______________________ ВОПРОС 13 __________________________ 99

рике, в слуховом восприятии, в оптико-пространственных представлениях;

корковая премоторная дизартрия, ОНР (II уровень речевого развития): боковое произношение свистящих, шипя­щих звуков и звука [р] (можно использовать другую термино­логию: «боковой сигматизм свистящих и шипящих звуков», «боковой ротацизм»), межзубный ламбдацизм, отсутствие заднеязычных звуков, дефекты смягчения. Нарушение полиморф­ное. Нарушение слоговой структуры слова (пропуски, замены, повторения слогов) вследствие трудностей переключения от одного языкового элемента к другому; преобладает бытовой словарь; выраженные экспрессивные и импрессивные аграм­матизмы; фраза одно- и двусловная. Несформированность пси­хомоторики вследствие затруднения переключения движений, слухового и зрительного внимания, памяти, оптико-простран­ственных представлений;

корковая постцентральная дизартрия, ОНР (III уровень речевого развития): одноударные [р], [р'], отсутствие звуков [л], [л']; постоянные взаимозамены свистящих и шипящих звуков, заднеязычных на переднеязычные. Нарушение полиморфное. Недоразвитие фонематической системы: фонематического ана­лиза и синтеза; лексико-грамматического строя речи; предика­тивного словаря, функций словообразования. Нарушения пси­хомоторики, слухового восприятия и внимания.

Алалия. Большие трудности вызывает формулировка мно­гоуровневого логопедического заключения по данным обсле­дования детей с алалией. При этом логопеду нужно помнить, что для детей с алалией типично не только запаздывание раз­вития экспрессивной и импрессивной речи, но и патологичес­кий ход речевого развития. Может наблюдаться неравномер­ность нарушения языковой системы: с преимущественным не­доразвитием фонематического или грамматического уровня языковой системы или же с относительно равномерной не-сформированностью всех языковых систем.

В логопедическом заключении отражаются: механизм нарушения; структура речевого дефекта:

а) состояние речевой функциональной системы (уровни ре­
чевого развития I, II, III);

б) состояние неречевых психических функций (слухового
восприятия, внимания, памяти; зрительного восприятия, вни-


100 ______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ________________

мания, памяти; оптико-пространственных представлений; пси­хомоторики, невербального интеллекта; эмоционально-воле­вой сферы; особенностей поведения; игровой активности), речевая активность; особенности поведения; состояние игро­вой деятельности. Например:

моторная (экспрессивная) афферентная алалия.
Общее недоразвитие речи: I уровень речевого развития. Па-,

тологическое развитие кинестетической основы речи. Несфор-мированность всех сторон речи. Нарушение просодии. Недо­развитие общей и тонкой произвольной психомоторики, оп­тико-пространственных представлений. Стремление к контакту» со взрослыми и сверстниками. Игровая активность снижена;

моторная (экспрессивная) афферентная алалия. Не-сформированность кинестетической основы речи. Общее не­доразвитие речи: I уровень речевого развития. Преимуще­ственное недоразвитие лексико-грамматической стороны ре­чи. Нарушения психомоторики, произвольного внимания, слухового восприятия, оптико-пространственных ориентиро­вок, невербального интеллекта. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство, негативизм. Снижение речевой активно­сти. В некоторых ситуациях речевой негативизм. Несоответ­ствие игровой активности возрасту;

моторная (экспрессивная) эфферентная алалия. Не сформирована кинетическая основа речи. ОНР: I уровень ре­чевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Нарушение просодии. Относи­тельная сохранность импрессивной речи. Нарушены психомо­торика, оптико-пространственные представления, вербальный интеллект. Речевая активность отсутствует. Лабильность эмо­циональных реакций, упрямство. Избирательный контакт со взрослыми. В отношениях со сверстниками — действия рядом. Повышенная истощаемость. Игровая активность снижена;

моторная (экспрессивная) алалия. Не сформирована кинетическая мелодия речи. ОНР: I уровень речевого раз­вития. Фразовая регь отсутствует. Нарушения психомото­рики, слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, повышенная истощаемость в общении и деятель­ности. Речевой негативизм. Игровая деятельность не сфор­мирована;


__________________ ВОПРОС 13 ________________________ _ПИ

моторная (экспрессивная) алалия. Общее недоразви­тие речи: II уровень речевого развития. Выраженные эксп­рессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно- и дву-словная. Недостаточное развитие психомоторики: нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, ко­ординация движений, отмечается слабость правой руки; слу­ховое внимание, функции рядообразования. В поведении сим­птомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого;

сенсорная алалия. Первичное недоразвитие импрессив­ной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует, эхолалия. Сохранна интона­ционно-ритмическая сторона речи. Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. Повышенная истощаемость в поведе­нии и деятельности.

На основе клинико-педагогической классификации ло­гопед определяет следующее:

1) механизм и форму речевого нарушения, то есть ха­рактер отклонений в функционировании процессов и опера­ций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности (например, дислалия функциональная: моторная, сенсорная, сенсомоторная; дислалия органическая (механическая); дизартрия: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая, мозжечковая; алалия: моторная аф­ферентная, эфферентная, сенсорная, оптическая; дислексия (фонематическая, оптическая и др.); дисграфия (артикуля-торно-акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); заикание (органическое или функциональное);

2) структуру речевого дефекта, то есть совокупность ре­чевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и ха­рактер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структу­ра речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во мно­гом определяет специфику целенаправленного логопедичес­кого воздействия;


102______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

3) речевую симптоматику. Например, нарушения звуко-произношения по проявлению: сигматизм (отсутствие свистя­щих и шипящих звуков или их искажения: губно-зубной, при-зубный, межзубный, боковой, носовой, свистящий, шипящий); ламбдацизм (отсутствие звуков [л], [л'] или их искажения); ротацизм (отсутствие звука [р]);

4) состояние неречевых психических функций: слу­хового восприятия, внимания и памяти; зрительного вос­приятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико-про­странственных представлений, невербального интеллекта, эмоционально-волевой сферы, особенностей поведения, игро­вой активности (у дошкольников);

5) объем нарушения.

На основе психолого-педагогической классификации учитываются лингвистические и психологические критерии.

В логопедическом заключении, считает Г. А. Волкова, це­лесообразно отразить прежде всего механизм речевого нару­шения, а затем на его основе раскрывать симптоматику и оп­ределять методику логопедической работы.

Варианты пересечения двух классификаций

• Фонетическое нарушение речи или нарушение произно­
шения отдельных звуков (НПОЗ):

—дислалия;

—дизартрия или стертая дизартрия;

—нарушение голоса;

—ринолалия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

—дислалия;

—дизартрия или стертая дизартрия;

—ринолалия.

• Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

—выход из моторной (сенсорной) алалии;

—по типу ЗРР;

—при ЗПР;

—невыясненного патогенеза.

• Общее недоразвитие речи (ОНР: I, И, III уровень речево­
го развития, НОНР):


ВОПРОС 13 J03

—моторная алалия;

—сенсорная алалия;

—сенсомоторная алалия;

—дизартрия или стертая дизатрия;

—по типу ЗРР;

—при ЗПР;

—невыясненного патогенеза.

• Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития):

— стертая псевдобульбарная дизартрия.

• Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития):

—моторная алалия;

—заикание.

• Лексико-грамматическое недоразвитие речи:

— выход из моторной алалии.

• Фонетико-фонематическое нарушения речи:

— стертая псевдобульбарная дизартрия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи:

— открытая органическая ринология.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи:

— моторная функциональная дислалия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи:

— открытая органическая ринолалия*.

• Нарушения темпа и ритма речи:

— заикания;

— тахилалия;

— брадилалия;

—спотыкания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.